Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственная власть. Основные категорииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Понятие государственной власти. 2. Легализация государственной власти. 3. Легитимация государственной власти. 4. Глобализация и государственная власть.
I. Власть выступает в качестве одного из существенных признаков государства. Необходимость власти выводится из организации общества, для которого она является важнейшей функцией, обеспечивающей регулирование всех основных сфер его жизни. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме сопутствовать его развитию. Понимание незаменимости власти в развитии и функционировании общества – необходимая посылка всех современных политических теорий. Общество потому и является обществом, что совокупность людей объединена взаимодействием, обменом и властью. Власть – это возможность и способность осуществлять собственную волю даже вопреки сопротивлению. Отношение власти ассиметричны, они предполагают доминирование, господство, которое может быть навязано и насильственно, и принято «добровольно» (под психологическим, идеологическим и иным воздействием). Власть всегда содержит элемент принуждения в той или иной форме. Особое значение в человеческом обществе имеет не индивидуальная, частная власть, характеризующая зависимость одного лица от другого, а сознательная, общественная власть, в основе которой лежит существование определенных отношений, коллектив. Особого рода коллектив – государственно-организованное общество. Ему присуща политическая власть, которая получает свое выражение в государственной власти. Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения, опирающееся на государственное принуждение. Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как верховный авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Признаки государственной власти: 1.власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной. 2.носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела). 3.опирается на государственное принуждение. 4.характеризуется легальностью и легитимностью. Легальность государственной власти – это ее юридическое обоснование, провозглашение правомерности ее возникновения, организации и деятельности. Легализация осуществляется различными способами: референдумом, демократически принятой Конституцией (Конституция РФ 1993 г.), международным признанием. Узурпация, захват государственной власти, присвоение властных полномочий незаконны.Легитимность государственной власти – это соответствие власти представлениям народа о ее справедливости, обоснованности, эффективности. Оценка легитимности власти зависит от деятельности и поведения должностных лиц. Степень легитимности выражается в поддержке власти населением – это участие в выборах, соцопросы, массовые демонстрации поддержки или, напротив, протеста. Утрата государственной властью легитимности не влечет за собой непосредственно юридической ответственности (низкий рейтинг правительства, парламента, президента).Государственная власть характеризуется также единством и разделением властей. Единство государственной власти связано с возникновением самого государства. В государстве не может быть несколько различных властей, неодинаковых по своей природе, принципиальным целям и имеющих свои обособленные средства государственного принуждения. Единство государственной власти имеет 3 аспекта: 1) социальное единство, возникает из единой природы господствующих в обществе социальных сил; 2) единство основных целей и направления деятельности всех органов государства необходимо согласованное управление обществом (иначе - анархия, вооруженный конфликт – Россия 1993 г. октябрь). 3) организационно-правовое единство, обозначающее создание системы органов государства с их иерархией и распределением полномочий. Таким образом, государственная власть едина, но осуществляется на основе разделения властей, их взаимодействия при использовании системы сдержек и противовесов. Об уровне развития государственной власти можно судить по следующим признакам: 1.правовой характер формирования и осуществления; 2.публичное признание и обеспечение прав и свобод человека; 3.закрепление структуры и системы государственной власти, ее меры, формы, процедуры осуществления и ответственности в законодательстве. 4.включенность государственной власти в систему правовой культуры общества. Еще дореволюционный российский юрист И.А. Ильин считал, что состояние государственной власти (сущность, формы осуществления) это одновременно выражение правосознания граждан государства, его чиновников, без влияния на которое невозможно изменить государственную власть. II. Легализация государственной власти – это признание правомерности ее возникновения, организации и деятельности. Проблема легализации государственной власти, путей и способов этого процесса уходит своими корнями в древнюю историю. Ссылки на легализацию как основание власти и должностного поведения использовались уже в IV-III вв. до н.