Вопрос 1. Предмет теории государства и права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Предмет теории государства и права.



Вопрос 1. Предмет теории государства и права.

Вопрос о содержании предмета теории государства и права традици­онно вызывает споры среди исследователей государства и права и, ес­тественно, решается далеко не одинаково.

Так, одними учеными в качестве предмета теории государства и пра­ва рассматриваются «общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как таковых и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государ­ства и права каждого в отдельности/взятого классового (чаще употреби ляется термин «исторического») типа».

Другими авторами предмет теории государства и права видится в том, что в качестве такового выступают «право и государство как яв­ления общественной жизни, закономерности их возникновения, функ­ционирования, их классово-политическая и общечеловеческая сущность, содержание и формы, юридические отношения и связи, особенности правового сознания и правовой культуры»''.

В третьих случаях предмет теории государства и права представляется как «закономерный процесс возникновения и развития государства и права

на различных исторических ступенях движения классового общества, сущ­ность, содержание, формы и функции государства и права, взаимосвязь государства и права, правотворчество и правоприменение...».

Имеются и иные определения предмета теории государства и права. При существующих между ними различиях все они сходятся в том, что данная наука имеет дело с такими сторонами и процессами государствен­но-правовой жизни, как процесс возникновения, становления и развития государства и права — общие закономерности данного процесса; взаи­мосвязь государства и права; их характерные признаки, формы, сущ­ность, содержание и черты; место и роль государства и права в жизни общества и в его политической системе; право, правосознание, закон­ность и конституционность; законодательный процесс и его отдельные стадии; правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответ­ственность.

Наряду с предметом науковедение выделяет объект науки. Объект есть некая целостность, которая может изучаться и изучается многими науками, и каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет, то есть определенный уча­сток, «срез», сферу, проблематику, выделенные в данном объекте. Таким об­разом, предмет науки - это то, что наука изучает, теоретически осваивает в каком-либо объекте.

Для общей теории права и государства в качестве объектов выступают право и государство, которые в то же время изучаются и другими науками -как юридическими, так и неюридическими (философией, политической на­укой, социологией и др.).

В самом общем виде предмет теории права и государства можно обозначить как закономерности, свойства, стороны, характеристики, общие для всех го­сударственно-правовых явлений и процессов. В любом случае эта проблематика является обязательной составляющей предмета общей теорий права и государ­ства. Вместе с тем нужно учитывать, что теория права и государства может вы­ходить на разные уровни обобщения, и можно вести речь о закономерностях и свойствах определенного круга государственно-правовых явлений. Например, когда речь идет о том или ином типе права и государства.

Существует точка зрения, что к предмету теории права и государства сле­дует относить не только закономерное, но и случайное (проф. А.Б. Венгеров). Видимо, случайное тоже нужно изучать, чтобы отделить его от закономерно­го. Ведь становление общей теория права и государства как системы знаний происходит все-таки на основе общих сведений о праве и государстве.

Говоря о предмете теории права и государства, следует проводить различие между наукой и учебной дисциплиной. Учебная дисциплина базируется на на­уке, может иметь одно с ней название, но это разные системы, каждая из кото­рых имеет свою цель и свое строение. Учебная дисциплина представляет собой систему определенных теоретических сведений, построенную в соответствии с конкретной учебной программой и предназначенную для подготовки спе­циалистов того или иного профиля. Учебная дисциплина ничего не изучает (она изучается сама), и поэтому она не обладает такими характерными для на­уки атрибутами, как предмет и метод. Применительно к учебной дисциплине можно говорить лишь о специфике ее построении, методике изложения науч­ных сведений. Поэтому заблуждается проф. Бабаев, когда находит предмет и метод у учебной дисциплины, отождествляя их с предметом и методом науки (см.: Общая теория права: Курс лекций. Нижний Новгород, 1993. С. 34).

Предмет теории права и государства является достаточно сложным обра­зованием, и составляющую его проблематику можно определенным образом сгруппировать. Исследование предмета теории права и государства предпола­гает характеристику:

а) сущности права и государства;

б) общих черт, присущих праву и государству любого типа и любой системы;

в) общих закономерностей генезиса (происхождения) права и государства;

г) типов и форм права и государства;

д) общих закономерностей, принципов, механизмов развития и функцио­нирования права и государства;

е) общих закономерностей связи права и государства друг с другом и дру­гими социальными явлениями; и др.

