Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Введение в теорию государства и права.

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИРКУТСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

ПРОКУРОРСКО-СЛЕДСТВЕННЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

  «УТВЕРЖДАЮ»   _____________________     «___»___________2011 г

 

 

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

(ПРАКТИКУМ)

 

 

Направление подготовки

030900 «Юриспруденция»

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Форма обучения

Очная

 

 

Иркутск

 

Практикум по дисциплине «Теория государства и права» /сост.

К.Н. Евдокимов – Иркутск: ФГОУ ВПО ИЮИ (ф) АГП РФ, 2011. - с.

 

 

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой (обязательной) части профессионального цикла Б. 3 ООП бакалавриата направления 030900 «Юриспруденция» студентам очной формы обученияв 1 и 2 семестрах.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "4" мая 2010 г. № 464.

 

Составитель ____________________ К.Н. Евдокимов

25.04.2011 г. (подпись)

 

  ã Евдокимов К.Н., 2011
  ã ФГОУ ВПО ИЮИ (ф) АГП РФ, 2010

 

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Теория государства и права» являются:

· изучение общих закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права;

· обоснование и теоретическое закрепление исходных понятий о государстве и праве;

· обеспечение отраслевых юридических наук необходимой общетеоретической базой для выработки ими собственной теории и отраслевого понятийного аппарата;

· рассмотрение признаков, форм, типов, механизма и функций государства;

· изучение понятия, норм и источников права, общей теории правоотношений;

· анализ системы права и системы законодательства, механизмов и форм правового регулирования и реализации права;

· изучение общих закономерностей правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности, законности и правопорядка, правосознания и правовой культуры;

· уяснение соотношения личности, общества, государства и права;

· исследование концепций гражданского общества и правового государства.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Теория государства и права» относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла Б. 3 ООП бакалавриата направления 030900 «Юриспруденция».

Дисциплина «Теория государства и права» является основополагающей теоретической учебной дисциплиной в системе юридических наук и юридического образования.

Для освоения указанной дисциплины предшествующими являются:

· Обществознание (обязательно);

· Основы права (факультативно).

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Теория государства и права»

ü осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

ü способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

ü владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

ü способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

ü обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

ü имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

ü стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

ü способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

ü способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

ü способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

ü способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

ü способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

ü способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

ü способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

ü способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

ü способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

ü способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права;

· исходные понятия о государстве и праве;

· признаки, формы, типы, механизмы и функции государства;

· понятия норм и источников права, общую теорию правоотношений;

· систему права и систему законодательства, механизмы и формы правового регулирования и реализации права;

· общие закономерности правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности;

· соотношение общества, государства и права;

· концепции гражданского общества и правового государства;

 

Уметь:

· воспринимать, обобщать и анализировать информацию, необходимую для достижения целей освоения дисциплины;

· строить ясно, аргументировано и верно устную и письменную речь;

· использовать достижения и критические методы гуманитарных наук;

· анализировать общественные явления и процессы;

· владеть средствами, приемами и методами получения, использования и хранения информации;

· обладать начальными навыками восприятия информации и профессионального общения на иностранном языке.

Владеть:

· Юридической терминологией;

· Навыками работы с правовыми актами;

· Навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

· Принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.

 

РАЗДЕЛ 1. Введение в теорию государства и права.

Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина.

Изучая данную тему, необходимо, прежде всего, остановиться на возникновении и развитии науки о праве и государстве.

Далее следует рассмотреть понятия: Предмет науки теория права и государства. Элементы предмета. Система науки. Теория права и теория государства.

Научная методология теории права и государства.Материалистическая диалектика как интегративный метод общественных и юридических наук. Антидогматическое восприятие государства и права. Идеологический плюрализм в изучении государства и права.

Общенаучные методы изучения государства и права. Наблюдение. Анализ и синтез. Индукция и дедукция. Историческое и логическое в государстве и праве. Методы конкретно-социологических исследований. Статистические и математические методы.

Частнонаучные специальные методы изучения государства и права. Правовой эксперимент. Сравнительно-правовой (компаративистский) метод. Формально-юридический и юридико-технические методы. Системно-структурный метод. Метод правового прогнозирования.

Место теории права и государства в системе общественных наук. Место теории права и государства в системе юридических наук. Социология права, философия права (общие сведения).