э. школой китайских легистов в споре с конфунцианцами. Первые ссылались на традиции, нормы закона, вторые считали, что деятельность властей, поведение граждан должны соответствовать, прежде всего, вселенской гармонии. Элементы своеобразных ссылок на легализацию присутствовали в противоборстве светских и духовных властей в средние века «узурпатора» Наполеона именно с позиций легальности, «законной династии». Легализация государственной власти юридическое. Поэтому определяя легальность или нелегальность государственной власти, меру ее легализации, важно установить, насколько правовые акты, осуществляющие легализацию, соответствуют общепринятым принципам права, в том числе международным. Легализация государственной власти неразрывно связана с процедурами населения властью ее носителей (прежде всего главы государства, парламента, права), осуществляется по-разному в условиях различных форм правления и государственного режима. Легализация монархии заключается в исторических традициях, харизме, что закреплено в Конституции, законах о престолонаследии. Основные законы многих стран называют царствующую династию (Швеция, Япония, Непал), тем самым юридически закрепляя ее право на власть, а захват трона другой династией рассматривают как узурпацию. Республиканская форма правления как модель организации государственной власти имеет две основные разновидности – президентская и парламентская. Легализация парламентской республики мало зависит от традиций и обычаев. Она почти целиком связана с конституционными текстами и законами. В отличие от президентских республик положение главы государства не связывает ни с традицией, ни с харизмой, ни с присвоением особых титулов. В то же время действуют важные юридические фикции, которые оказывают влияние на осуществление государственной власти. В большинстве парламентских республик конституцией закрепляют весьма широкие полномочия президента, но на деле он их не осуществляет. Они реализуются правительством. В некоторых странах (например, в Индии) это делается на основе конституции, в других странах существует принцип контрассигнатуры (Италия). Способы легализации государственной власти зависят от формы политико-территориального устройства. В условиях простого унитарного государства проблемы легализации государственной власти не вызывают сложностей: существует одна конституция, единое законодательство. В унитарных государствах с автономиями легализация связана с соответствием и соподчиненностью законодательства: предметом законодательства автономии являются вопросы местного значения и оно должно соответствовать актам центра. В федерации процесс легализации государственной власти имеет два уровня, т.к. считается, что государственная власть принадлежит, с одной стороны, федерации, а с другой, своя государственная власть есть у каждого члена федерации. Кроме того, субъекты федерации в тех или иных формах могут принимать участие в легализации федеральной власти. Например, создание федерации на основе договора между ее субъектами, когда именно договор легализует новую власть. Соглашения между участниками федерации могут привести также к делегализации и делегитимации федеральной государственной власти. Таким было известно Беловежское соглашение Белоруссии, России, Украины, раздел Чехословакии и Югославии. Во многих случаях при создании федерации заключение договоров не имело место, и легализация состояла в принятии федеральной конституции (Бразилия, США). Договор возможен и при распределении предметов ведения субъектов федерации и федерального центра.
III. Легитимация – это процесс индивидуально и коллективно (общей группой, народом) утверждение представление, что государственная власть, структура ее органов, способа их формирования, ее деятельность соответствуют тем ожиданиям, взглядам, которые сложились у людей. Суть легитимации – это отражение идей «общественного договора» о создании государства для общего блага. Власть справедлива, если она не нарушает принципов гражданского общества и государства. Так своеобразно общественный договор был заключен в Испании после падения тоталитарного франкистского режима, что позволил сравнительно плавно перейти к новому государственному строю и принять в 1978 г. демократическую конституцию. По сути, легитимация государства представляет собой делегирование, передачу власти обществом его особой организации – государству, его структурам. Эта передача осуществляется на предполагаемых условиях, что государственная власть будет соответствовать представления людей о ее деятельности. В условиях переходных состояний, политической нестабильности проблемы легальности и легитимности государственной власти приобретают особое значение. В федеративном государстве эта проблема всегда связана с отношениями федерации и ее субъектами, особенно при осуществлении попыток сецессии. Так было во время гражданской войны в США (1861-1865гг.) в Пакистане (военные действия в связи с образованием на его территории нового государства Бангладеш), в Нигерии (провозглашение несостоявшейся Биафры в 60-х годах). Легитимация