Нужно заметить, что к предмету теории права и государства относится и проблематика, связанная с ее «самопознанием» - с характеристикой ее пред­мета, метода, места в системе наук и т. п. То есть и тот вопрос, который об­суждается сейчас.

Сложность предмета теории права и государства определяется и тем, что он охватывает не только статические моменты (собственно право и государ­ство), но и их динамику (в частности, процесс правового регулирования).

Следует учитывать и то обстоятельство, что предмет общей теории права и государства складывается, собственно, из предметов двух, хотя и тесно свя­занных, но тем не менее самостоятельных теорий - общей теории права и об­щей теории государства. Это тоже накладывает свой отпечаток на своеобра­зие предмета данной науки. Скорее всего, что в дальнейшем общая теория права и государства будет существовать лишь как комплексная учебная дис­циплина, базирующаяся на двух науках - общей теории права и общей тео­рии государства.

Проф. С.С. Алексеев предлагает в предмете общей теории права выделять:

а) закономерности права;

б) догму права - непосредственное юридическое содержание правовых отраслей;

в) технику юриспруденции - средства и приемы практической работы юридических органов по правотворчеству и применению права.

Существует точка зрения, что к предмету теории права и государства от­носятся «основные государственно-правовые понятия, общие для всей юри­дической науки» (проф. М.И. Байтин). В целом это верно, но лишь в том слу­чае, когда происходит «самопознание» теории права и государства. Во всех других случаях общетеоретические понятия, выводы, конструкции выступают результатам разработки предмета и входят непосредственно в информа­ционную систему науки, в ее содержание.

 

Вопрос 14. Фома правления.

Форма правления раскрывает три главные характеристики государства:

1. Организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;

2. Взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;

3. Компетенцию этих органов.

Т.о. форма правления – это способ организации и взаимоотношений органов государства между собой (а именно главы государства, парламента и правительства) и их прямые и обратные связи с населением.

Различают две основные формы правления: монархическую и республиканскую. Форма правления зависит, прежде всего, оттипа общества.

Монархическая форма правления воз­никла в условиях рабовладельческого общества. При этом монархия, как орудие диктатуры рабовладельцев, существовала в двух разновидностях: деспотия, как правило, с восточным оттенком (деспот сосредотачивает в своих руках всю полноту власти, опираясь на военный и полицейский аппарат, используя жесточайшие формы насилия, но, тем не менее, проявляя заботу о своем государстве), и тирания, как правило, устанавливаемая в результате государственного переворота (тиран стремится, прежде всего, к удовлетворению своих личных интересов, не проявляя заботы об обществе).

При феодализме монархия, как орудие диктатуры феодалов и привилегированных сословий, стала основной формой государственного правления и прошла в своем развитии ряд стадий: ранняя феодальная монархия (период становления монархии в отсутствие тесных экономических взаимосвязей как в самом государстве, так и с завоеванными территориями), монархия периода децентрализованной феодальной раздробленности (монарх рассматривается как первый среди равных, а фактически иногда и первым не является), усиления централизации и установления сословно-представительной монархии (появляются классы и сословия, на которые может опереться монарх и у которых находят поддержку; появляются представительные органы – Земские сборы, Генеральные штаты во Франции), централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности (власть монарха ничем не ограничена (Людовик XV, Николай I), отсутствие сдержек и противовесов власти монарха).

В государствах буржуазного типа сохранились лишь формальные черты монархического правления.

В н.в. с точки зрения полноты власти монарха выделяют виды монар­хии:

1) Абсолютная (неограниченная). В условиях абсолютной монархии как формы государственного правления монарх по закону обладает всей полнотой верховной государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной. В таком государстве нет парла­мента – законодательного органа, избираемого населением; нет конституци­онных актов, ограничивающих власть монарха (Саудовская Аравия, Катар, Осман, Российская Империя).

