Юридическая конструкция — это выработанная юридической наукой или практикой идеальная модель тех или иных правовых явлений, элементы которой тесно связаны между собой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридическая конструкция — это выработанная юридической наукой или практикой идеальная модель тех или иных правовых явлений, элементы которой тесно связаны между собой.



Виды:

По сфере действия: универсальные – это конструкции которые отражают юр-ие явления в предельно обобщенном виде и пригодны для исследования правовых явленийв отрасли права (конструкция состава правоотношений; конструкция норм права). Межотраслевые – моделируют явления на уровне нескольких отраслей (конструкция правосубъективность, конст договора носят межотраслевой характер). Отраслевые явления, которые составляют предмет конкретной отрасли права (составные преступления).

По происхождению: нормативные-закреплены в нормах позитивного права модели которого являются результатом правотворчества. Теоретические – это результат доктринального моделирования (норма права).

Признаки

1. Это идеальная юр.модель отражающ обществ отношен или их элементы в правовай форме.

2. Это средство логического построения нормативного материала т.е. возможность обобщения нормативных материалов, структурирование правовых ситуаций и придание через это стройности норматив материалу.

3. Это выражение сложной структуры правовых явлений через жесткую связь элементов.

 

 

Вопрос

34.Правовые фикции.
Правовая фикция — это несуществующее положение, но в силу определенных обстоятельств признаваемое законодателем как реальное, существующее и ставшее в силу этого обязательным.

 

Применение фикций связано с тем, что на практике встречаются настолько сложные жизненные ситуации, что крайне трудно установить их абсолютную достоверность. Здесь законодатель использует фикцию как прием правотворческой техники (своего рода ухищрение), для того чтобы добиться бесспорных решений.

Примеры фикций:— усыновление;— признание гражданина безвестно отсутствующим, если он не дает о себе знать в течение года;— признание гражданина умершим при отсутствии о нем сведений в течение пяти лет;— снятие судимости.
Фикция — это способ формулирования права, при котором юридическая ситуация создается при незнании или явном и добровольном противоречии с конкретной естественной реальностью. Она определяет юридическую норму, которая станет обязательной для всех и будет защищать вымышленный факт от любого опротестования. Таким образом, фикция является юридическим образованием, противоречащим реальности, но сознательно используемым для достижения ряда юридических последствий или желаемых судебных решений.

О. А. Курсова предлагает еще несколько классификаций фик-ций:

1) по источнику — фикции, содержащиеся:

— в конституции;

— законах;

— подзаконных актах;

2) по способу выражения — фикции, сформулированные в виде:

— суждений (отрицательных или утвердительных);

— неопровержимых предположений;

3) по характеру правовых ситуаций:

— фиктивные факты;

— фиктивные состояния.

4) по времени действия: фактический акт – поступок, фактический акт – состояние.

5) по отрослям права (конституционное, уголовное, гражданское финансовое и др.)

Значение фикций состоит в том, что они:

1) способствуют переводу обыденной реальности в реальность правовую;2) устраняют неопределенность в правовом регулировании;3) помогают упростить юридические отношения и сделать правовое регулирование устойчивым и стабильным;4) способствуют охране прав граждан;5) помогают добиться справедливости порой на грани или наперекор истине;6) сокращая ход и объем правовой деятельности, облегчают усыновление обстоятельств и тем самым делают правовую систему экономной;7) способствуют эффективности юридической деятельности.

 

Вопрос.

Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-правовых актах:

1) прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом;

2) отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта;

3) бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем от­сылки не к конкретной статье, конкретному законоположению (как это име­ет место при отсылочном способе изложения), а как бы к другому порядку правового регулирования - правилам совершения какого-либо вида деятель­ности, правилам международного договора и т. п. В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим зако­ном, другим источником права.

 

Абстрактный - когда правоотношения охватываются обобщенными родовыми понятиями, например - существенный вред, аренда, договор.

Казуистический (казус - случай) - когда законодатель излагает конкретное действие, бездействие, например - убийство, кража.