опирается не на внешние, в том числе юридические признаки, а на внутренние побудительные мотивы и стимулы. Легитимация связана с комплексом переживаний и внутренней установкой людей. В ее основе лежит вера людей в то, что их блага зависят от сохранения и поддержания данного порядка, убеждения в том, что он выражает их интересы. Поэтому легитимация прямо связана с интересами людей, которые оцениваются ими осознанно. Различные интересы, существующие в обществе, ведут к тому, что легитимация государственной власти в принципе имеет неполный, хаотичный характер, хотя в современных государствах в конституциях указывается, что государственная власть выражает интересы всего народа. Следствие легитимации государственной власти большинством населения – ее авторитет. В результате граждане принимают участие в формировании и деятельности ее органов (в выборах, референдуме, муниципальном самоуправлении). Вместе с тем легитимная власть, опирающаяся на поддержку большинства, вправе в интересах всего общества применять меры принуждения (ликвидация путча ГК ЧП 1991 г.). Со времен немецкого политолога Макса Вебера принято различать три типа легитимации: Традиционные способы легитимации государственной власти связаны с особой ролью религии. Не только в мусульманских странах, но и в некоторых европейских странах существует государственная религия – англиканская церковь в Великобритании, евангелическая, лютеранская, церковь в Дании. Харизматическая власть всегда индивидуальна. Немалую роль в создании харизмы может сыграть религия или государственная идеология. В демократических государствах элементы харизматичной власти присущи иногда главе государства – М. Тэтчер в Великобритании, Т. Рузвельт в США. При рациональной легитимации население поддерживает или отвергает государственную власть, руководствуясь собственными оценками этой власти через выборы, референдумы, обсуждение законопроектов. Легитимация государственной власти – довольно общее понятие. Она находит более предметное выражение легитимации ее конкретных носителей, должностных лиц, органов государства (парламент, глава государства, правительство). Во многих странах, особенно в странах англосаксонского права, важный элемент легитимации государственной власти связан также с деятельностью судов. Каждая из сторон деятельности государства по-разному соотносится с вопросами легализации и легитимации власти. Государство – единственная универсальная организация в обществе. В эту организацию входят все находящиеся на данной территории лица, независимо от их желания. Все они относятся к этой организации, хотя относятся по-разному, имея различные статусы: гражданина, апатрида, бипатрида, иностранца. Легализация их положения в государстве осуществляется конституцией, законодательством, международными соглашениями. Государство, как организация, имеет разветвленный и специализированный государственный аппарат по ветвям власти и наделен публично-правовыми функциями. Будучи универсальной, организаций общества, государство относительно выступает как социально-политический арбитр в обществе. Роль государственного арбитра связана с асимметричной структурой общества, различные группы которого (социального профиля и другие), имеют собственные интересы, не всегда совпадающие с интересами общества. Осуществляя социально-политический арбитраж, государство предоставляет определенные гарантии одним (например, пособие по безработице) и устанавливает ограничения для других (например, максимальных землевладений в Японии, Пакистане и Египте). Арбитраж государства осуществляется в сложных условиях, так как каждая социальная группа на деле желает иметь арбитра, который бы выступал, прежде всего, в ее интересах. Группа давления оказывает влияние на решение государственных органов, воздействует на должностных лиц, это давление осуществляется в самых различных формах: путем угроз, коррупции, поддержки, лести, демонстрации протеста. «Арбитражный вектор» весьма подвижен и меняет направление в зависимости от силы давления на власть и ее практических мероприятий. В случае особо острой борьбы противоборствующих сил арбитраж государства принимает специфические формы: вводится чрезвычайное положение, приостанавливается или запрещается деятельность политической партии, прекращается издание некоторых газет, запрещаются митинги и демонстрации. Важно, чтобы эти меры были не только юридически законными (легальными), но и обоснованными, легитимными в предоставлениях. Легализация принуждения, насилия со стороны органов государства осуществляется в соответствии с правовыми нормами, которые устанавливаются самим же государством, но которое, как предполагается, выражают интересы всего общества и одобрено им эти правила поведения обязательны для всего общества. Они устанавливают юридическую ответственность за их неисполнение. Право является не только средством легализации принудительной деятельности государства, но и средством легитимации. При этом право само должно быть легитимным в представлениях населения, соответствовать общим ценностям. IV. Впервые понятие «глобализация» было использовано международным валютным фондом (МВФ) как «возрастающая степень интенсивности интеграции рынков товаров, услуг и капиталов» (Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление М., 2001. С. 9). В отечественной литературе предлагается рассматривать глобализацию в нескольких взаимосвязанных аспектах: культурно-идеологическая (комплексный процесс, затрагивающий традиции, религию, культуру, идеология); территорий (укрупнение государственных и надгосударственных образований); экономический (информационный, этнический, информационный рост общей численности населения, взаимная ассимиляция различных этнических групп) (Сперанский В.