Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 78. Толкование права.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Необходимость толкования норм права возникает в процессе правоприменения, поскольку невозможно применить норму права, не уяснив ее точный смысл. В то же время толкование имеет значение и для деятельности государственных органов по изданию и систематизации НПА. Толкование – это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания НПА, раскрытие выраженной в них воли законодателя и социальной направленности в целях их реализации и совершенствования. Толкование, в конечном счете, служит практическому осуществлению правовых норм. Нопроцесс толкования не должен никаким образом изменять действующие юридические нормы или создавать новые. Объектами толкования выступают любые источники права: закон или иной акт государственной власти, устанавливающий правовые нормы, правила поведения, в т.ч. правоприменительный акт, договор. Толкование права включает в себя два компонента: 1) Уяснение – толкование как внутренний интеллектуально-мыслительный процесс, направленный на познание юридической нормы (толкование «для себя»). Толкование может ограничиваться одним уяснением, однако в тех случаях, когда осуществляется и разъяснение, процесс уяснения выступает как первая стадия общего процесса толкования. 2) Разъяснение (интерпретация) – продолжение мыслительного процесса уяснения, но адресованное другим субъектам (толкования «для других»). Разъяснение содержания правовой нормы дают специально уполномоченные на толкование норм права субъекты. Оно может быть двух видов: официальное и неофициальное. Необходимость толкования НПА обусловлена рядом моментов: при уяснении смысла нормы права исследуются не только ее содержание, но и ее правовые связи с другими предписаниями и элементами самой нормы, а также связи нормы права с другими общественными явлениями. Уяснение нормы права осуществляется при помощи специальных приемов – способов толкования (уяснения): 1) Грамматическое толкование – совокупность специальных приемов, направленных на уяснение текста на основе анализа отдельных слов, лексической связи между ними (выясняется значение слов, терминов, знаков препинания, исследуются структуры предложений и т.д.). 2) Логическое толкование – совокупность специальных приемов, основанных на непосредственном использовании законов и правил формальной логики для исследования логической связи между отдельными положениями нормы акта или акта (разбор акт по существу: устанавливается гипотеза, диспозиция, санкция; выясняется характер содержащегося правила поведения, пределы его применения). 3) Систематическое толкование – совокупность специальных приемов, обусловленных системностью права и законодательства и направленных на анализ связей толкуемого нормативного положения с другими элементами системы права и системы законодательства (определение места и значения данной нормы с другими нормами в данном институте, данной отрасли, подотрасли права). 4) Историко-политическое толкование – совокупность специальных приемов, направленных на уяснение цели издания НПА, анализ исторической обстановки, социально-экономических и политических факторов, обусловивших его издание и оказавших влияние на волю законодателя. Без учета историко-политической обстановки, в которой принималась нормы или акт, создается опасность принятия решения формально правильных, но по существу противоречащих тем задачам, которые ставились при регулировании общественных отношений. 5) Телеологическое (целевое) толкование позволяет обеспечить правильное, точное и единообразное понимание и применение закона (направлено на выявление целей издания акта при существенных изменениях общественно-политической обстановки в стране и коренных изменениях правового регулирования общественных отношений). 6) Специально-юридическое толкование – совокупность специальных приемов, основанных на изучении технико-юридических приемов выражения воли законодателя, т.е. на правилах юридической техники. Содержание норм права устанавливается посредством анализа юридических терминов, понятий, конструкций. Предполагается использование следующих приемов: нормативное толкование (установление нормативности правила поведения); уяснение особенностей юридических конструкций; определение отраслевой принадлежности нормы; терминологическое толкование; сопоставление содержания нормы с примечаниями к ней, оговорками и другими приемами. 7) Функциональное толкование сводится к учету условий и факторов, при которых реализуется норма права, в том числе особенностей места, времени и других обстоятельств (при определении алиментов суд должен учитывать материальное, семейное положение сторон и другие «заслуживающие внимание» обстоятельства). Для установления точного смысла нормы и воли законодателя используются одновременно не все приемы, а лишь некоторые из них (в сложных случаях – все). Говоря о видах толкования, следует учитывать, что речь идет о видах двух связанных, но разных явлений: о видахрезультатов уяснения и о видах разъяснения. Толкование-уяснение по своему объему может быть: 1) Буквальное толкование – толкование в соответствии с точным текстом закона, т.