Вопрос.Юридическая техника в структуре теории государства и права.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос.Юридическая техника в структуре теории государства и права.



Вопрос.Юридическая техника в структуре теории государства и права.

 

Будучи в российской классификации юридических наук единой наукой, теория государства и права в то же время имеет относительно автономные части:

1) антропология государства и антропология права (учение об их происхождении и эволюции);

2) аксиология государства и аксиология права (учение о ценности государства и права);

3) собственно теория государства и теория права;

4) философия государства и философия права (дает наиболее общее (абстрактное) осмысление сущности государства и права);

5) социология государства и социология права (изучает взаимосвязь государства и права с другими социальными явлениями);

6) сравнительное государствоведение (политическая география) и сравнительное правоведение (юридическая география);

7) футурология государства и футурология права (учение об их будущности).

Среди указанных частей теории государства и права наиболее развита теория права.

В теории права можно выделить по крайней мере три относительно автономных раздела:

— догма права (устоявшиеся положения, начала, основы действующего права). Сюда относятся знания о том, что есть нормы права, субъективные права и юридические обязанности, нормативные акты, индивидуальные предписания, т. е. то, что составляет нормальное развертывание юридической реальности, или материю права;

— юридическая техника (способы установления, опубликования, систематизации, толкования и реализации правовых норм, т. е. правила осуществления юридической деятельности);

— правовая конфликтология (учение о правовой патологии).

С. С. Алексеев впервые отошел от понимания терминов ≪законодательная техника≫ и ≪юридическая техника≫ как синонимичных. Помимо законодательной техники (в соответствии с его терминологией это ≪юридическая техника как таковая≫ т. е. правила выработки нормативных актов), он включил в данное понятие и технику расследования преступлений, и технику ведения юридических дел, составления процессуальных документов, т. е. правоприменительную технику. Он не сомневался, что данный раздел юридической науки относится к теории права.

 

 

Вопрос.Эволюция юридической техники.

 

Родоначальником учения о юридической технике следует признать английского ученого Ф.Бэкона (1561 — 1626 гг.) (≪Новый органон≫, 1620 г.) он впервые завел речь об инкорпорации как способе систематизации права. Он считал инкорпоративную деятельность надежным способом составления свода законов. Ш. Л. Монтескье (1689—1755 гг.). В знаменитой работе ≪О духе законов≫ (1748 г.) он представил некоторые принципы изложения законов. По его мнению, к таковым относились простота слога, определенность, сжатость нормативного материала. Дело юридической техники продолжил английский ученый И. Бентам (1748—1832 гг.), который в сочинении ≪Тактика законодательных собраний≫ рассуждал о законах и правилах их составления. При этом он касался не только законодательного языка, но и внутренней структуры нормативных актов. Это было серьезным продвижением вперед в области юридической техники. Р. Иеринг (1818—1892 гг.). написал специальную книгу, назвав ее ≪Юридическая техника≫. Он сформулировал само понятие ≪юридическая техника≫, правда, понимая под ней законодательную технику.

Р. Иеринг сформулировал закон бережливости в праве, ввел множество новых правил составления законов, произвел классификацию накопленных правил законодательной техники (по его терминологии — правила ≪количественного упрощения≫ и ≪качественного упрощения≫ законов), детально проанализировал многие из этих правил.

Позднее появилось много трудов по законодательной технике. Первым заметным исследованием стала работа французского ученого Ф. Жени, посвятившего ее столетию французского Гражданского кодекса 1804 г. (Кодекса Наполеона).

В России в XX в. различным вопросам юридической техники посвящены работы Д. А. Керимова2, А. А. Ушакова3, А. С. Пиголкина4, С. С. Алексеева5, Н. А. Власенко6, Ю. А. Тихомирова7, В. М. Сырых8, В. Б. Исакова и др.

 

 

Лингвистические методы

Использование этих методов связано с тем, что правовое регулирование воздействует на сознание людей.. Здесь происходит своего рода удваивание познания юридического мира: правовые явления облекаются в языковую оболочку.

