Вопрос 48. Понятие и виды социальных норм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 48. Понятие и виды социальных норм.



Социальные нормы – это определенные образцы, стандарты, моде­ли поведения участников социального общения (правила пове­дения в обществе, отражающие потребности и интересы людей).

Социальные нормы могут быть следующих видов:

o Обычаи, т.е. правила поведения, утвердившиеся в результате их длительного применения и вошедшие в привычку. Их нередко отождествляют с «нравами» и «традициями», но неравнозначные понятия. Нравы – правила или обычаи, имеющие нравствен­ное содержание и значение; традиции – правила поведения, которые унаследованы от предшествующих поко­лений. Разновидностью обычаев является деловой обычай.

o Религиозные нормы – разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательную силу для исповедующих ту или иную веру. В качестве нормативного регулятора используется та часть религиозных норм, которые регули­руют ритуальную и догматическую (заповеди) стороны. Они имеют некоторое сходство с нормами права: они формализованы в известной мере, документально зафиксирова­ны в Библии, Коране, Талмуде и нередко выступают источниками права.

o Корпоративные нормы – правила поведения, создаваемые в общественном объединении, общественной организации и регулирующие отношения между членами данных объединений. Эти нормы: распространяются только на членов данной организации; закрепляются в уставе, положении и принимаются на общих собраниях, конференциях, съездах; определяют права, обязанности членов объединения, а также структуру, порядок формирования, компетенцию руководящих органов и другие вопросы внутренней жизни объединения; обеспечиваются специальными санкциями: предупреждение, выговор, исключение из организации и др. Корпоративные нормы сходны с юридическими – они формализованы, т.е. закреплены в соответствующих актах, обязательны для членов общественной организации, принимаются по определенной процедуре, могут быть систематизированы, снабжены конкретными санкциями.

o Политические нормы регулируют поведение субъектов политической жизни, отношения между политическими партиями, другими со­циальными группами по поводу государственной власти. Они: закрепляются в политических документах (декларациях, про­граммных документах партий и политических движений и т.д.); адресуются субъектам, участвующим в политической сфере и преследующим политические цели и задачи; направлены на проявление активности в политической сфере.

o Мораль представляет собой правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедливости, долге и служащие мерилом и оценкой деятельности индивидов, организаций и других субъектов. Мораль тесно связана с нормами права: они практически действуют в одних и тех же сферах, поддер­живают друг друга, их действие пересекается. Но в то же время они остаются самостоятельными нормативными регуляторами обществен­ных отношений. Мораль – универсальный регулятор, распространяющийся практически на все действия людей. В отличие от правового регулирования нормы мора­ли имеют менее формализованный характер, они не обеспечиваются государственным принуждением, а их санкцией является общественное осуждение.

o К социальным относятся также нормы международного права, которые закрепляются в межгосударственных договорах, соглашениях, пактах и т.д. (согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы).

Всем социальным нормам присущи общие черты:

o они носят социальный характер, т.е. формируют соци­альные структуры и регулируют социально значимое поведение человека;

o имеют один и тот же объект регулирования — общественные отношения и адресуются людям и их объединениям, причем адресаты определены не конкрет­но (поименно), а путем указания на их типовые признаки;

o как нормативные явления (типовые регуляторы поведения) они определяют границы должного и возможного поведения субъектов;

o характеризуются многократностью действия, т.е. направляют поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях (социальная норма вступает в действие всякий раз, когда возникает типовая ситуация, предусмотренная как условие ее вступления в процесс регулирова­ния);

o основаны на свободе воли индивида, т.е. возможности выбора варианта поведения (при отсутствии свободы выбора не наступает ни правовой, ни моральной, ни иной ответственности индивида, так как он был лишен возможности выбрать иной вариант поведения);

o преследуют одну и ту же цель – упорядочение общественных отношений, внесение в них организующих начал;

o социальные нормы складывают­ся исторически, закономерно, под давлением социальной необходимости, т.е. объективно;

o социальные нормы как нормативное выражение со­циальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер;

o социальному регулированию присуща процедурность, т.е. наличие тех или иных процедурных форм, детально регламентирован­ных порядков реализации, действия социальных норм;

o каждый нормативный регулятор имеет меха­низмы обеспечения реализации (санкционирование) своих предписаний.

