Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 15. Правосознание и правовая культура↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Понятие и структура правового сознания. 2. Виды правосознания. 3. Понятие и элементы правовой культуры. 4. Деформация правосознания: правовой нигилизм, правовой идеализм (романтизм). Литература 1. Абрамов А.И. Функции правосознания и их роль в реализации функций права // Известия вузов. Правоведение. 2006. № 5. 2. Байниязов Р.С. Правосознание: психологические аспекты // Известия вузов. Правоведение. 1998. № 3. 3. Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. 2000. № 2. 4. Вороненков Д.Н. Правовой нигилизм и правовой идеализм в современном российском обществе на рубеже веков. СПб, 2004. 5. Иванников И.А. Концепция правовой культуры // Известия вузов. Правоведение. 1998. № 3. 6. Ильин И.А. О сущности правосознания // Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.4. М., 1994. 7. Исаев И.А. Правовая культура России: Учебное пособие. М., 2009. 8. Корнев В.Н. Проблемы теории правосознания в современной отечественной юриспруденции // История государства и права. 2009. № 20. 9. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. 10. Наважжай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Известия вузов. Правоведение. 2000. № 2. 11. Мартышин О.В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. № 10. 12. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали // Известия вузов. Правоведение. 1994. № 2. 13. Правдюк Т.И. Правовая культура и правопорядок // История государства и права. 2008. № 7. 14. Сорокин В.В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права. 2002. № 10. 15. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1998. № 8. 16. Чуйков Д. Понятие деформации профессионального сознания // Российский судья. 2008. № 8. 17. Юрашевич Н.М. Правосознание и право: общность и различия // Государство и право. 2005. № 7. Тема 16. Правовое регулирование 1. Правовое регулирование как разновидность социального регулирования. Правовое регулирование и правовое воздействие. Предмет правового регулирования. 2. Стадии правового регулирования. 3. Способы и типы правового регулирования. Методы правового регулирования 4. Нормативное правовое регулирование. Индивидуальное правовое регулирование. Саморегулирование.
Литература 1. Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. 1999. № 5. 2. Варламова Н.В. Эффективность правового регулирования: переосмысление концепции // Известия вузов. Правоведение. 2009. № 1. 3. Долгополова М.В. О предмете правового регулирования // История государства и права. 2009. № 14. 4. Ершов В.В. Индивидуальное судебное регулирование // Известия вузов. Правоведение. 1986. № 6. 5. Каменко И.А. Метод правового регулирования и его место в системе понятий теории государства и права // История государства и права. 2008. № 1. 6. Малько А.В. Механизм правового регулирования // Известия вузов. Правоведение. 1996. № 6. 7. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003. 8. Матузов Н.И. Еще раз о принципе «не запрещенное законом дозволено» // Известия вузов. Правоведение. 1999. № 3. 9. Осипов М.Ю. О соотношении правового регулирования и правотворчества // Известия вузов. Правоведение. 2009. № 3. 10. Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Известия вузов. Правоведение. 2003. № 1. 11. Сазонов Б.И. Социальные, организационные и правовые основы механизма действия закона // Государство и право. 1993. № 1. 12. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Известия вузов. Правоведение. 2000. № 4. 13. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб, 2003. 14. Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. М., 2010. 15. Шундиков К. В. Механизм правового регулирования. Саратов, 2001. Тема 17. Юридические документы и юридическая техника 1. Понятие и виды юридических документов. 2. Понятие и виды юридической техники. 3. Юридическая техника нормативных правовых актов. 4. Юридическая техника правоприменительных актов.
