Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 82. Законность, правопорядок и общественный порядок.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В юридической литературе понимают законность как принцип государственной и общественной жизни, представляющий собой систему требований строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми субъектами юридических норм. В н.в. законность трактуется в трех аспектах как: 1) Принцип государственно-правовой жизни, что означает закрепление законности в качестве основополагающего общеправового начала жизни общества, обращенного в равной мере ко всем субъектам правового общения (населению, государственным органам, общественным объединениям, должностным лицам). 2) Метод государственного руководства обществом, предполагающий, что государство осуществляет свои функции, прежде всего, правовыми средствами и в правовых формах. 3) Режим жизни общества предполагает обеспечение реального верховенства права в жизни общества, правового закона, установление правовых отношений между государственной властью и личностью, распространение ее требований на все сферы жизни. Относительно субъектов законности (лиц, на которых распространяются ее требования) и сферы ее действия существуют разные подходы: o законность касается исполнения только законов и только должностными лицами (нарушения законов, совершенные гражданами и другими лицами, не выступают в качестве нарушений законности, они суть нарушения правопорядка); o ограничение субъектов законности должностными лицами неоправданно: принцип законности является всеобщим, не содержит каких-либо изъятий и распространяется на все сферы действия права (включая частноправовую) и на все НПА. Итак, в общей теории права сложилось узкое и широкое понимание законности. Узкое понятие законности означает требование соблюдать и исполнять только законы государства, а широкое – любые действующие нормативные правовые акты. Структура законности характеризуется в юридической литературе по-разному. Чаще всего выделяют: o нормативную основу законности, которая определяется содержанием действующего законодательства: каково содержание законодательства, таково и содержание законности; o теоретико-мировоззренческую основу законности, которую составляют правовые взгляды, принципы; o средства, приемы и условия осуществления законности;
o систему эффективной защиты законности, включая систему контроля и надзора за действием законов и системы защиты прав и свобод граждан и их объединений. В качестве принципов законности (систему основополагающих начал, глубинных характеристик законности, выражающих ее природу и назначение) в литературе выделяют следующие: o всеобщность ее требований (означает, что ее требования должны быть обращены ко всем в равной степени, никто не может быть выведен из-под действия законов); o верховенство закона (предполагает строгое неукоснительное соблюдение требований закона правотворческими, исполнительно-распорядительными органами, в повседневной деятельности государственных органов и в поведении конкретных физических лиц); o единство (единообразие) законности (предполагает единую направленность законности в области и правотворчества, и правореализации на всей территории страны: единое понимание и применение законов, единство правового регулирования сходных общественных отношений, единые критерии оценки поведения участников общественных отношений); o гарантированность основных прав и свобод граждан (означает, что прочная законность невозможна в стране без действенных, эффективных механизмов ее обеспечения); o реальность, неотвратимость наказания за совершенное правонарушение (характеризует юридическую сторону законности: ее суть составляет своевременное раскрытие любого правонарушения и назначение виновному адекватного наказания или иной меры воздействия, которая должна быть строго индивидуализирована – соответствовать тяжести правонарушения, личности правонарушителя, обстоятельствам, средствам правонарушения, тяжести последствий и другим обстоятельствам); o реальность (выражается в цели законности – достижение фактического осуществления в поведении и действиях требований правовых норм); o недопустимость подмены законности целесообразностью, их противопоставления (участники общественных отношений должны иметь возможность выбора наиболее целесообразного варианта поведения или решения в пределах закона); o связь законности и культурности (законность не может функционировать без опоры на человеческие знания, опыт, общий кругозор, без осознания необходимости соблюдать законы, руководствоваться ими в повседневной жизни).