Право относится к социальным нормам, поэтому ему присущи те черты, которые свойственны всем социальным нормам. В то же время право отличается спецификой по сравнению с другими социальными нормами.

o нормативность: право четко определяет права и обязанности субъектов правового общения, а также меры юридической ответственности за их нарушение;

o нормы права имеют дифференцированное внутреннее строение, т.е. в норме права можно выделить гипотезу, диспозицию и санкцию;

o иерархичность (субординация) в системе права имеет строго определенное место, поскольку каждая норма занимает свое место;

o право – сложное институциональное образование, состоящее из норм, институтов, подотрас­лей и отраслей права;

o право в целом выражает идеи справедливости (справедливым считается то, что служит благу человека и не ущемляет интересов других людей, не наносит вреда обществу), свободы (как неотъемлемого свойства) и равноправия (формальное равенство, т.е. право должно устанав­ливать равную для всех меру поведения, или равную меру свободы, принцип формального равенства означает, что люди равны между собой как субъекты права) людей, эти критерии складываются в сознании людей и затем закрепляются в за­конодательстве;

o право имеет свой предмет регулирования – наиболее важные, фундаментальные институты жизни общества (власть, государство, порядок в обществе, собственность и т.д.);

o право, регулируя поведение и действия людей, воздействует на их сознание и чувства: если право отражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей, то они добровольно, по внутреннему убеждению подчиняются правовым предписаниям;

o формальная определенность – специфическая форма выражения и закрепления: законодательство в широком смысле, включающее не только законы, но и указы, постановления, другие виды нормативных правовых актов;

o право характеризуется связью с государством, что делает его общеобязательным, и возможностью применить государственное принуждение или иные меры государственного воздействия для обеспечения действия права;

o право отличается процедурностью, т.е. устанавливает определенные процедуры для своей реализации, определяющие точные права и обязанности участников правового общения.

Справочно: Система социальных регуляторов

В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздей­ствие на развитие общественных отношений, на поведение людей. Уже в первобытном обществе действовали свои регуляторы – система мононорм, регулировавших значимые для жизни родовой общины наиболее важные общественные отношения.

Регулирование означает определять поведение людей и их объединений, придавать ему конкретное направление, вводить в конкретные рамки, упорядочивать.

В регулятивной системе принято выделять:

1) Нормативное регулирование – регулирование посредством норм, т.е. одинакового масштаба, меры поведения, путем установления кон­кретных, четких рамок поведения участников общественных отно­шений. Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет целью упорядочение общественных отношений, в т.ч. с помощью механизма социального принужде­ния. Социальное принуждение может быть:

o государственным, применяемым в случае нарушения норм права;

o моральным, которое выражается в общественном осуждении нарушения норм нравственности и этических норм;

o со стороны общественных объединений, когда нарушаются корпоративные нормы, т.е. нормы уставов, положений общественных объединений и др.;

o со стороны мирового сообщества – в случае нарушения общепризнанных норм и принципов международного права.

Систему нормативных регуляторов составляют: нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. Разновидностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; прецедент судебный и административный. К специфическим нормативным регуляторам относятся религиозные нормы.

2) Ненормативные регуляторы бывают трех видов:

o Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок (формиру­ются в культуре общества или отдельных народов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т.д.). Он содержит в себе традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы.

o Директивный регулятор есть способ воздействия на общественные отношения с помощью директивы, приказа, указания, направленных на решение какой-либо важной задачи, цели.

o Информационный регулятор представляет собой воздействие на общ­ественные процессы с помощью СМИ для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям.

Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых норм, так и затормозить, блокировать или нейтрализовать, исказить их действие.

Действующие в обществе нормы принято подразделять на две большие группы:

1) Технические нормы регулируют отношения между людьми и внеш­ним миром – природой, техникой, не имеют социаль­ного содержания, но их соблюдение важно (биологические, санитарно-ги­гиенические, технологические, экологические и др.). Их нельзя ото­жествлять с законами природы. Технические нормы создаются людь­ми, а законы природы существуют объективно, т.е. не зависят от воли человека. Другая т.з.: технические нормы являются социальными, т.к.:

o главным объектом регулирования также является пове­дение людей (установление общественных отношений во всех случаях соци­ального регулирования);

o технические нормы имеют социальное значение, которое с развитием технической сферы, искусственной среды обитания человека все возрастает.

Наиболее важные технические нормы закрепляются в нор­мах права, приобретают юридическую силу и называются технико-юридическими. За их нарушение устанавливается юридическая ответственность (правила противопожарной безопасности, ПДД, различные ГОСТы, стандарты и т.д.).

Технико-юридические нормы – это нормы, которые в качестве диспози­ции (регулятивного предписания) имеют техническую норму, а в качестве санкции (охранительной нормы) - юридическую норму. Поэтому их можно расценивать и как юридические нормы технического содержания, и как раз­новидность технических норм.

2) Социальные нормы – это определенные образцы, стандарты, моде­ли поведения участников социального общения (правила пове­дения в обществе, отражающие потребности и интересы людей).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.02 с.)