Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Государственная власть и ее механизм.

Поиск

При рассмотрении данной темы, студентам необходимо усвоить следующие понятия и определения: Понятие и признаки государственной власти. Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Государственная и политическая власть. Легитимность и легальность государственной власти. Способы легитимации государственной власти. Государственная власть и государство. Соотношение государственной власти и государства.

Структура государственной власти. Структура государственной власти с точки зрения статического и динамического подходов. Субъекты и объекты государственной власти. Властеотношения. Средства и методы осуществления государственной власти. Принцип разделения властей и структура государственной власти. Структура государственной власти с точки зрения ее территориальной организации.

Механизм государственной власти. Институциализация государственной власти. Понятие и структура механизма государственной власти. Механизм государства и государственный аппарат. Соотношение механизма государственной власти, механизма государства и государственного аппарата.

Принципы организации и функционирования (деятельности) государственного аппарата (механизма государства). Общие и частные принципы организации и функционирования государственного аппарата (механизма государства). Основные общие принципы организации и функционирования государственного аппарата (механизма государства).

Органы государства (государственной власти). Понятие и признаки органов государства. Классификация органов государства в зависимости от порядка образования, объема властных полномочий, характера компетенции, функционального назначения и др.

Государственная власть и государственное управление. Понятие государственного управления в широком и узком смыслах. Управленческий процесс и его стадии. Государственное управление и самоуправление. Местное государственное управление и местное самоуправление.

Практическое занятие 1

Вопросы к занятию

1. Что такое государственная власть и каковы ее основные признаки?

2. Как соотносятся между собой понятия государственная власть и государство?

3. Какие существуют подходы к определению структуры государственной власти и ее элементов?

4. Что понимается под механизмом государственной власти и какова его структура?

Задания для практического занятия

1. Рассмотрите и проанализируйте соотношение понятий «государственная власть», «политическая власть», «публичная власть» и «социальная власть».

2. Проанализируйте соотношение понятий государство (в широком и узком смыслах) и государственная власть.

3. Проведите сравнительный анализ признаков государственной власти: «легитимность государственной власти», «легальность государственной власти».

4. Раскройте соотношение понятий «государственный аппарат», «государственный механизм» и «механизм государственной власти».

5. Проведите сравнительный анализ наиболее существенных признаков понятий «государственный орган», «государственное учреждение» и «государственное предприятие».

Практическое занятие 2

Вопросы к занятию

1. Назовите принципы организации и деятельности государственного аппарата?

2. Назовите признаки и виды государственных органов?

3. Что следует понимать под государственным управлением и самоуправлением?

Задания для практического занятия

1. Раскройте содержание и проведите сравнительный анализ принципов организации и деятельности государственного аппарата (законности, гуманизма, демократизма, гласности, равноправия, централизма, единства и целостности государственного аппарата, научного подхода в управленческой деятельности, профессионализма, сочетания единоначалия и коллегиальности в принятии решений, разделения властей).

2. Проанализируйте с точки зрения сходства, различия и взаимодействия понятия «государственный орган», «государственное учреждение», «государственное предприятие».

3. Проведите подробный анализ классификации государственных органов на примере Российской Федерации (не менее чем по 7-ми основаниям).

4. Проанализируйте с точки зрения различия и взаимодействия понятия «государственное управление» и «местное самоуправление».

5. Раскройте понятие «разделение властей» как принцип организации государственной власти, как принцип правового государства и как основание для классификации государственных органов».

6. Проанализируйте соотношение принципов «разделения властей» и «системы сдержек и противовесов органов государственной власти».

7. Раскройте содержание и проанализируйте стадии государственного управления.

Практическое занятие 3

Деловая игра «Особенности механизма государственной власти»

Цель – исследовать структуру и содержание механизма государственной власти, выявив проблемы и перспективы развития.

Задачи:

1. Проанализировать особенности организации и деятельности законодательных органов государственной власти.

2. Проанализировать особенности организации и деятельности законодательных органов государственной власти.

3. Проанализировать особенности организации и деятельности законодательных органов государственной власти.

4. Выявить проблемы осуществления государственной власти и особенности функционирования ее механизма.

Алгоритм проведения интерактивного занятия

1. Подготовка аудитории к занятию

2. Проверка присутствующих, оглашение темы, цели и задач занятия.

