Вопрос 24. Понятие, характеристика бюрократии и ее роль в деятельности государственного аппарата. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 24. Понятие, характеристика бюрократии и ее роль в деятельности государственного аппарата.



Бюрократия и бюрократизм стары, так же как старо государство, они неотрывны от него, во многом характеризуют его механизм (аппарат). Слово «бюрократия» (франц. bureau – стол, канцелярия и греч. kratos – власть) буквально означает столоначальство, власть канцелярии, конторы. Термин «бюрократия» введен в научный оборот в середине XVIII в. французским экономистом Винсентом де Гурней. Он употреблял его для обозначения способа осуществления государственной власти с помощью оплачиваемых чиновников. С течение времени это термин менял свое содержание и смысл.

Основные черты бюрократии:

o это явление общественное, социальное, присуще только социуму (обществу);

o бюрократия, как и демократия неразрывно связана с таким социальным явление как власть;

o бюрократия может касаться не только власти государственной, но и власти в любой общественной организации. Бюрократия может существовать только в том случае, когда объект и субъект власти разделены, отчуждены друг от друга (что характерно для государственной власти). В этом и состоит объективная основа бюрократии.

Чаще всего теория бюрократии сводится к трем основным типам:

1) Теория Макса Вебера, или теория рациональной бюрократии (составила фундамент современной практики государственного управления многих западных стран):

o Бюрократы – профессиональные управленцы, без которых не может существовать ни одно общество в организованной форме. Они представляют собой абсолютно необходимую часть государственного аппарата и, хотя сами не создают никаких материальных ценностей, тем не менее, выполняют социально полезные функции;

o Бюрократическая организация – это рациональное институциональное устройство для решения сложных задач управления, которое характеризуется ведением дел компетентными и беспристрастными исполнителями в полном соответствии с законом;

o Упорядоченность делопроизводства, т.е. наличие обязательных регламентированных процедур, соблюдение которых строго необходимо для каждого чиновника, и отступление от которых расценивается как должностной проступок;

o Иерархическая организация – наличие должностной субординации;

o Внутриорганизационная деятельность, осуществляемая в форме письменных документов, которые подлежат длительному хранению.

o Свобода от субъективных влияний при принятии решений, т.е. обезличенность функционирования, что дает гарантии от произвола конкретных исполнителей;

o Наличие профессиональных знаний, в т.ч. в области права.

Вебер считал, что бюрократическая организация представляет собой самую совершенную в техническом отношении организационную форму управления.

Современные теории бюрократии исходят в основном из веберовской концепции, дополнив ее необходимостью учета субъективного фактора, который Вебер отрицал (речь идет о человеческой стороне организации управления, об учете социально-психологических аспектов поведения управленцев), и идеей самоуправления, т.е. участия населения в управлении обществом.

2) Для марксистской теории характерно отрицание ценности и социальной полезности бюрократии как системы управления. Здесь бюрократия представляется как абсолютное зло, как явление, чуждое трудящимся и непригодное для социалистического общества. Т.о. эта теория отождествляет понятия бюрократии и бюрократизма. Протест против использования профессиональных управленцев (знаменитый тезис Ленина: «Каждая кухарка может управлять государством»). Превращение системы в командно-административную.

3) Восточная теория (имперская, азиатская, китайская). Восточная система управления не была публичной службой, поскольку все чиновничество работало на обеспечение нужд центральной власти, а не служило обществу.

Т.о. бюрократия — это определенный способ организации власти в официальных общественных образованиях.

Необходимо различать бюрократию и бюрократизм. Бюрократизм — это совокупность свойств, качеств, признаков, характеризующих бюрократически организованную властно-управленческую систему. По существу, бюрократия и бюрократизм – это одно и то же явление, но рассматриваемое в разных плоскостях, в разных отношениях. Бюрократизм порожден негативными чертами бюрократической организации, которые состоят в следующем:

o отрыв аппарата управления от общества, в результате чего исполнительная власть становится фактически независимой и безответственной;

o чиновники превращаются в самостоятельную силу, которая стремится подчинить правила управления собственному сохранению и использует свое положение для распоряжения общественными делами;

o чиновник не может быть абсолютно беспристрастным при выполнении управленческих полномочий, поскольку у него есть собственный интерес и он стремится навязать его обществу;

o в бюрократической организации заложен антидемократизм, т.к. чиновник считается единственно компетентным лицом;

o бюрократизм ведет к бессмысленному формализму (соблюдению процедуры);

o расширение деятельности государственного аппарата, увеличение его штатов, а, следовательно, к усложнению контроля над ним;

o стремление выйти из-под контроля общества и обеспечить монополию власти;

o консерватизм, безразличие к конечному результату своей деятельности.