Наиболее типичные черты монархической формы правления состоят в следующем:

o существование единоличного главы государства, пользующегося бессрочной пожизненной властью (законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти);

o юридическая независимость и безответственность монарха, подчеркиваемая институтом контрассигнатуры – порядком, при котором утвержденные монархом правовые акты подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра (реже одного из министров), ответственного за исполнение данного акта;

o наследственный порядок преемственности верховной власти;

o концентрация в руках монарха всей полноты власти,

Существую две системы наследования престола – персональная и семейная. При персональной системе трон наследует конкретное лицо, заранее определенное законом. Персональная система имеет несколько разновидностей: салическую (наследниками могут быть только мужчины), кастильскую (в числе наследников могут быть и женщины, и мужчины, но последние имеют преимущество), австрийскую (женщины имеют право занять престол только в том случае, если во всех поколениях династии нет мужчин), шведскую (мужчины и женщины наследуют престол на равных условиях по праву первородства).

2) Конституционная (ограниченная). Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха по конституции ограничена представительным органам. Конституционная монархия возникла в период становления бур­жуазного общества и в настоящее время существует в Англии, Дании, Бель­гии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др. Конституционная монархия может быть

- дуалистической (Марокко, Иордания, Кувейт, Бах­рейн и др.), при которой организация высших органов государствен­ной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное пе­ред ним, а законодательная власть и контрольные функции принадлежат парламенту (при этом, од­нако, монарх обладает правом налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом.);

- парламентар­ной (Великобри­тания, Бельгия, Испания, Швеция, Нидерланды), для которой характерны следующие черты:

o власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, от­сутствует какой бы то ни было ее дуализм;

o исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соот­ветствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;

o правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;

o главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;

o законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.

В некоторых странах существует система министериализма (кабинета), при которой парламент контролируется правительством, состоящим из лидеров партий, обладающих в парламенте большинством (Великобритания).

Т.о. монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу и переходит, как правило, по наследству.

Республиканская форма правления – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Она также характерна для самых различных исторических типов государств.

В условиях рабовладельческого общества существовала: аристократическая республика (власть в основном была сосредоточена в руках должностных лиц, а представительные органы такими полномочиями не обладали – Спартанская, Римская), демократическая республика (в управлении участвует все свободное население, путем выборов, роль и значение должностных лиц, носит подчиненный характер по отношению к представительным органам государственной власти – Афинская демократическая республика).

Республика в условиях феодализма большого развития не получила. Существовали феодальные города-республики, которые в результате укреп­ления своего могущества перешли от городского самоуправления к суверени­тету государства (Флоренция, Вене­ция, Генуя – в Италии, Новгород и Псков – в России, вольные города были также в Германии, Франции, Англии).

В условиях буржуазного типа общества республика становится господствующей формой правления.

В условиях социалистического типа государства предполагалось, что не должно быть никакого разделения властей, т.к. вся власть принадлежит народу. Фактически кандидатуры депутатов определялись партийными органами, а не населением. Кроме того, все важнейшие вопросы решались на партийных съездах и конференциях. Органы представительной власти собирались крайне редко.

Для республиканской формы правления характерны следующие черты:

o верховная власть осуществляется выборными органами (президент, парламент);

o источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов власти, органов местного самоуправления);

o избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;

o использование институтов демократии в разнообразных формах;

o юридическая и политическая ответственность главы государства.

Современная республика может быть:

1) Президентской (США, Аргентина, Бразилия, Мексика), для которой характерно:

o соединение в руках президента полномочий главы государства и прави­тельства;

o президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками);

o президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не пар­ламентом;

o президент наделен такими полномочиями, которые в значительной сте­пени позволяют ему контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экс­тренных случаях функции парламента.

Президентские республики более стабильны и эффективны, чем парламентские. Однако, основным их недостатком является концентрация власти в руках одного лица (президента), что создает предпосылки для злоупотребления ею и трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, при которой представительные органы практически утрачивают свое значение.

2) Парламентарной (Италия, ФРГ, Греция, Ислан­дия, Индия и др.), главной отличительной особенностьюкоторой являет­ся принцип политической ответственности правительства перед парламентом:

o верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением;

o президент является главой государства, но не главой правительства;

o правительство формируется только парламентским путем из числа де­путатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;

o правительство ответственно перед парламентом;

o президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;

o наличие должности премьер-министра, который является главой пра­вительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;

o правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает под­держкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - боль­шинства нижней палаты), а в случае утраты такой поддержки оно либо ухо­дит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов;

o президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д. (т.е. выступает только как официальный представитель и широких политических полномочий не имеет)

Парламентарная республика считается более демократической, нежели чем президентская, т.к. правительство формируется коллегиальным органом – парламентом, а не единолично президентом. Однако при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы (Италия).