1) соответствие терминов понятиям, которые они фиксируют. Например, в последнее время часто употребляется выражение ≪социальная ответственность бизнеса

2) обеспечение компактности юридического документа. Достижению этой цели способствует использование таких лингвистических средств, как минимальное использование определений, уточнений, добавлений и т. п.

3) повышение информативности правового документа. Оно более актуально для правоприменительных актов.

4) обеспечение ясности и доступности правовых актов. Без него эффективное использование нормативного материала ставится под вопрос.

5) использование графики юридического текста. К языковым графическим средствам относятся:

— заглавия; — рубрики; — пробелы; — знаки препинания; — различные начертания букв; — другие.

Технические методы— это способы, позволяющие с помощью системы технических средств познать и усовершенствовать правила выполнения юридической работы. Использование компьютерных

методов:

1) получение, обработка, хранение и поиск правовой информации (систематизации законодательства);

2) повышение эффективности правотворческой работы (устранение повторов, дублирования, противоречий в нормативном материале);

3) увеличение производительности правоприменительной работы (составление типовых документов, редактирование правовых документов).

 

 

4.Вопрос.Юридическая деятельность, т. е. деятельность, связанная сприменением специальных правовых знаний и направленная на решение юридической задачи, — это многогранная работа, которая осуществляется во всех сферах жизни.

Правоохранительная сфера

В правоохранительной сфере наблюдается самая высокая концентрация юристов. Это и понятно, ведь речь идет о применениисанкций (административно-правовых, уголовно-правовых), рассмотрении различного рода споров (трудовых, имущественных,жилищных, семейных и др.). Санкции же могут существенно повлиять на правовой статус субъектов, а то и круто изменить их

судьбу, а порой и жизнь.

Следователь, дознаватель, эксперт, прокурор, судья, адвокат, работник уголовно-исполнительного учреждения, судебный пристав, инспектор по делам несовершеннолетних — вот далеко не

полный перечень юридических специальностей, имеющих отношение к данной сфере.

Политическая сфера (сфера управления государством)

Во всех органах управления (законодательных, исполнительных) есть юридические отделы. Кое-где есть юристы и в органах местного самоуправления. Однако в России они задействованы лишь в работе данных учреждений, готовят проекты правовых документов. Решения же, причем государственной важности, принимают политики (президент, депутаты различных уровней, председатель правительства и его заместители, министры и их заместители, руководители других исполнительных органов и их отделов).

Экономическая сфера

Сейчас практически во всех крупных и средних корпорациях работают юристы —юрисконсульты. Предприятия малого и семей- ного бизнеса при необходимости приглашают юристов из юридических консультаций. Юрисконсульты выполняют функции правового обеспечения организаций. Для их решения необходимо хорошо разбираться в финансовом, гражданском, трудовом, земельном праве, а также в вопросах гражданского и арбитражного процессов.

Конечно, здесь можно выделить главный участок — заключение договоров, контроль за их реализацией, а то и оспаривание договорных отношений в суде требуют действительно серьезных знаний.

Социальная сфера

Юристы крайне нужны и в социальной сфере. Прежде всего они находят себе применение в органах социальной защиты, которые ведают назначением пенсий, пособий социально не защищенным гражданам. Кроме того, юристы работают в органах службы занятости, где профессионально решаются проблемы, связанные с безработицей (учет, переквалификация, выплата пособий).

 

Виды правовых документов

Юридические документы опосредуют все стадии правового регулирования (правотворчество, действие норм права, их реализацию, возложение юридической ответственности). Проводя их

классификацию (схемы 3.1, 3.2), лучше ориентироваться на указанные выше стадии правового регулирования.

