Методические указания к преподаванию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания к преподаванию



«ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

Основная цель вузовского образования – формирование целостной структуры будущей профессиональной деятельности студента в период его обучения, которая укладывается в логику познания: восприятие – освоение – усвоение – применение.

Первый компонент – восприятие – реализация через лекции преподавателей, самостоятельную работу студента. Второй этап – освоение: на практических занятиях (семинарах) раскрываются возможности приложения теоретических знаний к решению профессионально значимых задач. На третьем (усвоение) – происходит понимание и овладение совокупности теоретических и практических знаний и умений.

При этом, следует отметить, что юрист – профессионал отличается от иных профессионалов тем, что, во-первых, знает, где найти источник, то есть норму права, нормативный акт, судебную практику с тем, чтобы применить ее к возникшему случаю. Во-вторых, для того, чтобы правильно ее применить необходимо иметь формально логическое мышление, позволяющее из представленной информации выводить различные версии (предположение о возможном развитии события). Поэтому основные цели лекционного курса «Теория государства и права» связаны не просто со знакомством с теоретическими знаниями, а знаниями в контексте будущей профессиональной деятельности, формированием готовности студентов решать профессиональные задачи и проблемы.

Изложение лекции не только отражает понятие, теории и факты но и определенные способы мышления через использование конкретных методов познания. Содержание лекции включает в себя:

1. Системную основу предмета «Проблемы теория государства и права», логическое раскрытые его;

2. Моделирование деятельности студента по усвоению содержания через комплекс специально подобранных учебных заданий, которые формируют навыки решения основных типов профессиональных задач и проблем будущих специалистов.

Системная основа предмета выделяется через определение базовых блоков, из которых складывается структура изложения лекционного материала. Каждый студент должен усвоить эти базовые блоки. Через содержание лекций реализуется принцип проблемности, как через отражение в нем противоречий и динамики развития самой науки (например, темы «Сущность государства», «Современное правопонимание») так и трудностей применимости ее теоретического аппарата для решения профессиональных задач («Толкование нормативно-правовых актов», «Формы реализации права»). Данное изложение лекций позволяет осуществить логически обоснованный последовательный переход от простой передачи информации к активному освоению студентами содержания лекций.

Как показывают опросы студентов, в восприятии лекционного материала чаще всего трудность представляют абстрактные понятия, явления теоретического характера, необходимы образные опоры. Визуализация учебного материала (схемы, таблицы, аналогии) позволяет в определенной мере преодолеть трудности, особенно при изучении таких тем, как «Система права», «Классификация норм права», Правовое регулирование и правовое воздействие.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Семинар – форма организации занятия, при которой студенты самостоятельно изучают программный материал по различным источникам, выполняют различные задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой преподавателя. Методическая ценность семинара состоит в том, что он дает возможность студентам активно использовать информацию, полученную по различным каналам. В дискуссиях они углубляют свои знания, учатся аргументировать свои выводы. В ходе таких занятий легко обнаруживаются и устраняются пробелы в изученном материале.

Выбор темы семинара определяется рядом факторов. Вопросы, выносимые на обсуждение должны быть не просто ключевыми с точки зрения их познавательно - воспитательного потенциала, но и посильными для студентов, вызвать у них интерес. Для эффективной работы на таких занятиях необходим и определенный уровень умений и навыков самостоятельной работы: конспектирование, умение делать выписки и анализировать литературу, изучать ее содержание в кратких сообщениях или более развернутых рефератов, выступать в ходе обсуждения.

Рекомендации к каждому занятию построены по единому принципу. Вначале предполагаются возможные варианты организации опроса группы по пройденному материалу – это: вопросы для устных сообщений студентов, задания тестового или творческо-поискового характера. В зависимости от творческо-поискового характера. В зависимости от творческо-поискового характера. В зависимости от наличия времени и уровня группы можно использовать и все три варианта.