Функции науки теория права и государства. Значение науки для профессиональной подготовки юристов высшей квалификации.

Теория государства и права как учебная дисциплина. Цели, задачи и система курса теории государства и права. Его место и роль в учебном процессе. Значение теории государства и права для освоения других юридических дисциплин, для формирования политической и правовой культуры юриста.

Практическое занятие 1

Вопросы к практическому занятию

1. Дайте определение теории государства и права как науки.

2. Что составляет предмет теории государства и права?

3. Как соотносится предмет теории государства и права с объектом ее исследования?

4. Что такое метод и методология теории государства и права?

5. Какие методы познания существуют и используются в теории государства и права?

Задания для практического занятия

1. Разграничьте понятие «наука теории государства и права» в широком и узком смыслах.

2. Проведите сравнительный анализ понятий «объект науки теория государства и права» и «предмет науки теории государства и права».

3. Проанализируйте соотношение элементов предмета науки теории государства и права «основные государственно-правовые понятия и категории, являющиеся общими для всей юридической науки» и «общие связи государства и права с другими социальными явлениями».

4. Раскройте и сравните значение понятий «теория государства и права – политико-юридическая наука», «теория государства и права – фундаментальная наука», «теория государства и права – методологическая наука».

5. Раскройте содержание и разграничьте научные принципы «плюрализма» и «историзма», «объективизма» и «конкретности».

6. Проведите сравнительный анализ общенаучных методов: логического и системного методов.

7. Проведите сравнительный анализ частнонаучных методов: социологического и кибернетического методов.

8. Проведите сравнительный анализ частноправовых методов: формально-юридического и сравнительно-правового методов.

 

Практическое занятие 2

Вопросы к практическому занятию

1. Каково место теории государства и права в системе гуманитарных наук?

2. Как классифицируются юридические науки?

3. Каково соотношение теории государства и права с другими юридическими науками?

4. Каковы функции теории государства и права?

5. В чем заключаются цели, задачи и функции теории государства и права как учебной дисциплины?

Задания для практического занятия

 

1. Проведите анализ основных элементов структуры науки теории государства и права как фундаментальной науки.

2. Раскройте соотношение науки теории государства и права с философией.

3. Проанализируйте взаимодействие теории государства и права с экономикой.

4. Проанализируйте взаимосвязь науки теории государства и права с социологией и культурологией.

5. Раскройте взаимосвязь теории государства и права с историей государства и права.

6. Разграничьте содержание гносеологической и эвристической функций теории государства и права.

7. Проведите сравнительный анализ онтологической и организационно-прикладной функций.

8. Проанализируйте сходство, отличия и взаимосвязь воспитательной и прогностической функций теории государства и права.

Практическое занятие 1

Вопросы к практическому занятию

1. Назовите основные этапы развития первобытного общества.

2. В чем заключается сущность неолитической революции?

3. Дайте характеристику органам управления в первобытном обществе.

4. Какие социальные нормы регулировали отношения в первобытном обществе?

5. Раскройте понятие мононормы.

6. Каковы причины появления государства и права?

7. Назовите основные теории происхождения государства.

Задания для практического занятия

1. Проведите сравнительный анализ органов управления в первобытном обществе.

2. Проанализируйте роль и значение мифов, религиозных норм, норм обычаев и норм морали в регулировании общественных отношений в первобытном обществе.

3. Используя метод сравнительного анализа, выделите сходства и различия: Теологической и патримониальной теории происхождения государства.

4. Теории насилия и диффузионной теории происхождения государства.

5. Органической и патриархальной теории происхождения.

Практическое занятие 2

Вопросы к практическому занятию

1. Какие существуют теории происхождения права?

2. В чем сущность теории специализации происхождения государства и права?

3. Назовите современные теории происхождения государства и права?

Задания для практического занятия

1. Проведите сравнительный анализ современных и классических теорий происхождения государства: Дуалистической и ирригационной теорий происхождения государства.

2. Кризисной и спортивной теорий происхождения государства.

3. Теории специализации и классовой (марксистской) теории происхождения государства.

4. Волюнтаристской и инцестной теории происхождения государства.

5. Проведите сравнительный анализ современных и классических теорий права: теории специализации и психологической теории происхождения права.

6. Коммуникативной и теологической теории происхождения права.

7. Примирительной и естественно-договорной теории происхождения права.

Практическое занятие 1

Вопросы к занятию

1. Какие основные подходы к определению понятия государст­ва сложились в современной науке и в чем их суть?