Логический – в это способе изложения учитываются логические связи между словами, предложениями, пропущенные слова. При подготовке, а затем принятии и издании нормативно-правового акта законодатель излагает структуру нормы права таким образом, что все ее составные части - гипотеза, диспозиция и санкция - полностью совпадают со структурой статьи или даже всего нормативно-правового акта.

 

Вопрос.

Официальное опубликование (обнародование) нормативно-правового ак­та является заключительной стадией правотворческой процедуры.

Часть 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Законы под­лежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не приме­няются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Федеральный закон Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных за­конов, актов палат Федерального Собрания» (принят 25 мая 1994 г.) устанав­ливает следующие моменты:

1. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Пре­зидентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания публи­куются не позднее 10 дней после дня их принятия.

2. Официальньм опубликованием федерального конституционного зако­на, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается пер­вая публикация его полного текста в «Российской газете» или Собрании за­конодательства Российской Федерации.

3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы направля­ются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубли­кования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

4. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты па­лат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей террито­рии Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен дру­гой порядок вступления их в силу.

5. Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополне­ния, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов феде­ральных органов исполнительной власти» установлены следующие моменты:

1. Акты Президента Российской Федерации (указы и распоряжения) и ак­ты Правительства Российской Федерации (постановления и распоряжения) подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газе­те» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания.

2. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный харак­тер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федера­ции по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

3. Акты Президента РФ, содержащие сведения, составляющие государст­венную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

4. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

5. Акты Правительства РФ, содержащие сведения, составляющие государ­ственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в си­лу со дня их подписания.

6. В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установ­лен другой порядок вступления их в силу.

7. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомст­венный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию в газете «Российские вести» в течение 10 дней после дня их ре­гистрации.

8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Феде­рации во истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят 12 августа 1995 г.) нормативные правовые акты органов местного само­управления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие пра­ва, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

 

Вопрос.

Систематизация нормативно-правовых актов — это деятелельность по упорядочению и усовершенствованию законодательных и иных нормативно-правовых актов, сведение их в единую внутренне согласованную систему. Они делятся на:

1. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.

Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Данная инкорпорация осуществляет подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специальными, уполномоченными на такую деятельность государственными органами.

Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Одним из видов систематизации является хронологическая систематизация документов по официальной дате их опубликования.

Предметная инкорпорация – это такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом глубокого изучения и анализа материала, который объединяют по отраслевому признаку.

2. Консолидация – это систематизация нормативных актов, которая создается путем устранения и преобразования нормативных актов, их унификации и создания законодательства крупных однородных блоков как важного промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.

Вопрос.

Кодификация — это упорядочение нормативного массива путем коренной переработки содержания имеющихся в определенной сфере правового регулирования нормативных актов и создания на их основе единого юридически и логически цельного нормативного акта.

Существуют следующие виды кодификации:

· всеобщая кодификация (формирование сводных кодифицированных актов по главным отраслям законодательства;

· отраслевая кодификация (систематизация норм права по какой-либо отрасли или подотрасли права);

· специальная кодификация, соединяющая нормы права института или группы институтов права.

 

Рассмотрим ее признаки:

1) целью кодификации является создание единого и согласованного нормативного акта;

2) кодекс — это фундаментальный нормативный акт, посредством которого систематизируются отношения всей отрасли права. При этом он закрепляет основы правового регулирования той или иной сферы общественных отношений, а потому не отменяет су-

ществование других видов нормативных актов, более того — предполагает их необходимость;

3) цельность кодексу придает не только однородность регулируемых им общественных отношений (его предмет), но и специ-фический метод их регулирования, а также закрепленные в нем принципы отрасли права;

4) кодификация осуществляется периодически в зависимости от накопленного нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки;

5) при кодификации приходится иметь дело с правовыми пред- писаниями, нормами права, институтами права. Именно они являются ее предметом;

6) собранные правовые предписания перерабатываются основательно, т. е. они могут быть изменены, дополнены, преобразованы. На их основе или только с их учетом могут быть созданы новые правовые предписания;

