Основные формы реализации права



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные формы реализации права



В отечественном правоведении традиционно различают два подхода к объяснению форм реализации права. В соответствии с первым подходом, существуют две основные формы реализации права: в правовых отношениях и вне правовых отношений (Пиголкин А. С. Понятие реализации норм права и ее основные формы // Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А. С. Пиголкина. – 2-ое изд., испр. и доп. М., 1995. С. 264). Такой позиции придерживаются С. Н. Братусь, Л. С. Явич, А. Я. Пиголкин и др.

Необходимо отметить, что далеко не все отечественные учёные разделяют такую точку зрения, многие считают, что реализация субъективных прав, юридических обязанностей протекает только в рамках правовых отношений. Подобной позиции придерживаются, в частности, С. С. Алексеев, Н. И. Матузов и др. учёные. Именно эти учёные отстаивают существование так называемых общих (общерегулятивных) правовых отношений. Такая конструкция им необходима для того, чтобы объяснить реализацию тех субъективных прав и свобод (юридических обязанностей), которые "не укладываются" в рамки относительных (конкретных) правовых отношений, т. е. реализуются вне их рамок. К примеру, человек определился с религией, которой он желает придерживаться. Тем самым он реализовал право на свободу совести. Никаких правовых отношений при этом он ни с кем не устанавливал, однако сторонники реализации права только в правовых отношениях, утверждают, что в этом случае было установлено общее правовое отношение. Однако ответить на вопрос кто и с кем установил подобное правоотношение при таком подходе невозможно.

Таким образом второй подход к проблеме форм реализации права сводит последнюю к реализации права только в рамках правовых отношений ( в конкретных, абсолютных и общих правоотношениях).Такой подход «загоняет» субъективные права в рамки правовых отношений, т. е., согласно такому подходу, субъективные права могут осуществляться только в рамках правовых отношений.

Учёные, считающие, что реализация права возможна как в правовых отношениях, так и вне их рамок, полагают, что в приведённом примере реализация права протекала не в правовых отношениях, а в рамках правовой связи, т. е. вне правовых отношений. Для углубленного уяснение этой проблематики, рекомендуем обратиться к главе о правовых отношениях, где обсуждаются проблемы видов правовых общественных отношений, а также к работам, специально посвящённым этим проблемам.1

Реализация субъективного права вне правовых отношений основана на активности и самостоятельном решении самого носителя субъективного права. В этом случае он не нуждается в содействии какой-то второй или третьей стороны (как это имеет место, когда реализация права протекает в рамках правовых отношений). И потому не устанавливает правовых отношений, реализуя свое субъективное право в рамках правовых связей.

Вне рамок юридических отношений человек реализует в первую очередь неотъемлемые (неотчуждаемые) права и свободы (например, высказывает свое мнение, выбирает религию, вид и форму образования, владеет и пользуется своей собственностью и др.). А также общие (абсолютные) юридические запреты(например, направляясь каждый день на работу, правильно переходит улицу, не покушается на собственность проходящих мимо и пр.).

Купив костюм, человек сам решает, что он будет делать с ним: носить, хранить в шкафу, подарить и пр. Это довольно типичные и, на первый взгляд, простые примеры, однако и здесь приведение в действие механизма действия права может потребовать от человека определенной активности, затрат энергии, проявления личного или гражданского мужества.

По-видимому, нередко сбои в действии права связаны именно с отмеченным выше и виновником оказывается сам обладатель субъективного права (конечно, далеко не всегда единственным), не пожелавший или оказавшийся не в состоянии проявить активность, решиться на нередко утомительную, длительную борьбу за свои права.

В другом случае это могут быть проблемы с правосознанием. И. А. Ильин писал, что в глубине человеческой воли живет обычно некое верное, справедливое воленаправление, которое как бы "видит" или "чувствует" права людей и добивается их осуществления в жизни. Эту способность души можно обозначить как первоначальное или естественное правосознание, одни называют его "чувством права", другие - "правовой интуицией", третьи - "правовой совестью". Дело, конечно, не в наименовании, а в том, чтобы чтить в самом себе это проявление духа, беречь его, пробивать себе дорогу к нему и совещаться с ним во всех правовых делах. Ибо только на этом пути можно развить и укрепить в себе "естественное" правосознание и придать ему в жизни настоящую творческую силу. В противном случае правосознание уподобляется ржавому и грязному инструменту, которым хирург пытается делать операцию.2

Обобщая, можно дополнительно подчеркнуть, что в этой форме реализации права (вне правовых отношений) роль самого носителя права в значительно большей мере, нежели в других, производна от него самого, его подготовленности и готовности к этому, от уровня правового развития, активности и настойчивости в достижении законной цели законным способом. Именно здесь важной характеристикой поведения субъекта права является правовая активность (ее уровень).

