ТОП 10:

Государственно-правовое регулирование сервисной



Деятельности и выполнение государством

Сервисных функций

Историческая практика показывает, что развитие услуг в лю­бой стране всегда так или иначе регулировалось государственно-правовыми институтами. В этом случае государство выступало осо­бым аппаратом, который, опираясь на механизм закона и органы принуждения (армию, полицию, пенитенциарную систему), регу­лировал отношения между производителями и потребителями ус­луг, задавал правила конкурентной борьбы между субъектами сер­висной активности, ограничивал возможности предпринимателей монополизировать тот или иной вид услуг. Благодаря этому госу­дарственно-правовая система была способна поддерживать в об­ществе стабильность, регулировать кризисные процессы в эконо­мике и общественной практике, переводя их в нормальное русло.

Механизмы государственно-правового регулирования нередко действовали выборочно, защищая интересы аристократических или богатых слоев населения за счет низших и бедных. Однако и в про­шлом, и в современных условиях государственная власть вынужде­на проявлять заинтересованность в сохранении определенного ба­ланса общественных интересов.

То же самое можно сказать относительно правового регулиро­вания взаимодействий между субъектами хозяйственной активно­сти, а также между государством и предпринимательством. Тор­говцы, ремесленники во многих странах были многочисленными и далеко не самыми привилегированными слоями населения. Тем не менее они оставались прилежными налогоплательщиками, что способствовало распространению на их деятельность государствен­ного протекционизма. Государство не только собирало с них нало­ги, выдавало лицензии, привлекало к выполнению общественных работ и благотворительных акций, но и опосредовало их взаимо­действия с клиентами.

Если взглянуть на государственно-правовые органы с общесо­циальных позиций, то их регулятивные функции по отношению к обществу и к субъектам хозяйственной деятельности также высту­пают услугой особого рода. Именно так рассматривается государ-

ственно-правовая деятельность в теории общественного блага. Дан­ная теория исходит из того, что рыночные отношения сами по себе не в состоянии учесть все многообразие общественных по­требностей и отрегулировать их удовлетворение. Существует целая система общественных благ, которые являются неделимыми и не могут быть перераспределены индивидуальным потребителям на коммерческой основе. В то же время потребителей невозможно и отстранить от их пользования. Речь идет о благах, связанных с на­циональной обороной и безопасностью, государственным управ­лением, обращением национальной валюты, а также с экологи­ческими, оздоровительными, образовательными программами.

В практике государственного строительства постепенно отра­батывались правовые и финансовые механизмы перераспределе­ния общественных благ. Посредством налогообложения, сосредо­точения в своих руках ряда властных полномочий государственные органы расширяли свою возможность распоряжаться немалыми финансами, позволяющими не только содержать армию, поли­цию, но и перераспределять средства, не допуская безудержного обогащения одних слоев и предельного обнищания других.

Помимо функций поддержки общественного порядка, оборо­носпособности, объектом государственного контроля и управле­ния становились также коммуникации (почтовая связь, транспорт и др.), общее и профессиональное образование, здравоохранение, производство некоторых наиболее доходных видов продуктов и алкогольных напитков. В последние 100-150 лет в рамках государ­ственной социальной политики во многих странах стало функцио­нировать социальное обеспечение, осуществляться работа со сла­бо защищенными слоями населения - бедными, инвалидами, стариками. Также в качестве самостоятельного направления дея­тельности многих правительств формируется культурная полити­ка, направленная на сохранение культурного наследия и на при­общение к нему разных социальных групп и слоев.

Таким образом, государство в современных условиях выполняет немало сервисных функций, хотя его деятельность в этом направле­нии носит такие названия, как обеспечение военной безопасности, поддержание общественного порядка, борьба с преступной средой, осуществление социальной или культурной политики и др.

