Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 9. Власть и ее виды. Государственная власть.

Поиск

Одним из признаков государства является наличие публичной политической власти. Характерные признаки власти:

1. Власть – явление социальное, т.к. присуща любой организованной, более или менее устойчивой общности людей и существовала на всех этапах развития общества.

2. Власть всегда существует и функционирует в рамках общественного отношения в виде отношения между людьми.

3. Власть реализуется в форме властеотношения, где один из субъектов выступает в роли властвующего, а другой – подвластного.

4. Власть – интеллектуально-волевой процесс, т.е. проявление власти и подчинение ей должны быть осознаны.

Существует т.з., согласно которой власть всегда основана на силе или принуждении. Однако сила власти может иметь различную природу (физическая, авторитет, убеждение и т.п.), носить косвенный характер.

В научной литературе отсутствует единое понимание власти, т.к. это сложное явление. Определение власти в зависимости от подходов к ее источникам.

o власть явление теологическое;

o антропологический подход: власть исходит из двойственной природы человека: с одной стороны, он стремится к свободе и автономии, с другой – не может существовать вне социальной среды;

o психологический подход: природа власти объясняется стремлением к власти одних индивидов и готовности к подчинению других;

o системная трактовка: власть есть средство социального общения, позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества, это функция системы, способная мобилизовать ресурсы общества для достижения общих, коллективных целей;

o и другие.

Чаще всего власть определяют как способность (свойство) одного субъекта (лица, коллектива, организации) подчинять себе другого субъекта и навязывать ему свою волю в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

Виды власти. С т.з. социального уровня: власть в масштабе всего общества, внутри коллектива, в отношениях между индивидами. Власть может быть политической (власть одного класса над другим, государственная власть, партийная власть, власть политических лидеров и т.п.) и неполитической (экономическая, социальная, духовная и пр.). В зависимости от способа организации власти: демократическая и недемократическая власть. Различают также легальную (юридическая характеристика – созданная и функционирующая на законном, правомерном основании, ограниченная законом и действующая в его рамках) и легитимную (нравственная характеристика – признанная населением) власть. М. Вебер различал традиционную (опирающуюся на традиции), легальную (опирающуюся на законы), харизматическую (реализуется за счет особого положения руководителя) и теневую (носители – неформальные группы в правящей элите) власть.

Прежде всего, государство рассматривается, как компетентная политическая власть. Под политикой обычно понимается совокупность политических отношений по поводу государственной власти. Политика – отношения между различными социальными группами по поводу государственной власти. Это один из существенных признаков государства, который позволяет отличить государство, как носителя политической власти, от других видов социальной власти.

Государственная власть (политическая) – это определенная разновидность социальной власти, которая присуща любой организационной или более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (власть рода – потестарная, экономическая власть, родительская власть, церковная власть).

Социальная власть связывается с понятием авторитет, определяемым как возможность повлиять на поведение людей, подчинить своей воле это поведение (неотъемлемый элемент авторитета) как методами убеждения, так и методами принуждения.

Нередко между государством и политической властью ставится знак равенства. Однако существует определенное различие между политической властью и государством. Когда речь идет о государстве, то всегда подразумевается политическая власть. Но в то же время бывают такие ситуации, когда на тех или иных исторических этапах развития общества понятие политической власти не тождественно государству.

Государственная власть – это разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством через систему государственного аппарата, или делегировано (субъекты РФ делегируют часть полномочий органам местного самоуправления) или санкционировано им, т.е. приводится от его имени, осуществляется по его уполномочию и при его поддержке.

