Орган, принявший нормативный акт



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Орган, принявший нормативный акт



Указание органа, принявшего нормативный акт, предопределяет юридическую силу правового документа. Должна быть корреляция между видом нормативного акта и органом, его издавшим.

Наименование (заголовок) нормативного акта

Заголовок играет наиболее важную роль в нормативных актах, так как с его помощью определяются предмет и круг регулируемых общественных отношений.

Различают полное и краткое наименование закона.

Полное наименование является главным идентификационным признаком закона, так как официально все ссылаются именно на него.

Введение в закон краткого наименования обусловлено неудобством последующего воспроизведения полного наименования.

Дополнительным компонентом наименования является официальная аббревиатура — словообразование, состоящее из начальных букв слов полного наименования нормативного акта. Как и полное наименование, аббревиатура является признаком идентификации нормативного акта и должна быть уникальной.

Дата принятия правового акта

Согласно Федеральному закону от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ ≪О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Фе-

дерального Собрания≫ датой принятия федерального закона (кодекса) считается дата принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Хотя на титульном листе пишется и да-

та принятия его Государственной Думой, и дата одобрения Советом Федерации, и дата подписания Президентом.

Дата принятия пишется следующим образом: месяц указывается прописью, а число месяца и год — арабскими цифрами (например, 15 февраля 2006 г.).

Регистрационный номер

Регистрационный номер облегчает поиск правового акта. Он присуждается нормативному акту в самом конце нормотворческого процесса органом, его принявшим. Ведомственные акты, затрагивающие права и свободы граждан, правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, получают номер, когда Министерство юстиции РФ регистрирует их в своей картотеке, предварительно проведя экспертизу на предмет законности. Регистрационный номер присуждается последовательно в зависимости от даты принятия нормативного акта того или иного вида в течение календарного года.

Регистрационный номер индивидуальных актов зависит от номера заведенного конкретного дела, требующего своего разрешения (номера договора). Такой номер определяет момент, когда дело открывается, с тем чтобы еще до его завершения и вынесения индивидуального акта обеспечить нахождение, беспрепятственное ознакомление с ним заинтересованным лицам и продвижение его до получения нужного результата.

 

Вопрос.

Наиболее устойчивыми структурными элементами являются реквизиты нормативных правовых актов, характеризирующие следующее: вид акта (закон, декрет, указ, постановление и др.); орган (должностное лицо), принявший (издавшее) акт; название, обозначающее предмет регулирования; дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер; подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие нормативные правовые акты и другие элементы. В правилах юридической техники под реквизитами правового акта понимаются элементы правового акта, не входящие в его содержательную часть и не содержащие регулятивных положений, предназначенные для отражения юридических свойств и идентификации правового акта.

Каждый нормативный документ должен иметь такие внешние реквизиты, которые свидетельствовали бы о его официальном характере, отражали его содержание, юридическую силу, место и дату издания. К внешним реквизитам относятся, в частности, наименование акта, его заголовок, обозначение даты. Все эти реквизиты подчиняются требованиям юридической техники, обеспечивающим надлежащее осуществление свойственных нормативному документу функций.

Делопроизводственные правила и правила юридической техники имеют общий перечень структурных единиц, содержащихся в правовых актах. Порядок деления текстов документов освещается в инструкциях, правилах и других разработках в области делопроизводства. Так, порядок деления текстов проектов федеральных законов, правовых актов Президента, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти подробно описан в Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. Установление и описание структурных единиц правового акта занимает заметное место в системе предписаний юридической техники. Структурные элементы законодательных актов описаны в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, в соответствии с которыми используются следующие элементы (по нисходящей): раздел, глава, статья. Возможно деление крупных систематизированных актов на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.

В Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации установлено, что нормативные предписания в правовом акте оформляются в виде пунктов, которые могут подразделяться на подпункты. Значительные по объему правовые акты могут делиться на главы. Пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Подпункты могут иметь буквенную или цифровую нумерацию. Главы нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

Структура правового акта и необходимость включения в него тех или иных с элементов определяются исходя из объема и содержания акта.

По общему правилу нормативно-правовые акты обладают определенной структурой, в теории права в том или ином виде в структуру нормативно-правового акта могут входить следующие элементы:

1. Заголовок.

Основные требования к заголовку нормативного документа – это точность, краткость информационная насыщенность. Слишком длинные, громоздкие заголовки создают трудности при применении актов и их систематизации, а также при их толковании.

2. Преамбула.

Преа́мбула (фр. préambule, от позднелат. praeambulus — идущий впереди, предшествующий, ср. лат. preambulo — предшествую) в праве — вводная или вступительная часть правового акта. К правовым актам, имеющим преабмулу, относятся декларации, международные договоры, законы, нормативные акты, договоры гражданско-правового характера. Преамбула – самостоятельная часть правового акта, но она не является обязательной. В преамбуле также может указываться сфера распространения нормативного акта. В преамбулах международных актов, как правило, перечисляются государства – стороны данного договора, участники соглашения и т.д.

3. Общая часть.

Общая часть кодифицированного нормативного правового акта может содержать:

1) фундаментальные положения (принципы, определения понятий, основные институты);

2) специализированные нормативные положения: презумпции, преюдиции. Презу́мпция — предположение, которое считается истинным до тех пор, пока не доказана его ложность. Среди наиболее важных юридических презумпций выделяются:

4. Особенная часть.