Литература 1. Апт Л.Ф. Дефиниции и право. М., 2008. 2. Баранов В.М., Климентьева Н.А. Юридическая техника: природа, основные приемы, значение: Ретроспективный библиографический указатель. Н.Новгород, 2005. 3. Бошно С. В. Понятийные и технико-юридические проблемы подзаконных актов // Журнал российского права. 2004. № 12. 4. Власенко Н.А. Язык права. Иркутск, 1997. 5. Власенко Н.А., Стародубцев С.В. Основы теории юридических документов. М., 2006. 6. Денисов Г.И. Юридическая техника: теория и практика // Журнал российского права. 2005. № 8. 7. Законодательная техника / Под ред. Ю.А.Тихомирова. М., 2000. 8. Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сборник статей: В 2-х т./ Под ред. В.М. Баранова. Н.Новгород, 2001. 9. Кашанина Т.В. Юридическая техника. М., 2007. 10. Кашанина Т.В. Юридическая техника в сфере частного права. М., 2009. 11. Керимов Д.А. Законодательная техника. М., 1998. 12. Муромцев Г.И. Юридическая техника (некоторые теоретические аспекты) // Известия вузов. Правоведение. 2000. № 1. 13. Тихомиров Ю.А. О правилах законодательной техники // Журнал российского права. 1999. № 11. 14. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург, 1993. 15. Чухвичев Д.В. Законодательная техника. М., 2006. 16. Шугрина Е.С. Техника юридического письма. М., 2001. 17. Юртаева Е.А. Законодательная техника и основы языкового оформления законодательных актов в Российской империи // Журнал российского права. 2000. № 8.
Тема 18. Правовые системы современности 1. Понятие и структура правовой системы. 2. Классификация правовых систем современности. 3. Романо-германская правовая система. 4. Англосаксонская правовая система. 5. Религиозные правовые системы. 6. Традиционные правовые системы.
Литература 1. Артемов В. Источники и доктринальные школы мусульманского права // Журнал российского права. 2007. № 3. 2. Артемов В. Мусульманское право. Исторический очерк // Российская юстиция. 1972. № 10. 3. Бернам У. Правовая система США. М., 2006. 4. Бехруз Х. Сравнительное правоведение. Одесса, 2008. 5. Власова Т.В. Прецедентное право Англии. Архангельск, 2004. 6. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2009. 7. Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. М., 2001. 8. Козлов Т.Л. Религиозная правовая традиция. Мусульманское право // Право и государство: теория и практика. 2008. № 5. 9. Крашенинников Н.А. Индусское право: история и современность. М., 1982. 10. Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход. М., 2009. 11. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. М., 2009. 12. МарченкоМ.Н., Дерябина Е.М. Право Европейского союза. Вопросы истории и теории: Учебное пособие. М., 2010. 13. Осакве Кр. Сравнительное правоведение в схемах: общая и особенная часть. М., 2000. 14. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я.Сухарев. М., 2000. 15. Романов А.К. Право и правовая система Великобритании. М., 2010. 16. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А.Туманова. М., 2006. 17. Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. М., 2010. 18. Скакун О.Ф. Общее сравнительное правоведение: Основные типы (семьи) правовых систем мира. Киев, 2008. 19. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986. 20. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996. 21. Цвайгерт К., Кётц Х. Сравнительное частное право. В 2-х тт. М., 2010. 22. Шумилов В.М. Правовая система США. М., 2006. Методические рекомендации по изучению дисциплины Теория государства и права является одной из сложнейших дисциплин, изучаемых студентами, она содержит обобщенные понятия о государстве и праве, дает общие представления о закономерностях их возникновения, развития и функционирования, их сущности, содержании, формах и роли в жизни общества, опирается на объемный понятийный аппарат. Изучение теории государства и права начинается с лекционных занятий, главная цель которых – дать студенту новейшие знания в области государственно-правовых явлений. На лекциях нужно внимательно следить за изложением преподавателем изучаемого материала, конспектировать основные положения. Конспекты следует вести аккуратно, умело использовать сокращения, оставлять поля для вопросов, выносимых на семинарские занятия. В свободное от занятий время целесообразно повторять законспектированное, привлекая материал учебника по теории государства и права, а также другую научную и учебную литературу. Конспекты лекций рекомендуется сохранить, поскольку они могут понадобиться на последующих курсах, а также при подготовке к государственному экзамену. Важной формой обучения, способствующей закреплению и углублению теоретических знаний студентов, являются семинарские занятия, которые направлены на закрепление полученного в ходе лекционных занятий и самостоятельной работы материала. Студент должен уметь