Государственная власть – разновидность социальной власти и обладает всеми ее признаками. Особенности государственной власти:

o реализуется через государство и его органы, т.е. государственный аппарат (имеет аппарат принуждения, распространяющий свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории государства);

o публична (т.к. функционирует в обществе, осуществляется профессиональным аппаратом, отчуждена от общества и не совпадает с ним);

o суверенна (обладает верховенством внутри страны и независимостью вовне: сама решает участвовать в международных организациях, договорах и т.п.);

o универсальна (распространяется на всю территорию и население страны);

o обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического характера (т.к. подкрепляется силой закона);

o в высокой степени формализована, ее организация, порядок деятельности детально определяются конституционными нормами, иным законодательством;

o легализация (юридическое провозглашение правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности, чаще всего легализация государственной власти, ее органов, порядка деятельности, осуществления конституции; нарушение принципа легализации государственной власти предполагает юридическую ответственность), осуществляемая различными способами (референдум, военные перевороты);

Легитимная государственная власть это власть, соответствующая представлениям, народа, общества данной страны о ее справедливости, правильности, обоснованности, моральной законности, т.е. связывается не с юридическими нормами, а с материальными, социальными, политическими, духовными условиями общественной жизни. Степень легитимности государственной власти находит свое выражение в поддержке этой власти населением. Утрата государственной властью легитимности не влечет за собой непосредственно юридической ответственности.

Различают экстраординарные (чрезвычайные) и обычные, традиционные способы легитимации новой государственной власти. К экстраординарным относятся социальные и политические революции. Нетрадиционные способы легитимации связаны также с предоставлением независимости бывшим колониям (например, в Африке), разделением государства (например, Чехословакии на Чехию и Словакию в 1993 г.), объединением нескольких государств в одно.

o единство (в государстве не может быть две, три и более различных властей, неодинаковых по своей природе, принципиальным целям и обладающим своими обособленными средствами государственного принуждения).

Идея единства имеет три различных аспекта:

1) социальное единство, что проистекает из единой природы государствующих (доминирующих) в обществе социальных групп;

2) единство основных целей и направлений деятельности всех органов государства, что обусловлено необходимостью согласованного управления обществом, без чего оно может быть ввергнуто в состояние анархии и распада, а разные цели в деятельности высших органов государства могут привести к их вооруженному противоборству (Россия, октябрь 1993 г.);

3) организационно-правовое единство, означающее создание системы органов государства с их иерархией и размежеванием полномочий.

Государственная власть едина, но осуществляется на основе разделения ее ветвей, их взаимодействия при использовании системы сдержек и противовесов.

Справочно: Структура государственной власти:

В структуре государственной власти принято выделять следующие элементы:

1. Субъект власти – непосредственный носитель государственной власти, который предписывает те или иные варианты поведения или действий, подчиняя своей власти объект: социальные и национальные общности, классы, народ, нации и пр.

2. Объект власти: индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом (в демократическом обществе объект и субъект чаще всего совпадают, в недемократическом – резко разграничены).

3. Содержание властной деятельности (властеотношение) – центральный элемент государственной власти, в рамках которого властвующий навязывает свою волю подвластным, направляет их действия, поведение в определенное русло.

4. Средства, способы, приемы осуществления государственной власти (зависят от интересов и волевой позиции сторон: если интересы и воля властвующих и подвластных субъектов совпадают, то властеотношения реализуются беспрепятственно и без принуждения – демократическое общество; если они не совпадают, то используются различные методы – от достижения компромисса до принуждения).

5. Ресурсы власти – совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление государственной власти. Если государственная власть располагает всеми необходимыми ресурсами, то она способна выполнить свое назначение и эффективно функционировать.

Согласно одной из классификаций ресурсы могут быть: утилитарными (материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей); принудительными (меры государственно-властного, карательного воздействия, которые используются, когда не срабатывают утилитарные средства); нормативными (средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации в поведении человека, регулирование отношений в обществе, призванные убедить подвластных в общности интересов их и руководителя и обеспечить одобрение действий субъекта власти). В зависимости от важнейших сфер жизнедеятельности общества выделяют: экономические или материальные ресурсы; социальные ресурсы; культурно-информационные ресурсы; идеологические ресурсы; силовые ресурсы.

 

Вопрос 10. Определение, сущность и содержание государства.