Наличие указанных общих закономерностей влияния государ­ственно-правовых механизмов на развитие услуг сопрягается с еще одной важной тенденцией: в целом роль и значение государствен­ных рычагов всегда было более акцентированным в странах Востока (арабо-мусульманский мир, Индия, Китай, Япония и др.), а также в России, в то время как в странах Западной Европы, начи­ная с Нового времени, эволюция сервиса происходила под реша­ющим воздействием процессов рыночного обмена.

Прошедший XX в. стал периодом действия двух социально-эко­номических моделей - капиталистической системы с небольшой или умеренной долей участия государства в развитии экономики и соци­альных отношений, а также социалистической системы с масштаб­ной или почти стопроцентной долей государственного участия в хо­зяйстве и общественной жизни. Но в деле удовлетворения важней­ших общественных потребностей и та и другая политическая система имели немало общего. Так, к середине XX в. и в СССР, и в странах Западной Европы и в США функционировали государственные систе­мы образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения, кото­рые были реальными, всеобщими, обеспечивались из бюджета госу­дарства и определились как часть гражданских прав. Опыт поколе­ний, которые пользовались плодами деятельности «государства благосостояния» (страны Запада) и «государственного социализма» (СССР), показал также, что, несмотря на все усилия и значительные расходы, большинство важнейших социальных проблем не поддава­лось искоренению, а на многие социальные программы средств хро­нически не хватало. (См.: Шанин Т. Социальная работа как культур­ный феномен современности // Взаимосвязь социальной работы и социальной политики 7 Пер. с англ. М., 1997)

Развитие капиталистической и социалистической моделей, а также разные способы реализации ими общественных потребнос­тей породили в мировом масштабе широкий диапазон промежу­точных форм как государственного регулирования сервисной дея­тельности, так и рыночных принципов функционирования сферы услуг. Каждая модель имела свои сильные и уязвимые стороны, по-разному действуя в разных странах и в разнообразных конкрет­но-исторических условиях.

После краха системы социализма на рубеже XX-XXI вв. в раз­ных регионах мира формируются новые тенденции в соотношении государственно-правовых механизмов и рыночных принципов сер­висной деятельности. Так, во многих странах дает о себе знать об­ширный кризис государственной власти, особенно связанной с централизованной формой управления. Прежним идеям огосудар­ствления и универсальных форм социального управления многие общественные силы противопоставляют принцип децентрализа­ции регулирования общественных потребностей, создания условий свободы индивидуального выбора, т.е. отстаивается право лю­дей самим определять свои потребности и создавать социальные механизмы их удовлетворения.

Однако вряд ли можно сегодня говорить об исчерпанности зна­чения государственно-правовых механизмов в регулировании сфе­ры сервиса и в реализации потребностей населения. Во всех стра­нах мира государство продолжает выполнять свои функции, регу­лируя определенные аспекты экономической практики, а также реализуя социальную политику. Правда, и регулирование и соци­альная политика в новых условиях на рубеже столетий заметно трансформируются.

Рассмотрим это на примере изменений социальной политики во многих странах мира. Хотя важнейшие направления такой поли­тики продолжают сопрягаться с прежними целями (создание безо­пасной социальной среды, борьба с бедностью, образование моло­дежи, предоставление определенного объема медицинских услуг населению и др.), но они во многих странах реализуются другими способами. Органы государственной власти уже не стремятся охва­тить все социальные проблемы самостоятельно, а вырабатывают тактику опоры на активные группы и сообщества. Нынешнее госу­дарство нередко допускает в определенных масштабах проникно­вение в сферу социальных служб рыночных принципов, внедряет хозрасчетные начала в систему оказания социальных услуг.

Еще одно новое качество государственных служб, осуществля­ющих социальную работу, сводится к тому, что имеет место раз­укрупнение учреждений социальной сферы с целью их приближе­ния к запросам потребителей. Социальная политика все в большей степени ориентируется не на среднего гражданина со стандарт­ным набором потребностей, а на многообразие общественных и личных запросов, на предоставление потребителям возможности выбора услуг.

