Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 13. Понятие и классификация форм государства.

Поиск

Категория формы государства раскрывает особенности его внутренней организации, порядок образования и структуру государственных органов, характер взаимоотношений государственных органов и населения, а также методы, способы и приемы, используемые для организующей и управленческой деятельности.

Обычно форму государства рассматривают как соединение нескольких элементов. Элементный подход к понятию формы государства имеет свои преимущества. Он отличается четкостью, удобен для анализа и запоминания. Однако он не дает синтезированного представления о форме государства в целом. Системный подход предполагает не только изучение элементов и их качеств, но и связей между ними, образующих единое целое (форму государства), а также связей между этим целым и элементами, наконец, целого со средой, ибо это целое выступает вовне как самостоятельное образование, а не только через свои элементы. Форма государства, как и любая форма, определяется его содержанием, в которое входит сущность государства, определяющая наиболее принципиальные, главные черты формы. Главным в сущности и содержании, определяющим форму государства, является социальная сущность и социальное содержание.

Т.о. форма государства это комплексное явление государственности, осуществленное, прежде всего, социальным содержанием государства (но не только им). Это организационно-функциональная структура государственности, характеризующая способ организации и осуществления государственной власти, а также методы прямой и обратной связи с населением.

В н.в. применяется следующая классификация форм государства:

1) Монократическая форма государства, для которой главным является принцип единовластия. Полнота государственной власти может находиться в руках одного лица (абсолютный монарх), принадлежать коллегии (военно-революционному совету) или конституцией может быть провозглашено, что вся власть принадлежит советам (СССР). При данной форме разделение властей отвергается, в государственном управлении существует «сверхцентрализация», местное самоуправление не признается законом или фактически отсутствует, в государственном режиме доминируют методы принуждения, права человека не признаются или нарушаются в массовом порядке. Обычно эта форма связана с установлением обязательной идеологии, иногда – с закреплением государственной религии. Это «закрытая форма», которая исключает давление на органы государственной власти со стороны различных «заинтересованных групп», социальных слоев общества.

Монократическая государственная форма может существовать в странах, различных регионах, значительно отличающихся по уровню экономического и культурного развития. Такая форма, в свою очередь, может иметь следующие разновидности: теократическая (Саудовская Аравия); экстремистская (фашистская и др.); милитаристская (правление военного центра); монократическая в условиях тоталитарного социализма.

2) Поликратическая форма государства – прямая противоположность монократической формы. Существует разделение властей (распределение ролей по управлению государством), действует местное самоуправление. В государственном режиме преобладают демократические методы управления, связанные с регулярными выборами, участием граждан в управлении государством, поисками консенсуса (согласия) и компромиссов, гарантиями прав граждан. Данная форма предполагает политический и идеологический плюрализм, светский характер государства. Государственная власть открыта для давления на нее со стороны различных заинтересованных групп мирными способами.

Эта форма также может существовать в странах различного уровня развития и при различных формах правления (Индии, Япония, США). Можно условно выделить разновидности: традиционную, постсоциалистическую.

3) Сегментарная форма государства – промежуточная. Она предполагает известное разделение ветвей власти, ролей по управлению государством, но не имеет системы «сдержек и противовесов». Решающая роль принадлежит исполнительной власти, роль судов традиционно слаба, а парламент принижен. Местное самоуправление может быть предусмотрено в отдельных звеньях административно-территориального деления, но выборные органы находятся под жесткой опекой назначенных чиновников. Права человека и гражданина провозглашаются конституциями, но они систематически нарушаются государственными органами, а в государственном режиме преобладают авторитарные методы управления. Число политических партий нередко ограничено законом, массовые общественные организации находятся под опекой государства. Государственная власть в условиях этой формы лишь в малой степени открыта для давления на нее со стороны «заинтересованных групп» общества (Марокко, Египет).

Эта форма также имеет свои разновидности. В некоторых странах эта форма сравнительно либеральная, в других – более авторитарная.

Наиболее полное представление о форме конкретного государства дают три ее составляющие:

1. Форма правления.

2. Государственное устройство.

3. Государственно-правовой (политический) режим.

Все эти составляющие находятся в тесной взаимосвязи, но первостепенное значение принадлежит политическому режиму. Иногда форму правления и государственное устройство называют внешней формой государства, а политический режим – внутренней.