Особенностями реализации права в правовых отношениях (конкретных, относительных) являются: а)осуществление субъективных прав (исполнение юридических обязанностей) происходит в ходе юридического взаимодействия как минимум двух сторон, на каждой из которой может находится один (или более) субъектов права; б) порядок взаимодействия сторон в подавляющем большинстве случае урегулирован нормой права, т. е. в законе определены действия, которые должна совершить в адрес другой стороны (воздержаться от определенных действий); в) в процессе реализации права в рамках правовых отношений каждая из сторон в праве совершить те или иные действия, обязывается к определенному поведению (воздержанию от поведения), т. е. каждая из сторон является носительницей как прав, так и юридических обязанностей.

§ 4. Основные способы реализации права

Наряду с названными выше двумя формами реализации права, в учебной литературе выделяются четыре формы реализации норм права: соблюдение, исполнение, использование и применение права. Однако такая классификация, по мнению некоторых ученых, не совсем точная и имеет существенные недостатки. Например, применение права - это тоже исполнение, либо использование правовых норм, но в особой форме. Согласно рассматриваемой классификации использование правомочий может проявляться и в таких действиях, в результате которых не возникают правоотношения (участие в демонстрации, осуществление свободы слова), и при заключении договоров и соглашений, и при подаче имеющих юридическое значение жалоб заявлений, хотя очевидно, что характер подобных действий различен. Поэтому представляется необходимым обосновать другую классификацию.3

Представляется целесообразным под формами реализации права понимать две формы - в правовых отношениях и вне правовых отношений, а соблюдение, исполнение, использование и применение права полагать способами реализации права. Остановимся на характеристике способов реализации права.

Соблюдение - это пассивная форма реализации запретов, в том смысле, что субъект права воздерживается от поведения, запрещенного законом (хищение, хулиганство, насильственные действия и др.). Эта способ реализации права протекает вне правовых отношений.

Исполнение (юридических обязанностей) - это активная форма реализации (юридических обязанностей), поскольку субъект права в этом случае должен совершить действия, специально направленные на реализацию юридических обязанностей. Такой способ реализации права имеет место в рамках конкретных правовых отношений.

Использование (субъективных прав) - это активная форма реализации субъективных прав, которая может протекать как в рамках правовых отношений, так и вне таковых.

Вне правовых отношений нормы права могут реализоваться в форме активных действий по реализации прав и исполнения юридических обязанностей. Особенность этого способа в данном случае состоит в том, что граждане самостоятельно реализуют основные конституционные права и свободы, не вступая ни с кем в правовые отношения (участие в демонстрациях, свободное выражение своего мнения и др.).

 

§ 5. Правовая активность субъектов права

Это понятие можно наполнить различным содержанием (смыслом), вплоть до трактовки этого явления как сутяжничества. И определенные основания для этого, надо сказать, существуют всегда. При любом правопорядке появляется определенное количество людей, которые доводят это свойство до абсурда, видя в нем, очевидно, основной смысл своего существования (заваливая государственные учреждения, суды всевозможными требованиями, жалобами и пр.). К этому следует добавить, что и сегодня во многих странах обращение в суд, независимо от мотивов и оснований, рассматривается как дело не совсем благопристойное (нельзя сказать однозначно, что наша страна не входит в их круг).

Помимо рассмотренной, возможны, конечно, и иные трактовки правовой активности. Например, допустимо понимание правовой активности как интенсивной деятельности человека в правовой сфере с целью уйти от наказания за совершенное (или предполагаемое) правонарушение. Но и такая трактовка правовой активности не закрывает эту тему и правовую активность можно понимать опять-таки как повышенную, интенсивную деятельность, усилия человека в интересах реализации им или защиты своих субъективных прав и законных интересов (Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А. С. Пиголкина.- 2-ое изд., испр. и доп.- М., 1995. С. 300-301).

Такая деятельность может иметь самые различные формы: от самообразования, обращения к различного рода источникам юридической информации, до настойчивого отстаивания своих интересов в суде, иных правоохранительных органах. Нельзя говорить о самостоятельной судебной власти, понимающей проблемы граждан, если сами граждане уклоняются от обращений в суд за защитой своего права.