3. Формирование из студентов проблемных групп для участия в игре.

4. Ознакомление участников с правилами игры.

5. Объявление проблемным группам заданий игры.

6. Деловая игра в форме пресс-конференции (обсуждение проблемных аспектов, в т.ч. на стыке дисциплин), включающая обсуждение трех заданий (проблем)

7. Подведение итогов игры.

8. Подведение итогов занятия и оглашение оценок участникам игры.

Сценарий деловой игры

Игра проводится в форме пресс-конференции и рассчитана на обсуждение заданий в составе проблемных групп (не менее 2-х).

Первое задание посвящено проблематике организации и деятельности законодательных органов государственной власти. Одна из проблемных групп отстаивает позицию эффективной деятельности однопалатной модели парламента, а другая двухпалатной модели.

При выполнении второго задания группы отстаивают эффективность модели однопартийного правительства или коалиционного правительства, как высшего государственного органа исполнительной власти.

Третье задание предусматривает обсуждение проблемы эффективности деятельности суда, в составе коллегии из профессиональных судей или суда присяжных.

На обсуждение проблемы командам дается 10 минут, после чего команды доводят до своих оппонентов аргументы в защиту своей позиции (на выступление участникам каждой команды отводится не более 10 минут).

После выступления участникам игры предоставляется возможность задать другой команде вопросы.

На прения между командами по каждому из заданий отводится не более 5-ти минут.

В заключительной части игры подводится общий вывод о функционировании государственного аппарата, являющегося центральной частью механизма государственной власти.

После чего, происходит подведение итогов интерактивного занятия, оглашение и выставление оценок участникам деловой игры, объявление информации о теме, цели и задачах следующего практического занятия.

Тема 6. Форма государства.

Изучение данной темы требует от студентов изучить следующие понятия: Понятие и структура формы государства.

Форма правления: понятие, виды. Монархия: юридические свойства, виды. Республика: юридические свойства, виды. Смешанные и нетипичные формы правления.

Форма государственного (территориального) устройства: понятие, виды. Унитарное государство. Федерация: отличия от унитарного государства, принципы построения (виды). Проблема суверенитета в федеративном государстве. Иные государственные и межгосударственные образования: конфедерации, сообщества, содружества, ассоциации, союзы. Империя. Эволюция современных форм государственного устройства и межгосударственных образований.

Политический (государственный, политико-правовой) режим. Демократический режим: краткая характеристика экономической, политической, идеологической, социальной, правовой и др. составляющих. Антидемократический режим: авторитаризм, тоталитаризм, фашизм.

Проблемы определения формы современного российского государства.

Типы государства. Полицейское, правовое государство и социальное государство. Их особенности и закономерности.

Практическое занятие 1

Вопросы к занятию

1. Что понимается под формой государства, и каковы ее основные элементы?

2. Каковы основные виды формы правления?

3. Назовите нетипичные формы правления?

Задания для практического занятия

1. Проведите сравнительный анализ и раскройте основные черты монократической и поликратической форм государства.

2. Разграничьте по основным признакам монархическую и республиканскую формы правления.

3. Проанализируйте с точки зрения сходства и различия дуалистическую и парламентскую монархии.

4. Проведите сравнительный анализ и раскройте основные черты президентской и парламентской республик.

5. Разграничьте по основным признакам монархическую республику и республиканскую монархию.

6. Проанализируйте и выявите основные различия между советской и клерикальной республиками.

Практическое занятие 2

Вопросы к занятию

1. Что понимается под формой государственного устройства?

2. Какие существуют виды форм государственного устройства?

3. Каковы признаки федеративного государства и его виды?

4. Чем отличается конфедерация от федерации?

5. Каково соотношение между понятиями политический и государственный режимы?

6. Раскройте типологию политических режимов.

Задания для практического занятия

1. Проведите сравнительный анализ и раскройте основные черты унитарной и федеративной форм государственного устройства.

2. Разграничьте по основным признакам децентрализованное унитарное государство (региональное государство) и децентрализованное федеративное государство.

3. Проанализируйте и выявите основные различия между авторитарным и тоталитарным политическим режимом.

4. Исследуйте с точки зрения сходства и различия собственно демократический режим и либерально-демократический режим.

5. Сравните между собой государственные режимы: президенциализм, министериализм, парламентаризм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.87 (0.012 с.)