Форма государства зависит от многих факторов, среди которых определяющее значение имеют конкретно-исторические условия возникновения и развития данного государства, исторические традиции, территориальные размеры страны, национальный состав населения и др.

Справочно: Соотношение формы и содержания

В широком смысле под содержанием понимается упорядоченная определенным образом совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление. Форма же представляет собой внешнее выражение содержания предмета, его пространственные и временные границы.

Содержание государства – его многогранная деятельность, нацеленная на решение стоящих перед ним задач. Форма государства – организация государственной власти и ее устройство.

Вопрос 14. Фома правления.

Форма правления раскрывает три главные характеристики государства:

1. Организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;

2. Взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;

3. Компетенцию этих органов.

Т.о. форма правления – это способ организации и взаимоотношений органов государства между собой (а именно главы государства, парламента и правительства) и их прямые и обратные связи с населением.

Различают две основные формы правления: монархическую и республиканскую. Форма правления зависит, прежде всего, оттипа общества.

Монархическая форма правления воз­никла в условиях рабовладельческого общества. При этом монархия, как орудие диктатуры рабовладельцев, существовала в двух разновидностях: деспотия, как правило, с восточным оттенком (деспот сосредотачивает в своих руках всю полноту власти, опираясь на военный и полицейский аппарат, используя жесточайшие формы насилия, но, тем не менее, проявляя заботу о своем государстве), и тирания, как правило, устанавливаемая в результате государственного переворота (тиран стремится, прежде всего, к удовлетворению своих личных интересов, не проявляя заботы об обществе).

При феодализме монархия, как орудие диктатуры феодалов и привилегированных сословий, стала основной формой государственного правления и прошла в своем развитии ряд стадий: ранняя феодальная монархия (период становления монархии в отсутствие тесных экономических взаимосвязей как в самом государстве, так и с завоеванными территориями), монархия периода децентрализованной феодальной раздробленности (монарх рассматривается как первый среди равных, а фактически иногда и первым не является), усиления централизации и установления сословно-представительной монархии (появляются классы и сословия, на которые может опереться монарх и у которых находят поддержку; появляются представительные органы – Земские сборы, Генеральные штаты во Франции), централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности (власть монарха ничем не ограничена (Людовик XV, Николай I), отсутствие сдержек и противовесов власти монарха).

В государствах буржуазного типа сохранились лишь формальные черты монархического правления.

В н.в. с точки зрения полноты власти монарха выделяют виды монар­хии:

1) Абсолютная (неограниченная). В условиях абсолютной монархии как формы государственного правления монарх по закону обладает всей полнотой верховной государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной. В таком государстве нет парла­мента – законодательного органа, избираемого населением; нет конституци­онных актов, ограничивающих власть монарха (Саудовская Аравия, Катар, Осман, Российская Империя).

Наиболее типичные черты монархической формы правления состоят в следующем:

o существование единоличного главы государства, пользующегося бессрочной пожизненной властью (законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти);

o юридическая независимость и безответственность монарха, подчеркиваемая институтом контрассигнатуры – порядком, при котором утвержденные монархом правовые акты подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра (реже одного из министров), ответственного за исполнение данного акта;

o наследственный порядок преемственности верховной власти;

o концентрация в руках монарха всей полноты власти,

Существую две системы наследования престола – персональная и семейная. При персональной системе трон наследует конкретное лицо, заранее определенное законом. Персональная система имеет несколько разновидностей: салическую (наследниками могут быть только мужчины), кастильскую (в числе наследников могут быть и женщины, и мужчины, но последние имеют преимущество), австрийскую (женщины имеют право занять престол только в том случае, если во всех поколениях династии нет мужчин), шведскую (мужчины и женщины наследуют престол на равных условиях по праву первородства).

2) Конституционная (ограниченная). Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха по конституции ограничена представительным органам. Конституционная монархия возникла в период становления бур­жуазного общества и в настоящее время существует в Англии, Дании, Бель­гии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др. Конституционная монархия может быть

- дуалистической (Марокко, Иордания, Кувейт, Бах­рейн и др.), при которой организация высших органов государствен­ной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное пе­ред ним, а законодательная власть и контрольные функции принадлежат парламенту (при этом, од­нако, монарх обладает правом налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом.);

- парламентар­ной (Великобри­тания, Бельгия, Испания, Швеция, Нидерланды), для которой характерны следующие черты:

o власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, от­сутствует какой бы то ни было ее дуализм;

o исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соот­ветствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;

o правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;

o главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;

o законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.