По мнению Р. Иеринга, защита конкретного субъективного права есть обязанность правообладателя не только в отношении самого себя, но и в отношении общества, ибо в своем праве человек защищает также и закон, а вместе с законом и существующий общественный порядок. Право и справедливость охраняются в стране не только тем, что судья постоянно готов к исполнению своих обязанностей, и полиция всюду высылает своих сыщиков; нет, каждый должен содействовать по мере своих сил,... каждый, пользующийся благами права, обязан со своей стороны сделать все, чтобы содействовать развитию силы и назначения закона.4 Р. Иеринг писал о борьбе за право (борьбе в сфере юридических норм и правовых отношений) каждого индивида как о борьбе интересов, а в каждой юридической норме видел средство, назначение которого состоит в защите какого-либо гражданского интереса, в обеспечении удовлетворения какой-либо гражданской потребности. И делал вывод о том, что только тогда каждое правовое отношение (право в субъективном смысле) есть защищенный юридическим образом интерес. Эти мысли актуальны и сегодня, крайне важно помнить о них законодателям, судьям, ученым. Очевидно, на них ложится обязанность доводить эти мысли до простых граждан, поскольку от осознания ими собственной роли в формировании правовых отношений, зависит конечный результат реализации права.

Правовая активность зачастую направлена на достижение законной цели законным способом, выражается в такой деятельности. Поэтому она может иметь положительную социальную направленность и значимость.

Правовую активность нельзя сводить к знанию действующего законодательства (правосознанию). Ее природа коренится в интересах и потребностях человека, но непосредственные ее истоки следует связывать с эмоционально-волевой структурой человека.

Поэтому правовую активность можно понимать как интенсивную деятельность по реализации субъектом права своих намерений, интересов юридическим путем, то есть посредством осуществления субъективного права, исполнения соответствующих обязанностей перед окружающими, обществом, государством (упомянутые интересы могут быть вызваны к жизни стремлением к справедливости, упрочению правосудия).

 

Понятие применения права

Хорошо известно, что правовые отношения могут возникать между субъектами, находящимися в равном положении. Сторонами таких правовых отношений выступают граждане, общественные организации, которые заключают разного рода договоры, а также государственные организации, выступающие не в качестве органов, наделенных властными полномочиями. Вместе с тем, правовые отношения возникают между субъектами, где стороны не равны, когда граждане не могут своими силами (самостоятельно) реализовать принадлежащие им субъективные права, когда процесс использования субъективного права (юридических обязанностей) необходимо организовывать и строго контролировать (в масштабах государства).

Применение права ─ это особый способ реализации права в рамках конкретных правовых отношений, стороны которых не равны (правовое регулирование в этом случае осуществляется методом централизации, т. е. императивно). Должностное лицо государства (общественной организации) призвано организовать процесс реализации права и контролировать его надлежащее течение. Такое имеет место в случае реализации гражданами некоторых субъективных прав (юридических обязанностей) реализация которых, по тем или иным причинам, нуждается в контроле со стороны государства. Обычно в силу особой значимости для общества субъективных прав, юридических обязанностей, точнее, их осуществления (например, права на труд, права на пенсию и др.). (Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А. С. Пиголкина.- 2-ое изд., испр. и доп. – М., 1995. С. 265-266).

Можно выделить два вида реализации права. В рамках первого вида граждане, устанавливая друг с другом правовые отношения, реализуют в их рамках свои субъективные права и свободы. Правовая технология в этом случае основывается на взаимодействии субъектов права - граждан. Стороны должны найти друг друга, приложив к этому определенные усилия, а, найдя, содействовать друг другу в продвижении к желаемой цели законным путем. Последнее означает, что правовое отношение, рассматриваемое со стороны социального момента, предполагает серьезные усилия каждой из сторон по налаживанию технологии общения в правовом отношении, в первую очередь заинтересованного, уважительного и равного отношения к партнеру и др. Сбои здесь могут перечеркнуть всякую перспективу действия права (например, обмен вещами, аренда собственности и др.)

Особенности второго способа реализации права в рамках юридических отношений связаны с субъектным составом и характером юридического взаимодействия. Можно считать, что едва ли не самой примечательной чертой этого способа является строгая юридическая процедура (технология) реализации права (взаимодействия сторон) правового отношения. Вообще, здесь на передний план выходят юридические моменты, социальные же заявляют о себе не столь решительно и ярко как в рассмотренных выше. Хотя реализация права и в этом случае может быть деформирована или прекращена вовсе грубостью, чванством, неуважительным отношением одной стороны к другой и др.