Требования законности отражают направленность законности, которая обусловлена содержанием норм права. Эти требования, как правило, связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов (требование к государственным органам – охрана прав и законных интересов граждан). Законность связана с целым рядом других социальных явлений: демократией (предполагает законность, а законность, в свою очередь, предполагает демократию), правовой культурой. Правопорядок – это основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников. Правопорядок является реальным итогом, результатом действия законности как конституционного принципа и режима жизни общества. Основные признаки: o это состояние упорядоченности, организованности общественной жизни, существующее объективно и охватывающее наиболее значимые социальные отношения, которые подвергаются регулированию нормами права; o это порядок, предусмотренный нормами права и возникающий в результате фактической реализации этих норм (т.е. является итогом правового регулирования); o это государственно-правовое явление, формирующееся при решающем участии государства и с помощью юридических средств; o это явление, сердцевиной которого являются человек, его интересы, стремления, жизненные потребности, получающие правовое оформление в правах, свободах, обязанностях, законных интересах. Различают материальное (закономерности возникновения, функционирования и развития общественных связей и процессов в структуре правопорядка, взаимосвязи с экономикой, культурой, идеологией), государственно-волевое (совокупный результат государственной воли, а также воли и интересов всех участников правопорядка) и юридическое (реализованность права и законности, систему правовых отношений и связей между субъектами правопорядка, состояние урегулированности и упорядоченности правовых процессов, отношений, связей) содержание правопорядка. В структуре правопорядка выделяют три элемента: правовую структуру общества (государство, его органы, негосударственные образования, объединения граждан и др.), правовые отношения и связи, атрибутивные элементы правопорядка (методы регулирования отношений и поведения людей, процедуры возникновения и развития элементов, правила внутреннего трудового распорядка, правила разрешения трудовых конфликтов и др.). Все указанные элементы структуры правопорядка работают в единстве и образуют единый слаженный механизм. Принципы (основные требования) правопорядка: o определенность (правовое формально-определенное правовое регулирование); o системность (наличие определенной связи системы общественных отношений и системы соответствующих правовых норм); o организованность (организующая деятельность государства в обеспечении правопорядка); o государственная гарантированность; o устойчивость; o единство (единство правовых требований и практики их соблюдения). Правопорядок можно рассматривать как единство права и власти. В нем проявляется наиболее тесная взаимосвязь государства и права (правовое положение и взаимоотношения субъектов общественно-политической государственной жизни четко определены в законах и защищены государственной властью).
Итак, правопорядок является конечным результатом реализации правовых требований и вместе с тем целью правового регулирования, т.к. именно для формирования правопорядка издаются законы, иные НПА, функционируют различные юридические учреждения, государственные органы и, прежде всего, система правосудия, система контрольной власти, различные правозащитные организации и общественные движения. Надо также отметить, что законность и правопорядок выступают основой, ядром общественного порядка, т.е. порядка в обществе. Правопорядок представляет собойчасть общественного порядка. Общественный порядок – это состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех норм и принципов. Правопорядок – вид общественного порядка, который образуется под воздействием права. Его охрана охватывает не все сферы общественного порядка, а лишь ту его часть, которая попадает под действие правового регулирования. Общественный порядок в широком смысле выступает как понятие родовое, а правопорядок – как видовое. Наряду с правопорядком можно выделить и другие виды общественного порядка (порядки, возникающие под воздействием норм нравственности или норм общественных организаций). Взаимодействуя друг с другом, они образуют единую систему социально регулируемых отношений – общественный порядок в широком его понимании. Т.о. различия между правопорядком и общественным порядком состоят в следующем: o у них разная социально-нормативная основа: если для общественного порядка требуется вся совокупность социальных норм, то правопорядок устанавливается с помощью права и законности; o они не совпадают по происхождению: общественный порядок появляется вместе с возникновением человеческого общества, а правопорядок – вместе с государством и правом; o они по-разному обеспечиваются: правопорядок – принудительной силой государства, а общественный порядок – всем обществом. Справочно: Конституционная законность Конституционная законность есть реально действующая система конституционализма, обеспечивающая полное действие правовой Конституции (система юридических средств, обеспечивающая действие всех субъектов права на основе Конституции и в соответствии с ее требованиями). Конституционная законность предполагает:
o правовой характер самой Конституции, т.е. своим содержанием она должна выражать принципы справедливости, свободы и равноправия индивидов, закреплять права и свободы на уровне международных стандартов и гарантировать их реально; при этом человек признается высшей ценностью общества; o верховенство Конституции в правовой системе государства; o прямое действие принципов и норм Конституции (если судебные или иные правоприменительные органы обнаружат, что закон или его отдельные положения не соответствуют Конституции, то они должны непосредственно ссылаться на конкретные нормы Конституции); o действие Конституции на всей территории государства, а в условиях федеративного государства — на территории всех ее субъектов. Режим конституционной законности не действует автоматически, поэтому существует специфический институт конституционного контроля. В мировой практике сложилась следующая система органов конституционного контроля. Это конституционный контроль, осуществляемый: во-первых, главой государства, парламентом, правительством, который принято называть общеполитическим конституционным контролем; во-вторых, специализированными органами на постоянной основе (но их решения не являются окончательными) (Конституционный Совет во Франции, Прокуратура в РФ); в-третьих, судебными органами (судами общей юрисдикции и специализированными судами) (в РФ создан Конституционный Суд как высший судебный орган по защите ее конституционного строя. Конституционное правосудие призвано обеспечить суверенитет России, основные права и свободы человека, верховенство Конституции России и ее непосредственное действие на всей территории Российской Федерации, соответствие положений законодательства и практики их применения Основному Закону страны). Конституционное правосудие оценивается как высшая форма конституционного контроля.