В некоторых странах существует система министериализма (кабинета), при которой парламент контролируется правительством, состоящим из лидеров партий, обладающих в парламенте большинством (Великобритания).

Т.о. монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу и переходит, как правило, по наследству.

Республиканская форма правления – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Она также характерна для самых различных исторических типов государств.

В условиях рабовладельческого общества существовала: аристократическая республика (власть в основном была сосредоточена в руках должностных лиц, а представительные органы такими полномочиями не обладали – Спартанская, Римская), демократическая республика (в управлении участвует все свободное население, путем выборов, роль и значение должностных лиц, носит подчиненный характер по отношению к представительным органам государственной власти – Афинская демократическая республика).

Республика в условиях феодализма большого развития не получила. Существовали феодальные города-республики, которые в результате укреп­ления своего могущества перешли от городского самоуправления к суверени­тету государства (Флоренция, Вене­ция, Генуя – в Италии, Новгород и Псков – в России, вольные города были также в Германии, Франции, Англии).

В условиях буржуазного типа общества республика становится господствующей формой правления.

В условиях социалистического типа государства предполагалось, что не должно быть никакого разделения властей, т.к. вся власть принадлежит народу. Фактически кандидатуры депутатов определялись партийными органами, а не населением. Кроме того, все важнейшие вопросы решались на партийных съездах и конференциях. Органы представительной власти собирались крайне редко.

Для республиканской формы правления характерны следующие черты:

o верховная власть осуществляется выборными органами (президент, парламент);

o источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов власти, органов местного самоуправления);

o избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;

o использование институтов демократии в разнообразных формах;

o юридическая и политическая ответственность главы государства.

Современная республика может быть:

1) Президентской (США, Аргентина, Бразилия, Мексика), для которой характерно:

o соединение в руках президента полномочий главы государства и прави­тельства;

o президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками);

o президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не пар­ламентом;

o президент наделен такими полномочиями, которые в значительной сте­пени позволяют ему контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экс­тренных случаях функции парламента.

Президентские республики более стабильны и эффективны, чем парламентские. Однако, основным их недостатком является концентрация власти в руках одного лица (президента), что создает предпосылки для злоупотребления ею и трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, при которой представительные органы практически утрачивают свое значение.

2) Парламентарной (Италия, ФРГ, Греция, Ислан­дия, Индия и др.), главной отличительной особенностьюкоторой являет­ся принцип политической ответственности правительства перед парламентом:

o верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением;

o президент является главой государства, но не главой правительства;

o правительство формируется только парламентским путем из числа де­путатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;

o правительство ответственно перед парламентом;

o президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;

o наличие должности премьер-министра, который является главой пра­вительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;

o правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает под­держкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - боль­шинства нижней палаты), а в случае утраты такой поддержки оно либо ухо­дит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов;

o президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д. (т.е. выступает только как официальный представитель и широких политических полномочий не имеет)

Парламентарная республика считается более демократической, нежели чем президентская, т.к. правительство формируется коллегиальным органом – парламентом, а не единолично президентом. Однако при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы (Италия).

3) Некоторые страны относят к «полупрезидентским» республикам (Франция, Финляндия, Россия), т.е. имеет элементы как парламентарной, так и президентской республик. В частности, наряду с сильным президентом, являющимся одновременно главой правительства, в формировании правительства участвует парламент, а правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом.

Некоторые республики превращаются в монархические, в которых президент занимает свой пост пожизненно (КНДР). В условиях военных режимов временно возникают президентско-милитаристские республики (Алжир, Нигерия), в которых устанавливается военное правление.

Форму правления тоталитарного государства называют «извращенной формой республики» или «партократической» республикой, которой прису­щи все черты тоталитарной организации.

Иногда выделяют такую форму правления как аристократия – осуществление верховной власти ограниченным числом лиц (Др. Афины).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.79.253 (0.014 с.)