Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №14 Форма государственного правления: понятие, признаки, классификация.

Поиск

Форма правления - это организация верховной власти, ха­рактеризуемая ее формальным источником и принципами вза­имоотношений между высшими (центральными) органами го­сударственной власти (глава государства, парламент, правитель­ство) и населением.

Форма правления характеризует порядок орга­низации государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением, отвечает на вопрос о том, как организована госу­дарственная власть, какие органы ее осуществляют и каковы принципы взаимоотношений между ними.

Главным, определяющим признаком формы правления являет­ся правовой статус главы государства (выборный и сменяемый - в республике, наследственный – в монархическом государстве).

Для современных государств характерны две формы правле­ния: монархия и республика.

Монархия (от греч. monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государ­ства - монарха (короля, царя, султана, шаха, императора и т.д.).

Власть главы государ­ства (монарха) считается непроизводной от какой-либо другой власти, какого-либо другого органа или избирателей. Сам мо­нарх формально считается источником государственной власти (властвует по собственному праву и занимает престол в порядке престолонаследия, как правило, пожизненно).

Монархии существуют во многих развитых государствах (Ве­ликобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Нидерлан­ды, Люксембург, Монако, Япония).

Монархии подразделяются на аб­солютные и ограниченные (конституционные) монархии.

Абсолютная монархия - разновидность монархической фор­мы правления, характеризующаяся юридическим и фактиче­ским сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духов­ной (религиозной) власти в руках монарха.

Власть монарха ни­чем не ограничена (отсутствуют конституция, парламент и какой-либо другой представительный орган). Законы издаются монархом.

В настоящее время в мире сохраняются абсолютные монар­хии в Бахрейне, Брунее, Катаре, ОАЭ, Омане, Саудовской Ара­вии. В некоторых странах сделаны первые шаги по переходу к конституционной монар­хии. В частности, в ОАЭ (в 1971 г.), в Катаре (в 1972 г.) были приняты конституции, а в Бахрейне также проведены выборы в законосовещательные парламенты (впоследствии распущен­ные). Однако эти реформы пока не изменили абсолютного ха­рактера этих восточных монархий. В Саудовской Аравии госу­дарственная власть короля дополняется религиозной.

Ограниченная (конституционная) монархия - особая разно­видность монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена нормами конституции, имеется выборный законодательный орган - парламент и формально независимые суды.

Конституционная монархия впервые возникла в Великоб­ритании в конце XVII в. в результате буржуазной революции.

В зависимости от степени ограничения власти монарха конституционные монархии разделяются на ду­алистическую, парламентарную и выборную.

Дуалистическая монархия - переходная форма правления, при которой полномочия главы государства ограничены в не­значительной степени; власть разделена между монархом и пар­ламентом.

Существует как бы двойственность власти. Монарх сосредоточивает в своих руках всю исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом, а законодательная власть юридически принадле­жит парламенту. При этом монарх обладает широкими полно­мочиями налагать абсолютное вето на парламентские законы.

Современная дуалистическая монархия близка к абсолют­ной и характерна для стран с сильными пережитками феодализ­ма (к ним можно отнести Кувейт, Марокко, Иорданию).

Парламентарная монархия представляет собой гораздо более демократическую форму правления, при которой отсутствует какой-либо дуализм.

Права монарха ограничены во всех сферах осуществления государственной власти, реальными полномочи­ями по осуществлению государственного управления, проведе­нию самостоятельной внешней и внутренней политики он не обладает. Все исходящие от него акты нуждаются в одобрении правительства или отдельных ми­нистров (так называемый институт контрасигнатуры).

Парламенту по конституционным нормам принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Правительство форми­руется парламентом и ответственно перед ним. Его главой становится лидер парламентского большинства.

Эта государственная форма распространена в совре­менных условиях и существует, например, в Бельгии, Испании, Норвегии.

Особая разновидность монархии — выборная (или избиратель­ная), сочетающая элементы монархии и республики.

Такая мо­нархия существует ныне в Малайзии, Бутане. Например, в Федерации Малайзия главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов (султанатов), входящих в эту федерацию.