свободно высказываться по любому вопросу, вынесенному на семинарское занятие, уметь делать выводы, обобщения, оперировать специальными терминами. На семинарских занятиях у студентов закладываются и развиваются такие необходимые юристу качества, как умение публично выступать, отстаивать свою позицию и устанавливать контакт с аудиторией. Кроме того, семинарские занятия позволяют преподавателю оценить усвоение студентами соответствующих знаний. К семинарскому занятию студент обязан подготовить ответы на вопросы заданной темы, изучив для этого соответствующие темы лекций, учебников, дополнительную литературу и нормативные правовые акты, законспектировав рекомендуемые источники. При изучении дисциплины студентам следует использовать учебники и учебные пособия, рекомендуемые кафедрой. Теория государства и права, как отмечалось выше, относится к числу сложнейших учебных дисциплин. Объясняется это абстрактностью материала, философскими основаниями содержания, необходимостью знания истории, философии, экономики и других общеобразовательных дисциплин. Теория государства и права является фундаментальной юридической наукой, которая включает в себя два больших и тесно взаимосвязанных структурных элемента (блока) – теорию государства (государствоведение) и теорию права (правоведение). Кроме того, большинство ученых отмечают, что в рамках теории государства и права можно выделить такие составляющие ее элементы как философия права, социология права и догма права. В рамках изучения блока «Теория государства» студентам следует обратиться не только к учебной и научной литературе, но и к Конституции РФ, зарубежным конституциям, практике Конституционного суда РФ и Европейского Суда по правам человека, в частности, по таким вопросам как государственный суверенитет, форма государства, разделение властей и др. Традиционно сложным является вопрос о причинах и особенностях возникновении государства в различных регионах мира. Студенты зачастую забывают тот факт, что государство и государственность (составные элементы государства) возникали на разных территориях у разных народов неодинаково. Следует обратить внимание на период военной демократии, восточный и западный пути развития государств, на формирование и функционирование государств-полисов. Характеризуя происхождение права, следует обратить внимание на то, что его первыми источниками были первобытные обычаи; именно они «возводились в закон» и санкционировались государством. Благодаря им сформировавшееся право получило название «обычное право». Однако с течением времени обычаи в ранге юридических правил перестали удовлетворять сложившиеся отношения, а потому государственная власть, стала разрабатывать и применять собственные юридические предписания. Рассматривая понятие государственной власти, студенту следует помнить, что существует две точки зрения на соотношение государственной и политической власти. Одни ученые (например, М.И.Байтин) считают, что понятия «государственная власть» и «политическая власть» тождественны, другие (например, Ф.М.Бурлацкий, В.Д.Перевалов) разграничивают их, указывая, что политическая власть более широкое понятие, чем государственная, и осуществляется не только государством, но и другими элементами политической системы (политическими партиями, политическими лидерами, общественными организациями и т.д.). При рассмотрении механизма государства одним из спорных вопросов является соотношение таких понятий как «механизм государства» и «государственный аппарат». Одни ученые считают, что это равнозначные понятия (например, А.Ф.Черданцев), другие полагают, что механизм государства понятие более широкое и включает в себя понятие государственный аппарат. Здесь студенту, также как и в предыдущем вопросе, следует изучить обе позиции и сформировать собственное мнение. Раскрывая функции государства, студент должен показать их взаимосвязь с механизмом государства, отметив, что практическая деятельность последнего напрямую связана с выполнением функций государства. Значительные трудности у студентов вызывает вопрос, касающийся понятия и структуры политической системы. Следует обратить внимание, что понятие «политическая система» включает в себя характеристику социального содержания власти и ее носителя; указывает на систему институтов и организаций, через которые осуществляется власть и регулируются политические отношения; определяет нормы и принципы деятельности институтов политической власти, направленность этой деятельности. Понятия «государство» и «политическая система» не одинаковы по содержанию, в любой политической системе государство является ее частью, центральным институтом. Изучение блока «Теория права» требует обращения к текстам нормативных правовых актов и судебным актам, их использование обязательно в рамках исследования