Юридические документы делятся на четыре вида:

1) нормативные документы. Их особенность состоит в том, что они содержат нормы права. На современном этапе нормативные акты являются ведущей формой права. Понятно, что среди юри-

дических документов они занимают главенствующее положение: содержат своего рода программу поведения субъектов права (см. схему 3.1);

2) интерпретационные акты (или акты толкования)1. Не всегда опосредуют принятие юридических действий. Их необходимость становится очевидной в сложных правовых ситуациях, хотя мысленно толкование (уяснение норм права) производится практически всегда;

3) документы, фиксирующие юридические факты. Их особенность состоит в том, что они регистрируют различные фактические обстоятельства независимо от их использования в конкретных правонарушениях (фиксация стажа, возраста и т. п.)2. Они очень многочисленны и, в свою очередь, могут быть разделены на группы:

— фиксирующие правовой статус субъектов (паспорт, свидетельство о браке, усыновлении, военный билет, документы об образовании, различного рода удостоверения и др.);

— фиксирующие правовой режим объектов (технический паспорт автомашины, счет в сберегательном банке, сберегательная книжка, свидетельство о праве собственности на недвижимость, ценные бумаги и проч.);

— фиксирующие акты-события (свидетельство о рождении) или акты-действия (акт о нахождении на работе в нетрезвом состоянии);

4) документы, содержащие решения индивидуального характера.

Их особенность заключается в том, что они влекут правовые последствия в отношении конкретных лиц. В них находит отражение воля конкретных людей, направленная на установление, изменение или прекращение субъективных прав и юридических обязанностей. Их можно разделить на две группы:

— правореализационные документы. Речь идет об индивидуальных актах, в которых фиксируются волеизъявления или собственные решения субъектов права (договоры, доверенности, приказы руководителей организаций, расписки, жалобы, заявления и т. п.);

— правоприменительные документы. Имеют властный и (для лиц, которым они адресованы) обязательный характер. Навязывать волю субъектам права могут государственные органы, обладающие определенной компетенцией. Эти документы различаются в зависимости от видов государственных органов, их издающих: документы исполнительных органов власти (распоряжения Правигельства РФ, приказы министров, руководителей федеральных служб и федеральных агентств, администраций субъектов РФ, их отделов и управлений и т. п.); документы правоохранительных органов,фиксирующие процессуальные действия, осуществляемые при расследовании и рассмотрении юридических дел (решения, приговоры, постановления, определения, заключения и др.)1. Система правовых актов представлена на схеме 3.2.

 

Вопрос.

Содержание юридической техники — это различные по характеру и форме выражения правила выполнения юридической работы.

По вопросу о содержании юридической техники высказано несколько точек зрения.

Так, С. С. Алексеев весь юридический инструментарий делит на две группы, это средства и приемы:

1) юридического выражения воли законодателя (или воли субъекта индивидуального акта);

2) внешней формы правовых актов как документов.

А. Ф. Черданцев предлагает подразделить правила юридической техники на три группы, это правила, относящиеся:

1) к внешнему оформлению документов;

2) содержанию и структуре актов;

3) изложению юридических документов (языковые правила)2.

Еще более дробную классификацию юридического инструментария дает Н. А. Власенко3. Он называет пять групп общих правил

(требований) юридической техники:

1) реквизитные требования (правила внешнего оформления);

2) содержательные правила;

3) структурные правила;

4) языковые требования;

5)логические требования.

Всесторонний подход поданному вопросу демонстрирует Ю. А. Тихомиров. Он выделяет шесть взаимосвязанных групп правил (или, согласно его терминологии, элементов):

1) познавательно-юридические;

2) нормативно-структурные;

3) логические;

4) языковые;

5) документально-технические;

6) процедурные.

За основу взята разработка, сделанная Ю. А. Тихомировым.

 

 

Правила логики

Юридическая деятельность очень сложна: она состоит, как правило, из нескольких этапов, стадий, операций, протяжена во времени и требует больших затрат нервной энергии. И требуется соблюдение логических правил как в построении общего плана работы, так и при выполнении отдельных ее этапов.

Языковые правила

Не менее важно соблюдение языковых правил и в процессе реализации норм права, например при составлении договора, написании судебных решений и приговоров. Точность и ясность, доступность для понимания — непременные условия их эффективности.

Процедурные правила

Подготовка и принятие юридических документов должны осуществляться согласно определенной процедуре. Соблюдение правил юридической техники, касающихся юридической процедуры, помогает предотвратить злоупотребления при производстве юридически значимых действий, прежде всего со стороны государственных органов и должностных лиц.

Содержательные правила

К содержательным относятся правила, позволяющие соотнести выполнение юридических действий с реальной обстановкой, в которой юристу приходится трудиться.