В учебной литературе последних лет государство определяется, например, как «форма организации политической власти в об­ществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление общест­вом на основе права с помощью специального механизма» (А. Иванов). Или: «государство есть публично-правовая и суверенная организация власти, обес­печивающая общие интересы всего населения и выступающая гарантом прав и свобод человека и гражданина» (В.И. Гойман-Червонюк).

Необходимо отметить, что теоретики государства и права до сего дня дискутируют, что следует понимать под государством. А отсюда – и бесчисленное множество определений, вызванных, на наш взгляд, тем, насколько сложным и многоплановым является феномен государства, требующий к себе пристального внимания и дальнейшей творческой разработки.

Известно, что разные понятия государства давали еще мыслители древности. Так, Цицерон определял государство как союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы. Аристотель видел в государстве сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан (государство – это средство, обеспечивающее политическую жизнь народа).

Т. Гоббс назвал государство природным (естественным) телом, И. Кант считал, что государство – это объединение людей, подчиненных правовым, законам. Г.В.Ф. Гегель говорил о государстве как о «шествии бога в мире».

Со временем характеристики государства углубляются, становятся более широкими и точными. Н.М. Коркунов считал, что государство – это общественный союз, представляющий собой самостоятельное принудительное властвование над свободными людьми. В цитируемом определении видится развитие определения понятия государства, высказанного еще Цицероном.

После 1917 г. в отечественной юридической литературе на долгие годы утвердился односторонний подход к данному вопросу. Государство определялось только как политическая организация экономически господствующего класса, обладающая таким аппаратом принуждения, как классовая диктатура, аппарат классового насилия.

Подобные оценки и характеристика исходили из ленинского положения о государстве как о машине для поддержания господства одного класса над другим. Это определение государства на долгие годы стало и для юридической науки советского периода исходным и направляющим.

Вместе с тем, обобщив все имеющиеся определения государства, можно все же утверждать, что государство сегодня – это организация политической власти, осуществляемой в человеческом обществе сформированными надлежащим образом органами, выборными и назначенными должностными лицами, которые действуют на основе права и в рамках официально установленных полномочий. Назначение государства состоит в том, чтобы вести «общие дела» общества, представлять его и организовывать, обеспечивать мир и безопасность людей, руководить общественными процессами, управлять отдельными сферами жизни с учетом реального потенциала централизованного управления и общественного самоуправления на местах. Государство также можно рассматривать как публично-правовой союз, т.е. как властную организацию общества, или как аппарат публичной государственной власти. Думается, что все эти подходы характеризуют понятие и основные черты государства с разных сторон и в то же время они указывают на основополагающие факторы, которые вместе образуют государство как целостную организацию – публичную (государственную) власть и право. Именно они, соединяясь в одну систему, требуют особой организационной формы.

Сущностью государства.

Известно, что сущность любого предмета либо явления – это самое главное, самое существенное, глубинное в нем; или это то, без чего тот или иной предмет либо явление не могут быть выделены из совокупности других; то, без чего данный предмет или явление потеряли бы свое «лицо», соответственно, сущность государства – это самые главные, самые существенные, глубокие и прочие качества, его признаки, черты.

Сущность же современного государства, очевидно, необходимо связывать с его определением (либо частью определения) и с самыми главными, существенными, глубинными признаками.

Признаки государства:

1. оно представляет собой сообщество людей, коллективность, жестко привязанную к определенной территории.

2. Государственный суверенитет. Суверенитет здесь – это юрисдикция государства, распространяемая на всю свою территорию и на всех граждан, людей, проживающих на этой территории. Различают внутренний и внешний суверенитет. Внутренний суверенитет – это право и полномочия повелевать всеми гражданами, живущими на национальной территории, – как гражданами данного государства, так и не гражданами. Внешний суверенитет призван обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела страны со стороны внешней среды (государств).

3. Государство является источником и носителем государственной власти.

4. Специальный государственный аппарат, состоящий из конкретных органов и лиц, занимающих официальные должности и осуществляющих властные функции от имени государства.

