Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 52. Нормативно-правовой акт как источник права.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
НПА – главный источник права. Его характерные черты определяются тем, что он, с одной стороны, является одним из источников юридических норм, а с другой – разновидностью правовых актов. НПА – акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях подчиненности с другими актами. Т.о. НПА: o содержит юридические нормы; o представляет собой официальный письменный акт-документ; o является результатом особой деятельности государства, которую именуют правотворческой (исходят от государства: государственных органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их); o принимаются в особом порядке, называемом «правотворческий процесс», либо в порядке делегированного законодательства, либо в порядке референдума (но, так или иначе, с участием государства и выражением его воли). Нормативные акты следует отличать от ненормативных, или индивидуальных, актов и актов применения права: приговоры суда приказы руководителей управленческих органов. Их объединяет общая юридическая природа, и те и другие содержат государственно-властные предписания, но у актов применения эти предписания имеют индивидуальный, конкретный (по субъектам и содержанию) характер. Ненормативные акты принимаются на основе нормативных актов, в том числе законов; адресуются конкретным лицам или органам; принимаются по оперативным вопросам и прекращают свое действие в связи с исполнением данного индивидуального акта. Основная задача НПА, как и любой формы права, хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов. В этом плане нормативно-правовой акт является наиболее удобной и совершенной формой права – как для «рядовых» субъектов права, так и для государства. Посредством него государство может оперативно осуществлять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества, координировать всю работу по управлению общественными процессами. НПА: o дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов; o иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить; o конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках, Виды нормативно-правовых актов. 1) Законы – выражение воли народа, акт высшей власти государства. Закон в материальном смысле – это установление обязательного положения абстрактного содержания, общей нормы независимо от того, каким органом эта норма устанавливается. Закон в формальном смысле – акт любого содержания, издаваемый в особом законодательном порядке. Закон – НПА, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Закон обладает следующими признаками: o принимается высшими органами государственной власти или в порядке референдума; o ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права; o принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке; o регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные связи, отправные начала правового регулирования; o должен отражать волю и интересы общества в целом; o исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь «вкрапления» индивидуально-властных предписаний). В н.в. в российской правовой системе существуют следующие виды законов: конституционные ((а)-(в)) и обыкновенные. а) Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего законодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актов Российского государства определяется следующим: принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа; устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя; содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления; принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества. б) Конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия. Характерные черты конституционных законов: являются продолжением действия конституционных норм и принципов; обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия; регулируют основополагающие и устойчивые общественные отношения; обладают более высокой юридической силой по сравнению с текущими законами; имеют четко очерченную сферу регламентации (в ранге конституционных принимаются только те законы, которые прямо предусмотрены конституцией); принимаются в первоочередном порядке. В Конституции РФ 1993 г. предусмотрено издание 14 конституционных законов (о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Конституционные законы имеют более сложную, чем обыкновенные законы, процедуру принятия. В РФ на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента. в) Законы о поправке к Конституции (выделен решением Конституционного суда). г) Законы РФ принимаются Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. По юридической силе они могут быть: o кодификационные: основы законодательства (федеральный закон, закрепляющий основные положения и принципы регулирования отдельных общественных отношений, в определенных институтах и отраслях права) и кодексы (кодификационный закон, который на основе общих принципов права объединяет правовые нормы, регулирующие какую-то отдельную группу, область общественных отношений); o текущие, в т.ч. законы о ратификации и денонсации международных договоров. В федеративном государстве законы разделяют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов Федерации. Делегированное законодательство – новый вид для России. Суть делегированных законов состоит в том, что законодательные органы делегируют исполнительным органам (правительству) право принимать акты в форме законов. Это делается в целях оперативного решения некоторых важных проблем (защиты прав и свобод человека и гражданина). Однако, делегируя полномочия, законодатель предусмотрел определенные гарантии с тем, чтобы не было злоупотребления этими полномочиями: точный перечень вопросов, которые могут стать предметом законодательного регулирования со стороны исполнительной власти, указан срок, на который делегируются полномочия; принятые законы на основе делегирования находятся под контролем законодательных органов, и они вправе отменить данные акты, если будет обнаружено злоупотребление делегированными полномочиями. В качестве еще одного вида законов называют законы, принимаемые в порядке референдума. Эти законы обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только референдумом. 2) Подзаконные акты – акты органов исполнительной власти, они не могут противоречить законам. К ним относятся: а) Указы Президента РФ, содержащие нормы права, предусмотрены ст. 90 Конституции РФ, принимаются в пределах компетенции Президента и обязательны для исполнения на всей территории страны. Помимо нормативных указов Президент вправе принимать акты ненормативного характера – распоряжения по оперативным вопросам. б) Постановления Правительства РФ издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Они могут быть отменены Президентом РФ в случае их противоречия актам, имеющим более высокую юридическую силу. Помимо нормативных постановлений Правительство вправе издавать распоряжения и заключения ненормативного характера. в) Ведомственные акты издаются министерствами, государственными комитетами и федеральными службами в пределах их компетенции. Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Акты этой группы очень многочисленны и многообразны: приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д. Все они издаются для реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни (промышленность, наука, культура, здравоохранение, безопасность и т.д.) и обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц. Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. г) Акты органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, издаваемые по вопросам своей компетенции. 3) К источникам права в РФ можно также отнести акты палат Федерального собрания, принимаемые по вопросам своего ведения, в т.ч. регламенты. 4) Особой разновидностью нормативно-правовых актов можно считать локальные нормативные акты (уставы, положения и др.), действующие только в пределах данного предприятия, учреждения, организации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.237 (0.007 с.) |