е. по своему содержанию толкуемая правовая норма соответствует правовой норме, выраженной в законе. Буквальное толкование производится при помощи любого способа толкования. 2) Ограничительное толкование имеет место, когда действительный смысл, содержание нормы уже ее текстового оформления, т.е. конечный результат уяснения по объему уже грамматического толкования (закон толкуется в более узком смысле). 3) Распространительное (расширительное) толкование имеет место тогда, когда конечный результат толкования (подлинная воля законодателя) по объему шире буквального текста (закон толкуется в более широком смысле). (2) и (3) допускаются только в точном соответствии со смыслом закона, с его точным содержанием и являются средством его правильного и точного применения. Толкование-разъяснение делится на виды в зависимостиот субъекта, дающего это разъяснение. По этому признаку оно может бытьофициальным или неофициальным. Официальное толкование дается уполномоченным на то органом, формулируется в специальном акте, формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы и является юридически значимым, так как вызывает юридические последствия и ориентирует на единообразное понимание юридической нормы. Официальное разъяснение может быть: 1)Нормативное толкование – это разъяснение общего характера, имеющее целью дать общий ориентир для правоприменения и относящееся к неограниченному числу случаев (как типовому регулятору поведения): o Аутентичное (авторское) толкование исходит от органа, издавшего данный акт (Правительство вправе толковать лишь свои акты). o Легальное толкование носит подзаконный характер и осуществляется по поручению органа, издавшего конкретный акт, или когда этому органу дается соответствующее полномочие законодателем (Верховный суд РФ, обобщая судебную практику, дает судам разъяснения по вопросам применения закона к той или иной категории дел). 2) Казуальное толкование как вид официального толкования представляет собой официальное разъяснение НПА применительно к конкретному случаю и имеет основной целью правильное решение именно данного дела. В юридической литературе иногда нормативное и казуальное толкование подразделяют на два подвида: судебное (разъяснение смысла норм права судами: имеет характер официального документа, обязательно для нижестоящих судов, оказывает непосредственное регулирующее воздействие на общественные отношения, на систему законодательства и учитывается правотворческими органами при обновлении законодательства) и административное (разъяснение смысла норм права органами исполнительной власти по вопросам управления, социального обеспечения и т.п.). Т.о. они имеют характер источников права. Неофициальное толкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может бытькакустным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Оно подразделяется на: обыденное толкование (даваемое гражданами в быту, в повседневной жизни, при обсуждении законопроектов), профессиональное толкование (исходящее от лиц, имеющих специальное образование – адвокатами, юрисконсультами и т.д.), доктринальное толкование (толкование, основанное на научном исследовании действующего права (осуществляемое учеными в статьях, монографиях, комментариях и т.п.), не являющееся обязательным и имеющее силу на основании авторитета толкователя). Толкование норм права и НПА тесно связано с их конкретизацией, осуществляемой в процессе подзаконного правотворчества (решения Конституционного суда). Нормы права могут конкретизироваться и при их толковании. Субъектами конкретизации могут быть только субъекты толкования, обладающие соответствующими полномочиями, т.к. она вносит нечто новое в содержание правового установления. Справочно: Интерпретационные акты Интерпретационные акты – одна из разновидностей правовых актов. Имеют следующие особенности: o закрепляют разъяснительное решение соответствующего компетентного органа; o представляют собой официальный акт, обладающий определенной структурой, содержанием, формой, стилем изложения и пр.; o имеет своим содержанием общие нормативные или персонально адресованные, индивидуально-конкретные юридические разъяснения; o принимаются в определенной процедурно-процессуальной форме; o носят властный, обязательный характер; o обеспечены различными средствами юридической защиты; o вызывают определенные юридические последствия; o являются подзаконными, вспомогательными правовыми актами; o по мнению ряда ученых, обладают обратной силой. Классификация интерпретационных актов: 1) По внешней форме: письменные и устные. 2) По субъекту толкования: акты законодательных органов, акты судебного толкования, акты толкования исполнительных органов, акты органов прокуратуры. 3) По юридической значимости: акты нормативного и казуального толкования. 4) По юридической силе: в зависимости от места интерпретационного органа в иерархии государственной системы. 5) По отраслям: уголовно-правовые, гражданско-правовые и пр. 6) Акты судебного и административного толкования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.153 (0.011 с.) |