Принципы конституционного строя Украины. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы конституционного строя Украины.



Принципы конституционного строя Украины.

1) суверенность Украина является независимым, полноправным субъектом международного права и международных отношений. Власть Украинского гос. распространяется на всю его территорию;

2) демократизм Демократия – это правление, сформированное и действующее по воли народа. Народ – носитель суверенитета и единственный источник власти в Украине. Народ осуществляет власть непосред-
ственно и через органы государственной власти и местно-
го самоуправления;

3) гуманизм человек – это жизнь, здоровье, честь, неприкосновенность и безопасность, признаются в У. наивысшей социальной ценностью. Утверждение и обеспечение прав и свобод чел. явл. главной обяз. гос. Гос. содействует консолидации и развитию украинской нации, развитию всех коренных народов и нац. меньшинств;

4) социальность К провозглашает У. соц. гос. Гос. оказывает помощь тем группам населения, кот. не могут самостоят. поддерживать достойный человека уровень сущ-ия: инвалиды, сироты, безработные и т.д.;

5) верховенство права во-первых в признании приоритета права перед иными социальными нормами, во-вторых, в признании приоритета прав человека перед государством, в-третьих, в подчинении гос. общепризнанным нормам междунар. права;

6) плюрализм в Украине могут существовать различные формы собственности и различные виды предпринимательства. В Украине существует многопартийность;

7) разделение властей гос. вл. в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную;

8) республиканизм КУ закрепляет республиканскую форму правления в У., что согласуется с историческими традициями украинской государственности и с принципом демократизма;

9) унитаризм КУ закрепляет унитарную форму гос. устройства Украины;

10) разграничение государства и местного самоуправления в Украине признается и гарантируется местное самоуправление. Территориальные громады и органы местного самоуправления имеют право самостоятельно, независимо от гос. решать вопросы местного значения.

 


 

Гуманистические, экономические и политические основы конституционного строя Украины.

Гуманистические основы к. строя У. – основополагающие пр-пы, кот. определяют и закрепляют ведущую роль гражданина в гос. строительстве и местном самоуправлении. К ним относ.:
1) Гуманизм. КУ 96г. в отлич. от к. «советского» типо кардинально меняет подход к решению проблемы о соотнош. чел. и гос.
2) Суверенитет народа У. Суверенитет озн. верховенство и независимость власти, т.е ее право на собственное усмотрение решать свои внутр. и внеш. дела без вмешательства в них любой др. вл. (Н: ст. 3)

Эконом. основы к.с.у. - отношения собственности, обмена, распределения и потребления материальных и дух. благ. Эл-ты эконом. основ ксу: 1)отношения собственности (призн. и в равной степени охраняются гос. и частная собственность.)

2)материальное производство (оно – осн. способ организации труда населения, знаний, основа всего эконом. строя У.)

У. гарантирует пр. граждан на занятие таким видом эконом. деят. как предпринимательская, кот. хотя и не явл. производственной, все же обслуживает указанную деят., а потому обеспеч. товарооборот в стране и рыночный уклад экономики. Политические основы к.с.у. сост. полит. сист.у.

Полит. сист. общества – совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них полит. институтов общества, его учреждений, организующих полит. власть, взаимод. гос. и личности. Эл0ты полит. сист. У.:

1)полит. партии и обхединения

2)полит. строй гос. и т.д.

Демократическое правовое государство: принципы формирования и функционирования.

Согл. ст. 1 КУ, У. определ. как суверенная и независ. демокр., соц. и правовое гос. при этом КУ закрепл. такую хар-ку как и к. др. стран, не содержит определения данной категории.

Демокр. гос. – это хар-ка соврем. гос., кот. предполагает, что вся полнота власти гос. пренадл. народу, что наход. свое конст. закрепление в принципе нар. суверенит. Согл. этому пр-пу, народ признает единственные ист. и верх. носит. власти в гос. и эта вл. явл. первичной, единой и не очуждаемой.

Для хар-ки гос. как демократ. пр-п нар. суверен. имеет определ. значение, но не явл. единственным. Важное знач. имеют пр-пы сменяемости или обновления инст. вл., реальности провед. выборов и связанности гос. правами и свободы личности.

Правовое – хар-ка соврем. гос., кот. вкл. 3 эл-та:

1)нормат.-правов. предполог. соблюд. и исп. верховенства пр. и пр. законов;

2)гуманит.-правов. кот. предполаг. соблюд. и исполн. признания неотъемл. и неотчужд. прав личности;

3)институционально-правов., согл. кот. сист. гос. вл. организованно в правов. ф-ме и осущ. на основе ее разделения на законод., исп. и суд.

Основные признаки демократии:
- суверенитет народа;
- государственная власть осуществляется с согласия тех, на кого она распространяется;
- власть большинства;
- права меньшинства;
- гарантированность основных прав человека;
- свободные и справедливые выборы (всеобщее, прямое, равное избирательное право при тайном голосовании);
- равенство перед законом (все граждане, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, социального и имущественного положения, рода и характера занятий, мировоззренческих убеждений, вероисповедания, места жительства и других обстоятельств, равны перед законом и имеют одинаковые права);
- справедливое правосудие (правосудие осуществляется только судом, на основе закона);
- конституционные ограничения государственной власти;
- социальный, экономический и политический плюрализм;
- принципы толерантности, сотрудничества и компромисса.