Бюрократизм – это следствие недемократического формирования аппарата (ввиду недостаточного использования конкурсности), предоставления чиновникам необоснованных привилегий и т.д. Бюрократизм – один из факторов развития коррупции, которая есть не что иное, как продажа бюрократом «своей» власти.

Бюрократизмом может быть поражен любой уровень государственной власти: должностное лицо, государственный орган, государство в целом. При этом бюрократизм представляет собой явление динамическое, он подвержен трансформации, то есть во властно-управленческой системе его может быть больше, а может быть и меньше. Причем, чем больше в системе бюрократиз­ма, тем меньше в ней демократизма, и наоборот. Следовательно, борьба с бю­рократией возможна и необходима. И здесь нужно обратить внимание на сле­дующее обстоятельство.

Ранее было замечено, что радикальным средством борьбы с бюрократизмом является изменение самого принципа управления, то есть переход на само­управление. Однако такой переход возможен не в любых социальных условиях и не для всех властных систем. И в таких случаях должна быть разработана и применена система тактических мер борьбы с бюрократизмом.

Итак,бюрократизм можно охарактеризовать как социальную аномалию, патологию, присущую профессиональным (отделенным от объекта управле­ния) властно-управленческим системам (как государственных, так и негосу­дарственных организаций), суть которой в том, что властный субъект начина­ет постепенно утрачивать качества элемента в целостной системе властеотношения «субъект – объект», т.е. перестает в своей профессиональ­ной деятельности ориентироваться на ту цель, для которой он создан, и начи­нает работать на себя, на сохранение и упрочение своего статуса, учитывая в первую очередь свои собственные интересы, а в дальнейшем переходит к раз­рушительной экспансии внутри системы, что, в конечном счете, приводит к ги­бели самой властно-управленческой системы.

Справочно: Государственная служба

Государственный служащий – гражданин, занимающий должность в государственном органе и на профессиональной основе, т.е. за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджетов, реализующий задачи и функции этого органа.

Государственная служба – профессиональная общественно-полезная деятельность по реализации задач и функций государства лицами, занимающими должности в государственных органах.

Наряду с государственными действую муниципальные служащие, которые исполняют обязанности по муниципальной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Государственный служащий наделяется специальным правовым статусом, особенностями которого являются:

o особый порядок принятия на службу: система назначения на конкурсной и контрактной основе, периодическая аттестация, служебные чины и звания и т.п.;

o система строгого административного подчинения, действия в пределах служебных должностных инструкций, бюрократический характер работы;

o особый порядок соблюдения принципа законности (обязанность соблюдения конституции и законов, ведомственных инструкций, приказов и распоряжений);

o возмездный характер труда;

o дисциплинарная и должностная ответственность в ряде случае в особой форме, установленной контрактом или уставом соответствующего органа власти;

o принцип гласности – «прозрачность» частной жизни государственного служащего.

Государственная служба предусматривает также ряд ограничений к государственным служащим: запрет на занятие другой оплачиваемой деятельности, предпринимательской деятельностью и т.п.

Виды государственных служащих:

1) В зависимости от видов государственной деятельности: служащие представительных органов, органов исполнительной власти, органов судебной власти;

2) По характеру труда: руководители, специалисты, технические исполнители;

3) По юридическим свойствам должностей: служащие, имеющие государственно-властные полномочия и не имеющие таковых;

4) По роду деятельности: служащие в государственном аппарате, военнослужащие;

5) В зависимости от правового режима: штатные и внештатные служащие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.252.37 (0.009 с.)