Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 18. Реализация и применение норм права.

Поиск

При рассмотрении данной темы важным является изучение следующих понятий: Понятие реализации норм права. Характеристика форм непосредственной реализации. Использование, исполнение, соблюдение права.

Применение права как особая форма его реализации. Ситуации, при которых возникает необходимость в применении. Применение права как властная деятельность компетентных органов государства и должностных лиц. Субъекты применения. Требования, выполнение которых обеспечивает правильное применение права. Процедурный характер правоприменения.

Стадии применения норм права.

Акты применения права: понятие, отличие от нормативно-правовых и интерпретационных актов (признаки), виды. Структура акта применения права. Применение права в деятельности органов прокуратуры.

Практическое занятие 1

Вопросы к практическому занятию

 

1. В чем заключается сущность реализации права?

2. Какие существуют формы реализации права и каково их содер­жание?

3. Что такое применение права? Каковы его основные признаки и формы?

4. Какие существуют стадии процесса правоприменения?

Задания для практического занятия

1. Проанализируйте существующие подходы к определению понятия «реализация права».

2. Используя определение понятия «реализация права» выделите основные его признаки и дайте им характеристику.

3. Раскройте содержание и соотношение форм реализации права: соблюдение права, исполнение права, использование права, применение права.

4. Проведите сравнительный анализ классификации форм реализации права (не менее чем по 5-ти основаниям) и приведите примеры видов форм реализации права.

5. Используя определение понятия «применение права» выделите основные его признаки и дайте им характеристику.

6. Проведите сравнительный анализ понятий «оперативно-исполнительная деятельность» и «правоохранительная деятельность».

7. Раскройте содержание и взаимосвязь принципов применения права: законности, обоснованности, целесообразности и справедливости.

8. Проведите анализ и раскройте содержание стадий правоприменительного процесса (на примере расследования и рассмотрения судом уголовного дела).

 

Практическое занятие 2

Вопросы к практическому занятию

1. Что такое правоприменительный акт и какова его структура?

2. Как классифицируются акты применения?

3. В чем отличие акта применения права от нормативного правового акта?

4. Что такое пробел в праве и какие способы преодоления пробелов существуют?

5. Что такое юридическая коллизия? Какие существуют виды и способы разрешения юридических коллизий?

Задания для практического занятия

1. Используя определение понятия «акт применения права» выделите основные его признаки и дайте им характеристику.

2. Разграничьте понятия «нормативно-правовой акт» и «акт применения права».

3. На примере приговора суда (постановлении следователя о возбуждении уголовного дела) или решения суда по административному делу (постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении) проанализируйте структуру акта применения права.

4. Проведите сравнительный анализ классификации правоприменительных актов (не менее чем по 9-ти основаниям) и приведите примеры видов актов применения права.

5. Проведите сравнительный анализ и приведите примеры видов пробелов в праве (не менее чем по 7-ми основаниям).

6. На основании действующего законодательства укажите в каких нормативно-правовых актах предусматривается аналогия закона и права.

7. Используя примеры из действующего законодательства, разграничьте между собой понятия аналогия закона, субсидиарное применение права, аналогия права.

8. Проанализируйте виды юридических коллизий и приведите примеры коллизионных норм.

 

Тема 19. Правосознание и правовая культура.

Рассмотрение данной темы включает изучение следующих понятий и дефиниций: Понятие правосознания. Структура правосознания: правовая идеология и правовая психология. Участие правосознания в правовом регулировании общественных отношений. Виды и уровни правосознания. Особенности профессионального правосознания представителей различных служб органов внутренних дел. Профессиональные деформации.

Понятие правовой культуры. Элементы правовой культуры и показатели ее уровня у личности и в обществе. Правовая культура в деятельности органов внутренних дел.

Правовой нигилизм: понятие, проявления, истоки, пути преодоления. Правовое воспитание.

Практическое занятие 1

Вопросы к практическому занятию

 

1. Каковы особенности правосознания как формы общественного сознания?

2. Какие выделяют виды правосознания?

3. Что такое функция правосознания?

4. Какие существуют функции правосознания? В чем заключается их смысл?

5. Что такое правовой нигилизм и каковы пути его преодоления?

Задания для практического занятия

1. Используя определение понятия «правовое сознание» выделите основные его признаки и дайте им характеристику.

2. Изобразите графически структуру правосознания и дайте характеристику структурным элементам.

3. Проанализируйте существующие в отечественной теории государства и права подходы к структуре правосознания.

4. Проведите сравнительный анализ видов правосознания.

5. Проанализируйте и раскройте содержание функций правосознания.

6. Раскройте содержание и проведите сравнительный анализ понятий «правовой нигилизм», «правовой инфантилизм», «правовой идеализм».