И., Ященко А.А., Игнатов А.А.) Червонюк В.И. и Иванец Г.И. предлагают проводить различия между понятиями «глобальность» и «глобализация». «Государственность» указывает на то, что современный мир приобрел новое качество, которое может быть выражено понятием мирового сообщества – общности социальных отношений, которые не могут интегрироваться в национально-государственную политику и определяться ею. Глобализация или глобализм – это вытеснение мировым рынком политической деятельности, когда государства и их суверенитеты вплетаются в сеть транснациональных суверенитетов, а подчиняются их властным возможностям. Оказывая влияние на все области социальной жизни, глобализация диктует необходимость переосмысления роли права и государства в современном мире. 1. Глобализация изменяет реальное положение государства в политической структуре общества: государство не будет являться доминирующей силой на мировой арене и теряет свою национальную идентичность, что обусловлено повышением влияния транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп. «Рынок сужает суверенитет, сферу деятельности национальных правительств» События начала 80-х гг. показали насколько сильна зависимость внутренней политики от влияния международных структур, Мирового валютного фонда (восточноевропейские страны) югославский и иракский кризис – свидетельство того, что суверенитет отдельного государства при определенных условиях зависим от глобалистических устремлений сверхдержав и тех транснациональных корпораций, которые заинтересованы в подчинении своему влиянию экономических интересов соответственного региона. «транснациональные корпорации не удерживаются с сильным государством, им необходим минимум государства в экономике и социальной сфере (Зигмунт Бауман)». 2. Глобализация влияет на состояние политической стабильности. Она способствует нарастанию национальных и социальных противоречий, на основе чего возникают или усиливаются конфликты в странах с незавершенным рыночным переходом, что создает условия для авторитарных режимов. 3. Глобализация способствует увеличению количества государств. Если после второй мировой войны их было 50, сейчас в ООН представлены 190 (40 не представлены). Многие предсказывают, что через 25 лет государства будет 500. Кроме того, официальных сухопутных границ 17%, морских – 38 % являются предметами спора. В то же время сами границы между государствами становятся все более прозрачными. В эпоху глобализации растет число негосударственных субъектов, которые осуществляют функции ранее являвшиеся сферой государственной деятельности. В экономической сфере это транснациональные корпорации. Возникает огромное количество неправительственных организаций: религиозных, правозащитных, благотворительных, экологических – которые оказывают влияние на общественное мнение, выработку законов, формирование политики. («Международная амнистия», «Гринпис», «Врачи без границ»). Всего в мире насчитывается около 40 тысяч неправительственных организаций, межправительственных – 5900. Систему глобального членства имеют 523, 1050 обладают континентальным масштабом деятельности, 400 – региональным. (Политические институты на рубеже столетий. Дубна, 2001. С.181). В результате увеличения международных межправительственных организаций возникает феномен глобальной бюрократии. Глобализация влияет на содержание государственной деятельности. Государства все больше занимаются глобальными проблемами: терроризм, экология, эпидемии, возникают новые функции – информационная безопасность, инновационная деятельность. Таким образом, в результате глобализации возможно создание постнациональных государств, транснациональных межгосударственных сообществ (Европейский Союз, Свободна экономическая зона Америки (НАФТА); возникают надгосударственные, транснациональные структуры управления (Совет Безопасности ООН, МВФ, «GТ-7», Мировой банк, Политический Совет НАТО)).
Вопросы к теме: 1.Выделите особенности государственной власти. 2.В чем выражается соотношение легализации и легитимации государственной власти? 3.Перечислите формы легитимации по М. Веберу, как они сочетаются в современных государствах? 4.Как влияет глобализация на государственное развитие?
Основные категории права 1. Происхождение права. 2. Признаки права. 3. Принципы права. 4. Функции права. 5. Определение понятия права.