3) Некоторые страны относят к «полупрезидентским» республикам (Франция, Финляндия, Россия), т.е. имеет элементы как парламентарной, так и президентской республик. В частности, наряду с сильным президентом, являющимся одновременно главой правительства, в формировании правительства участвует парламент, а правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом.

Некоторые республики превращаются в монархические, в которых президент занимает свой пост пожизненно (КНДР). В условиях военных режимов временно возникают президентско-милитаристские республики (Алжир, Нигерия), в которых устанавливается военное правление.

Форму правления тоталитарного государства называют «извращенной формой республики» или «партократической» республикой, которой прису­щи все черты тоталитарной организации.

Иногда выделяют такую форму правления как аристократия – осуществление верховной власти ограниченным числом лиц (Др. Афины).

 

 

Либертарный подход.

Сторонником либертарного подхода выступает ВС Нерсесянц. Вот что он пишет в отношении социологического подхода: “Ведь право как форму отношений не следует смешивать с фактическим содержанием этих отношений”. Свою точку зрения он имеет и на естественно-правовой подход. “С точки зрения общей теории правопонимания, естественно-правовой подход и либертарный формально-юридический подход - различные формы юридического правопонимания, представляют собой этапы и ступени возникновения, углубления и развития теоретического подхода к праву, исторического прогресса области теоретико-правовой мысли.” Там же. Более того, далее он жестко критикует естественно правовой подход за смешивание права с неправовыми явлениями- моралью, нравственностью, религией и тд.

Итак, либертарный подход дает следующее определение праву: ”…право - это форма отношений равенства, свободы и справедливости, определяемая принципом формального равенства участников данной формы отношений. Везде, где есть (действует) принцип формального равенства (и конкретизирующие его нормы), есть (действует) право, правовая форма отношений. Формальное равенство как принцип права и есть правовое начало, отличительное свойство и специфический признак права. В праве нет ничего, кроме принципа формального равенства (и конкретизация этого принципа). Всё, выходящее за рамки этого принципа и противоречащее ему, является не правовым, а антиправовым.”

 

Вопрос 40. Сущность права.

В философии под сущностью любого явления понимается сово­купность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, выражающих внутренние глубинные, необходимые связи и отноше­ния, которыми определяются все другие свойства и признаки данного явления.

Сущность права – это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. А поскольку праву свойствен волевой характер, то важно, чью волю выражает право, чьи интересы оно воплощает.

Единого представления о сущности права, присущего всем време­нам, народам, различным обществам, не существует, поскольку на право и его сущность большое влияние оказывают состояние эконо­мики, национальный состав населения страны, исторические факто­ры, уровень правовой и политической культуры общества и др. Поэ­тому представления о сущности права не оставались неизменными во все времена и эпохи.

В юридической науке сложилось два главных подхода к определе­нию сущности права:

1) Классово-волевой подход (характерен для марксистской науки) к сущности права заключается в том, что право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления (при таком подходе классовые интересы превалируют над общена­родными, а национальные интересы – над общечеловеческими).

2) Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом – механизм управления делами общества. При этом Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса. Принуждение же необходимо в случае невы­полнения правовых предписаний.

Таким образом, в юридической науке сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны, право выражает волю господствующего класса на государственном уровне. Оно инструмент не только политического господства, но одновременно и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общества, его интересам. Это не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает на­силия, хотя не исключает юридической ответственности.

Право – это динамическая, развивающаяся система, что ее свойства подвержены изменениям в процессе развития человеческого общества, точно так же как изменяется культура, язык.

Сущность права связывается с его интеллектуально-волевым характером, т.к. с ней в целом связано социальное регулирование. Право является выражением не всякой воли, а только той, которая воплощена в официальных актах государства. Поэтому, целесообразнее говорить о государственно-волевом характере права.

Вопрос 41. Воля в праве.

Право – это динамическая, развивающаяся система, что ее свойства подвержены изменениям в процессе развития человеческого общества, точно так же как изменяется культура, язык.