7. Проанализируйте причины возникновения профессиональной деформации и способы ее преодоления.

 

Практическое занятие 2

Вопросы к практическому занятию

1. Что понимается под правовой культурой?

2. Выделите основные уровни правовой культуры.

3. Какие функции выполняет правовая культура?

4. Каковы основные цели и задачи правового воспитания?

Задания для практического занятия

1. Проанализируйте существующие в теории государства и права подходы к понятию «правовая культура».

2. Раскройте понятие правовая культура в широком и узком значениях.

3. Используя определение понятия «правовое сознание» выделите основные его признаки и дайте им характеристику.

4. Проанализируйте существующие в теории государства и права подходы к структуре правовой культуры.

5. Изобразите графически уровни правовой культуры и дайте их общую характеристику.

6. Изобразите графически формы (виды) правовой культуры и раскройте их содержание.

7. Проведите сравнительный анализ функций правовой культуры и раскройте их взаимосвязь.

8. Раскройте соотношение понятий «правовое воспитание», «правовое сознание», «правовая культура».

9. Проанализируйте цели и задачи правового воспитания.

10. Проанализируйте и приведите примеры используемых форм, средств и методов правового воспитания.

Тема 20. Правовое поведение.

При изучении данной темы студенты должны изучить и рассмотреть:

Понятие и виды правового поведения. Правомерное поведение: понятие, социальная и юридическая характеристика, виды, мотивация.

Правонарушение: понятие, признаки. Виды правонарушений. Злоупотребление правом и объективно противоправное деяние.

Состав правонарушения: понятие, структура, значение для правоприменительной практики. Объект правонарушения. Объективная сторона правонарушения. Субъект правонарушения. Субъективная сторона правонарушения.

Социальная природа и причины правонарушений. Роль органов прокуратуры в формировании у граждан позитивной поведенческой мотивации и в борьбе с правонарушениями.

Практическое занятие 1

Вопросы к практическому занятию

1. Что понимается под правовым поведением и каковы его общесо­циальные и юридические признаки?

2. Каковы признаки и виды правомерного поведения?

3. Каков механизм формирования правомерного поведения?

Задания к практическому занятию

1. Используя определение, что «правовое поведение представляет собой контролируемое субъектом права или государством, регламентированное нормами права общественно значимое поведение лица, носящее сознательно-волевой характер, которое влечет за собой наступление или возможность наступления юридических последствий»,выделите и проанализируйте основные признаки правового поведения.

2. Проведите анализ классификации правового поведения (не менее чем по 5-ти основаниям) и приведите примеры видов правомерного поведения.

3. Используя определение, что «правомерное поведение это соответствующее нормам права, социально полезное и сознательно-волевое поведение субъектов права, гарантированное и охраняемое государством, направленное на удовлетворение государственных, общественных или личных интересов» выделите и проанализируйте основные признаки правомерного поведения

4. Изобразите графически структуру состава правомерного поведения и используя примеры из социальной (юридической) практики, дайте характеристику его структурным элементам.

5. Раскройте классификацию правомерного поведения (не менее чем по 11-ти критериям) и проведите анализ видов правомерного поведения.

6. С применением действующего законодательства Российской Федерации или примеров из общественной (юридической) практики, проведите сравнительный анализ понятий «социально-активное поведение», «конформистское поведение», «стереотипное (привычное, обыденное) поведение», «маргинальное поведение».

 

Практическое занятие 2

Вопросы к практическому занятию

1. Дайте определение правонарушения и назовите его специфичес­кие признаки.

2. Дайте краткую характеристику проступков. Чем они отличются от преступлений?

3. Что понимается под юридическим составом правонарушения?

4. Охарактеризуйте основные элементы состава правонарушения.

5. Назовите основные признаки злоупотребления правом.

6. В чем отличие объективно-противоправного деяния от правонарушения?

Задания к практическому занятию

1. Используя определение М.Н. Марченко, что «правонарушение представляет собой виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние праводееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность», выделите и проанализируйте основные признаки правонарушения.

2. Раскройте классификацию правонарушений (не менее чем по 7-ми основаниям) и с приведением примеров (ссылок на законодательство) проанализируйте виды правонарушений.

3. Изобразите графически структуру состава правонарушения и дайте характеристику его объективным и субъективным признакам.

4. Используя метод сравнительного анализа, разграничьте между собой понятия «уголовное преступление» и «административное правонарушение».

5. Проведите сравнительный анализ понятий «гражданско-правовой деликт» и «дисциплинарный проступок».

6. Рассмотрите и проанализируйте соотношение понятий «правонарушение», «злоупотребление правом» и «объективно-противоправное деяние», приведя примеры из юридической практики.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.233.198 (0.008 с.)