7) все правовые предписания, намеченные для включения в кодекс, требуется увязать и расположить по заранее разработанной огической схеме;

8) кодификация имеет определенные ограничения, которые должны быть приняты во внимание:

время существования отрасли, института, ставших объектами кодификации (лишь ≪старые≫ отрасли, накопившие значительный нормативный массив, могут быть кодифицированы);

скорость изменения общественных отношений, регулируемых нормативными актами, составляющими объект кодификации (быстро изменяемые жизненные ситуации, например пенсионные, вряд ли могут быть кодифицированы);

9) результаты кодификации всегда имеют официальный характер. Только законодательный орган (Федерации или ее субъекта),по статусу самый компетентный в области правотворчества государственный орган, может дать жизнь кодексу и принять его в качестве закона;

10) кодифицированный акт является обязательным для всех его адресатов.

Вопрос.

Цель:

· Обеспечение должного качества проектов нпа законов

· Способствует созданию научного обоснования системы принимаемых законов их согласованности

· Выявление возможных негативных эконо, эколог, полит, социальных последствий которые могут вызвать при реализации нпа

Объект экспертиз нпа:

· Проект

· Принятого документа

Субъекты:

· Правовые управления аппаратом государственной думы

· Министерство юстиции рф

· Юридические службы (департаменты) гос органов, прокуротура рф (субъекты антикоррупционной экспертизы), иные организации, специалисты в различных областях знаний.

Виды:

По субъектам: государственные организации(прокуротура, минюст); негосударственные организац (обществен объединения, учеб заведения).

По функциональному признаку: внешние(осуществ организацию за пределами того кот издает нпа); внутрянняя (внутренние органы)

По видам правовых актов: нормативный акт(закон); индивидуальный акт (распоряжение).

По степени обязательности: обязательная; независимая (добровольная)

Вопрос.

Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Коррупциагенные факторы:

Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Вопрос

Правовая экспертиза. Правовая экспертиза - это проверка юридической силы правоустанавливающих и других представленных на государственную регистрацию документов (п. 1 ст. 17 Закона о регистрации прав). При правовой экспертизе проводится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (п. 3 ст. 9 Закона), установление отсутствия противоречий между заявленными и зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации (п. 1 ст. 13 Закона).

Задачи.

Обеспечивает необходимость и своевременность принятия нпа.

Оценивает соответствие нпа предписаний проекта нпа актом высшей юр силы прежде всего конституцией.

Оценивает согласование соглашений проекта с актами однородной юр силы. Оценивает внутреннюю согласованность норм между собой.

Условия:

Наличие у лица органа принимающего нпа полномочий на его принятие.

Установление соответсвующ содержаний и наименований проекта нпа.

Устанавливаются соответсвия положений проекта концепции нпа.

Устанавл соотв нпа правилам юр техники.

Соблюдение требований предъявл к структуре нпа.

 

Вопрос.

Лингвистическая экспертиза нпа может быть обязательной и независимой. Обязательную проводит правовое управление аппарата гос думы все законопроекты кот поступают в гд.

Цели ее:

Выполнение языкового и систематического качества нпа.

Обеспечение соответсв текстов нпа нормам современного русского литературного языка с учетом фунциональной стилистической особен ют док-та.

Обеспечение единства политического терминологич аппарата законодателя.

Обеспеч точного и правового толкования и применения правовых норм.

Правовая экспертиза. Правовая экспертиза - это проверка юридической силы правоустанавливающих и других представленных на государственную регистрацию документов (п. 1 ст. 17 Закона о регистрации прав). При правовой экспертизе проводится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (п. 3 ст. 9 Закона), установление отсутствия противоречий между заявленными и зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации (п. 1 ст. 13 Закона).

Задачи.

Обеспечивает необходимость и своевременность принятия нпа.

Оценивает соответствие нпа предписаний проекта нпа актом высшей юр силы прежде всего конституцией.

Оценивает согласование соглашений проекта с актами однородной юр силы. Оценивает внутреннюю согласованность норм между собой.