Процесс реализации в этом случае отличает участие в нем должностного лица государства (или общественной организации). Необходимость участия компетентного должностного лица вызывается тем, что обладатели некоторых юридических прав не могут их самостоятельно использовать (точно также они не могут самостоятельно, опираясь на собственные действия, или содействия другого гражданина, исполнить юридическую обязанность). Например, человек не может сам себе назначить пенсию, хотя он ее и заслужил, нарушитель не может сам себе назначить юридическое наказание и др.

Содействуя гражданам в осуществлении принадлежащих им правомочий, должностное лицо далеко не всегда становится непосредственной и заинтересованной в праве стороной. Например, решение судьи создает, но чаще подтверждает юридическое отношение между лицами и организациями, участвующими в деле, а не между ними и самим судьей.

Совокупность действий, функций, которые должностное лицо осуществляет в рамках рассматриваемого способа реализации права, обозначается понятием применение права (в учебной и научной литературе этот способ нередко именуется формой реализации права).

Определим понятие применения права: применение права – это организующая, регулятивная деятельность компетентных органов и лиц, имеющая целью содействовать субъектам права в реализации принадлежащих им субъективных прав (юридических обязанностей), а также контроль за процессом, прежде всего с точки зрения наличия (отсутствия) определенных юридических фактов. Применение права основывается на использовании императивного (централизованного) метода правового регулирования.

§ 2. Основные характеристики (признаки) применения права

Применение права является одной из форм в первую очередь государственной деятельности. В ходе применения права должностное лицо призвано организовать и контролировать процесс использования или защиты права. Строгое и точное применение юридической нормы в целях установления четких начал в юридических взаимоотношениях предоставляет возможность сосредоточить решение наиболее важных и значимых для общества вопросов в руках органов, наделенных для этого соответствующими полномочиями.

Необходимость участия в этой форме реализации права компетентных должностных лиц (профессиональных юристов), зачастую вызывается задачами защиты права от нарушений, но в юридической практике все же чаще имеет место применение компетентным органом диспозиций правовых норм, а не санкций. Это вызывается тем, что реализацию некоторых юридических возможностей, в силу особой значимости некоторых прав для общества, важно каждый раз контролировать и утверждать специальным решением компетентного должностного лица (например, награждение орденом, назначение пенсии, регистрация нотариусом завещания и др.).

Участие компетентного органа (должностного лица) определяется необходимостью регистрации наличия или отсутствия определенных жизненных обстоятельств (юридических фактов), с которыми закон связывает возникновение прав и обязанностей у конкретных субъектов права. Например, наличие трудового стажа, факт достижения лицом определенного возраста, совершения правонарушения и др. Участие компетентного органа необходимо также и там, где возникает спор по поводу наличия права.

Отмеченное выше ведет к выводу, будто правоприменение осуществляют только специально уполномоченные на то должностные лица государственных или иных органов. Подавляющее число отечественных ученых стоят именно на такой позиции. Более того, непременно подчеркивают, что правоприменение – это властная (принудительная) деятельность. Похоже, подобный подход – результат укоренившегося стереотипа. Во всяком случае, в нем отчетливо просматривается односторонность взгляда, а потому он не бесспорен. Следует отметить, что и в прошлом, и сегодня, наряду с рассматриваемым подходом, высказывался взгляд, согласно которому граждане также применяют право. Остановимся на этом и попытаемся разобраться в не простом вопросе.

Директор предприятия издает приказ о приеме гражданина на работу, ректор вуза отчисляет студента за неуспеваемость, суд выносит решение по жалобе на отказ районной администрации в создании кооператива, совет трудового коллектива принимает решение о направлении средств на строительство жилого дома, министр обороны издает приказ об очередном призыве в вооруженные силы, должностное лицо отдела социального обеспечения выносит решение о назначении гражданину пенсии, декан факультета издает приказ о сроке ухода преподавателей в отпуск, депутаты сессии проголосовали за назначение министра и др. Что общего во всех этих действиях? Все эти действия объединяет то, что во всех этих ситуациях происходит применение права.