I. Одним из основных рубежей развития первобытного общества является «неолитическая революция». Этот термин ввел английский археолог Г. Чайлд в середине XX в., характеризуя качественные изменения, которые произошли при переходе в неолите примерно 7-3 тыс. лет до н.э. от присваивающего хозяйства к производящему, т.е. от охоты, рыболовства и собирательства к скотоводчеству, земледелию, металлообработке. Два способа хозяйствования – присваивающая и производящая экономика предопределили две различные системы социального регулирования. По своему содержанию нормы первобытного общества обеспечивали социальную жизнь общин, кланов, групп. Это осуществлялось в форме запретов, дозволений. Запреты существовали в форме табу, подкрепленных религиозными верованиями (запрет инцестов – кровнородственных браков). Дозволения также определяли поведение человека или объединений людей, указывая, например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки их сбора, на пользование той или иной территорией. Все эти способы регулирования направлены на обеспечение наиболее эффектных форм присвоения предметов природы и их переработки. Социальные нормы присваивающей экономики находили свое выражение в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах. Одной из мощных форм регулирования отношений является мифологическая нормативная сила. У. Маконел, собирательница австралийских мифов, пишет, что «мифы поддерживают и санкционируют социально полезные нормы поведения». Эти нормы поведения, по выражению этнографа А.М. Першица, имеют характер «мононорм», т.е. единых, еще не расчлененных специфических норм первобытного общества. Они предшествуют становлению правовых и моральных систем. Становление производящей экономики привело к появлению раннеклассовых обществ, качественному изменению регулятивной системы. На смену охотничьему мифологическому и магическому мировоззрению приходит религиозное – культ Солнца, умирающего и воскресающего бога. Специфика сельскохозяйственного производства и быта начинают формировать правовую часть регулятивной системы. С одной стороны, она содержит разветвленные правила проведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов, а с другой стороны – еще очень сильно окрашена религией. Например, амбары – первоначально общественной хранилище зерна, стали постепенно считаться местом пребывания бога зерна, плодородия – т.е. превращаться в храмы, а их хранители – жрецы стали выполнять роль хранителей культов. Продолжают развиваться система запретов и дозволений, возникают позитивные обязывания. Одним из первых вкладов в развитие человеческой культуры явилось создание календарей, т.е. системы исчисления времени, в основе которых лежит периодичность явлений природы. Неукоснительное соблюдение агрокалендарей становится основой всей производственной, общественной, да и личной жизни членов дохода общины. Возникает аппарат контроля за соблюдением агрокалендарей (жрецы), культовые способы обеспечения календарей. Действующими лицами агрокалендарей были боги, представляющие различные профессии, половозрастные группы. Подражание их действиям было исполнение нормативных указаний календаря. Таким образом, появляются способы, регулирующие поведение человека путем указания на то, что обязательно надо делать («должно»), что разрешено делать («можно»), что запрещено делать («нельзя»), что безразлично для общества, т.е. можно поступать по своему собственному усмотрению. Этот новый способ регулирования и характеризует право. С появлением нормативных агрокалендарей возникает и новый способ фиксации норм. Появляются письменные источники, выражающие систему запретов и кодексы (первый известный нам свод законов – это свод царя Ур-Намму, который жил в Шумере в III тыс. до н.э.), возникает систематизация законодательства, судебные практики (в городе-государстве Лагаш). Формируются новые способы социального контроля за выполнением норм раннеклассового общества. Если раньше таким контролеров выступало общество в целом, общественные лидеры, то теперь - это специально назначенные должностные лица, специально созданные социальные институты – полиция, армия. Для разрешения споров возникает специальный государственный орган – суд. Он используется для поддержания законов и наказания их нарушителей. Санкции раннеклассового права обеспечивает уже возникающее имущественное и социальное неравенство. Это проявляется в резком ожесточении санкций, которые защищают собственности социальной верхушки, во введении дифференциации наказаний за преступления против личности в зависимости от статуса личности. Например, в Библии утверждалось: «Кто ударит человек так, что он умрет, да будет предан смерти». «А если кто ударит раба своего или служанку, и они умрут под рукой его, то он должен быть наказан». Таким образом, право возникает на этапе становления раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящего хозяйства, труда земледельцев и ремесленников. Становление права идет путем образования специальных правил, регламентирующих организацию и процесс сельскохозяйственного труда и распределения его результатов. Эти правила получают своеобразное закрепление в форме агрокалендарей. В длительном процессе становления городов-государств, классов право формируется как способ осуществления функций города-государства. С расслоением раннеземледельческого общества, возникновением частной собственности, товарно-денежных отношений право получает четкий классовый характер, т.