 

Социальное государство: понятие и основные характе-ристики.

Соц. гос. – хар-ка соврем. гос., согл. кот. деят. гос. должна быть направлена на создании реальных стандартов материального благополуч., образов., здравоохр. и т.д., и обеспеч. таких стандартов для всех граждан гос., а также уменьшение фактич. неравенства соц. хар-ка, преодаления его последствий и создание сист. защиты нужд. лиц.

В то же время в лит. сущ. и др. подход к соц. гос. Во втором случае соц. гос. счит. то гос. в кот. закреплены гуманистич. основы к. строя.

*Признаки соц. гос.:

Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;

Социально ориентированная структура экономики;

Формирование гражданского общества;

Разработка государством разнообразных социальных программ;

Развитое социальное законодательство;

Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;

Социальная ответственность перед гражданами.


 

Формирование и развитие теории гражданского общества.

Гражд. общество – политико правов. идея, кот. развив. на протяж неск столетий и окончат. была сформулир. в XX ст.

Гражд. общество – особая разновидность обществ. строя, определ. обществ. строй. Из этой т. зрения найвысшая ступень развит. сообщества людей известных нам, кот. должно отвечать определ. требов. и развив. в пространстве свободным от гос. воздействия, поэт. гражд. общество – это всегда разновидность обществ. строя, но не каждый строй достиг ур-ня гражд. общества.

Структурными элементами этой системы являются организации (политические партии, общественные объединения, ассоциации) и различные объединения (профессиональные, творческие, спортивные, конфессиональные и т.д.), охватывающих все сферы общественной жизни и является своеобразным регулятором свободы человека.

 

Лица без гражданства: понятие и особенности правового положения.

Лицо без гражданства — лицо, какое ни одно гос. соотв. своему законод-ву не признает своим гр-ином. Иноземцы и лица без гр-ва имеют те же пр. и своб. и выполн. те же обяз., что и гр-не У.
Иностр. и лица без гр-ва равны перед законом независ. от происхожд., соц. и имущ-го положения, расовой и нац-ой принадлежности, пола, языка, отношения к религии, рода и хар-ра занятий, др. обстоятельств иностр. и лица без гр-ва обязаны уважать и соблюдать К. и зУ, уважать традиции и обычаи народа У.


 

Состав и структура ВРУ.

ВРУ 7 созыва - однопалатный парламент У. избранный на выборах 28 октября 2012 года. В состав входят Представители 5 полит. партий по пропорциональной системе, а мажоритарной системе Представители Еще 4 партий и 44 самовыдвиженца. Работу 7-й созыв начал 12 декабря 2012 года. Срок полномочий 4 года (до 2016 го-да). Констит. состав ВРУ - 450 народных депутатов Украины, которые избираются на основе всеобщего, равного, прямого избират. права путем тайного голосования. ВРУ избирает из своего состава Председателя ВРУ, Первого заместителя и заместителя Председателя ВРУ и может отозвать их.

Функции и полномочия ВРУ.

Функции ВРУ можно выделить по двум основным критериям: по формам деятельности и по объектам государственно-властного воздействия. По формам деятельности обычно различают законодательную, учредительную и контрольную функции парламента, а по объектам - политическую, экономическую и социальную.

К полномочиям Верховной Рады Украины относится:

внесение изменений в Конституцию Украины в пределах и порядке, предусмотренных разделом XIII настоящей Конституции;

назначение всеукраинского референдума по вопросам, определенным статьей 73 настоящей Конституции;

принятие законов;

утверждение Государственного бюджета Украины и внесение в него изменений, контроль за исполнением Государственного бюджета Украины, принятие решения по отчету о его исполнении.


 

Отставка КМУ.

Согл. ЗУ от 07.10.2010 «О Кабинете Министров Украины»:

Статья 12. Отставка КМУ 1. Отставке КМУ принимает ПУ. 2. Отставка КМУ наступает вследствие: 1) принятия ВРУ резолюции недоверия КМУ; 2) принятия ПУ решения об отставке КМУ; 3) отставки Премьер-министра У.; 4) смерти Премьер-министра У.

Статья 13. Отставка КМУ вследствие принятия ВРУ резолюции недоверия

1. ВРУ по предложению не менее одной трети народных депутатов Украины от ее конституционного состава может рассмотреть вопрос об ответственности КМУ и принять резолюцию недоверия КМУ.

2. Вопрос об ответственности КМУ не позднее чем через десять дней после внесения предложения рассматривается на пленарном заседании ВРУ, на которое приглашаются все члены КМУ. Во время рассмотрения вопроса об ответственности КМУ в пленарном заседании ВРУ может принимать участие Президент Украины.

3. Резолюция недоверия КМУ считается принятой, если за это проголосовало >шинство от конституц. состава ВРУ.

4. Принятие ВРУ резолюции недоверия КМУ влечет отставку КМУ.