источников и форм права, норм права, правоотношений, правонарушений и юридической ответственности, реализации и применения права и др. При изучении темы «Источники права» необходимо знать, что в юридической учебной и научной литературе используется два термина – «форма права» и «источник права» и что последний термин имеет несколько смысловых значений и может рассматриваться в материальном, идеальном и юридическом смысле. При изучении тем «Система права», «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность» студенту рекомендуется обратиться к таким источникам как Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др., что позволит более обоснованно и аргументировано различать частное и публичное право, материальное и процессуальное право, внутригосударственное от международное право, давать характеристику видам правонарушений и юридической ответственности. Кроме того, студенту важно различать систему права и систему законодательства, систему права и правовую систему. Изучив тему «Реализация норм права. Правоприменение» студент должен знать формы реализации права, выделять правоприменение как особую форму реализации права, характеризуя стадии и принципы правоприменительного процесса. Рассматривая применение права при наличии пробелов и коллизий, студент должен помнить, что пробел в праве обозначает отсутствие в законодательстве норм права, необходимых для разрешения вопросов, входящих в сферу правового регулирования, а коллизия в праве, напротив, есть противоречие между действующими нормами права. Очень важной в теории права является и тема «Правовые отношения», позволяющая студенту получить знания о действии права, что в дальнейшем создаст необходимое условие для успешного изучения отраслевых дисциплин. Большого внимания требует изучение проблемы юридических фактов и юридических составов, их роли в образовании правоотношений. При изучении темы «Правовое регулирование» студентам следует обратить внимание на соотношение понятий «правовое регулирование» и «правовое воздействие», понять, что данная тема обобщает ранее изученный материал и позволяет комплексно проанализировать процесс упорядочения общественных отношений. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Успешное усвоение знаний во многом определяется качеством и объемом самостоятельной работы студента. Объем самостоятельной работы студента достаточно велик. Самостоятельная работа студента нацелена на более глубокое усвоение пройденного во время лекционных занятий учебного материала, выполнение контрольных заданий, написание курсовой работы по учебной дисциплине. По этой причине, для эффективного освоения курса теории государства и права, успешного написания контрольных работ и курсовой работы необходима правильная организация самостоятельной работы обучающихся с учебной, учебно-методической, научной литературой, нормативными актами и правоприменительными документами, что предполагает определенную схематичность процесса освоения материала. Студенту необходимо ознакомится с содержанием учебно-методического комплекса, получить в библиотеке учебники, рекомендованные кафедрой для образовательного процесса. При подготовке к семинарскому занятию необходимо в первую очередь изучить вопросы рассматриваемой темы, включенные в программу дисциплины, затем ознакомится со списком рекомендуемой литературы, либо получить консультацию преподавателя по ее подбору. Далее следует перейти к чтению главы учебника, глав учебных пособий по соответствующей тематике. В ходе изучения учебной и учебно-методической литературы полезно тезисное конспектирование основных положений рассматриваемой темы. В случае отсутствия четкого ответа на поставленный вопрос, необходимо прояснить его на семинарском занятии или в ходе индивидуальной консультации у преподавателя. Необходимо также составить словарь основных понятий теории государства и права, который будет пополняться студентом по мере изучения дисциплины. Успешному освоению дисциплины способствует и изучение научной литературы (монографий, научных статей), нормативного материала, официальных актов высших судебных инстанций. В ходе изучения дисциплины студенты должны выполнить контрольные задания, содержание которых определяется преподавателями кафедры и утверждается на заседании кафедры. Одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов является написание курсовой работы. Выполнение курсовой работы по теории государства и права помогает выработать навыки логического анализа содержания монографических работ, нормативных правовых актов, учебной литературы, развивает умение правильно формулировать и раскрывать теоретические положения, способствует овладению правовой терминологией, возможности предлагать практические рекомендации, делать самостоятельные выводы. Написание курсовой работы