Для активации познавательной деятельности студентов предлагаются задания, на основе которых можно организовать дискуссии, обсуждение и закрепление вновь полученных знаний. В качестве домашнего задания, выполняемого письменно, предполагается выразить свое отношение к определенному положению в форме эссе. Это задание направлено не только на простое воспроизводство учебного материала, но и на самостоятельную работу с дополнительными источниками.

Французское слово «эссе» можно буквально перевести как опыт, проба, очерк, набросок. К его основным признакам принято относить:

1. Наличие конкретной темы или вопроса.

2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления. (Эссе – жанр субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что дает возможность увидеть личность студента, своеобразие его позиции, мышление, отношение к миру).

3. Небольшой объем (1-2 страницы).

4. Свободная композиция на основе произвольных ассоциаций.

5. Парадоксальность (отправной точкой для размышления является афористичной, яркой высказывание, буквально сталкивающее, на первый взгляд, бесспорные, но взаимно исключаюшие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Например, «Кто щадит виновного, тот наказывает невиновного»).

6. Успешно написать эссе может лишь студент, который способен применить знания в новой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет ее убедительно аргументировать, формулировать целостные, внутренние непротиворечивые высказывания. Критериями оценки эссе являются: самостоятельность, проявление индивидуальности, глубина раскрытия темы, оригинальность решения проблемы, аргументация.

 

Критерии устного ответа студентов:

 

  1. Содержательность, то есть полное, конкретное освещение вопроса.
  2. Логичность: последовательность изложений, обоснование теоретических положений примерами или обобщение фактов и формулирование выводов.
  3. Концептуальность: выделение различных точек зрения на проблему, выражение своего отношения.

4. Риторика: лаконичность, владение юридической терминологией, правильность и чистота речи

 

МЕТОДИКА ТЕСТИРОВАНИЯ

 

Тестирование проводится по темам, пройденным в рамках курса. Цель тестирования – проверка качества усвоения учебного материала, наличия определённого программой объёма знаний. При подготовке необходимо обратиться к учебной литературе, материалам лекций, основным нормативным актам. Приведённые вопросы представляют собой примерный перечень, который будет корректироваться в связи с обновлением законодательства. Формулировке вопросов конкретны. Задание сводится к выбору одного из предлагаемых вариантов ответов. Для получения положительной оценки необходимо правильно ответить на 50% вопросов.

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ПРОБЛЕМ ТЕОРИИ

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

При изучении любой юридической дисциплины нужно иметь кроме лекций, по меньшей мере, два-три учебника, причем новый учебник – всегда лучший, т.к. он должен пройти определенную апробацию. Каждый из учебников имеет свои достоинства и недостатки. Если автор – исследователь, то учебник носит монографический характер, то есть обоснован эмпирическими исследованиями, проанализированы позиции различных авторов, что дает возможность выбрать более подходящую позицию по тому или иному юридическому вопросу и формирует именно юридическое мышление, заставляет думать, составлять, выбирать. Если автор – преподаватель, имеющий практическую подготовку, то учебник обычно упрощен, доступен, приближен к практике. При многоавторном учебнике обычно отдельные темы раскрываются специалистами по конкретной проблеме, но в то же время в них отсутствует общетеоретическая концепция, стиль и изложение разных глав различен, что создает определенные сложности в усвоении материала. Одноавторный учебник лишен этих недостатков, но один автор не может быть глубоким специалистом во всем.

В рамках практических занятий предмет деятельности студентов переводится от учебной информации к моделируемым ситуациям и, далее, к реальным профессиональным задачам.

Готовя рефераты, доклады, студенты, с одной стороны, остаются в позиции обучающихся и в то же время по целям, содержанию, формам, процессу и требованиям к полученным результатам – в позиции специалистов. При данной форме организации учебной деятельности студенты выполняют уже не академические процедуры, усвоение знаний или овладения учебными навыками, а фактически реальную профессиональную деятельность, ориентировочной основой которой выступают ранее полученные знания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.43.79 (0.011 с.)