Сравним обозначенные выше действия, с действиями граждан, которые, как будто, схожи с названными: гражданин подал заявление о приеме на работу, написал завещание, представил в орган налоговой инспекции налоговую декларацию о доходах и др. Эти действия, хотя и схожи с рассмотренными выше, однако в них отсутствуют важные признаки, которые характерны для выше обозначенных. Об этих признаках речь пойдет ниже, сейчас же обратим внимание на следующее.

Дело в том, что при применения права граждане выступают участниками этого процесса, стороной в возникшем правовом отношении. Поэтому, в особенности в странах с высоким уровнем правового развития, граждане не объекты, а субъекты правоприменения; они не являются винтиком в правоприменительной практике. Они могут и влияют на процесс применения права ( в их адрес), в том числе и в случаях уклонения правоприменителя от предписаний применяемого нормативно-правового акта. Вместе с тем, для однозначного вывода о том, что граждане самостоятельно применяют право, достаточных оснований нет. Ниже этот вывод получит дополнительную аргументацию.

Характеризуя применение права, важно отметить, что необходимость в применении права зачастую возникает тогда, когда на пути использования гражданами своих прав возникают препятствия, мешающие процессу осуществления права, протеканию правовой коммуникации. Последнее является следствием юридических конфликтов.1 При этом следует иметь в виду, что понятие юридического конфликта нельзя сводить к понятию правонарушения, юридический конфликт – более широкое понятие, нежели правонарушение. Можно сказать, что всякое правонарушение является юридическим конфликтом, но не всякий юридический конфликт есть правонарушение. Споры о признании права, восстановления права, борьба в преследовании тех или иных юридически значимых результатов далеко не всегда принимает форму правонарушения.

Характерная особенность правоприменения заключается в том, что оно осуществляется не произвольно, по субъективному усмотрению сторон, а на основе и в соответствии с действующим законодательством. Во-первых, действующими нормами права определяется правомочие правоприменителей на издание актов применения права, причем не каждый государственный орган (должностное лицо) может выносить акты применения права. Во-вторых, сама правоприменительная деятельность (процесс) детально регулируется законодательством. В-третьих, устанавливаемые актом применения права конкретные права и обязанности основываются непосредственно на законе (иных нормативно-правовых актах).2

Нередко один и тот же орган (должностное лицо) реализует правотворческую и правоприменительную функции. Необходимо различать эти функции. Правотворчество имеет своей целью подготовку, принятие и издание нормативно-правовых актов (внесение изменений в существующие акты, отмена устаревших). Важным направлением правотворческой деятельности является признание тех или иных жизненных обстоятельств (событий, действий) в качестве юридических фактов, или фактов, порождающих юридически значимые последствия.

Правоприменение, в своей основе, не направлено на издание, изменение или отмену правовых норм. Основное назначение применения права состоит в том, чтобы «приложить» закон к конкретной ситуации, обеспечить его точное исполнение в том или ином конкретном случае. (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. Проф. М. Н. Марченко. М.. 1998. Сканировать: Гл. ХУ. Реализация права. § 2. С. 314-322).

Конечно, не все грани затронутой проблемы оказались в центре нашего внимания. И это можно объяснить тем, что исходной посылкой являлось предположение, будто действующая система законодательства состоит преимущественно из добротных норм законодательства, а соответствующие должностные лица добросовестно и ответственно содействуют гражданам в использовании того, что им принадлежит по закону. Значит, приходилось отвлекаться от ситуаций, когда должностное лицо оказывается вынужденным сталкиваться с таким количеством препятствий, что пробиться к смыслу, как самой юридической ситуации, так и к смыслу, вложенному в норму законодателем, ему подчас невозможно. Поэтому наличие многих проблем рамках этого способа реализации права менее всего хотелось бы связывать со злой волей должностного лица, призванного содействовать гражданам в использовании ими своих субъективных прав. Хотя недооценивать эту сторону дела было бы заблуждением. В печати публиковались и продолжают публиковаться достаточно сведений, которые проливают свет на рассматриваемую проблему именно в этом направлении.

Однако если рассматривать имеющиеся на этот счет сведения в целом, учитывать материалы социологических исследований проблем реализации и действия права, то заметным становится круг проблем, лежащих, видимо, в самой основе низкого качества реализации (действия) права в нашем обществе. Речь идет о положении профессионального юриста в обществе, условиях его работы. Давно уже устарели нормативы обслуживания населения профессиональным юристом, условий труда, оплаты, материально-технического обеспечения; явно недостаточны средства поддержания на должном уровне престижа этой профессии в обществе.