5. централизация государственной власти, единые механизмы государственного управления, постоянные профессиональные армии.

6. Наличие единого государственного языка.

7. Обеспечение легитимности (легитимизация) – это тоже важнейший признак любого государства, который призван интегрировать разрозненные институты, отношения, процессы, подсистемы и т.д., тем самым придавая смысл всему общественному правопорядку. Легитимизация – это признание большинством общества правомерности власти, действующей в данный конкретный период времени.

8. Наличие принуждения. Т. Гоббс (вслед за Н. Макиавелли) усматривал главный признак государства в «монополии на принуждение и насилие». Дж. Локк считал государственной властью право создавать законы, предусматривающие смертную казнь и соответственно все менее строгие меры наказания для регулирования и сохранения собственности, и применить силу общества от нападения извне – и все это только ради общественного блага.

9. Возможность издавать законы. Государство – единственная политическая организация, обладающая правом, способностью и возможностью издавать нормативные правовые акты, обязательные для всех граждан веления, а также требовать и обеспечивать их исполнение

10. теснейшая и неразрывная связь с правом.

Содержание характеризует прежде всего то, из чего состоит государство (т.е. аппарат), а также его функции, стороны, аспекты деятельности, его успехи, неудачи др. Поэтому часто ученые говорят и о социальном содержании государства, т.е. о степени воздействия различных сил (групп людей) на государственную власть, в том числе и политических сил. При этом социальное содержание здесь более конкретно, нежели социальная сущность. Оно зависит не только от степени воздействия различных сил на государственную власть, но и от того, какие слои (например, коммунисты или демократы) занимают решающие позиции в доминирующем классе, в блоке с какими силами действует этот класс. Содержание государства как определенного явления выходит за пределы воздействия социально-экономических факторов. На него могут оказывать влияние географические факторы (страны-гиганты и маленькие страны), природные условия, наличие природных богатств (во многих странах содержание большинства мероприятий государства определяется наличием залежей нефти и т.д.). Все эти и другие факторы необходимо брать во внимание при исследовании содержания государства.

 

Вопрос 11. Суверенитет государства: понятие и основные черты.

Государству присущ также такой признак, как наличие суверенитета. И это понятно, поскольку он затрагивает такие ключевые вопросы, как источник и природа государства и государственной власти. Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. При этом проблема суверенитета затрагивает не только иерархию властных структур в рамках государства, но и место самого государства в системе мирового сообщества. Когда говорят о суверенитете государства, то подразумевается, что все другие коллективы – общины, семьи, ассоциации, провинции, товарищества и т.д. – занимают подчиненное по отношению к нему положение.

Суверенитет здесь – это юрисдикция государства, распространяемая на всю свою территорию и на всех граждан, людей, проживающих на этой территории. В этом свете суверенитет государства обладает правом устанавливать связи с другими государствами, защищать и реализовывать свои интересы. Таким образом, суверенное государство представляет собой территориальное образование, которое контролирует население, а также организации и группы, ассоциируемые с данной территорией. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое-то иностранное государство или внешняя сила безнаказанно нарушает границы данного государства или заставляет его руководителей принять решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении суверенитета государства. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и свои государственные интересы.

Думается, что сегодня целесообразно различать внутренний и внешний суверенитет. Внутренний суверенитет – это право и полномочия повелевать всеми гражданами, живущими на национальной территории, – как гражданами данного государства, так и не гражданами. Внешний суверенитет призван обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела страны со стороны внешней среды (государств). В данной связи интерес представляет то, что до появления современного демократического государства власть центра не в одинаковой степени покрывала все население и все находящиеся в его подчинении территории. То, что внешне казалось единым государственным пространством, на самом деле представляло собой множества провинций, княжеств, областей и т.д., чем дальше они отделялись от центра, тем слабее оказывалась сила центра. Так что зачастую на окраинах государства обширные территории в правовом отношении пользовались значительной долей самостоятельности.