начинается с выбора темы. Тематика курсовых работ предоставляется кафедрой. Студент может предложить и собственную тему исследования, предварительно согласовав ее с заведующим кафедрой. Далее необходимо составить план курсовой работы, который должен быть согласован с научным руководителем. Без такого согласования приступать к раскрытию темы не рекомендуется, так как неудачно составленный план может негативно отразиться на всей последующей работе. В основе успешного выполнения курсовой работы лежит сбор научной информации. Для подбора и составления списка литературы необходимо внимательно ознакомиться с каталогом библиотеки вуза. Кроме того, для расширения источников полезно использовать возможности и других библиотек. Помимо монографической литературы полезную информацию можно почерпнуть из журналов: «Государство и право», «Правоведение», «Журнал российского права», «Российское правосудие», «Российский судья», «Российская юстиция» и др. периодической печати. Целесообразным является пользование справочно-поисковыми системами (КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс, Дельта и др.). Список используемой литературы должен быть полным и включать основополагающие монографические работы, учебные пособия, нормативный материал и журнальные статьи. После консультации с научным руководителем по отобранным источникам студент приступает к углубленному изучению необходимой литературы. Для того чтобы получить полное представление об изучаемой проблеме, необходимо начинать подготовку с прочтения главы учебника и записи соответствующей лекции. Прежде чем делать выписки из монографической литературы, следует прочитать произведение полностью, выделить основную мысль автора, соотнести ее с имеющимся планом работы. Обязательным условием выполнения научной работы является сопоставление различных суждений. Таким образом, в работе должны присутствовать элементы полемики. В целом же, в основной части работы логически последовательно раскрываются поставленные вопросы. Необходимо учитывать, что теория государства и права – методологическая дисциплина. В первом параграфе особое внимание обращается на понятия и категории, которые рассматриваются в данной теме. Необходимо соблюдать правила логики, излагая материал от общего к частному либо от частного к общему. Поскольку курсовая работа является результатом самостоятельного изучения студентом избранной темы, она излагается своими словами, с личными обобщениями и выводами. Оформление работы также имеет значение для получения положительной оценки и должно соответствовать требованиям, которые подробно излагаются в методических рекомендациях по оформлению курсовых работ. Указанное пособие выдается в библиотеке вуза.
Примеры тестовых заданий для проверки знаний студентов 1. Согласно патриархальной теории происхождения государства, оно возникло в результате 1) божественной воли 2) разрастания семьи 3) передачи людьми опыта 4) заключения общественного договора
2. Решение компетентного органа по конкретному делу, принимаемое за образец при разрешении аналогичных дел - это 1) правовая доктрина 2) нормативный договор 3) судебный прецедент 4) правовой обычай
3. Толкование норм права уполномоченными на то субъектами, влекущее юридические последствия, называется 1) официальным 2) неофициальным 3) доктринальным 4) профессиональным
4. Опосредованной формой реализации права является 1) исполнением права 2) использованием права 3) соблюдением права 4) применением права
5. Юридическая ответственность, применяемая к лицу, совершившему преступление - это 1) конституционно-правовая ответственность 2) уголовно-правовая ответственность 3) гражданско-правовая ответственность 4) административно-правовая ответственность
6. Правовой статус лица как гражданина государства называется 1) конституционный правовой статус 2) общий правовой статус 3) специальный правовой статус 4) индивидуальный правовой статус
7. Нормативное толкование права, которое дается органом, издавшим толкуемый нормативный правовой акт, является 1) казуальным 2) доктринальным 3) профессиональным 4) аутентичное
8. Лица, вступающие в правоотношения, являются 1) объектами правоотношения 2) субъектами правоотношения 3) субъективным правом 4) юридической обязанностью
9. Воздержание от совершения действий, запрещенных правовой нормой, как форма реализации права, называется 1) исполнением 2) использованием 3) соблюдением 4) применением
10. Юридическая ответственность, применяемая к рабочим и служащим за ущерб, причиненный предприятию – это 1) дисциплинарная ответственность 2) материальная ответственность 3) гражданско-правовая ответственность 4) административно-правовая ответственность
11. Способность лица иметь субъективные юридические права и нести обязанности называется 1) правоспособность 2) дееспособность 3) деликтоспособность 4) правосубъектность