§ 3. Стадии процесса применения права

Совокупность действий должностного лица (органа), направленных на решение отдельной правоприменительной задачи, образуют стадию правоприменительного процесса. Каждая стадия, являясь относительно обособленной частью правоприменительной деятельности, находится в связи с остальными и только последовательное и точное осуществление каждой стадии может привести к успешному правоприменению. Дело не может быть разрешено правильно, если по нему не собраны необходимые доказательства, не выяснены обстоятельства, имеющие для правоприменения существенное значение. Равным образом и истинное знание, полученное по делу, не гарантирует надлежащего решения, если фактическим обстоятельствам будет дана неверная юридическая квалификация.3

Началом процесса применения права является наступление предусмотренных законом фактических обстоятельств. Поэтому первая стадия правоприменения состоит в установлении и изучении фактических обстоятельств по делу (юридических фактов и юридических составов).

Сбор, анализ и оценка таких фактов должны осуществляться не любыми доступными способами, а посредством определенных юридических средств, в рамках установленных законом формах порядке. Нередко в самом применяемом законе указывается, какие источники сведений и в каком процессуальном порядке могут быть использованы, т. е. могут выступать в качестве доказательств по делу. Так, согласно уголовно-процессуальному законодательству, при производстве дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства должны быть доказаны: а) событие преступления (время, место, способ, обстоятельства его совершения и др.); б) виновность обвиняемого и мотивы преступления; в) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, а также обстоятельства, характеризующие его личность; г) характер и размер причиненного преступлением ущерба.

Целью первой стадии правоприменительного процесса является достижение объективной истины, получение достоверной информации. Поэтому особое значение имеет процесс доказывания, в ходе которого фиксируются: какие факты нуждаются в доказывании, какие факты должны доказываться строго определенными средствами (экспертиза, например). Окончательная оценка доказательств является всегда делом правоприменителя.

Применение права имеет место в самых различных областях общественной жизнедеятельности и не может сводиться только к применению санкций. Да и само применение санкций является делом неоднозначным. Применяться могут как негативные санкции (принудительные меры, наказание), так и санкции позитивные (награждение грамотой, ценным подарком, орденом и др.). Применение диспозиций – это, пожалуй, более обширная сфера применения.

Правоприменительный процесс в одном случае может быть оперативным и сравнительно простым, в другом - длительным и чрезвычайно сложным. К примеру, директор издает приказ о приеме на работу, милиционер назначает штраф за переход улицы вне зоны пешеходного перехода, нотариус заверяет доверенность, должностное лицо органа социального обеспечения выносит решение о назначении пенсии, суд выносит определение по делу и др. Очевидно, что не во всех случаях применения права являет себя в качестве сложного процесса, предполагающего осуществление всех стадий. В некоторых случаях стадии применения права осуществляются так сказать в оперативном порядке, поскольку не требуется всесторонний и углубленный анализ фактических обстоятельств по делу (они уже документально подтверждены, например, при назначении пенсии), не требуется устанавливать норму, она на виду и пр.

Выяснив обстоятельства по делу, дав им оценку, правоприменитель переводит процесс применения права во вторую стадию – поиска (установления) нормы права, необходимой для разрешения дела. Эта стадия состоит из: а) выявления источников, содержащих необходимую норму, установление ее подлинности; б) уяснение (разъяснение) ее содержания (при этом используются те или иные методы толкования); в) выявление и уяснение разъяснений, данных компетентными органами, дополнений, изменений и пр. На этой основе осуществляются юридическая квалификация обстоятельств, т.е. решается вопрос о том, какая норма должна быть положена в основу решения по делу.

Юридическая квалификация осуществляется по правилам логического силлогизма. Большую посылку образует норма права (нормативно-правовой акт). Решающее значение здесь имеет гипотеза правовой нормы, устанавливающая круг жизненных обстоятельств, наличие или отсутствие которых является основанием для применения именно данного закона. Малую посылку образуют выявленные и оцененные по делу факты. Эти факты должны совпадать с обстоятельствами, закрепленными гипотезой. Именно их совпадение кладется в основу заключения о том, что реальные жизненные обстоятельства порождают последствия, предусмотренные диспозицией или санкцией нормативно-правового акта.4

Особое значение имеет проверка подлинности текста нормы, анализ нормы с точки зрения ее законности, действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Все эти действия являются необходимыми, предварительными условиями для следующей стадии – анализа содержания нормы, ее толкования.

