Учет и согласование интересов адресатов правового акта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет и согласование интересов адресатов правового акта



Процедура должна обеспечивать учет и согласование интересов лиц, которым адресован правовой акт. Это означает, что к процессу его разработки и принятия должны привлекаться граждане и

организации, на правовом положении которых может отразиться это решение (управленческое, судебное или другое).

Логическая последовательность выполнения действий, составляющихпроцедуру

Логика должна пронизывать не только содержание юридических документов, но и процедуру осуществления юридической деятельности. Впрочем, одно с другим тесно связано. Если нарушается последовательность процедурных действий, становится проблематичным и вынесение правильного и логичного решения по юридическому делу.

Соблюдение процедурных сроков

Срок является определенным промежутком времени, в течение которого какой-либо акт, операция или действие должны бытьосуществлены или, наоборот, в течение которого запрещено что-либо предпринимать.

Проверка правильности выполнения процедуры

Заинтересованным лицам должна предоставляться возможность обжалования несправедливого, на их взгляд, решения. Без контроля и надзора не может нормально развиваться никакая юридическая деятельность. Универсальным контролирующим органом в этом деле является суд, хотя не стоит пренебрегать и административным порядком обжалования (в вышестоящий орган).

Применение санкций за нарушение процедуры

Санкции могут быть самыми разными: уголовными (за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, принуждение к даче показаний и др.), дисциплинарными (например,

освобождение от должности) и т. д. Возможно также признание правового акта недействительным или ничтожным.

 

Вопрос.

Узкий подход к пониманию юридической техники сложился ранее. Условно можно назвать его документальным.

Это совокупность определенных требований, правил (способов и средств) используемых для создания (подготовки оформления)и совершенствования прав. актов док-ов.

Его исповедуют С. С. Алексеев и А. Ф. Черданцев.

По мнению С. С. Алексеева, юридическая техника — это совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов.

А. Ф. Черданцев полагает, что юридическая техника — это совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета. Юридическая техника, с их точки зрения, — это наука о составлении юридических документов.

Получается, что юридическая техника не может ограничиваться изучением того, как правильно составлять юридические документы.

Широкий подход (или деятельностный).

Понимается как совокупность методов и приемов которые используются при подготовки и принятии правовых решений а также технические операции и средства материальной технике, сопровождающие юридическуюдеятельность.

Его придерживаются большинство ученых.

Наиболее полно понятие юридической техники определяет В. И. Червонюк: юридическая техника (или ≪правовая инженерия≫ — его термин) есть применение апробированных практикой

научно обоснованных рациональных юридических способов, средств и процедур внедрения права в сознание, поведение и деятельность отдельного вида и социальных общностей.

Чуть менее широко понимает юридическую технику В. Н. Карташов: юридическая техника (согласно его терминологии — юридическая технология) — это система мыслительных операций и внешне актуализированных действий и операций компетентных физических и должностных лиц (органов), связанная с изданием юридических решений.

В. Н. Карташов, по существу, отождествляет юридическую технику не только с юридической деятельностью, но и с более широким правовым понятием: правовой деятельностью. Таким образом, у данного автора не определена четко специфика юридической техники.

Сходную позицию по этому вопросу занимают Н. А. Власенко и М. Л. Давыдова.

Н. А. Власенко считает, что ≪юридическая технология — это порядок применения и использования методов и приемов по подготовке и принятию юридического решения≫. Здесь опять-таки оказывается не столь важным, оформляется ли это юридическое решение юридическим документом.

М. Л. Давыдова полагает, что юридическая техника — это система средств, используемых при составлении правовых актов и осуществлении иной юридической деятельности. Автор также допускает, что к юридической технике может относиться и такая деятельность, которая не опосредуется юридическими документами.

Обобщенное понятие.

Юридическая техника — это правила ведения юридической работы и составления в процессе ее юридических документов.

Вопрос

Представляется, что основным критерием классификации следует избрать стадии (этапы) правового регулирования. Существуют три основные стадии:

1) правотворчество;

2) действие права;

3) осуществление права.

Естественно, практически на всех этапах осуществляются юридические действия и, как правило, составляются правовые документы.

Однако порой основные стадии правового регулирования ≪обрастают≫ вспомогательными или дополнительными стадиями, когда приходится осуществлять и другие юридические действия.

 

Таким образом, насчитывается шесть видов юридической техники:

1) правотворческая техника;

Правотворчество — это деятельность по созданию (изменению или отмене) правовых норм.

2) техника опубликования нормативных актов;

Опубликование — это действие, заключающееся в доведении нормативных актов до сведения всех граждан, кому они адресованы.

