Тема 24. Правовые семьи и правовые системы современности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 24. Правовые семьи и правовые системы современности



Рассмотрение данной темы включает изучение следующих понятий и дефиниций: Понятие правовой системы. Правовая система и система права. Структура правовой системы. Национальные правовые системы и семьи правовых систем (правовые семьи). Правовые семьи и типы права. Основные правовые системы (семьи) современного мира.

Романо-германская правовая система. Возникновение и этапы развития романо-германской правовой системы. Распространение и современная география романо-германской правовой системы. Структура, нормы и источники романо-германского права.

Англосаксонская правовая система. Возникновение и этапы развития англосаксонской правовой системы. Распространение и современная география англосаксонской правовой системы. Структура, нормы и источники англосаксонского права.

Мусульманская правовая система. Возникновение и процесс развития мусульманского права. Мусульманское право и современность. Структура, нормы и источники мусульманского права. Мусульманское право и право мусульманских государств.

Иные правовые системы современности.

Практическое занятие 1

Задания к практическому занятию

1. Проведите сравнительный анализ понятий «система права» и «правовая система».

2. Используя определения понятия «правовая система» Л.А. Морозовой: «… правовую систему определяют как конкретно-историческую совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве» и В.М. Сырых: «… национальная правовая система понимается как исторически сложившаяся совокупность норм права отдельной страны, а также используемые в этой стране механизмы правотворчества, правореализации и государственного принуждения, призванные обеспечить надлежащее функционирование и совершенствование действующих норм права» выделите и проанализируйте основные элементы правовой системы.

3. Разграничьте между собой понятия «правовая система» и «правовая семья».

4. Проанализируйте существующие в теории государства и права подходы к классификации правовых семей.

5. Проведите структурный анализ романо-германской правовой семьи (на примере ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов).

6. Проведите структурный анализ англо-саксонской правовой семьи (на примере Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии).

Практическое занятие 2

Задания к практическому занятию

1. Проведите структурно-функциональный анализ семьи мусульманского права (на примере Ирана, Омана, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Судана)

2. Проведите структурно-функциональный анализ семьи индусского права (на примере Бангладеш, Непала, Бирмы, Индии)

3. Исследуйте особенности семьи иудейского права (на примере Израиля)

4. Проанализируйте особенности социалистической правовой семьи (на примере Китая, Вьетнама, Кубы, Корейской Народно-Демократической Республики).

5. Исследуйте существующие в теории государства и права подходы к возможности выделения среди правовых семей славянской правовой семьи (на примере РФ, Украины, Беларуси).

6. Проанализируйте существующие в теории государства и права подходы к возможности выделения среди правовых семей скандинавской правовой семьи (на примере Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии).

7. На примере Камеруна, Сенегала, Сьерра-Леоне, Кении, Гамбии проанализируйте особенности семьи обычного (традиционного) права.

Практическое занятие 3

Деловая игра «Правовые системы и правовые семьи современности»

Цель – исследовать современные правовые системы и правовые семьи, выявив проблемы и перспективы их развития.

Задачи:

4. Проанализировать особенности романо-германской и англо-саксонской правовых семей.

5. Проанализировать особенности религиозной и традиционных правовых семей.

6. Проанализировать особенности российской правовой системы.

Алгоритм проведения интерактивного занятия

9. Подготовка аудитории к занятию

10. Проверка присутствующих, оглашение темы, цели и задач занятия.

11. Формирование из студентов проблемных групп для участия в игре.

12. Ознакомление участников с правилами игры.

13. Объявление проблемным группам заданий игры.

14. Деловая игра в форме пресс-конференции (обсуждение проблемных аспектов, в т.ч. на стыке дисциплин), включающая обсуждение задания (проблемы)

15. Подведение итогов игры.

16. Подведение итогов занятия и оглашение оценок участникам игры.

Сценарий деловой игры

Игра проводится в форме пресс-конференции и рассчитана на обсуждение студентами задания в составе 2-х проблемных групп.

Первое задание посвящено анализу романо-германской и англо-саксонской правовых семей и перспективе их дальнейшего развития. Одна из команд защищает позицию об эффективности романо-германской правовой семьи, другая англо-саксонской правовой семьи.

Второе задание предусматривает проведение сравнительного анализа религиозной и традиционной правовых семей. Одна из команд приводит аргументы в защиту религиозной правовой семьи, а другая команда доказывает эффективность традиционной правовой семьи.

Третье задание посвящено особенностям российской правовой системы. Первая команда защищает точку зрения, что российская правовая система относится к романо-германской правовой семье, а вторая команда - точку зрения об отнесении российской правовой системы к славянской правовой семье.

На обсуждение задания командам дается 10 минут, после чего команды доводят до своих оппонентов аргументы в поддержку своей позиции (на выступление участникам каждой команды отводится не более 10 минут).

После выступления участникам игры предоставляется возможность задать другой команде вопросы.

На прения между командами по каждому из заданий отводится не более 5-ти минут.

В заключительной части игры подводится вывод о российской правовой системе и ее взаимосвязи с другими правовыми системами (семьями), а также процессе взаимопроникновения и интеграции правовых семей.

После чего, происходит подведение итогов интерактивного занятия, оглашение и выставление оценок участникам деловой игры, объявление информации о теме, цели и задачах следующего практического занятия.

Тема 25. Личность, общество, право, государство

Изучение этой темы должно включать в себя следующие понятия: Взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и человека.

Понятие человека. Человек, как индивид, взятый вне социальных связей. Личность как социальная характеристика человека на определенном этапе общественного развития. Гражданин (поданный) как лицо, имеющее правовую принадлежность к конкретному государству. Сущность гражданства (подданства).

Понятие общества. Различие общества и государства. Государство как официальный уполномоченный представитель всего общества. Понятие правового статуса личности. Гражданство как юридическая предпосылка правового статуса.

Государство и право как социальные институты и явления цивилизации и культуры. Первичные представления о понятиях государства и права, их природе, сущности, социальной роли, генезисе.

Власть и собственость как ведущие факторы государство- и правогенезиса (общая характеристика).

Практическое занятие 1

Вопросы к практическому занятию

1. Что понимается под личностью и каково соотношение понятий «личность», «человек», «гражданин»?

2. Дайте определение правового статуса личности.

3. Какие существуют виды правового статуса личности?

4. Из каких элементов складывается правовой статус личности?

5. Что такое гражданство и в чем его отличие от подданства?

6. Что следует понимать под гарантиями правового статуса личности? Назовите их разновидности?

7. Назовите принципы правового статуса личности?

8. Какие существуют виды прав и свобод человека и гражданина?

9. Перечислите основные источники международного права в которых закреплены права и свободы человека и гражданина?

Задания для практического занятия

1. Проведите сравнительный анализ и раскройте содержание понятий «личность», «человек», «гражданин».

2. Проанализируйте виды правового статуса личности и приведите примеры.

3. Изобразите графически структуру правового статуса личности и дайте характеристику его структурных элементов.

4. Проанализируйте классификацию прав и свобод человека и гражданина и, используя Конституцию РФ, приведите примеры.

5. Проведите сравнительный анализ прав и свобод человека и гражданина, относящихся к 1-му и 4-му поколениям.

6. Проанализируйте объем прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ и Конституции США, сравнив их c Всеобщей декларации прав человека, 1948 г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1046; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.017 с.)