Следует пользоваться текстом, который помещен в официальных источниках опубликования нормативно-правовых актов в последней редакции со всеми изменениями и дополнениями на день принятия акта применения права (индивидуально-правового акта). На неофициальные издания не распространяется презумпция их полного соответствия оригиналу акта, и, следовательно, в каждом конкретном случае их использования необходимо сличать эти издания с официальными источниками.

Если возникли сомнения в законности издания того или иного акта, необходимо проверить, соответствует ли он предписаниям актов вышестоящих органов, не вышел ли правотворческий орган за пределы своей компетенции, соблюдены ли установленные законом порядок и формы для издания данного акта. Такой проверке подвергаются нормативно-правовые акты министерств, госкомитетов и ведомств, органов самоуправления, администрации и др.5

В некоторых случаях один и тот же вопрос регулируется двумя (или более) формально действующими нормами с несовпадающим или даже противоречивым содержанием (коллизия норм). Нередко коллизии оказываются лишь кажущимися и после внимательного изучения устраняются, так как несовпадающие по содержанию нормы относятся к разным субъектам права, объектам, фактам или же не противоречат, а лишь дополняют друг друга.

Основные способы разрешения коллизий: а) если такие нормы исходят от разных правотворческих органов, то применяется норма, исходящая от вышестоящего органа; б) если нормы приняты одним органом, то применяется норма, изданная позднее.

Вынесение решения по делу – третья стадия процесса применения права. Это – наиболее ответственная часть правоприменительной деятельности. Именно в вынесении на основе закона индивидуально-правового акта применение права являет себя в собственном смысле. В результате осуществления предварительных стадий, у лица, применяющего право, должно возникнуть внутреннее убеждение в том, что фактические обстоятельства исследованы с достаточной полнотой и правильно, что они достоверны и им дана верная юридическая оценка, что по делу выбрана необходимая норма права, она всесторонне изучена и дана надлежащая юридическая квалификация.

Доведение решения до сведения заинтересованных лиц – четвертая стадия процесса применения права. Оно осуществляется или сразу после вынесения решения, или позже. В каких бы формах доведение до сведения заинтересованных лиц не проводилось, оно должно непременно происходить. Тем самым, государственные и иные органы, должностные лица, граждане получают возможность своевременно узнавать о всех правовых решениях, прямо их касающихся.

Таким образом, основными стадиями применения права являются:

 

установление и изучение фактических обстоятельств по делу;

поиск и выявление нормы права, необходимой для разрешения дела, ее толкование;

вынесение индивидуально-правового акта (акта применения права);

доведение содержания решения до всех заинтересованных лиц.

§ 4. Основные требования (принципы) к применению права

К числу основных требований можно отнести: законность, справедливость, целесобразность, компетентность, правовую культуру.

Законность – это требование предполагает, что применение права основывается на норме (ах), прямо относящейся к делу, имеет место строгое и неуклонное следование ее содержанию. Субъект правоприменения действует в пределах своей компетенции и не подменяет законодателя, т. е. не устанавливает новых норм, в существующие не вносит изменений. Правоприменитель связывает себя применяемым законом (установленным порядком рассмотрения дела). Это означает строгое следование правилу: пока норма не отменена, не изменена или ее действие не приостановлено в установленном законом порядке, или не заменена позже изданным актом по тому же вопросу, она действует и является обязательной для применения.

Обоснованность – это требование касается выносимых правоприменительных решений (Боннер А. Т. Применение закона и судебное усмотрение // А. Т. Боннер. Избранные труды по гражданскому процессу. – СПб.: Издательский Дом С.- Петербургского гос. ун-та. Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та. 2005. Сканировать С. 273-288).

Целесообразность. Проблема целесообразности в праве (применении права) имеет два аспекта (Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А. С. Пиголкина. – 2 - е изд., испр. и доп.- М.: 1995. С. 273-274.).

Справедливость - это требование к актам применения права, отражающее идею социальной справедливости в демократическом обществе.

Компетентность. Имеется в виду требование компетентности правоприменителя, под которой подразумевается соответствующее образование и наличие определенного профессионального опыта ( к примеру, во многих странах судьей может стать только лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы не менее 10 лет адвокатом или прокурором).

Правовая культура. В данном случае речь должна идти о поведении правоприменителя, непременным компонентом которого является не то



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.014 с.)