2. Что понимается под государством в широком (общесоциаль­ном) смысле и каковы его признаки?

3. Как следует понимать государство в узком (политическом) смысле и каковы его признаки?

4. Назовите основные подходы к определению сущности государства?

Задания для практического занятия

1. С учетом основных признаков разграничьте понятие государство в широком и узком смыслах.

2. Проведите сравнительный анализ подходов к понятию государства: арифметического и кибернетического.

3. Социологического и классового подхода к понятию государства.

4. Теологического и юридического подхода к понятию государства.

5. Проанализируйте с точки зрения сходства, различия следующие подходы к сущности государства: теории правового государства и государства как «ночного сторожа».

6. Теории государства «всеобщего благоденствия» и теории технократического государства.

7. Теории элит и теории плюралистической демократии.

8. Общесоциальный и классовый подходы к сущности государства.

 

Практическое занятие 1

Вопросы к практическому занятию

1. Что понимается под функциями государства?

2. Назовите признаки функций государства?

3. Каковы основания классификации функций государства?

4. Какие выделяются виды функций государства?

5. Каково соотношение общесоциального, классового и национального в функциях государства?

6. Что понимается под формами осуществления функций государства?

7. Какие существуют методы осуществления функций государства?

Задания для практического занятия

1. Проанализируйте существующие в теории государства и права подходы к понятию функция государства (не менее 5-ти).

2. Проанализируйте виды функций с точки зрения философского понимания сущности государства как социальной системы.

3. Проанализируйте виды государственных функций с точки зренияструктуры государства.

4. Проанализируйте виды государственных функций с точки зрениянаправления деятельности государства (направленность).

5. Проанализируйте виды государственных функций с точки зренияособенности политического властвования (разделения властей).

6. Проанализируйте виды государственных функций с точки зрениясферам общественной жизни (потребности общества).

7. Раскройте и сравните правовые и неправовые формы осуществления функций государства.

 

Практическое занятие 2

Задания для практического занятия

На примере Российской Федерации раскройте содержание и проанализируйте:

1. Политическую и экономическую функции государства.

2. Воспитательную и правоохранительную функции.

3. Функцию обороны государства и функцию поддержания мира и международной безопасности

4. Идеологическую и социальную функции.

5. Информационную и экологическую функции.

Практическое занятие 1

Вопросы к занятию

1. Что такое государственная власть и каковы ее основные признаки?

2. Как соотносятся между собой понятия государственная власть и государство?

3. Какие существуют подходы к определению структуры государственной власти и ее элементов?

4. Что понимается под механизмом государственной власти и какова его структура?

Задания для практического занятия

1. Рассмотрите и проанализируйте соотношение понятий «государственная власть», «политическая власть», «публичная власть» и «социальная власть».

2. Проанализируйте соотношение понятий государство (в широком и узком смыслах) и государственная власть.

3. Проведите сравнительный анализ признаков государственной власти: «легитимность государственной власти», «легальность государственной власти».

4. Раскройте соотношение понятий «государственный аппарат», «государственный механизм» и «механизм государственной власти».

5. Проведите сравнительный анализ наиболее существенных признаков понятий «государственный орган», «государственное учреждение» и «государственное предприятие».

Практическое занятие 2

Вопросы к занятию

1. Назовите принципы организации и деятельности государственного аппарата?

2. Назовите признаки и виды государственных органов?

3. Что следует понимать под государственным управлением и самоуправлением?

Задания для практического занятия

1. Раскройте содержание и проведите сравнительный анализ принципов организации и деятельности государственного аппарата (законности, гуманизма, демократизма, гласности, равноправия, централизма, единства и целостности государственного аппарата, научного подхода в управленческой деятельности, профессионализма, сочетания единоначалия и коллегиальности в принятии решений, разделения властей).

2. Проанализируйте с точки зрения сходства, различия и взаимодействия понятия «государственный орган», «государственное учреждение», «государственное предприятие».

3. Проведите подробный анализ классификации государственных органов на примере Российской Федерации (не менее чем по 7-ми основаниям).

4. Проанализируйте с точки зрения различия и взаимодействия понятия «государственное управление» и «местное самоуправление».

5. Раскройте понятие «разделение властей» как принцип организации государственной власти, как принцип правового государства и как основание для классификации государственных органов».