Аналогичные тенденции можно наблюдать и в социальной по­литике властных органов России. Федеральное правительство и региональные власти также поощряют развитие негосударствен­ного сектора в его коммерческом и некоммерческом вариантах, что призвано стимулировать активность на местах. Однако при этом государственные органы нашей страны не всегда готовы считаться с глубоким экономическим кризисом, масштабы которого спо­собны увеличиваться из-за непродуманной технологии социаль­ной политики.

 

Особенно высоким остается роль государственного участия в развитии сервиса развивающихся стран Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки. Здесь в ходе модернизации не снижается зна­чение государства в осуществлении крупных проектов, начиная от долевого участия в постройке железных дорог, формировании граж­данского воздушного транспорта и кончая созданием систем ре­креации, социального обеспечения, образования и др. Все это сви­детельствует о том, что институт государства продолжает разви­ваться во многих регионах мира.

На рубеже XX-XXI вв. страны Востока, а в последние десяти­летие и страны СНГ активно осваивают принципы рыночного раз­вития сервисной деятельности. Государство всемерно способствует этим процессам. При этом конкретные страны продолжают замет­но различаться между собой по масштабам протекционистской по­литики в отношении к сервису, по доле участия государства в об­служивании населения, по формами правового регулирования как сферы сервиса в целом, так и отдельных его разновидностей.

Анализ отношений между институтом государственной влас­ти, механизмами правового регулирования, с одной стороны, и сферой услуг, с другой, свидетельствует, что между ними всегда сохранялись тесные связи, так как объективно они решали сход­ные задачи (хотя и разными способами) - отзывались на обще­ственные запросы. Во многом эти связи определялись историчес­кими традициями, укорененным укладом жизни в той или иной стране.

Вместе с тем данные связи повсюду приобретали гибкий ха­рактер, чутко реагируя на общественные и экономические изме­нения внутри страны и за ее пределами. В зависимости от конкрет­ных условий жизни политика государства по отношению к сфере услуг динамично трансформировалась. В настоящее время обще­признанным является тот факт, что сама власть выполняет сер­висные функции по отношению к обществу, к гражданам страны.

23 Сервисная деятельность как способ удовлетворения общественных потребностей

Рассмотрение экономической сущности сервисной деятельно­сти позволяет понять важный ее аспект, связанный с удовлетворе­нием многообразных потребностей людей и общества в целом. Когда говорят о человеческих потребностях, о потребностях общества, подразумевают надобность, нужду в чем-либо, которая осознается людьми, требуя своего удовлетворения и организуя тем самым их поведение.

Понятие «потребность» породило в хозяйственной практике и науке целый ряд терминов, среди которых ключевой - «потреби­тель», обозначающий конечного пользователя приобретенного то­вара, услуги, сервисного продукта, т.е. того человека, который носит ту или иную одежду, пользуется конкретной вещью, упот­ребляет в пищу определенные продукты.

Прямая связь с конечным этапом потребления делает сервис­ную деятельность отличной от материального производства, кото­рому эта связь присуща в незначительной степени, так как многие промышленные отрасли задействованы на первоначальных стади­ях технологических операций или в процессе создания средств производства. В противоположность этому субъекты сервисной де­ятельности встречаются с клиентом, заказчиком лицом к лицу, работая тем самым на процессы конечного потребления.

Поэтому сам процесс обслуживания потребителей содержит в себе значительный потенциал неэкономического - социального, психологического, духовного - начала, что позволяет охаракте­ризовать сервисную деятельность как «отход от вещей». Производ­ство и потребление услуг в большинстве случаев происходит путем непосредственных контактов между обслуживающим персоналом и клиентами (заказчиками, покупателями). Но даже если контак­ты между ними опосредованы временем и пространством, услуги являются таковыми лишь в том случае, если их результат прини­мается, а не отвергается потребителями.