Одним словом, любая юридическая деятельность должна быть социально адекватной.

Структурные правила

Деятельность должна определенным образом систематизироваться. Обычно данный род деятельности подразделяется на части, этапы, стадии, в процессе которых ставятся спои определенные задачи.

Формальные (реквизитные) требования

Необходимо знать, как составить правовой документ, оформляющий какое-либо юридическое действие. В случае обнаружения юридической ошибки ее необходимо устранить и привлечь к юридической ответственности субъекта, действовавшего непрофессионально.

 

Содержательные правила

К содержательным относятся правила, позволяющие соотнести выполнение юридических действий с реальной обстановкой, в которой юристу приходится трудиться. Это связано с тем, что профессия юриста в высшей мере социальная: она обращена к людям и выполняется посредством (с привлечением) людей. Одним словом, любая юридическая деятельность должна быть

социально адекватной.

 

Рассмотрим более подробно несколько правил юридической техники.

Нахождение общественного отношения в сфере правового регулирования.

Понятие ≪сфера правового регулирования≫ отражает объем общественных отношений, обладающий свойствами:

1) иметь волевой характер и предоставлять субъектам возможность, выбора варианта поведения или действий;

2) поддаваться внешнему контролю;

3) допускать возможность применения государственного принуждения при их нарушении;

4) выражать интересы общественного развития;

5) использовать необходимые материальные и иные средства.

Выбор правовой формы

Указанный выбор должен происходить в два этапа.

На первом этапе необходимо определить, к какой части сферы правового регулирования (публично-правовой или частноправовой) относится конкретное общественное отношение, ситуация.

На втором этапе производится выбор правовой формы. Процедура эта не всегда выглядит просто. Сначала определяется наиболее подходящий вид правового регулирования (нормативное

или индивидуальное и т. д.). Затем выбирается оптимальная разновидность правового документа.

Вопрос.

1. Языковые правила

Юридическая деятельность осуществляется для людей, и любой юридический акт им должен быть понятен. Особенно это касается правотворчества. Но не менее важно соблюдение языковых правил и в процессе реализации норм права, например при составлении договора, написании судебных решений и приговоров. Точность и ясность, доступность для понимания — непременные условия их эффективности.

Учитывая это, составитель юридического документа обязан следовать языковым правилам. Их несколько.

Ясность

Ясность — это простота, понятность правового документа. Правовой документ должен быть составлен так, чтобы быть понятным всем лицам, на которых он распространяется.

Отсутствие ясности правового документа может иметь разную степень:

- полная неясность (например, аморальный проступок — п. 8.ст. 81 ТК РФ);

- двусмысленность (например, утрата доверия — п. 7 ст. 81 ТК РФ);

- недостаточная ясность (например, неоднократное неисполнение трудовых обязанностей — п. 5 ст. 81 ТК РФ).

Доступность правовых актов

Здесь имеется в виду не столько контингент адресатов правового документа, сколько круг лиц, в отношении которых осуществляется превентивная, воспитательная работа. В данном случае речь идет в основном о правовых актах, выполняющих охранительную роль (Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных

правонарушениях и др.). Доступности способствуют:

— использование максимально простых терминов, фраз, широко употребляемых в обычном обиходе и легко воспринимаемых большей частью населения;

Вопрос.

1. Структурные правила (внутренняя форма правового документа)

Структура правового документа — это его строение. Происходит деление правового документа на части.

Это производится для того, чтобы:

1) обеспечить полное изложение необходимой для правового документа информации;

2) обеспечить эффективное усвоение правовой информации теми, кому она адресована.

Любой правовой документ содержит, по крайней мере, три части:

1) вступительную;

2) основную;

3) заключительную.

Вступительная часть

Во вступительной части правового документа отражается большинство его реквизитов.

Кроме того, если речь идет о нормативном акте, в нем желательно всегда помещать хотя бы краткую преамбулу, чтобы придать юридическому документу обоснованность и убедительность.

У правоприменительного акта совсем другие цели: урегулировать конкретный случай.