Кроме того, исходным элементом международного права является принцип суверенного равенства. В этом плане суверенитет представляет собой международную правовую концепцию, используемую для определения главного субъекта верховной государственной власти в международном сообществе. Такой верховной государственной властью или суверенитетом обладает только государство, оно является единственным или главным носителем прав и обязанностей в системе международного права, единственным законным механизмом применения легитимного воздействия. Только государства имеют право формулировать и реализовывать международную политику. Все другие организации, группы или отдельно взятые лица таким правом не обладают.

Поэтому очевидно, что суверенитет государства не означает, что оно вправе и способно делать все, что хочет, и может действовать изолированно от других членов мирового сообщества. Суверенитет и взаимосвязанность государств в этом смысле не являются противоречивыми категориями. Суверенитет государства означает лишь то, что оно само для себя решает, как справиться со своими внутренними и внешними проблемами, включая и проблемы поиска союзников и помощи извне, тем самым ограничивая собственную свободу.

 

Вопрос 12. Типы государства.

Типология государств – это их классификация на основе определенных критериев, отражающая логику их исторического развития государств. Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками.

Возможна социальная и общая типология государства. Общая типология основана обычно на различиях государственных структур и характере взаимоотношений органов государства. Если учитывать различные качества государства как политического сообщества, то, видимо, можно выделить плюралистические и тоталитарные государства.

В настоящее время по социальной сущности выделяются два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.

Формационный подход. Критерием деления всех государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация и базис исторического типа общества.

Под общественно-экономической формацией понимается совокупность экономических отношений, определенный тип общества, основанный на том или ином способе производства, который в свою очередь определяется господствующей формой собственности на средства производства. Способ производства – это уровень развития производительных сил и производственных соотношений. Считается, что определенному уровню развития производственных сил, должен соответствовать определенный уровень экономических отношений (в условиях социалистического общества, по мнению Ленина, уровень развития производительных сил настолько высок, что на смену частной собственности должна придти коллективная (государственная) собственность).

Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе (совокупность экономических отношений, уровень развития производительных сил и производственных отношений) и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом государственно-правовая надстройка не просто пассивно следует за экономическим базисом, но и может активно на него влиять. Общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций и соответствующих типов государства. Т.о. каждой формации соответствует свой тип государства и права.

Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. При этом выделялись 5 формаций: первобытно-общинная (догосударственная), рабовладельческая, феодальная, буржуазная (капиталистическая), социалистическая. Марксистская теория различает 4 типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный (эксплуататорские типы) и исторически последний тип – социалистическое государство. При этом, по мнению последователей этой теории, социалистический тип государства, рассматривается как полугосударство и существует только на период перехода от буржуазного общества к полному коммунизму. С наступлением коммунизма государство и право изживают себя и отмирают. Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие (конфликт) характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества.

Английский историк А. Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в т.ч. религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие традиций, обычаев и пр. В совокупности эти факторы образуют понятие культура. Родственные культуры образуют цивилизацию. Сама государственная власть рассматривается, как часть культуры.

Цивилизационный подход к изучению общества позволяет объяснить многовариантность исторического развития. Выделяют, главным образом, этапы цивилизации:

o Локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (Индийская, Шумерская, Др. Египетская и т.п.) – на заре возникновения государства;

o Особенные цивилизации (традиционные) (Китайская, Восточноевропейская, Исламская и др.);

o Всемирная цивилизация, охватывающая все человечество, которая только находится в стадии становления и основывается на принципе гуманизма.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государств в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки (государство рассматривается как активный субъект экономических отношений), они тесно связаны с религией в единый политико-религиозный комплекс (древнеегипетская, шумерская, японская, сиамская и т.п.). Государство вторичной цивилизации входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс (западноевропейская, восточноевропейская, латиноамериканская, североамериканская и т.п.), т.е. имеет место более четкое отграничение государства от религии и общественной надстройки, экономических отношений (приобретает относительную самостоятельность).

Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств.

Таким образом, оценивая формационный и цивилизационный подходы к типологии государства, можно выделить их и сильные и слабые стороны.