Условия:

Наличие у лица органа принимающего нпа полномочий на его принятие.

Установление соответсвующ содержаний и наименований проекта нпа.

Устанавливаются соответсвия положений проекта концепции нпа.

Устанавл соотв нпа правилам юр техники.

Соблюдение требований предъявл к структуре нпа.

Нормотворческая ошибка – неточность неправельность либо ложность правовой нормы допуская в процессе подготовки нпа которые влекут к неблагоприятным социальным и правовым последствиям.

 

 

Вопрос.

Фактическое содержание реализации права — это социально полезная деятельность (материальная или духовная) субъектов права, совершаемая в соответствии с предписаниями норм права.

Фактическая реализация права имеет место, когда, например, гражданин участвует в митинге, не нарушает экологическое законодательство, находясь на природе или используя свою машину, покупает товары, поступает на работу, вступает в брак. Довольно часто это происходит в виде совершения определенных действий.

Однако иногда правомерное поведение дополнительно требует документального оформления. Имеются в виду ситуации, когда это поведение представляется важным участникам правоотношения либо государство его считает весьма значимым. И тогда встает вопрос, как правильно составить юридические документы, опосредующие процесс реализации права.

Соблюдение запретов крайне редко требует документального оформления. Здесь важно, как правило, фактическое поведение, связанное с воздержанием от действий, что и гарантирует правомерный результат.

В процессе реализации прав документы используются для фиксации наиболее значимых этих прав (права собственности, особенно на недвижимость, права на обучение в вузе, права на получение медицинской помощи, права на участие в выборах и др.). Осуществление свобод, установленных законодательством, не требуется удостоверять документально (например, участие в демонстрации, свобода слова, передвижения, право на осмотр архитектурных ценностей).

Что касается исполнения, то здесь наблюдается увеличение количества документов, его опосредующих. Исполнение обязанностей направлено на осуществление интересов управомоченной стороны, и их документирование повышает гарантии для заинтересованной стороны. Кроме того, документальная фиксация исполнения обязанности порой еще более важна для обязанного субъекта: документ позволит доказать добросовестное выполнение обязанности и избежать санкции.

Рассмотрим основные правила составления правореализационных документов. Документ должен:

— быть кратким;

— точным;

— ясным для адресатов;

— содержать все необходимые сведения (и это самое главное).

Подобных документов существует великое множество, поэтому не представляется возможным их проанализировать и даже просто перечислить. Порой мы не придаем им значения, а рассматриваем их составление как вынужденную необходимость. Например, вы приходите к врачу, и он, выслушав ваши жалобы на здоровье, начинает заполнять медицинскую карту. Именно этот документ будет решающим в случае спора по поводу качества медицинских услуг, именно из него можно получить часть информации о том, как исполнял свои обязанности врач, реализуя ваше право на медицинское обслуживание.

Рассмотрим некоторые виды документов, наиболее часто встречающиеся в процессе непосредственной реализации права.

 

Вопрос

Фактическое содержание реализации права — это социально полезная деятельность (материальная или духовная) субъектов права, совершаемая в соответствии с предписаниями норм права.

Фактическая реализация права имеет место, когда, например, гражданин участвует в митинге, не нарушает экологическое законодательство, находясь на природе или используя свою машину, покупает товары, поступает на работу, вступает в брак. Довольно часто это происходит в виде совершения определенных действий.

Однако иногда правомерное поведение дополнительно требует документального оформления. Имеются в виду ситуации, когда это поведение представляется важным участникам правоотношения либо государство его считает весьма значимым. И тогда встает вопрос, как правильно составить юридические документы, опосредующие процесс реализации права.

Соблюдение запретов крайне редко требует документального оформления. Здесь важно, как правило, фактическое поведение, связанное с воздержанием от действий, что и гарантирует правомерный результат.

В процессе реализации прав документы используются для фиксации наиболее значимых этих прав (права собственности, особенно на недвижимость, права на обучение в вузе, права на получение медицинской помощи, права на участие в выборах и др.). Осуществление свобод, установленных законодательством, не требуется удостоверять документально (например, участие в демонстрации, свобода слова, передвижения, право на осмотр архитектурных ценностей).