12. Правила поведения, установленные коммерческими и некоммерческими организациями - это 1) нормы морали 2) религиозные нормы 3) нормы обычаев 4) корпоративные нормы
13. Способ толкования норм права с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами называется 1) историко-политическим 2) специально-юридическим 3) системным 4) телеологическим
14. Правовая система Российской Федерации относится к 1) романо-германской (континентальной) правовой семье 2) англосаксонской (системы общего права) правовой семье 3) традиционной правовой семье 4) религиозной правовой семье 15. Правоотношения, в которых управомоченная сторона известна, а обязанной стороной является неопределенный круг лиц, называются 1) простыми 2) абсолютными 3) относительными 4) сложными
16. Лицо, совершившее правонарушение, является 1) субъектом правонарушения 2) объектом правонарушения 3) субъективной стороной правонарушения 4) объективной стороной правонарушения
17. Деформация правосознания, заключающаяся в неполноте правовых знаний, в неустойчивости правовых установок, называется правовым … 1) нигилизмом 2) идеализмом 3) инфантилизмом 4) равнодушием
18. Согласно какой теории происхождения государства воля государства выражается в законах, правительство отождествляется с мозгом, рабочие и крестьяне – с ногами и руками, а движения и связи – с нервами: 1) психологической 2) насилия 3) теологической 4) органической
19. Элемент правовой нормы, закрепляющий правило поведения путем предоставления субъективного права и возложения субъективной юридической обязанности - это 1) гипотеза 2) санкция 3) диспозиция 4) преамбула
20. Элемент правовой нормы, закрепляющий меры неблагоприятного воздействия на нарушителя правовой нормы - это: 1) диспозиция 2) санкция 3) гипотеза 4) преамбула
21. Элемент правовой нормы, который закрепляет условия ее реализации – это: 1) гипотеза 2) диспозиция 3) санкция 4) преамбула
22. Если закон не распространяется на факты, которые имели место до вступления его в юридическую силу - это означает, что: 1) закон имеет обратную силу 2) закон обратной силы не имеет 3) имеет место «переживание» закона 4) имеет место ограничение действия закона в пространстве
23. Совокупность норм права, составляющая самостоятельную часть системы права и регулирующая специфическим методом качественно однородные общественные отношения это: 1) отрасль права 2) группа правовых норм 3) институт права 4) норма права
24. Не относится к стадии правоприменительного процесса: 1) установление фактических обстоятельств 2) установление нормы и ее анализ 3) опубликование нормативного правового акта 4) принятие решения
25. Основной формой организации первобытного общества являлась: 1) семья 2) соседская община 3) родовая община 4) город
Примерные контрольные задания 1. Законспектировать главу 9 работы Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
2. Заполнить таблицу «Характеристика исторических типов государств».
3. Найти в текстах нормативных правовых актов примеры гипотез, диспозиций, санкций норм права, двухчленные и трехчленные нормы права. Составить классификацию норм права по основным критериям, привести примеры, иллюстрирующие данные виды норм права.
4. Составить пример правоотношения, выделив и охарактеризовав в нем все элементы структуры и необходимые юридические факты.
Примерная тематика курсовых работ 1. Предмет, объект и функции теории государства и права. 2. Методы теории государства и права. 3. Причины возникновения государства. 4. Договорная теория происхождения государства и права. 5. Материалистическая теория происхождения государства и права. 6. Понятие и признаки государства. 7. Формационный подход в типологии государства. 8. Цивилизационный подход в типологии государства. 9. Функции государства: понятие и виды. 10.Республика как форма государственного правления. 11.Монархия как форма государственного правления. 12.Унитарная форма государственного устройства. 13.Федерация как форма государственного устройства. 14.Конфедерация. 15.Понятие и виды политических (государственных) режимов. 16.Политический режим современной России. 17.Понятие и виды государственных органов. 18.Принципы организации и деятельности государственного аппарата. 19.Правовой статус личности. 20.Российская правовая система и ее особенности. 21.Право в системе социального регулирования. 22.Право и мораль: единство, различие, взаимодействие. 23.Право и обычаи. 24.Понятие и признаки позитивного права. 25.Функции права в современном обществе. 26.Понятие и виды источников и форм права. 27.Понятие, виды и значение принципов права. 28.Правовые презумпции и правовые аксиомы. 29.Понятие и признаки норм права. 30.Структура и способы изложения норм права. 31.Классификация норм права. 32.Понятие и принципы правотворчества. 