Республика (от лат. respublica, res - дело, publicus - обще­ственный) - форма правления, при которой все высшие орга­ны государственной власти либо избираются, либо формируют­ся общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают значительными правами и свободами.

Отличительным признаком является наличие из­бираемого на определенный срок главы государства - президента, власть которого юридически производна от представи­тельного органа или избирателей. В настоящее время примерно две трети современных госу­дарств являются республиками.

В рамках республиканской формы правления принято раз­личать президентскую, парламентскую республики и республи­ки смешанного типа (полупрезидентские, гибридные).

Особой разновидностью республики является так называемая советская республика, олицетворением которой был СССР.

Родина президентской республики - Соединенные Штаты Америки. Ныне эта форма правления получает широкое рас­пространение (Венесуэла, Мексика, Бразилия, большинство государств Тропической Африки, Казахстан и др.).

В современном мире существует несколько моделей прези­дентской республики. Согласно классической модели (США)пре­зидент формирует с согласия верхней палаты парламента (сена­та) администрацию, члены которой несут политическую ответ­ственность только перед президентом. Президент не может распустить парламент, парламент может сместить главу госу­дарства только в порядке импичмента, что бывает чрезвычайно редко.

Для латиноамериканских президентских республик характерна полная свобода президента в назначении и смещении членов администрации, однако встречаются случаи парламентской от­ветственности отдельных членов президентского кабинета (Ко­ста-Рика, Уругвай).

Для президентских республик постсоветских государств (Бела­русь, Казахстан, Узбекистан) характерно существование органа исполнительной власти — правительства, возглавляемого президентом, а также наличие так называемого административного премьер-министра. В отдельных случаях президент может фор­мально не являться главой исполнительной власти, но прави­тельство при этом ответственно только перед ним (Кыргызстан).

Встречаются также случаи коллективной парламентской от­ветственности правительства (Замбия) и нередко предоставле­ние президенту права роспуска парламента (Туркменистан).

Крайней формой президентской республики является супер­президентская республика. В правовой науке этот термин используется для обозначения особой разновидности республиканской формы правления, характеризующейся юридическим и фактиче­ским сосредоточением всех рычагов государственной власти в руках президента, который является не только главой государства, но также главой правительства и лидером правящей партии.

Парламентская республика распространена в современном мире гораздо меньше, чем президентская (Италия, Индия, ФРГ, Венгрия, Латвия, Ирландия).

Смешанная республиканская форма правления впервые возник­ла в 1958 г. во Франции, которая сегодня считается классиче­ской полупрезидентской республикой, и с тех пор получила широкое распространение (Румыния, Болгария, Литва, Польша, Португалия). Используется эта форма правления и в постсоци­алистических странах, в частности, в государствах СНГ.

Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Виды: монархия и республика.

Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху), который занимает престол по наследству, и не несет ответственности перед населением.

Признаки монархии:

1) глава государства – монарх;

2) власть монарха передается по наследству;

3) деятельность монарха не ограничена сроком;

4) монарх не избирается народом, и не может быть принудительно смещен с должности;

5) монарх является главнокомандующим вооруженными силами;

6) особая процедура принятия власти монархом и сопровождающий его деятельность, церемониал.

Виды монархии: неограниченные (абсолютная) – Саудовская Аравия ограниченные – Великобритания, Швеция.

Неограниченные монархии характеризуются абсолютной монополизацией власти правителем, в руках которой сосредотачивается неограниченная власть, он выполняет функции главы государства, законодательные и исполнительные функции, наделен полномочиями вершения правосудия и рядом контрольных функций.

Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств (Ближний Восток).

Ограниченная монархия. Здесь носителем полномочий наряду с монархом выступают иные органы государственной власти, ограничивающие власть монарха. При такой форме правления власть в государстве рассредоточена, как правило, между монархом и выборным представительным органом (парламентом, правительством).

Разновидности ограниченной монархии:

1. Дуалистическая – промежуточная от абсолютной к парламентской, где власть монарха ограничена, но незначительно. Признаки:

- наличие с монархом и парламента и правительства;

- назначение членов парламента монархом;

- назначение членов правительства монархом и ответственность правительства лично перед ним;

- монарх выполняет функции реального главы государства (Кувейт, Непал).