К числу достоинств формационной типологии следует отнести: исторический подход к смене различных типов государственности и внимание к социально-экономическим факторам, поскольку экономический базис и социальные классы существенно влияют на структуру общества и характер его политической надстройки, в которую входят государство и право. Слабыми сторонами формационной типологии государства являются: прямолинейность и запрограммированность смены одних типов государств другими; отсутствие собственно юридического подхода к государству, в результате чего предметом классификации вместо государства выступает общественный строй. В данную типологию не укладываются так называемые переходные государства.

К числу достоинств цивилизационного подхода следует отнести внимание к культуре, проявление которой рассматривается в качестве важных факторов государственности. Слабыми сторонами этого подхода являются: недооценка социально-экономических факторов; существование множества критериев и несовпадающих классификаций; отсутствие собственно юридического подхода к государству, в результате чего предметом классификации вместо государства выступает общество.

Поэтому для определения сущности государства необходимо использовать оба подхода.

Иногда в литературе можно встретить деление государств на западные и восточные. В последнее время весьма широко применяется классификация государств на:

1. Тоталитарные (власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения, в правовом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом»).

2. Авторитарные (отличается от тоталитарного главным образом проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и законности).

3. Либеральные (создаются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, действует правовой режим «Разрешено все, что не запрещено законом», но в политическом плане не допускаются действия, направленные на изменение государственного и общественного строя.).

4. Демократические (создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу; граждане обладают широким и гарантированным законом кругом прав и свобод).

Главным критерием данного подхода является политический (государственно-правовой) режим.

Справочно: Типы государств (формационный подход)

1. Рабовладельческое государство.

Рабовладельческий тип эксплуататорского государства и права представлялся исторически первым типом государства и права.

Рабовладельческое государство объявлялось по своей клас­совой сути орудием господства класса рабовладельцев, организа­цией политической власти господствующего класса в рабовла­дельческой общественно-экономической формации. К таким госу­дарствам относили как древневосточные рабовладельческие стра­ны (Египет, Вавилон, Китай и др.), так и античные (Греция, Рим). Важнейшей функцией всех рабовладельческих государств рас­сматривалась защита собственности рабовладельца на средства производства, в том числе и на рабов, что доказывалось отсылками на правовые источники эпохи рабовладения.

Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев на орудия и средства производства и на работников – рабов, не обладающих статусом субъектов права, а являющихся объектом права и эксплуатации.

Основные классы рабовладельческого общества – рабовладельцы и рабы, между которыми возникали острые социальные противоречия. Помимо них существовали социальные прослойки – ремесленники, мелкие земледельцы, которые считались свободными, но неимущими и эксплуатировались рабовладельцами.

Рабовладельческое государство было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев.

Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии (Др. Рим в III в.) и республики. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов: демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население, и аристократическая республика (Спарта и др.), где в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии.

Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное государство.

2. Феодальное государство (это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др.).

Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян, что служило основой социального неравенства.

Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др. Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, т. е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей.

Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий: а) децентрализованной феодальной раздробленности; б) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Феодальное государство поддерживало и обеспечивало право господствующе­го класса на землю, на владение крепостными и присвоение их труда.

Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов. Республиканская форма правления существовала лишь в государствах-республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.).

На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазно-демократических революций. В результате последних возник новый тип государства.

3. Буржуазное государство.

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства.

Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов – буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения.

Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов. Однако на всех этапах собственного становления и развития буржуазное государство раскрывалось (в чем и заключалась его сущность, с точки зрения представителей формационного подхода) как орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым, угнетенным пролетариатом и другими трудящимися классами и социальными слоями капиталистического общества. Экономическому, политическому и идеологическому господству класса буржуазии соответствовал и буржуазный тип права как система юри­дических норм, выражающих и закрепляющих классовую волю буржуазии и являющихся средством защиты, закрепления и разви­тия общественных отношений и порядков,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.68.161 (0.014 с.)