33.Понятие правотворчества и его стадии. 34.Понятие законотворчества и его стадии. 35.Понятие и виды нормативных правовых актов. 36.Законы в правовой системе РФ. 37.Понятие и виды нормативных договоров. 38.Подзаконные нормативные правовые акты в правовой системе РФ. 39.Нормативные правовые акты субъектов РФ. 40.Локальные правовые акты в правовой системе РФ. 41.Муниципальные нормативные правовые акты. 42.Действие нормативных правовых актов во времени. 43.Обратная сила закона: понятие, виды. 44.Действие нормативных правовых актов в пространстве, по кругу лиц, предмету правового регулирования. 45.Систематизация в праве. 46.Инкорпорация в праве. 47.Кодификация в праве. 48.Понятие и признаки системы права. 49.Отрасль права и институт права как основные элементы системы права. 50.Частное и публичное право. 51.Понятие и формы реализации права. 52.Понятие и стадии применения права. 53.Юридическая квалификация: понятие и значение в процессе применения права. 54.Понятие и виды актов применения права. 55.Понятие и виды пробелов в праве. 56.Понятие и виды применения права. 57.Правоприменение при пробелах в праве, восполнение и преодоление пробелов в праве. 58.Понятие и виды коллизий в праве, правила их разрешения. 59.Правоприменение коллизионных норм права. 60.Понятие и способы толкования норм права. 61.Официальное толкование норм права. 62.Неофициальное толкование норм права. 63.Объём толкования норм права. 64.Понятие и структура правоотношения. 65.Виды правоотношений. 66.Понятие и виды субъектов правоотношений. 67.Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъектов права. 68.Объекты правоотношений. 69.Субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности. 70.Понятие и виды юридических фактов. 71.Юридические (фактические) составы: понятие, виды. 72.Понятие и виды правомерного поведения. 73.Понятие правонарушения. 74.Состав правонарушения. 75.Понятие юридической ответственности. 76.Принципы юридической ответственности. 77.Виды юридической ответственности. 78.Виды государственно-правового принуждения. 79.Правосознание: понятие, структура и виды. 80.Правовой нигилизм: понятие, формы выражения. 81.Понятие правовой культуры. 82.Понятие и виды правового воспитания. 83.Правовое регулирование: его цели, пределы, стадии, субъекты. 84.Правовое регулирование: способы, типы и методы. 85.Понятие и виды юридических документов. 86.Понятие и виды судебных актов. 87.Юридическая техника: понятие, виды. 88.Законодательная техника: понятие, виды. 89.Правовая система и правовые семьи. 90.Общая характеристика романо-германской правовой системы. 91.Общая характеристика англосаксонской правовой системы. 92.Общая характеристика мусульманского права. 93.Традиционные правовые системы. 94.Судебная власть в правовом государстве: понятие, сущность, принципы. 95.Понятие и формы судебной деятельности. 96.Международное и национальное право: проблемы соотношения. 97.Современные подходы к пониманию сущности права. 98.Соотношение системы права и системы законодательства. 99.«Социологическая юриспруденция» в современной теории права. 100.Правовые фикции. 101.Юридические доказательства в правоприменении. 102.Соотношение судебной и законодательной (представительной) государственной власти. 103.Соотношение судебной и исполнительной государственной власти. 104.Правовой статус судьи в современном мире. 105.Юридическая ответственность как элемент правового статуса. 106.Юридическая техника судебных документов. 107.Проблемы суверенитета в теории государства и права.
Примерная тематика дипломных работ 1. Типология государств: понятие и подходы 2. Понятие и признаки государства. Роль государства в обществе 3. Социалистическое государство: доктрина и практика 4. Легитимность власти: понятие, формы. Проблемы легитимации власти в РФ 5. Формы правления: понятие, виды, тенденции развития 6. Формы государственного устройства: понятие, виды, тенденции развития 7. Единство и разделение государственной власти: теория и практика 8. Право и государство: проблемы взаимодействия 9. Правопонимание в российской юридической науке 10. Принципы правотворчества и правоприменения, их значение 11. Гуманизм как принцип правотворчества и правоприменения 12. Институт аналогии в праве: вопросы теории и практики 13. Юридическая техника и ее значение в современном государстве 14. Правовой нигилизм: понятие и проблема его преодоления 15. Юридические коллизии: понятие и виды. Способы разрешения коллизий в процессе судебного правоприменения 16. Законность, обоснованность и мотивированность судебных актов 17. Применение судами Российской Федерации норм международного права 18. Судебная практика: понятие, функции, место в правовой системе 19. Язык и стиль судебных д
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.50 (0.011 с.) |