Во вступительной части правоприменительного акта значительное внимание уделяется идентификации субъекта, его вынесшего. Именно на него потом будут возложены последствия, связанные с возможной отменой правового документа.

Основная часть

В сложных правовых документах основная часть, как правило, подразделяется: на части, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, абзацы и др. В структуре правореализационных актов (на-

пример, в договорах) можно также увидеть разделы, пункты, подпункты, абзацы. Основные судебные акты построены иначе: их содержание составляют констатирующая, описательная, мотивировочная, резолютивная части.

Заключительная часть

Как правило, во всех видах юридических документов заключительная часть невелика. В ней акцентируется внимание на менее значимых моментах, таких как срок действия документа, порядок его обжалования, перечень отменяемых и изменяемых актов и т. п.

Дополнительные

Приложение

Приложение — это часть правового документа, которая встречается не так часто. Приложения располагаются после заключительной части документа. Если их несколько, им присваивается

соответствующий порядковый номер. Иногда в приложении содержатся:

— таблицы; — графики; — различного рода перечни (лиц, органов, работ и т. д.); — образцы документов; — карты; — бланки; — схемы.

Ссылки

Ссылки наглядно показывают, насколько взаимосвязаны правовые документы. Ссылки на другие правовые акты. Главное предназначение ссылок — недопущение повторений правовой информации в юридических документах. Ссылки позволяют их упростить, сделать компактными и доступными для обозрения и применения. Однако иногда по ходу изложения необходимо воспроизведение отдельных положений нормативных документов. В любом случае обязательным является указание на официальный источник опубликования акта.

Сноски

Встречаются крайне редко. Их используют для объяснения тех или иных особенностей, которые

не могут быть отражены в основной части.

Примечания

Примечания вызывают к себе неоднозначное отношение. Они часто встречаются в договорах, гораздо реже в нормативных актах и практически не встречаются в актах правоприменительных.

Примечания используются, когда необходимую информацию не представляется возможным изложить ≪по ходу дела≫, т. е. без отвлечения или без ущерба для смысла излагаемого положения в основной части правового документа1.

 

2. Формальный элемент

Для идентификации правового документа и его учета в целях принятия к обязательному исполнению необходимо у каждогоправового акта найти признаки, отражающие его официальный характер и отличающие его от множества похожих документов.

Такие признаки именуются реквизитами правового акта. К их числу относятся:

Вид правового акта

Значение вида акта велико: оно сразу же позволяет адресату определить степень важности, официальности и обязательности правового документа. С указания вида начинается и всякий индивидуальный акт (приказ, договор, определение, заключение, приговор и т. д.).

Примечания

Они часто встречаются в договорах, гораздо реже в нормативных актах и практически не встречаются в актах правоприменительных. Примечания используются, когда необходимую информацию не представляется возможным изложить ≪по ходу дела≫, т. е. без отвлечения или без ущерба для смысла излагаемого положения в основной части правового документа.

Примечания позволяют:

1) расширить либо сузить объем информации;

2) предусмотреть исключения из общего правила или индивидуального решения;

3) пояснить или уточнить какое-либо положение;

4) определить условия применимости положения;

5) указать орган, который ответствен за решение того или иного вопроса, и т. д.

Таким образом, случаи использования примечаний могут быть самыми разнообразными.

Однако примечания загромождают и запутывают правовые документы, ухудшают их структуру, рассеивают внимание их исполнителей, затрудняют усвоение и пользование актами. Одним

словом, примечания усложняют и без того сложные правовые документы. Вот почему на практике широкое применение примечаний себя не оправдывает.

 

Приложение

Приложение — это часть правового документа, которая встречается не так часто. Приложения располагаются после заключительной части документа. Если их несколько, им присваивается

соответствующий порядковый номер. Иногда в приложении содержатся:

— таблицы; — графики; — различного рода перечни (лиц, органов, работ и т. д.);

— образцы документов; — карты; — бланки; — схемы.

Материалы, изложенные в приложениях, как правило, имеют прикладное значение. Поэтому их автономное существование, т. е. отдельно от основной части правового документа, вполне оправданно. Если бы такие предписания располагались в самих актах, последние были бы громоздкими и неудобными для пользования, а материалы, включенные в них, неравноценными по отношению друг к другу.