е. начинает служить экономическим и другим интересам определенных социальных групп (через ужесточение санкций). Взаимодействие двух правовых подсистем-позитивного обязывания и разрешений-запретов, выраженных в религиозной форме характеризует социально-нормативное регулирование в ранних государствах. Следовательно, можно выделить 3 основные фразы в развитии права: 1.фаза - зарождения, относится к периоду становления производящих форм экономики. 2.фаза - оформление регулятивной системы в правила (нормы). 3.фаза - связаны с письменной кодификацией права в ряде раннегосударственных образований. Таким образом, право зародилось в недрах первобытного общества на заключительном этапе его развития, когда стали образовываться протогосударства (военная демократизация). Тогда право было еле отличимо от обычаев, являющихся одним из основных средств, регулировавших жизни первобытного общества. В процессе правового развития выделяют несколько стадий: I. стадия – Архаическое право. Хронологически его рамки обозначить очень трудно, особенно возникновение. Применительно к этой стадии к праву допустимо названия: право племенное, обычное, варварское примитивное. Главной его особенностью является то, что социальные нормы имели свои правила. Вырабатывались нормы снизу, самим народом, отсюда термин «народное право». Постепенно первобытные обычаи начинают охраняться не самими соплеменниками, а специальными органами (вожди, жрецы, дружинники). II. стадия может быть названа сословным или корпоративным правом. Его возникновение стало результатом постепенного развития экономики, разделения общественного труда в период IX-XI вв. – XVII-XV вв. Единые раннее соплеменники стали различаться по социальному положению (главы семей, вожди, их приближенные, по профессиональным занятиям: ремесленники, торговцы, земледельцы). Постепенно выделяются отдельные слои общества или сословия, которые, осознавая свои интересы, стремятся установить однообразные правила поведения. В то же действенных форм принуждения к исполнению таких корпоративных норм еще не было. III. стадию можно считать как общегосударственное право. Его возникновение можно отнести к XIV-XVII вв. (Англия – XIV в., Германия – 17 в., Россия – 18 в.). Главные его особенности заключаются в: 1) целенаправленном формулировании норм права и органами государства, прежде всего – законодательным органом. 2) защита правовых норм государственными органами, причем здесь также выделяется особая их разновидность; правоохранительный орган. Самые первые доказательства существования архаического права относятся к XVIII в. до н.э. – Законы Хаммурапи, позднее появляются письменные правовые памятники в Греции (Закон Солона VI в. до н.э.), Риме - законы12 таблиц – V в. до н.э., время появления Салической Правды относят к V в. н.э. Таким образом, первые письменные правовые источники появляются в разное время в разных регионах. Но характерным является то, что процесс их создания следует за процессом укрепления государства. В то же время, следует отметить, что в архаическом праве большое значение играли обычаи. Оно носило устный характер, выражалось в виде преданий, рассказов о разрешенных казусах, в виде конклюдентных действий. Архаическое право формировалось в результате разрушения отдельных конфликтов, споров, поэтому оно было казуистическим, имело несистематизированный характер. Источники строились по принципу простого расположения материала. Так, в законах Хаммурапи сначала излагаются нормы уголовного и процессуального права, потом опять приводятся нормы уголовного права, а заканчивается текст перечислением правил из различных областей общественной жизни. Иногда бывает трудно определить, является ли норма – гражданским правом или уголовным правом? Одно и то же деяние могло трактоваться и как гражданское, и как уголовное (следует отметить, что деление на отрасли не существовало) в зависимости от обстоятельств (прелюбодеяния с женой вождя – уголовное деяние, с женой постороннего – гражданское правонарушение), намерения нарушителя (преднамеренное убийство – уголовное, непреднамеренное – гражданское) повторности деяний (впервые – гражданское, повторное - гражданское). Английский историк права Мэн писал: «Чем древнее кодекс, тем полнее в нем выражен уголовный раздел». Нормы уголовного права доминировали неслучайно. Архаичное право возникло из необходимости обеспечить защиту социальных коллективов (рода, общины, семей), а также охрану носителей власти. Архаичное право было объективистским, т.