Что касается исполнения, то здесь наблюдается увеличение количества документов, его опосредующих. Исполнение обязанностей направлено на осуществление интересов управомоченной стороны, и их документирование повышает гарантии для заинтересованной стороны. Кроме того, документальная фиксация исполнения обязанности порой еще более важна для обязанного субъекта: документ позволит доказать добросовестное выполнение обязанности и избежать санкции.

Рассмотрим основные правила составления правореализационных документов. Документ должен:

— быть кратким;

— точным;

— ясным для адресатов;

— содержать все необходимые сведения (и это самое главное).

Подобных документов существует великое множество, поэтому не представляется возможным их проанализировать и даже просто перечислить. Порой мы не придаем им значения, а рассматриваем их составление как вынужденную необходимость. Например, вы приходите к врачу, и он, выслушав ваши жалобы на здоровье, начинает заполнять медицинскую карту. Именно этот документ будет решающим в случае спора по поводу качества медицинских услуг, именно из него можно получить часть информации о том, как исполнял свои обязанности врач, реализуя ваше право на медицинское обслуживание.

Рассмотрим некоторые виды документов, наиболее часто встречающиеся в процессе непосредственной реализации права.

 

Вопрос

Языковые правила, используемые при написании судебных актов, можно разделить натри группы:

1)лексические;

2)синтаксические;

3)стилистические.

Лексические правила

Они регламентируют выбор нужных слов и правильных по смыслу словосочетаний.

Юридический текст отличается использованием в нем специальной терминологии. Но как бы ни было насыщено решение (приговор) специальным содержанием, все же основу его должны составлять общеупотребительные слова. Судебный акт — не статья по праву. Он адресован участникам судебного процесса, и они должны его понимать без «юридического переводчика». Однако здесь есть особенность: недопустимо употреблять слова с суффиксами, придающими эмоциональную окраску и подчеркивающими субъективную оценку составителей судебного акта («пьянка», «девчонка» и др.). Надо проводить разницу между общеупотребительной лексикой и разговорной, которой не место в судебных актах. Например, нельзя употреблять такие выражения, как «инвентаризационные органы», «льготируемые суммы».

Слова, используемые в судебных актах, в подавляющем большинстве случаев стилистически однотипные: книжные или нейтральные. Это, однако, не значит, что употребление синонимов недопустимо.

Нельзя допускать тавтологию, т. е. соединять слова, имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение. Описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора должна быть составлена в ясных, понятных выражениях.

Примеры тавтологических словосочетаний: «поселилась жить», «сам лично принял похищенные вещи», «вина доказана следующими доказательствами».

Не допустимы сокращения слов, неприемлемые в официальных документах. Например, если истцов несколько, то для краткости нельзя присваивать им порядковый номер и применять следующее сокращение: И-1, И-2 и т. д.

Специальные термины, употребляемые в судебных актах, должны иметь смысл, который они имеют в данной специальной сфере.

 

Вопрос.

ДОГОВОР — добровольное соглашение двух или нескольких лиц (экономических субъектов), заключаемое на предмет выполнения каждым из них принимаемых на себя обязательств по отношению к другим участникам. Договор обычно содержит сведения о его участниках, изложение предмета, сущности сделки, обязательства договаривающихся сторон, условия осуществления договора, способы оплаты за предоставленные друг другу товары, работы, услуги, формы ответственности участников за невыполнение принятых обязательств, условия расторжения или продления договора, юридические адреса сторон. Договор скрепляется подписями полномочных представителей договаривающихся сторон и печатями (если участник договора — юридическое лицо).Реализация права – это определенный, строго обусловленный процесс осуществления правовых предписаний, воплощение этих предписаний в поведении людей.

