Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 15. Форма государственного устройства

Поиск

Форма государственного устройства – это способ (форма) территориаль­ной организации государственной власти, который выражается в националь­но-государственном (субъекты федерации, автономные образования) и административно-территориальном (провинции, районы, общины и др.) устройстве госу­дарства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

Проблема территориальной организации власти характерна именно для государственно-организованного общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как это было в первобытном обществе, где они обособля­лись и объединялись по кровнородственному признаку), а опосредствованно – через организацию государством социально-производственного процесса на определенной территории. Государственная власть и государственное управление строятся по территори­альному принципу.

На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, историче­ские традиции, территориальные размеры государства и др.

Государственное устройство может быть простым и сложным.

1) Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное государство – это слитная государственно-территориальная организация, отличающаяся полным политическим единством, составные части которого так или иначе подчинены центральным органам власти и функционируют в рамках целостной государственно-правовой системы. Унитарное государство подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не вклю­чая в себя никаких государственных образований.

Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:

o единый центр государственной власти, т.е. единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (парламент, правительство, Верховный суд);

o единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство;

o единая денежная система, одноканальная система налогов;

o территориальные элементы унитарного государства (области, департа­менты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности, т.е. не обладают политической самостоятельностью.

Унитарные государства могут быть

o симметричными (административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус (одноименные), занимают равное положение по отношению к государству в целом – Болгария, Польша и др.);

o ассиметричными (на территории унитарного государства создаются политические или административные автономии, обладающими более широкими правами, чем обычные административно-территориальные единицы, границы которых устанавливаются высшими органами власти страны – Финляндия, Дания).

Автономия – это самоуправление определенной части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, а иногда – географическими условиями, ее населению могут быть присущи определенные исторические особенности, традиции. Существуют две разновидности автономии в унитарном государстве – политическая и административная. Политическая автономия пользуется более широкими правами, обладает правом собственного законодательства (иногда называют регионализмом). Административная автономия предполагает использование местного языка в школах, в судебном процессе, радиовещании и издание газет на местном языке, некоторые права во внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов и т.д.

По степени зависимости местных органов от центральных органов госу­дарственной власти унитарное государственное устройство может быть:

o цент­рализованным (как правило, отсутствует местное самоуправление, во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники, представительные органы также не создаются – Франция, КНР),

o децентрализованным (местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью – Великобритания)

o смешанным.

Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации ресурсов в руках центра и может способствовать более быстрому росту страны, ее развитию. Однако данная форма удобна для бюрократических структур и ее предпочитают авторитарные режимы.

2) Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе го­сударства других государственных образований – федерация, которая представляет собой союзное государственно-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип их согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве первой. Т.е. это государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (США, ФРГ, Швейцария, Рос­сийская Федерация).

Для федерации характерно следующее:

o определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов (конституции – Германия, гражданство – США);

o двухуровневая система органов государственной власти: субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принад­лежит федеральным государственным органам;

o существование федеральной системы законодательства и законодатель­ных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства обще­федерального закона;

o двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как пра­вило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;

o наличие в большинстве федераций двойного гражданства;

o двухканальная система налогов;

o разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов одним из следующих способов размежевания компетенции (компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается со­юзной (федеральной) конституцией или федеральным договором):

- устанавливается исключительная компетенция федерации, остальные вопросы относятся к ведению субъектов;

- определяется исключительная компетенция субъектов, остальные вопросы отнесены к ведению федерации;

- устанавливаются две компетенции – федеративная и субъектов, не перечисленные вопросы относятся либо к ведению федерации, либо к ведению субъектов;

- указываются три сферы компетенции – исключительная федеративная, исключительная субъектов, сфера конкурирующих интересов (совместного ведения).

(в РФ в Конституции дается перечень двух сфер – федеральной и конкурирующей, а остальные вопросы отнесены к исключительной компетенции субъектов)

o субъекты федерации не обладают суверенитетом, т.е. верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях (степень суверенности субъектов в разных федерациях или разных субъектов в одной и той же федерации может быть различной), отсюда приоритет федерального законодательства;

o у субъектов отсутствует право выхода из федерации – право сецессии (его не предусматри­вает ни одна из конституций федеративных государств).