Особенная часть нормативного правового акта может содержать нормы, которые обозначают:

1) вид и меру (правила) возможного и должного поведения (юридические права и обязанности);

2) вид и меру негативных (отрицательных) последствий возможных нарушений правовых норм (юридическую ответственность).

5. Указания о принятии акта, о его отмене, о внесении изменений.

Вопрос.

Наиболее устойчивыми структурными элементами являются реквизиты нормативных правовых актов, характеризирующие следующее: вид акта (закон, декрет, указ, постановление и др.); орган (должностное лицо), принявший (издавшее) акт; название, обозначающее предмет регулирования; дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер; подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие нормативные правовые акты и другие элементы. В правилах юридической техники под реквизитами правового акта понимаются элементы правового акта, не входящие в его содержательную часть и не содержащие регулятивных положений, предназначенные для отражения юридических свойств и идентификации правового акта.

Каждый нормативный документ должен иметь такие внешние реквизиты, которые свидетельствовали бы о его официальном характере, отражали его содержание, юридическую силу, место и дату издания. К внешним реквизитам относятся, в частности, наименование акта, его заголовок, обозначение даты. Все эти реквизиты подчиняются требованиям юридической техники, обеспечивающим надлежащее осуществление свойственных нормативному документу функций.

Делопроизводственные правила и правила юридической техники имеют общий перечень структурных единиц, содержащихся в правовых актах. Порядок деления текстов документов освещается в инструкциях, правилах и других разработках в области делопроизводства. Так, порядок деления текстов проектов федеральных законов, правовых актов Президента, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти подробно описан в Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. Установление и описание структурных единиц правового акта занимает заметное место в системе предписаний юридической техники. Структурные элементы законодательных актов описаны в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, в соответствии с которыми используются следующие элементы (по нисходящей): раздел, глава, статья. Возможно деление крупных систематизированных актов на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.

В Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации установлено, что нормативные предписания в правовом акте оформляются в виде пунктов, которые могут подразделяться на подпункты. Значительные по объему правовые акты могут делиться на главы. Пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Подпункты могут иметь буквенную или цифровую нумерацию. Главы нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

Структура правового акта и необходимость включения в него тех или иных с элементов определяются исходя из объема и содержания акта.

По общему правилу нормативно-правовые акты обладают определенной структурой, в теории права в том или ином виде в структуру нормативно-правового акта могут входить следующие элементы:

1. Заголовок.

Основные требования к заголовку нормативного документа – это точность, краткость информационная насыщенность. Слишком длинные, громоздкие заголовки создают трудности при применении актов и их систематизации, а также при их толковании.

2. Преамбула.

Преа́мбула (фр. préambule, от позднелат. praeambulus — идущий впереди, предшествующий, ср. лат. preambulo — предшествую) в праве — вводная или вступительная часть правового акта. К правовым актам, имеющим преабмулу, относятся декларации, международные договоры, законы, нормативные акты, договоры гражданско-правового характера. Преамбула – самостоятельная часть правового акта, но она не является обязательной. В преамбуле также может указываться сфера распространения нормативного акта. В преамбулах международных актов, как правило, перечисляются государства – стороны данного договора, участники соглашения и т.д.

3. Общая часть.

Общая часть кодифицированного нормативного правового акта может содержать:

1) фундаментальные положения (принципы, определения понятий, основные институты);

2) специализированные нормативные положения: презумпции, преюдиции. Презу́мпция — предположение, которое считается истинным до тех пор, пока не доказана его ложность. Среди наиболее важных юридических презумпций выделяются:

4. Особенная часть.

Особенная часть нормативного правового акта может содержать нормы, которые обозначают:

1) вид и меру (правила) возможного и должного поведения (юридические права и обязанности);

2) вид и меру негативных (отрицательных) последствий возможных нарушений правовых норм (юридическую ответственность).

5. Указания о принятии акта, о его отмене, о внесении изменений.

Вопрос.

Юр.терминология

Текстовые конструкции НПА (терминология. Прав дефениции, мнические группы, словосочетания правой фразеологизм)

Терминология – словесное обозначение определенного понятия:

1. Общеупотребляемая (родственники, семья, труд и др.)

2. Специальная и неюридическая (тариф, вексель, информатизация и др.)

3. Юр терминология (суд, прокурор, полиция и др.

Средства правовой техники:

1. Юридическая терминология- это облигающаяся смысловой однозначностью слова или словосочетаний кот употребляются в законодательной и которыми обозначаются определенные понятия

2. Правовые дефениции – это краткое определение какого либо понятия отражающие существенные признаки явления, предмета закрепленные в нпа.

Текстовые конструкции.

Лексические группы:

Архаизмы- приемственная терминология отражающая собственные правовые традиции в целом системы или отрасли права (бенефициарий)

Историзмы- возращенное в права исторические понятия (полиция, губернатор)

Иностранная терминология – используется в нормах нпа заимствованных слов из других языков (вексель)

Жаргонизмы – слова отражающие специфику людей объединенных общностью интересов (преступник).

Словосочетание

Юридические фразеологизмы- устойчивые собственно-юридические словосочетание законодательства (необходима оборона, крайняя необходимость . )

Требования к текстовым конструкции (нормативность, простота, полнота краткость (лаконичность)конкретность, системность, точность, логичность)

Вопрос.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.51.151 (0.011 с.)