В литературе классификация форм реализации права проводится по различным основаниям, прежде всего в зависимости от юридического положения правореализующего субъекта выделяют два вида реализации права:

1. Простая (непосредственная) реализация - осуществляется физическими и юридическими лицами без вмешательства государственных органов;

2. Сложная (правоприменительная) реализация - осуществляется в виде государственно-властной деятельности компетентных государственных органов и сопровождается вынесением акта применения права;

Непосредственная реализация права в свою очередь подразделяется на три формы (в зависимости от правореализующих действий и виду реализуемых юридических норм):

1. Использование норм права - состоит в реализации субъективных прав, то есть в осуществлении субъектами своих прав, предусмотренных управомочивающими нормами права;

2. Исполнение норм права - состоит в реализации юридических обязанностей, то есть в обязательном совершении активных положительных действий, предусмотренных обязывающими нормами права;

3. Соблюдение норм права - состоит в реализации юридических запретов, то есть обязанностей пассивного типа, когда лицо воздерживается от совершения действий, предусмотренных запрещающими нормами права;

Нормы права могут быть реализованы:

1. Вне правоотношений;

2. Посредством создания (изменения или прекращения) правоотношений;

Реализация права посредством правоотношений, в свою очередь (в зависимости от правового положения субъектов), может быть подразделена на две группы:

1. Гражданско - правовая форма - в этом случае правоотношения возникают между субъектами, находящимися в равном положении, не подчиненными друг другу;

Сторонами таких правоотношений являются граждане, частные фирмы, кооперативы, общественные организации, которые заключат различного рода договоры, сделки, например, заем, наем квартиры, завещание, а также государственные организации, однако не в качестве органов, наделенных властными полномочиями, а как участвующие в хозяйственном обороте юридические лица. В данном случае они, выполняя хозяйственные функции, находятся в равном юридическом положении с теми лицами и организациями, которые вступают с ними в правоотношения, заключают с ними договоры, например, договоры аренды, поставки промышленной продукции.

2. Административно-правовая форма - в этом случае правоотношения возникают между субъектами, где одна сторона имеет специальные властные полномочия, т.е. стороны находятся в юридически неравном, соподчиненном положении;

В правоотношениях подобного рода участвует государственный орган или должностное лицо, а также любой другой орган по специальному уполномочию государства, в результате возникают отношения власти подчинения.

По субъектному составу выделяют следующие формы реализации права:

1. Индивидуальная форма, например, составление завещания, оплата проезда;

2. Коллективная форма, например, заключение коллективного договора между администрацией предприятия и трудовым коллективом;

По внешнему проявлению выделяются:

1. Активная форма, например, исполнение обязанности по уплате налогов, использование права заключить сделку;

2. Пассивная форма, например, соблюдение всевозможных правовых запретов, когда требуется воздерживаться от определенных действий;

По методу воздействия выделяют:

1. Добровольное осуществление права;

2. Принудительное осуществление права;

 

Вопрос.

Интерпретационная юридическая техника толкования состоит в том, чтобы выявить точный смысл юриди-ческих правил, правовых предписаний, содержащихся в нормативно-правовых актах. Толкование — это деятельность по установлению содержания нормативно-правовых предписаний для их практической реализации.
Установлению подлежит государственная воля, которая нашла объективное выражение и закрепление в тексте нормативно-правового акта. Объектами толкования, таким образом, выступают юридические нормативные акты как письменные акты-документы, содержащие нормы права, и здесь требуется как бы проникнуть через форму объекта к его содержанию и сути.
Стратегическая задача толкования — эффективная реализация правовых предписаний в режиме строгой законности, то есть в конечном счете оно служит практическому осуществлению правовых норм. Особое значение толкование нормативно-правовых актов имеет для такой формы реализации права, как правоприменение. В то же время толкование имеет значение и для деятельности государственных органов по изданию и систематизации нормативно-правовых актов.

Интерпретационную технику можно разделить на технологии норма-тивного и казуального характера.
Необходимость толкования нормативно-правовых актов обусловлена рядом моментов. Существует как бы целый ряд препятствий на пути к уяснению точного смысла юридических норм, которые преодолеваются с помощью специальных приемов — способов толкования (уяснения).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.142 с.)