Наличие в обществе человеческих потребностей, а также их трансформация определяются двумя важнейшими факторами:

♦ необходимостью воспроизводить биоприродное начало чело­века - в силу действия этого фактора человеку присущи первичные потребности, среди которых немало врожденных и неизменных по степени своей актуальности для человека. Среди первичных потребностей следует указать на потребность в сохранении безопас­ной среды обитания, отвечающей физическим параметрам суще­ствования человека, а также потребность в еде, питье, отдыхе, в продолжение рода и др.;

♦ важностью развития социальных и духовно-культурных ка­честв человека - данный фактор порождает колоссальный объем вторичных, т.е. социальных и культурных потребностей, которые свя­заны со стремлением людей воспроизводить себя как субъектов со­циальных отношений и граждан, желающих познавать окружающий мир, развивать свою духовную сущность, развлекаться и т.п. По сво­ей сущности, механизмам формирования эти потребности более гибкие, динамичные. На протяжении жизни человека они могут как интенсивно, глубоко развиваться, так и деградировать, угасать.

Выделенные выше характеристики позволяют утверждать, что потребности могут быть весьма разнообразными по своему генези­су и качествам. Так, одни потребности настолько глубоко укорене­ны в структуре организма человека, что требуют систематического (повседневного) удовлетворения на протяжении всей его жизни, поэтому их нельзя отменить. Таковы потребности физического и физиологического плана - в движении, ночном отдыхе, еде, пи­тье, отправлении организма и др. Другие потребности можно удов­летворять гораздо реже, но и они оказываются не менее насущны­ми. Есть потребности, однозначно связанные с возрастными осо­бенностями развития человека, - потребности детского, среднего или пожилого возраста.

Важно также различать общественные и индивидуальные потреб­ности. Общественные потребности свойственны большим группам людей, населению страны в целом. Они требуют особых условий своего удовлетворения. Так, многие из них не под силу реализовать одному человеку - они могут быть реализованы лишь на основе общественной деятельности, институтов государственной или ме­стной власти. Примером общественных потребностей выступает потребность в военной безопасности, в сохранении общественно­го порядка, в социальном обеспечении и др.

Индивидуальные потребности не отделены непроходимой сте­ной от общественных. Они отображают личностные, т.е. неповто­римые по сочетанию и вариативности комбинации потребитель­ских запросов, свойственных конкретным людям, значительную часть которых индивид реализует самостоятельно или через обра­щение к сфере услуг.

 

Особо следует сказать о социальных и культурных потребностях. Они также являются многообразными и во многих случаях весьма насущными, сопровождая человека всю его сознательную жизнь. Их специфика состоит в том, что в отличие от врожденных по­требностей они во многом формируются культурной средой и тес­но соотносятся с социальным статусом, с уровнем образования и общим развитием личности. Как было отмечено, многие из этих потребностей приобретают весьма пластичный характер и могут быстро меняться.

Вместе с тем определенная часть социокультурных потребнос­тей не носит столь непреложного характера, как, например, фи­зиологические потребности. К тому же часть социокультурных по­требностей человека нередко возникают в силу подражания дру­гим людям или по причине целенаправленного воздействия социальной среды. Особенно часто человек подвержен влиянию социальной информации, моды, рекламы.

Среди потребностей, которые внушаются извне, далеко не все приобретают обязательный для данного человека характер. Сам человек может осознать это не сразу, а лишь удовлетворив потреб­ность и поняв, что она была для него излишней, мнимой. Так, некоторые люди в течение долгого времени сохраняют намерение купить дорогую вещь, без которой, как им представляется, трудно обойтись. Но приобретенная вещь их разочаровывает, заставляя признать первоначальную потребность ложной.

Сервисная деятельность способна отзываться на широчайший спектр человеческих потребностей, начиная от первичных (физи­ческих, физиологических) и кончая наиболее сложными - по­знавательными, духовно-развивающими потребностями. Множе­ство форм и способов сервисного обслуживания направлены на реализацию повседневных потребностей людей: на поддержание их существования (потребление пищи, восстановление сил), ус­ловий быта, отвечающих современным критериям технологичнос­ти, удобства, гигиены, здорового образа жизни. Оказание услуг, связанных с повседневными нуждами людей, в большинстве слу­чаев предполагает наличие вещественных товаров, физически ком­фортных условий жизни, что позволяет их причислить к матери­альным услугам. В результате оказания материальных услуг потреб­ляются (используются, изнашиваются, съедаются) конкретные ресурсы жизнеобеспечения - энергоресурсы, товары повседнев­ного спроса, техника, продукты питания и т.п.