3) техника систематизации нормативных актов;

Здесь важно понять, чем отличаются друг от друга виды систематизации (кодификация, инкорпорация, консолидация), чтобы умело ими пользоваться. Иногда (если это необходимо по роду профессиональной деятельности) юристу самому придется выполнять эту работу. Если знать, в каком порядке расположены нормативные акты, их можно легко найти и тем самым увеличить производительность своего профессионального труда;

4) интерпретационная техника(техника толкования). Ее значение порой недооценивают, а в результате мы имеем неэффективные законы, неправильные правоприменительные акты, порой грубо нарушающие права субъектов права. Чтобы избежать этого, юристам, чем бы они ни занимались, необходимо изучить правила толкования. Эти правила многочисленны и довольно

сложны;

5) правореализационная техника

Здесь речь идет о правилах создания индивидуальных актов в области добровольной и беспрепятственной реализации прав (т. е. о нормальной, ничем не

отягощенной реализации субъектами права своих прав и обязанностей). Договорные отношения, реализация своего права на труд, образование, собственность и др., передача своих прав (поручения, расписки) — все это присутствует в нашей жизни, поэтому так важно соблюдать определенные правила;

6) правоприменительная техника. Область правоприменения в нашем государстве по сравнению с европейскими государствами всегда была довольно значительна. Поскольку в будущем просматривается возрастание регулирующей роли государства, можно спрогнозировать и увеличение правоприменительной деятельности. Особое место занимают правила судебного правоприменения. Они весьма различаются в зависимости от вида судопроизводства.

Вопрос.

Нормотворчество-это деятельность по созданию (изменению или отмене)формальных норм регулирования общественных отношений.

Законотворчество- важнейшая форма правотворчества государства связвнная с принятие НПА (док-ов) высшей юр-ой силы.

Субъекты и формы нормотворчества

По субъектам нормотворчества:

1. Народное (референдум)

2. Государственное (орган государства)

3. Совместное

4. Негосударственное: делегированное (орган местного самоуправления); автономное (общественные организации)

Вопрос.

Нормотворчество-это деятельность по созданию (изменению или отмене)формальных норм регулирования общественных отношений.

В зависимости от того кто учавствует в создании социальных норм:

1. Пра-ая дея-ость гос-ва (законо-во и подзаконное право-во)

2. Корпоративную нормативную деятельность

3. Правотворчество народа

Правотворчество – осуществляемая уполномоченными на то субъектами или народом деятельность по установлению, изменени. Или отмене норм позитивного права, а так же санкционирование неправовых норм в качестве правовых.

Законотворчество- важнейшая форма правотворчества государства связвнная с принятие НПА (док-ов) высшей юр-ой силы.

Корпоративное норматворчество – это деятельность органов управления негосударственных организаций по установлению норм, обязательных для участников данных организаций и охраняемые их принудительной силой.

 

Вопрос.

Правотворчество — это совокупность различных правовых средств и приемов которые используются при подготовки оформлении и опублековании нпа с целью их совершенствования

Виды.

От юр силы нпа:

Законотворческая техника, техника подзаконных нпа.

Правотворческая тезника: правила (формальные – структура нпа, реквизиты нпа, опублекование нпа; средства – терминология, юр.терминология, юр.конструкция, юр. фикция); приемы (изложения нормы права в нпа)

 

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

2) правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);

3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления;

5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

1) законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);

2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);

3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций).

 

По кругу субъектов правотворчество может бы ть:

1 Полисубъектным - разработка и принятие актов проходит в режиме коллегиальности.

2 Моносубъектным - разработка и принятие актов проходит в режиме единоначалия.

 

От формы источников:

1. Признание юридической доктрины

2. Санкционированный правовой обычай

3. применение НПА

4. Заключение нормативного договора НПА

5. Создание юридических прецедентов.

 

По способу установления НПА

1. Непосредственное (осуществляется самим нормативным правом) (Законодательное собрание Ирк. Обл.)

2. Санкционированное правотворчество (орган придает юридическую силу уже существующим не юридическим нормам, например правовой обычай, корпоративные нормы)

3. Делегированное правотворчество органов передает част своих полномочий по применению нормы права иному органу (например органы местного самоуправления)

С учетом принципа разделения властей:

1. Исполнителный орган

2. Законодательный орган

3. Судебный орган

По юридической силе НПА:

1. Законотворчество – важнейшая форма правотворчества связана с применение нормативного акта, высшей юридической силы (законов) и осуществляемое высшими органами представительной гос власти или народом

2. Подзаконное правотворчество – носит производный вторичный характер, осуществляется во исполнение законов и направленно на их конкретизацию и зациту.

 

Субъекты.

Субъекты правотворчества - это органы и лица, уполномоченные на изменение, создание, отмену, приостановление, лишение юридической силы правовых норм. Субъектами правотворчества в РФ являются: гос органы, должностные лица, суды (Конституционный суд), органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, общественные организации, органы управления юридических лиц, население (народ) посредством референдума, трудовые коллективы.