6. Проанализируйте соотношение принципов «разделения властей» и «системы сдержек и противовесов органов государственной власти».

7. Раскройте содержание и проанализируйте стадии государственного управления.

Практическое занятие 3

Сценарий деловой игры

Игра проводится в форме пресс-конференции и рассчитана на обсуждение заданий в составе проблемных групп (не менее 2-х).

Первое задание посвящено проблематике организации и деятельности законодательных органов государственной власти. Одна из проблемных групп отстаивает позицию эффективной деятельности однопалатной модели парламента, а другая двухпалатной модели.

При выполнении второго задания группы отстаивают эффективность модели однопартийного правительства или коалиционного правительства, как высшего государственного органа исполнительной власти.

Третье задание предусматривает обсуждение проблемы эффективности деятельности суда, в составе коллегии из профессиональных судей или суда присяжных.

На обсуждение проблемы командам дается 10 минут, после чего команды доводят до своих оппонентов аргументы в защиту своей позиции (на выступление участникам каждой команды отводится не более 10 минут).

После выступления участникам игры предоставляется возможность задать другой команде вопросы.

На прения между командами по каждому из заданий отводится не более 5-ти минут.

В заключительной части игры подводится общий вывод о функционировании государственного аппарата, являющегося центральной частью механизма государственной власти.

После чего, происходит подведение итогов интерактивного занятия, оглашение и выставление оценок участникам деловой игры, объявление информации о теме, цели и задачах следующего практического занятия.

Тема 6. Форма государства.

Изучение данной темы требует от студентов изучить следующие понятия: Понятие и структура формы государства.

Форма правления: понятие, виды. Монархия: юридические свойства, виды. Республика: юридические свойства, виды. Смешанные и нетипичные формы правления.

Форма государственного (территориального) устройства: понятие, виды. Унитарное государство. Федерация: отличия от унитарного государства, принципы построения (виды). Проблема суверенитета в федеративном государстве. Иные государственные и межгосударственные образования: конфедерации, сообщества, содружества, ассоциации, союзы. Империя. Эволюция современных форм государственного устройства и межгосударственных образований.

Политический (государственный, политико-правовой) режим. Демократический режим: краткая характеристика экономической, политической, идеологической, социальной, правовой и др. составляющих. Антидемократический режим: авторитаризм, тоталитаризм, фашизм.

Проблемы определения формы современного российского государства.

Типы государства. Полицейское, правовое государство и социальное государство. Их особенности и закономерности.

Практическое занятие 1

Вопросы к занятию

1. Что понимается под формой государства, и каковы ее основные элементы?

2. Каковы основные виды формы правления?

3. Назовите нетипичные формы правления?

Задания для практического занятия

1. Проведите сравнительный анализ и раскройте основные черты монократической и поликратической форм государства.

2. Разграничьте по основным признакам монархическую и республиканскую формы правления.

3. Проанализируйте с точки зрения сходства и различия дуалистическую и парламентскую монархии.

4. Проведите сравнительный анализ и раскройте основные черты президентской и парламентской республик.

5. Разграничьте по основным признакам монархическую республику и республиканскую монархию.

6. Проанализируйте и выявите основные различия между советской и клерикальной республиками.

Практическое занятие 2

Вопросы к занятию

1. Что понимается под формой государственного устройства?

2. Какие существуют виды форм государственного устройства?

3. Каковы признаки федеративного государства и его виды?

4. Чем отличается конфедерация от федерации?

5. Каково соотношение между понятиями политический и государственный режимы?

6. Раскройте типологию политических режимов.

Задания для практического занятия

1. Проведите сравнительный анализ и раскройте основные черты унитарной и федеративной форм государственного устройства.

2. Разграничьте по основным признакам децентрализованное унитарное государство (региональное государство) и децентрализованное федеративное государство.

3. Проанализируйте и выявите основные различия между авторитарным и тоталитарным политическим режимом.

4. Исследуйте с точки зрения сходства и различия собственно демократический режим и либерально-демократический режим.

5. Сравните между собой государственные режимы: президенциализм, министериализм, парламентаризм.

 

Сценарий деловой игры

Игра проводится в форме пресс-конференции и рассчитана на обсуждение заданий в составе проблемных групп (не менее 2-х).

Первое задание посвящено проблематике существования различных форм правления. Одна из проблемных групп отстаивает позицию эффективности формы государственного правления - парламентской монархии (например, Великобритания или Япония), а другая - президентской республики (например, Бразилия или США).