 

Современный сервис в значительной степени ориентирован на гибкий характер и мягкую структуру социально-культурных потребностей, способствуя их трансформации в нужном для себя направлении. В связи с этим порой дает о себе знать манипулятив-ный характер некоторых технологий обслуживания клиентов и рекламных материалов.

В целом сервисная деятельность, развиваясь в рамках хозяйства на чисто коммерческих или смешанных началах, выполняет важ­ные социальные функции. По существу она выступает опосредую­щим механизмом перераспределения материальных и духовных благ между важнейшими сферами и областями социальной Практики. Основное общественное назначение сервисной деятельности и сферы услуг состоит в том, чтобы способствовать удовлетворению многообразных массовых потребностей, а также различных инди­видуальных запросов. Участвуя в реализации общественных потреб­ностей, сервисная деятельность укрепляет социальную безопас­ность, вносит заметный вклад в обеспечение современного разви­тия производственных коллективов, способствует повышению уровня и качества жизни населения. Удовлетворяя индивидуаль­ные потребности, сервис позволяет организовать труд, быт и от­дых каждого человека, укрепляет его общественные и семейно-дружеские связи, помогает развивать и реализовать заложенные в нем способности.

 

24.Изменение роли сервисной деятельности в экономическом и общественном развитии

За последние 25-30 лет в мировой экономике, а также в хо­зяйственной практике разных стран роль и значение третичного сектора заметно трансформировались. Ниже рассмотрим объектив­ные факторы, обусловливающие подобную трансформацию, а так­же качественные изменения, свойственные, прежде всего, само­му промышленному производству развитых стран. К развитым стра­нам относят в первую очередь страны Западной Европы, Северной Америки, а также Японию. Современное промышленное произ­водство этих стран сталкивается с целым рядом сложных проблем и страдает от:

♦ истощения многих природных ресурсов, не подлежащих вос­становлению, которые выступают основой промышленного про­изводства;

♦ общего снижения темпов экономического роста сельскохо­зяйственного производства и замедления некоторых видов мате­риального производства;

♦ обострения конкуренции на внутренних и мировых рынках промышленных товаров, стимулирующего искать нетривиальные источники развития производства;

♦ повышения уровня безработицы, которая приобретает хро­нический характер;

♦ отставания уровня заработной платы персонала промышлен­ных предприятий от роста производительности труда с использо­ванием высоких технологий и инноваций.

Представители крупного бизнеса развитых стран Запада в по­исках преодоления указанных проблем находили выход из сложив­шейся ситуации в переводе некоторых наиболее трудозатратных и экологически опасных производств в развивающиеся страны Азии, Латинской Америки. Вместо этого в самих развитых странах начи­нается широкое внедрение наукоемких производств с использова­ние информационно-компьютерных технологий, что сообщает их экономике постиндустриальный характер.

Подобные перемены в экономике вызвали радикальные изме­нения в социальной структуре, а также в культурных ориентациях и потребительских запросах населения развитых стран. Так, обла­дание знаниями, высоким профессионализмом, широким круго­зором начинает рассматриваться в качестве предпосылки жизнен­ного успеха, а также как необходимое средство индивидуального развития. Население переходит от удовлетворения потребностей первого порядка (связанных с жизнеобеспечением) к потребнос­тям второго порядка (социальные, оздоровительные, духовные запросы). Особую ценность в общественном сознании приобретает необходимость совершенствования всех сторон повседневной жиз­ни, оптимизация быта, гуманизация процессов воспитания де­тей, полноценная рекреация человека в свободное время.

Таким образом, в постиндустриальном и индустриальном об­ществах были созданы предпосылки, которые определяют опере­жающие темпы развития третичного сектора не только в некото­рых национальных экономиках, но и его быструю трансформацию в мировой экономике в целом.