5. Премьер-министр Украины в связи с принятием ВРУ резолюции недоверия обязан подать ПУ заявление об отставке Кабинета Министров Украины в день принятия ВРУ такой резолюции.

6. Вопрос об ответственности КМУ не может рассматриваться ВРУ более одного раза в течение очередной сессии, а также в течение года после одобрения Программы деятельности КМУ.

Статья 14. Отставка КМУ вследствие принятия ПУ решения об отставке КМУ

1. ПУ имеет право принять решение об отставке КМУ.

2. Премьер-министр Украины обязан подать ПУ заявление об отставке КМУ в день принятия решения ПУ.

Статья 15. Отставка КМУ вследствие отставки Премьер-министра Украины

1. Премьер-министр Украины имеет право заявить ПУ о своей отставке.

2. Премьер-министр Украины освобождается от должности со дня издания ПУуказа об отставке Премьер-министра Украины.

3. Принятия АУ решения об отставке Премьер-министра Украины влечет отставку всего состава КМУ.

Статья 16. Отставка КМУ в случае смерти Премьер-министра Украины

1. Полномочия Премьер-министра Украины в случае его смерти прекращаются со дня смерти, удостоверенной свидетельством о смерти.

2. Прекращение полномочий Премьер-министра Украины в случае его смерти влечет отставку всего состава КМУ.

Министерства и другие центральные органы исполнительной власти: порядок формирования и деятельности, структура, полномочия, акты.

Министерства – отраслевые органы управления. Их цель – организация гос. управления в наиболее важных сферах жизни общества (оборона, внутр. дела, внешние дела, юстиция и т.д.). Н: Мин. труда и соц. политики У. реализ. гос. политику в сфере занятости, соц. защиты населения, соц. страх., оплаты, нормирования и стимулирования труда, охраны и условий труда и тд. Гос. комитеты и ведомства (агенства, бюро, комиссии) преимущ. осущ. межотраслевое управление.

Министерства, ведомства, гос. комитеты созд., реорганизуются и ликвидируются Перз. по предоставл. Премьер-мин. У. ПУ назнач. и освобождает от должности руководителей цоив. Конкр. задачи и ф-ии цоив определ. подзаконными актами.

Исп. вл. в областях и районах, городах Киеве и Севастополе осущ. местные гос. администрации. Функционирование местных оив определ. КУ и ЗУ «О местных гос. админ.» (9.04.1999г)

Председателями местных гос. админ. назнач. на должность и освобождаются от должности ПУ и предоставл. КМУ. Они ответственны перед ПУ и КМУ, подотчетны и подконтрольны оив высшего ур-ня.

Состав местных гос. админ. формир. их председатели. Местные гос. админ. также подотчетны и подконтрольны оив высшего ур-ня.

Полномочия местных гос. админ. конкретизированы ЗУ. В частности, к ним отнесены: управление об. гос. собственности; осущ. гос. контроля за сохранением и рациональным использованием гос. имущ., состоянием фин. дисциплины, использ. и охраной природы ресурсов, охраной памятников истории и культуры, соблюдение разл. стандартов, санитарных и ветеринарных правил, охраной труда и др.

Обширными явл. также отраслевые полномочия этих огв: в области соц-экон. развития, бюджета, фин. и т.д.


 

72Конституционно-правовой статус и система органов исполнительной власти на местах.


 

Принципы конституционного строя Украины.

1) суверенность Украина является независимым, полноправным субъектом международного права и международных отношений. Власть Украинского гос. распространяется на всю его территорию;

2) демократизм Демократия – это правление, сформированное и действующее по воли народа. Народ – носитель суверенитета и единственный источник власти в Украине. Народ осуществляет власть непосред-
ственно и через органы государственной власти и местно-
го самоуправления;

3) гуманизм человек – это жизнь, здоровье, честь, неприкосновенность и безопасность, признаются в У. наивысшей социальной ценностью. Утверждение и обеспечение прав и свобод чел. явл. главной обяз. гос. Гос. содействует консолидации и развитию украинской нации, развитию всех коренных народов и нац. меньшинств;

4) социальность К провозглашает У. соц. гос. Гос. оказывает помощь тем группам населения, кот. не могут самостоят. поддерживать достойный человека уровень сущ-ия: инвалиды, сироты, безработные и т.д.;

5) верховенство права во-первых в признании приоритета права перед иными социальными нормами, во-вторых, в признании приоритета прав человека перед государством, в-третьих, в подчинении гос. общепризнанным нормам междунар. права;

6) плюрализм в Украине могут существовать различные формы собственности и различные виды предпринимательства. В Украине существует многопартийность;

7) разделение властей гос. вл. в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную;

8) республиканизм КУ закрепляет республиканскую форму правления в У., что согласуется с историческими традициями украинской государственности и с принципом демократизма;

9) унитаризм КУ закрепляет унитарную форму гос. устройства Украины;

10) разграничение государства и местного самоуправления в Украине признается и гарантируется местное самоуправление. Территориальные громады и органы местного самоуправления имеют право самостоятельно, независимо от гос. решать вопросы местного значения.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.033 с.)