При выполнении второго задания группы отстаивают эффективность модели унитарного государства (например, Италия или Испания) и федеративного государства (на примере Германии или России).

Третье задание предусматривает обсуждение проблемы эффективности тоталитарного режима (на примере СССР) и демократического режима (на примере РФ).

На обсуждение проблемы командам дается 10 минут, после чего команды доводят до своих оппонентов аргументы в защиту своей позиции (на выступление участникам каждой команды отводится не более 10 минут).

После выступления участникам игры предоставляется возможность задать другой команде вопросы.

На прения между командами по каждому из заданий отводится не более 5-ти минут.

В заключительной части игры подводится общий вывод о форме государства и факторах оказывающих влияние на ее формирование в различных государствах.

После чего, происходит подведение итогов интерактивного занятия, оглашение и выставление оценок участникам деловой игры, объявление информации о теме, цели и задачах следующего практического занятия.

 

 

Тема 7. Типы государства

Рассмотрение данной темы включает изучение следующих понятий и дефиниций: Понятие типа государства. Различные критерии типизации государства.

Формационный подход к типологии государства. Понятие общественно-экономической формации. Общественно-экономические формации и типы государств. Характеристика «восточного» (азиатского способа производства) государства, античного (рабовладельческого), феодального, буржуазного государства. Проблема «социалистического» государства.

Цивилизационный подход к типологии государства. Типы цивилизаций: древневосточное, древнеафинское, древнеримское, средневековое, современное государство. Концепции постиндустриального государства, технократического государства и государства «всеобщего благоденствия».

Практическое занятие 1

Вопросы к занятию

1. Что понимается под типологией государств?

2. В чем суть формационного подхода к типологии государств и каково его содержание?

3. Что понимается под цивилизационным подходом к типологии государств?

4. Назовите современные типологии государств?

5. Какова типология государств по их отношению к религии?

Задания для практического занятия

1. Проведите сравнительный анализ и раскройте основные черты формационного и цивилизационного подхода к типологии государств.

2. Проанализируйте в зависимости от характера взаимоотношений государства и общества, и сравните полицейские, правовые и социальные государства.

3. Разграничьте по основным признакам: этнический тип государства (государства древнего мира), сословный тип государства (феодальные государства в средние века), индивидуалистический тип государства (буржуазные государства в новое время) и гуманитарно-правовой тип государства (современные правовые государства в новейшее время) (либертарно-юридическая концепция типологии государств В.С. Нерсесянца).

4. Исследуйте с точки зрения сходства и различия, следующие типы государств: город-государство, государство азиатского типа, государство античного типа, государство феодального типа, государство буржуазного типа, государство тоталитарного типа (типология А.Б. Венгерова по историческому типу).

5. Сравните между собой доиндустриальные (традиционные, аграрные), индустриальные, постиндустриальные государства (типология государств У. Ростоу - по уровню экономического развития).

Практическое занятие 1

Вопросы к практическому занятию

1. Что понимается под гражданским обществом?

2. Дайте определение правового государства.

3. Как осуществлялась разработка правовой государственности в трудах известных философов и юристов?

4. Каковы основные признаки правового государства?

5. Что представляет собой социальное государство?

6. В чем состоит значение принципа разделения властей?

7. Раскройте содержание механизма «сдержек и противовесов»?

8. Назовите основные модели правового государства.

Задания к практическому занятию

1. Проанализируйте и сравните существующие в юридической науке подходы к понятию гражданского общества.

2. Сравните между собой концепции правового государства периода античности и Нового времени.

3. Проведите сравнительный анализ, выявив общие и отличные черты между концепцией либерального правового государства и позитивистской концепцией правового государства.

4. Проведите сравнительный анализ, выявив общие и отличные черты между концепцией социального правового государства и концепцией социалистического правового государства.

5. Раскройте соотношение понятий гражданское общество и правовое государство (в широком и узком смыслах).

Сценарий деловой игры

Игра проводится в форме пресс-конференции и рассчитана на обсуждение студентами задания в составе 2-х проблемных групп.

Задание посвящено проблеме развития правовой государственности в России. Одна из команд защищает позицию о России как правовом государстве и наличии в РФ гражданского общества, другая отстаивает противоположную позицию.

На обсуждение задания командам дается 10 минут, после чего команды доводят до своих оппонентов аргументы в поддержку своей позиции (на выступление участникам каждой команды отводится не более 10 минут).