Субъекты сервисной деятельности оперативно откликаются и стимулируют указанные общественные запросы. В результате в пос­ледние десятилетия во многих странах мира интенсивно шли про­цессы экстернализации услуг. Под экстернализацией услуг понима­ется масштабное появление новых видов и форм сервисной дея­тельности, берущих на себя те функции по удовлетворению общественных потребностей, которые до этого являлись состав­ной частью промышленного производства или самообслуживания в рамках семьи и самодеятельных видов активности населения. Все указанные выше процессы переводили сервисную активность на более качественный уровень. Однако это не лишало ее внутренних противоречий.

О новом качестве производства услуг в экономике последней трети XX столетия свидетельствуют такие данные, как увеличение доли услуг в валовом национальном продукте развитых индустри­альных стран. Сегодня третичный сектор обеспечивает основную часть валового национального продукта во многих странах. В стра­нах Европейского сообщества доля услуг в ВНП составляет 63%, в США - 73%.

Об изменении роли сервиса в современной экономике свиде­тельствуют также показатели результатов внутренней торговли, объем внешней торговли услугами, изменение структуры занятос­ти в сторону роста численности работников третичного сектора (табл. 4) и др.

При этом динамика изменений третичного сектора сохраняет­ся высокой, убыстряясь в ряде случаев. Если в США в 1993 г. коли­чество работающих в сфере услуг достигало 75,5% от общего числа занятых, то в 2000 г. уже 77%. Согласно прогнозам, к 2010 г. эта сфера в США даст 90% всех новых мест.

Таблица 4

Сдвиги в структуре работников, занятых в разных сегментах третичного сектора (в % от числа занятых)

 

 

Страна Производ­ственные услуги Распредели­тельные услуги Персональ­ные услуги Социальные услуги Всего по стране
Франция Германия Япония Нидерлан­ды Швеция Великобри­тания США В целом по миру 3,5 3,4 3,4 4,2 3,5 4,4 6,4 4,1 11,0 10,7 10,2 12,8 9,2 11,4 15,6 11,8 16,8 17,5 18,5 20,4 19,4 29,6 22,2 19,3 20,1 18,1 25,1 21,3 19,2 21,3 21,5 20,9 7,9 6,3 7,5 8,5 8,4 8,0 п,з 8,4 7,9 6,7 10,2 6,5 5,9 10,1 12,5 8,7 16,0 11,4 8,2 14,7 16,3 15,8 21,2 14,6 26,4 22,9 13,0 28,4 35,1 25,3 26,0 25,1 44,1 38,6 37,4 47,8 47,7 48,8 61,1 46,6 65,4 58,4 58,6 71,1 69,8 68,0 75,5 66,6

 

Если говорить о числе занятых в сфере обслуживания, то сле­дует учесть, что в нее входят не только работники индустрии ус­луг, но и те, кто выполняет сервисные функции в других секторах экономики. Так, на предприятиях, которые относятся к добываю­щей, сельскохозяйственной, обрабатывающей промышленности, существуют специалисты сервисного профиля - юристы, кадры по перевозкам, работники, ответственные за подбор кадров и тру­довые ресурсы, и др. В данном случае речь идет о «внутренних» услугах.

Еще одна особенность развития сервиса в постиндустриальную эпоху связана с динамичной и масштабной трансформацией внут­ренней структуры самого третичного сектора. За последние 30 лет особенно впечатляющим был рост сегментов, связанных с произ­водственными услугами, которые способствовали динамизации ос­новных производственных отраслей. Внутри производственных ус­луг зародились деловые услуги, которые в настоящее время образу­ют самостоятельный сегмент сервиса.

Логика постиндустриального развития привела к необходимо­сти выведения обслуживающих внутренних подразделений промыш­ленных предприятий за рамки производства. Эти подразделения приобретали статус юридических лиц и сосредоточивали свою де­ятельность на разных услугах производственного назначения в рам­ках индустрии собственно сервисной деятельности.

