Понятие и юридическая природа государственной власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и юридическая природа государственной власти.



Гос.власть - это способ управления обществом для кот. характерна опора на спец. аппарат принуждения.

Государственная власть характеризуется особыми свойствами: суверенностью, верховенством, независимостью и самостоятельностью. Прежде с государственной властью тесно связано понятие "суверенитет государства". Суверенитет - не сама государственная власть, но лишь определенное свойство ее, в силу которой она является высшей и независимой правовой властью.

В демократ. гос-ве ист. гос. вл. явл. город, кот. осущ. ее непосредств. и через огв кот. согл. пр-пу разделения власте подраздел.: -законод; -исп.; - суд.

С т. зрения сист. к. права, можно выдел. инстит. гос. вл. в У., как совок. к\п норм, направл. на регулир. группы относит. однородным обществ. отнош., возникших в процессе осущ. гос. вл. Условноможно разделить на 2 части: общую и особенную. Общая хар-ет общие св-ва, признаки и пр-пы организации и осущ. гос. вл. (ст.1,5,6,8,19 КУ.) Особенная посвящена регулированию организации и осущ. гос. вл. отдельными органами или гр. органов.

Понятие органа государства, его признаки и конституционный статус.

ОГВ поним. с 2-х позиций:

1 позиция, ОГВ – это тот орган, кот. осущ. законод. или исполнит. или суд. вл. согл. ст.6 КУ.

Все остальные орг. осущ. задачи и ф-ии гос., с этой т. зрения след. именовать гос. орг. Н: счетная палата, уполн. ВРУ по правам чел., орг. прокур., высш. средн. юстиции и т.д.

2 позиция между двумя этими категор. нет содержат. разницы т.к. они хар-ют однопорядковые правов. явления (ст. 6 КУ)

ОГВ и гос. орг. – это относит. обособл. самост. часть единого гос. аппар. У., кот. предст. из себя или коллектив гражда У. или 1 лицо наделенные спец. статусом, кот. созд. с целью осущ. задач и ф-ий гос., наделяется для этого гос.-властными полномочиями кот. осущ. в устан. законом организ. и правов. ф-ах

Осн. признаки гос. орг.: * создаются и функционируют в соотв. и на основе норм пр.; *относительная стр-ра и функциональная обособленность в механизме гос. по признаку и х специализации.

Сущ. ряд специфич. признаков гос. орг.:

1)формир. их непоср. гос. или насел. и осущ. ими ф-ий от имени гос.

2)наличие организационной стр-ры, террит. масштаба деят., спец. положения, определ. место и роль в гос., а также порядок их взаимоотн. с др. гос. орг. и организ.

3)предост. гос. орг. и выполн. ими четко определ. полномочий гос.-властного хар-ра.


-

Структура действующего законодательства о государственных органах Украины.

Осн. структурным эл-ом гос. механизма, первоосновной гос. аппарата явл. гос. орган. Это отдельный служащий или структурно организованный гос. или непосредственно народом коллектив гос. служащих, наделенный властными полномочиями, соответств. материально-техническим обеспечением, созданных на законных основания для вывполнения конкр. задач и ф-ий гос.

Принципы организации и деятельности органов государства

Принципы организации и деятельности государственного аппарата - отправные принципы, непререкаемые требования, выдвинутые к формированию и функционированию государственных органов.

Осн. принципы организации и деят. гос. аппарата: 1) приоритет прав и свобод человека; 2) единство и разделение властей; 3) верховенство права - выражается, н: в праве обжалования в суде решений гос. органов, возмещении вреда, причиненного их незаконными действиями; 4) законность; 5) иерархичность - подчиненность по вертикали; 6) организац.-правовая связанность деятельности гос. органов и должностных лиц; 7) сочетание выборности и назначаемости; 8) демократизм методов и стиля работы; 9) сменяемость; 10) сочетание коллегиальности и единоначалия; 11) гласность и учет общественного мнения; 12) професс-ая компетентность; 13) экономичность, программирования, научность; 14) право равного доступа к гос. службе.

Система органов государственной власти. Классификация (виды) органов государственной власти.

Среди государственных органов различают:

а) единоначальные;

б) коллегиальные;

в) органы законодательной, исполнительной, судебной власти и др.

Система государственных органов образует так называемый государственный аппарат.

Государственный аппарат — это часть механизма государства в лице системы его государственных органов.

Государственные предприятия, учреждения, организации — это организованные группы лиц, предназначением которых является выполнение работ, оказание услуг населению или государству в целом, его отдельным органам, должностным лицам.

Государственные предприятия создаются для хозяйственной деятельности в государственном секторе экономики (например, космическая связь, производство взрывчатых веществ и др.).

Государственные учреждения оказывают услуги, например, в сфере образования, медицинского обслуживания и т. д.

Государственные организации выполняют работы, оказывают услуги, например, в сфере строительства, перевозок и т. д.

Классификация органов государства:

-по субъекту создания: созданные народом (в результате референдума), созданные органами государства (например, Президентом Украины);

-по способу образования: выборные (например, парламент),назначаемые (например, Конституционный Суд Украины), наследуемые (например, в монархии наследуется пост главы государства – монарха);

-в соответствии с принципом разделения властей: органы законодательной, исполнительной, судебной, контрольной власти (Конституции некоторых государств закрепляют понятие «контрольная власть», эта власть занимает самостоятельное место в системе разделения властей, она представлена особого рода высшими органами государства – конституционный суд, омбудсман, счетная палата и др.);

-по территории, на которую распространяются полномочия (территории действия полномочий): центральные (общие), местные;

-по времени действия: постоянные («постоянно действующие», «действующие на постоянной основе»), временные;

-по виду правовой формы деятельности: правотворческие, правоприменительные, правоохранительные;

-по способу принятия решения: единоначальные (например, министр), коллегиальные (например, Правительство).

-по источнику финансирования: бюджетные, хозрасчетные, смешанные (есть бюджетное и хозрасчетное финансирование).

-и др.

 


 

Законодательная власть в системе государственной власти.

Законодат. власть - власть в области законодательства. В гос. где имеет месторазделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства — президентом, который имеет право роспуска парламента.


 

Состав и структура ВРУ.

ВРУ 7 созыва - однопалатный парламент У. избранный на выборах 28 октября 2012 года. В состав входят Представители 5 полит. партий по пропорциональной системе, а мажоритарной системе Представители Еще 4 партий и 44 самовыдвиженца. Работу 7-й созыв начал 12 декабря 2012 года. Срок полномочий 4 года (до 2016 го-да). Констит. состав ВРУ - 450 народных депутатов Украины, которые избираются на основе всеобщего, равного, прямого избират. права путем тайного голосования. ВРУ избирает из своего состава Председателя ВРУ, Первого заместителя и заместителя Председателя ВРУ и может отозвать их.

Функции и полномочия ВРУ.

Функции ВРУ можно выделить по двум основным критериям: по формам деятельности и по объектам государственно-властного воздействия. По формам деятельности обычно различают законодательную, учредительную и контрольную функции парламента, а по объектам - политическую, экономическую и социальную.

К полномочиям Верховной Рады Украины относится:

внесение изменений в Конституцию Украины в пределах и порядке, предусмотренных разделом XIII настоящей Конституции;

назначение всеукраинского референдума по вопросам, определенным статьей 73 настоящей Конституции;

принятие законов;

утверждение Государственного бюджета Украины и внесение в него изменений, контроль за исполнением Государственного бюджета Украины, принятие решения по отчету о его исполнении.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.109.151 (0.007 с.)