Субъекты правотворчества обладают определёнными полномочиями:

1 Разработка проекта нормативно-правового акта и вынесение его на рассмотрение компетентных лиц.

2 Рассмотрение представленного проекта.

3 Отклонение проекта или принятие на его основе нормативно-правового акта.

4 Введение в действие.

Субъектный состав правотворчества зависит:

1 От юридической силы разрабатываемого или принимаемого нормативно-правового акта.

2 Режима правотворческого процесса: а) режим единоначалия - один субъект б) режим коллегиальности - несколько субъектов.

 

Вопрос.

Правотворчество — это совокупность различных правовых средств и приемов которые используются при подготовки оформлении и опублековании нпа с целью их совершенствования

Виды.

От юр силы нпа:

Законотворческая техника, техника подзаконных нпа.

Правотворческая тезника: правила (формальные – структура нпа, реквизиты нпа, опублекование нпа; средства – терминология, юр.терминология, юр.конструкция, юр. фикция); приемы (изложения нормы права в нпа)

 

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

2) правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);

3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления;

5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

1) законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);

2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);

3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций).

 

По кругу субъектов правотворчество может бы ть:

1 Полисубъектным - разработка и принятие актов проходит в режиме коллегиальности.

2 Моносубъектным - разработка и принятие актов проходит в режиме единоначалия.

 

От формы источников:

1. Признание юридической доктрины

2. Санкционированный правовой обычай

3. применение НПА

4. Заключение нормативного договора НПА

5. Создание юридических прецедентов.

 

По способу установления НПА

4. Непосредственное (осуществляется самим нормативным правом) (Законодательное собрание Ирк. Обл.)

5. Санкционированное правотворчество (орган придает юридическую силу уже существующим не юридическим нормам, например правовой обычай, корпоративные нормы)

6. Делегированное правотворчество органов передает част своих полномочий по применению нормы права иному органу (например органы местного самоуправления)

С учетом принципа разделения властей:

4. Исполнителный орган

5. Законодательный орган

6. Судебный орган

По юридической силе НПА:

3. Законотворчество – важнейшая форма правотворчества связана с применение нормативного акта, высшей юридической силы (законов) и осуществляемое высшими органами представительной гос власти или народом

4. Подзаконное правотворчество – носит производный вторичный характер, осуществляется во исполнение законов и направленно на их конкретизацию и зациту.

 

Субъекты.

Субъекты правотворчества - это органы и лица, уполномоченные на изменение, создание, отмену, приостановление, лишение юридической силы правовых норм. Субъектами правотворчества в РФ являются: гос органы, должностные лица, суды (Конституционный суд), органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, общественные организации, органы управления юридических лиц, население (народ) посредством референдума, трудовые коллективы.

Субъекты правотворчества обладают определёнными полномочиями:

1 Разработка проекта нормативно-правового акта и вынесение его на рассмотрение компетентных лиц.

2 Рассмотрение представленного проекта.

3 Отклонение проекта или принятие на его основе нормативно-правового акта.

4 Введение в действие.

Субъектный состав правотворчества зависит:

1 От юридической силы разрабатываемого или принимаемого нормативно-правового акта.

2 Режима правотворческого процесса: а) режим единоначалия - один субъект б) режим коллегиальности - несколько субъектов.

 

Вопрос.

Правотворческий процесс представляет собой «порядок осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативного акта, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер»

Подготовительный этап правотворческого процесса. Вподготовительном этапе правотворческого процесса, который связан с подготовкой проекта нормативно-правового акта, может быть выделено четыре стадии: стадияпринятия решения о подготовке проекта нормативного акта, стадияподготовки (разработки) проекта нормативного акта, стадияпредварительного обсуждения проекта нормативного акта и стадия доработки и утверждения проекта нормативного акта.

1.Стадия принятия решения о подготовке проекта нормативного акта. Принятие решения о подготовке проекта нормативного акта чаще всего выражается в утверждении плана проектных работ того или иного правотворческого органа.

2. подготовка (разработки) проекта нормативного акта.. Подготовка проекта нормативного акта осуществляется либо самим правотворческим органом, либо другими субъектами, причем как по поручению правотворческого органа, так и по их собственной инициативе. Для разработки наиболее важных и сложных проектов создаются комиссии, в состав которых включаются представители заинтересованных органов, общественных объединений, ученые-юристы и другие специалисты.

3. стадия предварительного обсуждения проекта нормативного акта. После того как проект нормативного акта подготовлен, проводится его предварительное обсуждение. Как правило, оно происходит с участием большого круга заинтересованных лиц и имеет различные формы

4. стадия доработки и утверждения проекта нормативного акта. На этой стадии проект нормативного акта дорабатывается с учетом поступивших замечаний и предложений, окончательно редактируется и утверждается. После этого наступает второй, основной этап правотворческого процесса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.219.157 (0.097 с.)