Производственные услуги связаны с обеспечением рыночного спроса на продукцию однопрофильных предприятий, со снабже­нием (поставками), с выполнением посреднической роли между производителем и его партнерами и потребителями. В последнем случае выполняются информационные, телекоммуникационные, транспортные, компьютерные услуги, совершенствуется предпри­нимательская среда и т.п. Таким образом, производственные ус­луги становятся саморазвивающимися отраслями, которые все в большей степени определяют, что, где и как должно произво­диться.

Особо следует выделить производственные услуги, связанные с поставками и постпродажным обслуживанием продукции промыш­ленного производства. Любое производство, особенно высокотех­нологичное, производящее технику и товары длительного пользо­вания, нуждается в сервисе особого рода. Этот сервис нацеливает­ся на транспортировку и складирование сырья, комплектующих, готовых изделий, на установку и монтаж готовой техники, а так-же на заправку ее горючим, техническое обслуживание, ремонт, поддерживание ее внешнего вида, а позже и на ее утилизацию.

Данные виды сервисной деятельности связаны с основным производством, вернее с его результатом - товаром, перед его выходом к потребителю и после этого. Производители нередко рас­сматривают эти услуги как обузу, не совершенствуя их. Однако практика свидетельствовала (быстрее всего это осознали сами ди­стрибьюторы), что данные виды сервиса, во-первых, весьма важ­ны как для производителей, так и для потребителей, во-вторых, высокодоходны. Сегодня объектом постпродажных услуг становит­ся заводское оборудование, локомотивы, самолеты, военная тех­ника, компьютеры и др.

Наряду с производственным сервисом активно развивается тес­но соприкасающиеся (но не сливающиеся) с ним распределитель­ные услуги, связанные с торговлей, транспортом, связью. Опере­жающее развитие услуг транспортников и связистов в конце XX в., сравнительно с основным производством, обусловлено резким повышением требований разнообразной клиентуры к качеству, дифференциации и специализации транспортного обслуживания и услуг связи. Особенно заметные трансформации переживают те сегменты услуг связи, которые связаны с новыми видами комму­никации, - новые способы телефонной связи, компьютерные сети и др. Новый этап коммуникационных услуг (освоение оптоволо­конных кабелей, связи через спутники, компьютерной связи) ве­дет к замещению, хотя и частичному, транспортных услуг.

Динамика развития и высокий спрос характерны и для деловых услуг, которые сегодня проникают во все без исключения сектора деловой практики, включая сервисную деятельность. Деловое обслу­живание является крайне многообразным по своим формам, а так­же весьма разветвленным по присутствию в разных областях эконо­мической и общественной деятельности. Его сердцевину составляют банковские и страховые услуги и посредническо-предприниматель-ская деятельность, транспортно-эксплуатационные, организацион­но-информационные, консультационные и другие услуги.

Наконец, серьезные сдвиги во внутренней структуре третич­ного сектора характеризуются возрастанием роли услуг, нацелен­ных на рекреацию и развитие человека. Эти услуги связаны с социо­культурными, рекреационными, духовными потребностями, а так­же с индивидуальными потребностями любого человека. В этом направлении следует выделить следующие виды услуг: обучающие и образовательные, информационно-познавательные, рекреационно-досуговые (включая, культурно-валеологические, туристи­ческие, спортивно-оздоровительные), развлекательные, художе­ственно-эстетические, религиозно-теософские, социально-поли­тические и другие услуги. В то же время доля личных услуг, связан­ных с потреблением материальных благ, в последние десятилетия оставалась сравнительно стабильной (см. табл. 4).

Таким образом, экономика развитых стран становится сервис­ной или, точнее, информационно-сервисной. Данное повышение роли сервиса как в экономике, так и в общественной практике свидетельствует о том, что от состояния сервисной деятельнос­ти - ее организации, содержания, эффективности - в немалой степени зависят все стороны жизни современного общества, а также его будущее развитие.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.017 с.)