 

Ссылки

Ссылки наглядно показывают, насколько взаимосвязаны правовые документы. Ссылки на другие правовые акты (в большей мере на нормативные акты) — одна из характерных черт правовых

документов. Главное предназначение ссылок — недопущение повторений правовой информации в юридических документах. По своей сути юридические акты довольно сложны как по содержанию, так и по форме. Ссылки позволяют их упростить, сделать компактными и доступными для обозрения и применения. Однако иногда по ходу изложения необходимо воспроизведение отдельных положений нормативных документов. В любом случае обязательным является

указание на официальный источник опубликования акта. При этом орган, воспроизводящий в правовом документе норму права, не выходит за пределы своей компетенции. Воспроизводя ее и

включая в общую ткань составляемого им документа, он придает ему лишь дополнительную обоснованность и убедительность.

 

Сноски

Сноски в правовых документах встречаются крайне редко. Их используют для объяснения тех или иных особенностей, которые не могут быть отражены в основной части. Сноска помещается внизу страницы, отдельно от текста.

 

Оговорки

Исправления в приговоре должны быть оговорены и оговорки подписаны всеми судьями в совещательной комнате до постановления приговора. Не оговоренные и не подписанные судьями исправления, касающиеся существенных обстоятельств (квалификации преступления, характера и срока наказания, вида исправительной колонии и др.), служат основанием для отмены приговора

полностью либо в соответствующей части.

Вопрос.

Процедурные правила

Подготовка и принятие, как правило, формализуется в виде определенной процедуры.

Юридические документы бывают разного характера. Однако в целом их можно разделить на два блока:

1) юридические документы, опосредующие нормальный ход реализации субъектами своих прав и обязанностей, принимаются при осуществлении таких видов юридической деятельности, как:

— правотворческая;

— интерпретационная;

— правореализационная (заявления, приказы, расписки, доверенности и др.);

-- правоприменительная неюрисдикционная (нотариальные, учредительные, регистрационные, лицензионные и другие документы);

2) юридические документы, с помощью которых разрешаются правовые аномалии, т. е. отклонения от нормального развития правовой материи или реализации норм права. Этот вид документов опосредует:

— применение санкций за правонарушения;

— предупреждение правонарушений;

— разрешение споров между субъектами права;

— устранение коллизий между нормативными актами и т. д.

Законность процедуры

Законность означает, что последовательность действий, связанных с принятием юридического документа, прописывается в нормативном акте либо ее можно вывести из содержания правовых актов. Так, процедуре принятия ведомственных актов посвящено около 10 нормативных актов (указов, постановлений, писем Минюста России). Кроме того, в каждом ведомстве по данному

вопросу принимаются свои акты.

Плановость процедуры

Юридическая процедура порой настолько сложна, что растягивется на довольно продолжительное время. Например, три чтения в Государственной Думе самого незамысловатого закона занимает около шести месяцев. Некоторые сложные уголовные дела тянутся по полгода и более.

Принцип плановости хорошо просматривается в работе Государственной Думы, где составляются планы прохождения законопроектов на год, квартал, месяц, неделю. Планируется работа каждого пленарного заседания.

Вопрос.

Узкий подходк пониманию юридической техники сложился ранее. Условно можно назвать его документальным.

Это совокупность определенных требований, правил (способов и средств) используемых для создания (подготовки оформления)и совершенствования прав. актов док-ов.

Его исповедуют С. С. Алексеев и А. Ф. Черданцев.

По мнению С. С. Алексеева, юридическая техника — это совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов.

А. Ф. Черданцев полагает, что юридическая техника — это совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета. Юридическая техника, с их точки зрения, — это наука о составлении юридических документов.

Получается, что юридическая техника не может ограничиваться изучением того, как правильно составлять юридические документы.

Широкий подход (или деятельностный).

Понимается как совокупность методов и приемов которые используются при подготовки и принятии правовых решений а также технические операции и средства материальной технике, сопровождающие юридическуюдеятельность.