е. правом, где акцент делался на то, что именно произошло и произошло ли вообще. Установление виновности было не важным. Кроме того, архаическое право имело альтернативный характер. Не было ни каких гарантий, что стороны вынесут спор на разрешение независимых органов (вождей, жрецов) и не будут выяснять отношения силой. Поэтому в нормах стали устанавливаться штрафы, которые ответчики платят за причиненный ущерб. Целью архаического права было примирение сторон. В случае возникновения вражды двух групп они могли уничтожить друг друга. В результате слабеет и племя в целом. Примирения можно достигнуть лишь тогда, когда все вовлечены в конфликт стороны и уверены, что справедливость восторжествовала. Обиженной стороне определена должная компенсация, а виновнику дать гарантии, что после компенсации он останется членом общины. Поэтому за большую часть преступлений предусматривались не убийства и телесные увечья, а штрафы, т.е. материальное возмещение за содеянное. Ответственность носила часто коллективный характер. Не везде правонарушитель мог расплатиться сам, без участия своих сородичей, прежде всего потому, что человек как таковой в экономическом плане не существовал. Он целиком включался в род, общину, семью, как хозяйственная единица. Вообще, личностное начало в праве долго не принималось, до XVII в., - времени возникновения естественного права. Несмотря на то, что в нормах архаического права закреплялись обычаи родового общества, они одновременно фиксировали привилегии вождей и их приближенных. Весьма прочной была связь с языческой религией, т.к. специальных юридических учреждений еще не было, судебные решений провозглашались от имени богов, а жрецы выполняли судебные функции. К достоинствам архаического права можно отнести: 1. Архаическое право не было сводом законов, навязанных сверху, оно было неотъемлемой частью сознания народа. 2. Выражало закономерности общественной жизни. 3. Отличалось добровольность и массовость исполнения, т.к. основывалось на убеждении в должном характере правил поведения и соблюдалось в силу привычки. 4. Поскольку оно имело устный характер, то было доступно всем. 5. Архаическое право было средством удержания людей вместе, инструментом их примирения и рассматривалось как процесс посредничества.
II. Существенные характеристики права, которые позволяют утверждать о его появлении и функционировании в обществе как самостоятельного института – это признаки права. Признаки права выражают его качество, т.е. то, что отличает его от всех других общественных явлений. Определяя право, теория, прежде всего, указывает на его нормативность. «Право имеет нормативную природу» (Г. Кельзен). Норма – поведение, выражающее типичные социальные связи и отношения. Норма связана с общественными закономерностями, однако по своему содержанию, норма носит сознательно-волевой характер. Норма есть продукт сознательной деятельности, потому что она творится, создается людьми. Нормативность означает, что правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны, наиболее устойчивы, характеризуются повторяемостью и всеобщностью. Нормативность указывает на то, что право представлено нормами – правилами поведения, регулирующими отношения между людьми. Этот признак в наибольшей мере выражает функциональное назначение права, через юридические нормы граждане и их объединения получают информацию о том, какие действия необходимы, какие возможны, какие запрещены. Право, таким образом, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение. Вместе с тем нормативностью обладает и религия, и мораль, и эстетика, даже литература. Поэтому выделяют и другие признаки. Второе после нормативности свойство права – общеобязательность. Право не терпит конкуренции. В стране могут функционировать несколько религиозных, моральных, эстетических и других систем. Юридическая же система в государстве одна, и входящие в нее нормы общеобязательны. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в норме права, Она возникает вместе с нормой права, с нею развивается и изменяется. И одновременно с отменой акта, содержащего норму права, прекращается, подчеркивая неразрывность нормы права и общеобязательности, Кельзен вполне резонно считал, что «нормы права представляет собой правило поведения, согласно которому то или иное лицо, группа лиц, должно действовать в каком-то определенном направлении, независимо от того, желает ли оно вести себя таким образом или нет». Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, т.е. наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий. Создание, реализация, охрана права невозможны без деятельности государства. Оно я
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.162 (0.014 с.) |