Сущность права связывается с его интеллектуально-волевым характером, т.к. с ней в целом связано социальное регулирование. Право является выражением не всякой воли, а только той, которая воплощена в официальных актах государства. Поэтому, целесообразнее говорить о государственно-волевом характере права.

Воля в психологическом смысле – это способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления; это принятие решений, борьба мотивов (акт выбора и его реализация). Воля в социологическом смысле – это веление, желание, превращенное в повеление. В этом смысле воля является компонентом власти, под которой понимается способность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – авторитета, насилия и т.д. Т.о. под волей, понимается сознательная целеустремленность человека, его активность, которая проявляется в действиях.

Право – проявление воли и сознания людей.

Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования (в праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций).

Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах:

o в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля;

o государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, т. е. формирование права опосредуется волей общества и государства;

o регулирующее действие права возможно лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.

В целом правовое регулирование нацелено на осознанное поведение:

1) Поведение составляет содержание общественных отношений, с которыми связано правовое регулирование: воздействуя на поведение людей, которое также носит осознанный волевой характер, тем самым, воздействуем на развитие общественных отношений, и право, в данном случае, выступает наиболее мощным социальным регулятором общественных отношений, поскольку регулирует наиболее важные общественные отношения (другие социальные регуляторы – нравственность, религия, эстетика) и обеспечено возможностью государственного принуждения.

2) Правовое регулирование предполагает осознанный характер как на уровне выявления потребностей правового регулирования (интеллектуальная деятельность), так и в процессе правотворчества (возведение воли в закон), и в практике реализации и применения права.

В литературе существуют споры, чью же волю выражает право: с т.з. марксистской концепции – это воля экономически господствующего класса, с т.з. современных позиций – воля всего общества.

Вопрос 43. Содержание права.

Содержание права определяется множеством факторов. В содержании права необходимо различать следующие компоненты:

1) Социальное содержание права меняется в процессе развития общества и состоит в: определении правовой структуры общества, привилегий или повинностей различных сословий либо в утверждении всеобщего равенства перед законом, в закреплении разных форм собственности, в охране и регулировании различных общественных отношений (имеет конкретно-исторический характер).

2) Государственная воля, выраженная в виде правовых норм, является непосредственным источником права. Государственно-волевое содержание права представляет собой проявление объективного в праве, когда это содержание обусловлено социально-экономическими, политическими и иными общественными потребностями.

3) Юридическое содержание права состоит в том, что посредством правовых норм определяются субъекты права, их юридический статус, условия вступления в правоотношения, права и обязанности, запреты, юридические факты, виды правоотношений, составы правонарушений и т.п. Т.о. оно разворачивает и конкретизирует признаки права.

Т.о. в содержательном плане право – система формально-определенных, общеобязательных и специально обеспеченных норм, установленных или санкционированных государством для регулирования тех или иных общественных отношений в согласованных им социальных интересах.

Вопрос 45. Принципы права.

Особое место в системе права занимают принципы права – его базовые, руководящие начала, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Именно в принципах и функциях права выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение. Принципы права, с одной стороны, отражают его объективные свойства, обусловленные закономерностями развития данного общества. С другой стороны, в принципах права воплощается его субъективное восприятие членами общества: их нравственные и правовые взгляды, чувства, требования, выражаемые в различных учениях, теориях, направлениях правопонимания.

Выделяют три группы принципов:

1) Первая группа принципов характеризует общее отношение к праву и закону:

o каждый гражданин в отдельности и общество в целом, подчиняясь законам, должны иметь возможность принудить к исполнению закона и самого властвующего;

o закон это то, что народ призывает и устанавливает;

o законы должны соблюдаться;

o свобода заключается в соблюдении законов, а не в их игнорировании;

o кто пользуется правом, тот не нарушает ничьих интересов;

o недопустимо злоупотребление правом;

o закон не имеет обратной силы.

2) Вторая группа принципов характеризует отношение к человеку как высшей ценности права:

o человек не должен быть средством достижения цели, напротив, именно он есть цель;

o человек имеет право на личную неприкосновенность;

o никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору суда и в соответствии с законом; до вынесения приговора обвиняемый считается невиновным (презумпция невиновности);

o ответственность наступает только за вину.