Вопрос 83. Принципы и требования законности. В качестве принципов законности (систему основополагающих начал, глубинных характеристик законности, выражающих ее природу и назначение) в литературе выделяют следующие: o всеобщность ее требований (означает, что ее требования должны быть обращены ко всем в равной степени, никто не может быть выведен из-под действия законов); o верховенство закона (предполагает строгое неукоснительное соблюдение требований закона правотворческими, исполнительно-распорядительными органами, в повседневной деятельности государственных органов и в поведении конкретных физических лиц); o единство (единообразие) законности (предполагает единую направленность законности в области и правотворчества, и правореализации на всей территории страны: единое понимание и применение законов, единство правового регулирования сходных общественных отношений, единые критерии оценки поведения участников общественных отношений); o гарантированность основных прав и свобод граждан (означает, что прочная законность невозможна в стране без действенных, эффективных механизмов ее обеспечения);
o реальность, неотвратимость наказания за совершенное правонарушение (характеризует юридическую сторону законности: ее суть составляет своевременное раскрытие любого правонарушения и назначение виновному адекватного наказания или иной меры воздействия, которая должна быть строго индивидуализирована – соответствовать тяжести правонарушения, личности правонарушителя, обстоятельствам, средствам правонарушения, тяжести последствий и другим обстоятельствам); o реальность (выражается в цели законности – достижение фактического осуществления в поведении и действиях требований правовых норм); o недопустимость подмены законности целесообразностью, их противопоставления (участники общественных отношений должны иметь возможность выбора наиболее целесообразного варианта поведения или решения в пределах закона); o связь законности и культурности (законность не может функционировать без опоры на человеческие знания, опыт, общий кругозор, без осознания необходимости соблюдать законы, руководствоваться ими в повседневной жизни). Требования законности отражают направленность законности, которая обусловлена содержанием норм права. Эти требования, как правило, связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов (требование к государственным органам – охрана прав и законных интересов граждан). Законность связана с целым рядом других социальных явлений: демократией (предполагает законность, а законность, в свою очередь, предполагает демократию), правовой культурой. Под гарантиями законности понимается обусловленная закономерностями общественного развития система условий, средств, факторов, обеспечивающих процесс реализации законности. Принято выделять: 1) Общие условия как гарантии законности – объективные условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование: экономические, политические, идеологические, нравственно-духовные условия и средства, правовые гарантии (устойчивость экономического развития, денежной системы, низкий уровень инфляции, максимальная занятость населения и трудоустройство или сильная государственная власть, пользующаяся поддержкой общества, обеспечивающая стабильное развитие последнего, и др.). 2) Специальные средства как гарантии законности. К ним относятся организационные специальные средства (система организационных гарантий, обеспечивающих укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав личности, создание надлежащих условий для работы юрисдикционных и правоохранительных органов – наличие Прокуратуры в РФ) и собственно юридические условия и средства, в число которых включают: o состояние законодательства, в том числе полнота его, стабильность, уровень юридической техники, используемые средства правового регулирования; o средства обнаружения правонарушений и качественная работа правоохранительных органов, а также органов судебной защиты; o средства предупреждения и пресечения правонарушений (задержание, арест и пр.); o меры восстановления и защиты нарушенных прав (устранение последствий правонарушения – принудительное взыскание алиментов) o меры юридической ответственности; o высокий уровень контроля и надзора за реализацией НПА; o развитое правосознание и высокая правовая культура населения и общества в целом; o процессуальные гарантии; o правосудие.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.119.119 (0.013 с.) |