Федерации делятся на виды:

o Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа – РФ, ФРГ, США) и национально-государственной (образованной по национальному принципу – СССР, Югославия).

o Федерация может быть симметричной (члены федерации имеют одинаковый правовой статус, пользуются одинаковыми полномочиями) и асимметричной (характерно не­равенство правового положения субъектов):

- федерации, где наряду с субъектами в ее состав входят: другие территориальные образования (могут иметь или не иметь законодательный орган, но управление этой территорией осуществляется специально назначенным из центра чиновником), федеральные владения (также управляются из центра – острова у Аргентины, Австралии), ассоциированные, т.е. свободно присоединившиеся государства (Пуэрто-Рико в США);

- федерации, где субъекты юридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению (республики и АО в России, хотя юридически считается, что РФ – симметричная федерация);

- скрытая ассиметрия, где однопорядковые субъекты не во всем равны (разное число представителей в верхней палате парламента – Германия, Австрия, Швейцария).

o Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов – СССР при образовании в 1922 г.) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны) и конституционно-договорной (СССР после принятия в 1924 г. Конституции, Россия).

Справочно: Административно-территориальное деление

Административно-территориальное устройство объективно присуще как унитарному, так федеративному государствам и не сводится только к географическому делению территорий. Оно необходимо для рациональной организации производства, управления, жизни людей и должно учитывать несколько существенных принципов:

1) Экономический принцип – предполагает учет естественно-географических и производственных особенностей страны, размеров территорий, численности и плотности населения, его тяготение к определенным экономическим центрам (важно учитывать инфраструктуру, т.е. пути сообщения, характер путей сообщения, размещение производственных сил).

2) Национальный принцип

3) Политический принцип

Характерные признаки для выделения административно-территориальных единиц:

o четко ограниченные границы;

o компактность проживания населения;

o непрерывность, экономическая целостность территории;

o право населения формировать органы государственной власти и местного самоуправления.

Административно-территориальное деление может включать различное число ступеней.

Справочно: Формы соединения государств

1) Протекторат – международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать покровительство другому, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, оказывать экономическую и культурную помощь.

2) Уния – союз, соединение, объединение государств. Среди них выделяются:

а) Конфедерация – это постоянный союз государств, который образуется для достижения конкретных целей. Это такая форма объединения государств, которая сочетает признаки и международно-правовой и внутригосударственной организации.

Конфедерации свойственны следующие черты:

o создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических);

o создание конфедерации закрепляется, как правило, договором;

o каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет (на конфедерацию в целом суверенитет не распространяется);

o члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на ос­нове юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на сво­ей территории;

o неустойчивость, переходный характер: конфедерации либо распадают­ся после достижения целей, ради которых они создавались, либо превраща­ются в суверенное государство – унитарное или федеративное;

o у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой сис­темы налогов, бюджета, денежной единицы, а конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации.

Конфедерация – достаточно редкое образование. Конфедерацией были штаты Северной Америки, которые в 1787 г. создали федеративное государ­ство – США. В 1952 г. в конфедерацию объединились Египет и Сирия и об­разовали Объединенную Арабскую Республику, которая в дальнейшем распа­лась. До 1848 г. существовала такая конфедерация, как Швейцарский союз (1815-1848 гг.), которая затем превратилась в федерацию.

б) Личная и реальная унии – объединение монархических государств, соответственно, вследствие совпадения монархов двух или не­скольких государств в одном лице или в результате соглашения государств 9в данном случае суверенитет не ограничивается).

в) Империя – сложное государство, созданное насильственным путем.

г) Фузия – слияние государств.

д) Инкорпорация – присоединение одного государства к другому, внешне оформляемое как слияние (ФРГ и ГДР)

В современный период получили широкое распространение различ­ные виды межгосударственных объединений: ООН как универсальное объединение государств, Со­вет Европы, ЮНЕСКО как функционально-целевые объединения и др. Другие межгосударственные образования: сообщества, содружества, ассоциация, союзы. Содружества могут создаваться на основе самых различных критериев (единая система экономики, одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная система, единый язык, единая культура, религия).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.96 (0.008 с.)