3) Третья группа принципов связана с установлением истины при разрешении споров, с исследованием доказательств:

o никто не может быть судьей в собственном деле;

o никто не может отговариваться незнанием закона;

o да будет выслушана и вторая сторона;

o всякое сомнение – в пользу обвиняемого;

o обман уничтожает юридические последствия;

o отрицательные положения не доказываются.

По своим признакам правовые принципы бывают двоякого рода:

1) Принципы действующего права выступают как отправные положения (правила), которые входят непосредственно в его содержание, представлены в качестве важнейших норм, реально выражены и закреплены в этих нормах (объективированы в действующих конституциях, развиты и конкретизированы в многочисленных НПА, функционирующих в тех или иных сферах общественных отношений). Поэтому принципы, включаемые в данную группу, обладают всеми свойствами правовых норм, обязательны для участников регулируемых отношений. Какое-либо игнорирование их расценивается как нарушение законности в стране.

2) Иные правовые принципы складываются из исходных юридических положений и идей, которые по тем или иным причинам на данном этапе общественного развития в содержание действующего права страны не входят, в виде действующих правовых норм не зафиксированы, их свойствами не обладают. Они либо существуют лишь в роли элемента правосознания, либо находят законодательное закрепление только в некоторые периоды развития новой правовой системы, либо фигурируют в правовой деятельности в качестве непреложных отправных положений, которые порою именуются «правовыми аксиомами». Под последними понимают положения, принятые за истину и не требующие специального юридического доказывания (все, что не запрещено – дозволено).

В современном правоведении понятие принципов права имеет три основных значения.

o Под принципами права понимаются основные, исходные положения, идеи права как специфичного социального регулятора.

o Принципы права можно рассматривать как важнейшие, ключевые установки законодателя, выражающие юридическую политику государства в основных сферах общественных отношений.

o Принципы права обозначают устройство и механизм функционирования конкретных отраслей и институтов права.

Существует ряд классификаций принципов права:

1) В зависимости от типа права различают принципы рабовладельческого, феодального, буржуазного, социалистического права.

2) В зависимости от содержания закрепленные в праве принципы можно подразделить на экономические, политические, идеологические, этические, социальные, религиозные и специально-юридические (принципы общеобязательности и непротиворечивости норм права, подразделения права на частное и публичное, гуманности наказания, соответствия между объективным и субъективным правом).

3) По сфере действия выделяют: общеправовые; отраслевые; межотраслевые; принципы правовых институтов.

Общеправовые принципы распространяют свое действие на всю систему права:

o гуманизм (человек, его права и свободы являются высшей ценностью);

o законность (функционирование гражданского общества, осуществление всех форм государственной деятельности на основании и в соответствии с требованиями права, естественными правами и обязанностями человека);

o справедливость (необходимость поиска соразмерности, соответствия между практической и духовной ценностью личностью и ее социальным положением; между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, заслугами и их признанием, правами и обязанностями, правонарушением и ответственностью и т.д.);

o равноправия (равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека);

o единства прав и обязанностей (предоставленные человеку права и свободы сочетаются с его обязанностью перед обществом);

o народовластии, федерализма в устройстве государства и строении правовой системы, политический, идеологический и экономический плюрализм, принцип незыблемости и неотчуждаемости прав человека, ответственность за вину, и другие.

Отраслевые принципы – такие руководящие начала, которые выражают содержание главных подразделений права и законодательства – их отраслей (запрет принудительного труда и дискриминации в области труда – ст. 2 Трудового кодекса РФ; принцип диспозитивности – стороны и другие участвующие в деле лица могут свободно распоряжаться своими материальными и процессуальным правами).

Межотраслевые принципы определяют характер сразу нескольких отраслей права: принцип неотвратимости ответственности (все отрасли, предусматривающие юридическую ответственность); принцип состязательности (гражданское и уголовное процессуальное право) и т.д.

Принципы правового института действуют в рамках одного института. К ним примыкают такие юридические категории, как правовые презумпции и аксиомы. Они играют важную регулятивную роль в сфере правотворчества, правоприменения, судебной, прокурорской и следственной деятельности, оказывают влияние на становление и развитие правосознания, упрочение законности.

Т.о, принципы права наряду с юридическими нормами способны регулировать общественные отношения. Они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (при применении права по аналогии).

Вопрос 46. Функции права.

Сущность и социальное значение прав



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.254 (0.097 с.)