Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 15. Форма государственного устройстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Форма государственного устройства – это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном (субъекты федерации, автономные образования) и административно-территориальном (провинции, районы, общины и др.) устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами. Проблема территориальной организации власти характерна именно для государственно-организованного общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как это было в первобытном обществе, где они обособлялись и объединялись по кровнородственному признаку), а опосредствованно – через организацию государством социально-производственного процесса на определенной территории. Государственная власть и государственное управление строятся по территориальному принципу. На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др. Государственное устройство может быть простым и сложным. 1) Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное государство – это слитная государственно-территориальная организация, отличающаяся полным политическим единством, составные части которого так или иначе подчинены центральным органам власти и функционируют в рамках целостной государственно-правовой системы. Унитарное государство подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты: o единый центр государственной власти, т.е. единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (парламент, правительство, Верховный суд); o единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство; o единая денежная система, одноканальная система налогов; o территориальные элементы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности, т.е. не обладают политической самостоятельностью. Унитарные государства могут быть o симметричными (административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус (одноименные), занимают равное положение по отношению к государству в целом – Болгария, Польша и др.); o ассиметричными (на территории унитарного государства создаются политические или административные автономии, обладающими более широкими правами, чем обычные административно-территориальные единицы, границы которых устанавливаются высшими органами власти страны – Финляндия, Дания). Автономия – это самоуправление определенной части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, а иногда – географическими условиями, ее населению могут быть присущи определенные исторические особенности, традиции. Существуют две разновидности автономии в унитарном государстве – политическая и административная. Политическая автономия пользуется более широкими правами, обладает правом собственного законодательства (иногда называют регионализмом). Административная автономия предполагает использование местного языка в школах, в судебном процессе, радиовещании и издание газет на местном языке, некоторые права во внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов и т.д. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть: o централизованным (как правило, отсутствует местное самоуправление, во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники, представительные органы также не создаются – Франция, КНР), o децентрализованным (местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью – Великобритания) o смешанным. Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации ресурсов в руках центра и может способствовать более быстрому росту страны, ее развитию. Однако данная форма удобна для бюрократических структур и ее предпочитают авторитарные режимы. 2) Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований – федерация, которая представляет собой союзное государственно-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип их согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве первой. Т.е. это государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (США, ФРГ, Швейцария, Российская Федерация). Для федерации характерно следующее: o определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов (конституции – Германия, гражданство – США); o двухуровневая система органов государственной власти: субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам; o существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона; o двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации; o наличие в большинстве федераций двойного гражданства; o двухканальная система налогов; o разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов одним из следующих способов размежевания компетенции (компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором): - устанавливается исключительная компетенция федерации, остальные вопросы относятся к ведению субъектов; - определяется исключительная компетенция субъектов, остальные вопросы отнесены к ведению федерации; - устанавливаются две компетенции – федеративная и субъектов, не перечисленные вопросы относятся либо к ведению федерации, либо к ведению субъектов; - указываются три сферы компетенции – исключительная федеративная, исключительная субъектов, сфера конкурирующих интересов (совместного ведения). (в РФ в Конституции дается перечень двух сфер – федеральной и конкурирующей, а остальные вопросы отнесены к исключительной компетенции субъектов) o субъекты федерации не обладают суверенитетом, т.е. верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях (степень суверенности субъектов в разных федерациях или разных субъектов в одной и той же федерации может быть различной), отсюда приоритет федерального законодательства; o у субъектов отсутствует право выхода из федерации – право сецессии (его не предусматривает ни одна из конституций федеративных государств). Федерации делятся на виды: o Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа – РФ, ФРГ, США) и национально-государственной (образованной по национальному принципу – СССР, Югославия). o Федерация может быть симметричной (члены федерации имеют одинаковый правовой статус, пользуются одинаковыми полномочиями) и асимметричной (характерно неравенство правового положения субъектов): - федерации, где наряду с субъектами в ее состав входят: другие территориальные образования (могут иметь или не иметь законодательный орган, но управление этой территорией осуществляется специально назначенным из центра чиновником), федеральные владения (также управляются из центра – острова у Аргентины, Австралии), ассоциированные, т.е. свободно присоединившиеся государства (Пуэрто-Рико в США); - федерации, где субъекты юридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению (республики и АО в России, хотя юридически считается, что РФ – симметричная федерация); - скрытая ассиметрия, где однопорядковые субъекты не во всем равны (разное число представителей в верхней палате парламента – Германия, Австрия, Швейцария). o Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов – СССР при образовании в 1922 г.) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны) и конституционно-договорной (СССР после принятия в 1924 г. Конституции, Россия). Справочно: Административно-территориальное деление Административно-территориальное устройство объективно присуще как унитарному, так федеративному государствам и не сводится только к географическому делению территорий. Оно необходимо для рациональной организации производства, управления, жизни людей и должно учитывать несколько существенных принципов: 1) Экономический принцип – предполагает учет естественно-географических и производственных особенностей страны, размеров территорий, численности и плотности населения, его тяготение к определенным экономическим центрам (важно учитывать инфраструктуру, т.е. пути сообщения, характер путей сообщения, размещение производственных сил). 2) Национальный принцип 3) Политический принцип Характерные признаки для выделения административно-территориальных единиц: o четко ограниченные границы; o компактность проживания населения; o непрерывность, экономическая целостность территории; o право населения формировать органы государственной власти и местного самоуправления. Административно-территориальное деление может включать различное число ступеней. Справочно: Формы соединения государств 1) Протекторат – международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать покровительство другому, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, оказывать экономическую и культурную помощь. 2) Уния – союз, соединение, объединение государств. Среди них выделяются: а) Конфедерация – это постоянный союз государств, который образуется для достижения конкретных целей. Это такая форма объединения государств, которая сочетает признаки и международно-правовой и внутригосударственной организации. Конфедерации свойственны следующие черты: o создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических); o создание конфедерации закрепляется, как правило, договором; o каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет (на конфедерацию в целом суверенитет не распространяется); o члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории; o неустойчивость, переходный характер: конфедерации либо распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство – унитарное или федеративное; o у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы, а конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации. Конфедерация – достаточно редкое образование. Конфедерацией были штаты Северной Америки, которые в 1787 г. создали федеративное государство – США. В 1952 г. в конфедерацию объединились Египет и Сирия и образовали Объединенную Арабскую Республику, которая в дальнейшем распалась. До 1848 г. существовала такая конфедерация, как Швейцарский союз (1815-1848 гг.), которая затем превратилась в федерацию. б) Личная и реальная унии – объединение монархических государств, соответственно, вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице или в результате соглашения государств 9в данном случае суверенитет не ограничивается). в) Империя – сложное государство, созданное насильственным путем. г) Фузия – слияние государств. д) Инкорпорация – присоединение одного государства к другому, внешне оформляемое как слияние (ФРГ и ГДР) В современный период получили широкое распространение различные виды межгосударственных объединений: ООН как универсальное объединение государств, Совет Европы, ЮНЕСКО как функционально-целевые объединения и др. Другие межгосударственные образования: сообщества, содружества, ассоциация, союзы. Содружества могут создаваться на основе самых различных критериев (единая система экономики, одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная система, единый язык, единая культура, религия).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.96 (0.008 с.) |