Его придерживаются большинство ученых.

Наиболее полно понятие юридической техники определяет В. И. Червонюк: юридическая техника (или ≪правовая инженерия≫ — его термин) есть применение апробированных практикой

научно обоснованных рациональных юридических способов, средств и процедур внедрения права в сознание, поведение и деятельность отдельного вида и социальных общностей.

Чуть менее широко понимает юридическую технику В. Н. Карташов: юридическая техника (согласно его терминологии — юридическая технология) — это система мыслительных операций и внешне актуализированных действий и операций компетентных физических и должностных лиц (органов), связанная с изданием юридических решений.

В. Н. Карташов, по существу, отождествляет юридическую технику не только с юридической деятельностью, но и с более широким правовым понятием: правовой деятельностью. Таким образом, у данного автора не определена четко специфика юридической техники.

Сходную позицию по этому вопросу занимают Н. А. Власенко и М. Л. Давыдова.

Н. А. Власенко считает, что ≪юридическая технология — это порядок применения и использования методов и приемов по подготовке и принятию юридического решения≫. Здесь опять-таки оказывается не столь важным, оформляется ли это юридическое решение юридическим документом.

М. Л. Давыдова полагает, что юридическая техника — это система средств, используемых при составлении правовых актов и осуществлении иной юридической деятельности. Автор также допускает, что к юридической технике может относиться и такая деятельность, которая не опосредуется юридическими документами.

Обобщенное понятие.

Вопрос

Представляется, что основным критерием классификации следует избрать стадии (этапы) правового регулирования.Существуют три основные стадии:

1) правотворчество;

2) действие права;

3) осуществление права.

Естественно, практически на всех этапах осуществляются юридические действия и, как правило, составляются правовые документы.

Однако порой основные стадии правового регулирования ≪обрастают≫ вспомогательными или дополнительными стадиями, когда приходится осуществлять и другие юридические действия.

 

Таким образом, насчитывается шесть видов юридической техники:

1) правотворческая техника;

Вопрос.

Нормотворчество-это деятельность по созданию (изменению или отмене)формальных норм регулирования общественных отношений.

Законотворчество- важнейшая форма правотворчества государства связвнная с принятие НПА (док-ов) высшей юр-ой силы.

Субъекты и формы нормотворчества

По субъектам нормотворчества:

1. Народное (референдум)

2. Государственное (орган государства)

3. Совместное

4. Негосударственное: делегированное (орган местного самоуправления); автономное (общественные организации)

Вопрос.

Нормотворчество-это деятельность по созданию (изменению или отмене)формальных норм регулирования общественных отношений.

В зависимости от того кто учавствует в создании социальных норм:

1. Пра-ая дея-ость гос-ва (законо-во и подзаконное право-во)

2. Корпоративную нормативную деятельность

3. Правотворчество народа

Правотворчество – осуществляемая уполномоченными на то субъектами или народом деятельность по установлению, изменени. Или отмене норм позитивного права, а так же санкционирование неправовых норм в качестве правовых.

Законотворчество- важнейшая форма правотворчества государства связвнная с принятие НПА (док-ов) высшей юр-ой силы.

Корпоративное норматворчество – это деятельность органов управления негосударственных организаций по установлению норм, обязательных для участников данных организаций и охраняемые их принудительной силой.

 

Вопрос.

Правотворчество — это совокупность различных правовых средств и приемов которые используются при подготовки оформлении и опублековании нпа с целью их совершенствования

Виды.

От юр силы нпа:

Законотворческая техника, техника подзаконных нпа.

Правотворческая тезника: правила (формальные – структура нпа, реквизиты нпа, опублекование нпа; средства – терминология, юр.терминология, юр.конструкция, юр. фикция); приемы (изложения нормы права в нпа)

 

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

2) правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);

3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления;

5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

1) законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);

2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);

3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций).

 

По кругу субъектов правотворчество может быть:

1 Полисубъектным - разработка и принятие актов проходит в режиме коллегиальности.

2 Моносубъектным - разработка и принятие актов проходит в режиме единоначалия.

 

От формы и



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.253.192 (0.015 с.)