После выступления участникам игры предоставляется возможность задать другой команде вопросы.

На прения между командами по каждому из заданий отводится не более 5-ти минут.

В заключительной части игры подводится вывод о проблемах правовой государственности в России, а также перспективах дальнейшего развития в Российской Федерации гражданского общества и правового государства.

После чего, происходит подведение итогов интерактивного занятия, оглашение и выставление оценок участникам деловой игры, объявление информации о теме, цели и задачах следующего практического занятия.

 

 

Практическое занятие 1

Вопросы к практическому занятию

 

1. Охарактеризуйте развитие формы российского государства в дореволюционный период.

2. Назовите особенности формы российского государства в советский период?

3. Какая форма правления характерна для российского государства в современный период?

4. В чем заключаются особенности формы государственного устройства современной России?

5. Какой политический режим существует в Российской Федерации?

6. В чем заключаются основные функции российского государства?

7. Какие исторические формы прошла российская государственность?

Сценарий деловой игры

Игра проводится в форме пресс-конференции и рассчитана на обсуждение студентами заданий в составе 3-х проблемных групп.

Первое задание посвящено проблематике формы правления. Одна из проблемных групп отстаивает позицию эффективности формы государственного правления – президентской республики, другая – парламентской республики, третья – советской республики (на примере СССР).

При выполнении второго задания группы отстаивают эффективность форм государственного устройства для Российской Федерации. Первая группа - модель унитарного государства, вторая группа модель федеративного государства и третья группа - конфедерации.

Третье задание предусматривает обсуждение проблемы эффективности государственного режима в России. Первая группа представляет аргументы в защиту президенциализма, вторая группа – министериализма, третья группа - парламентаризма.

На обсуждение проблемы командам дается 10 минут, после чего команды доводят до своих оппонентов аргументы в защиту своей позиции (на выступление участникам каждой команды отводится не более 10 минут).

После выступления участникам игры предоставляется возможность задать другой команде вопросы.

На прения между командами по каждому из заданий отводится не более 5-ти минут.

В заключительной части игры подводится общий вывод о форме российского государства и факторах оказывающих влияние на ее функционирование и развитие.

После чего, происходит подведение итогов интерактивного занятия, оглашение и выставление оценок участникам деловой игры, объявление информации о теме, цели и задачах следующего практического занятия.

РАЗДЕЛ 3. ТЕОРИЯ ПРАВА.

Практическое занятие 1

Вопросы к практическому занятию

1. Какие существуют концепции правопонимания?

2. Назовите типы правопонимания?

3. Что понимается под правом в объективном и субъективном смысле?

4. Назовите основные признаки права?

5. В чем заключается общесоциальная сущность права?

6. Что такое функция права?

7. Каковы основные виды функций права?

Задания к практическому занятию

1. Проанализируйте и сравните между собой нормативистскую и социологическую концепции права.

2. Сравните с точки зрения сходства и различия историческую школу права и психологическую концепцию права.

3. Разграничьте между собой либертарно-юридический и интегративный подходы к понятию права.

4. Проведите анализ и сравните классовый и общесоциальный подходы к сущности права.

5. Соотнесите между собой понятия «объективное право» и «субъективное право», «естественное право» и «позитивное право».

6. Расмотрите содержание основных признаков права, проведя их сравнительный анализ с точки зрения сходства, различия и взаимодействия.

7. Раскройте содержание основных функций права, проведя их сравнительный анализ с точки зрения сходства, различия и взаимодействия.

 

Практическое занятие 1

Вопросы к практическому занятию

 

1. Что следует понимать под социальным регулированием и ка­ковы его основные разновидности?

2. Что понимается под соци­альными нормами? Какие существуют социальные нормы, и какое место занимает право в системе социально-нормативного ре­гулирования?

3. Назовите основные черты индивидуального регулирования общественных отношений?

Задания к практическому занятию

1. Раскройте содержание и сравните между собой понятие «социальное регулирование» в широком и узком значениях.

2. Проведите сравнительный анализ нормативных и ненормативных (ценностный, директивный, информационный) социальных регуляторов.

3. Разграничьте между собой нормативное и индивидуальное социальное регулирование.

4. Проанализируйте существующие в юридической науке подходы к видам социального регулирования.

Практическое занятие 2



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.29 (0.017 с.)