2. Парламентская – власть монарха значительно ограничена парламентом. Это ограничение определяется Конституцией, утверждаемой парламентом, монарх же не вправе ее изменить. Признаки:

- с монархом имеется парламент, правительство;

- парламент избирается народом;

- правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом;

- есть разделение властей;

- монарх принимает участие в политической жизни, однако его властные функции минимальны, и носят церемониальный характер;

- лишь в некоторых парламентских монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством, но на практике многие реальные рычаги власти практически не применяются.

Европа: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия, Япония.

Особой разновидностью монархии являются нетрадиционные монархии:

а) Арабские Эмираты – состоят из нескольких монархий – эмиратов, возглавляемых эмирами, каждый из которых по очереди становится верховным эмиром ОАЭ.

б) Малайзия – состоит одновременно из республик и монархий. Главы монархий из своего числа избирают общегосударственного монарха сроком на 9 лет.

Республика – («общенародное дело») – это форма правления, при которой государственная власть принадлежит выборным государственным органам, избираемым населением на определенный срок. Республикам присущ демократий способ образования верховных органов государства; в развитых странах взаимоотношения между высшими органами власти строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями, и ответственны перед ними.

Признаки:

- существование единоличного и коллегиального главы государства;

- осуществление государственной власти по поручению народа, деятельность органов ограничена сроком;

- разделение властей;

- в предусмотренных случаях юридическая ответственность главы государства;

- обязательность решений верховенства: государственная власть для всех других органов;

- преимущественная защита интересов граждан государства;

- взаимная ответственность личности и государства.

Республики делятся на:

- президентскую

- парламентскую

- смешанную

- нетрадиционную.

1. Президентская республика. Сущность в том, что среди высших органов власти ключевое положение занимает президент, который является главой государства и главой правительства:

- президент избирается народом, либо выборщиков, следовательно, независим от парламента;

- президент назначает, и смещает членов правительства;

- президент возглавляет правительство, которое ответственно перед ним;

- является верховным главнокомандующим;

- имеет право вето на законы, принятые парламентом;

- имеет право распускать парламент;

- президент выполняет функции главы исполнительной власти, одновременно является арбитром между ветвями власти, символом единства нации.

США.

2. Парламентская республика. Суть ее в том, что среди высших органов государственной власти ключевую роль играет парламент, который оказывает решающее воздействие на формирование Правительства. Правительство ответственно перед парламентом. Признаки:

- парламент является важным органом;

- правительство формирует партии, завоевавшие большинство мест в парламенте на выборах;

- правительство ответственно перед парламентом;

- фактическим руководителем государства является глава правительства – премьер министр;

- предусмотрена должность президента, однако, он номинальное лицо.

Италия, Германия.

3. Смешанные республики – здесь баланс полномочий между президентом и парламентом. Признаки:

- имеются одновременно сильный парламент и президент;

- президент избирается в результате всенародного голосования, имеет широкие полномочия, однако не является главой правительства;

- наряду с президентом имеется должность премьер – министра, наделенного широкими полномочиями;

- президент и парламент участвуют в формировании правительства;

- правительство ответственно и перед парламентом.

Франция, Украина.

4. Нетрадиционные республики (советские):

- наличие особого органа – советов (законодательные, распорядительные и контрольные функции);

- наличие единой соподчиненной иерархии советов во главе с Верховным Советом;

- советы не являлись представительными, и являлись волей масс;

- императивный мандат (наказы депутатам), отсутствие четкого разделения властей;

- пост президента отсутствовал или был номинальным;

- главой политической силой общества являлась правящая партия.

Вопрос № 15. Монархия как форма государственного правления: понятие, признаки, виды.

Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху), который занимает престол по наследству, и не несет ответственности перед населением.

Признаки монархии:

1) глава государства – монарх;

2) власть монарха передается по наследству;

3) деятельность монарха не ограничена сроком;

4) монарх не избирается народом, и не может быть принудительно смещен с должности;

5) монарх является главнокомандующим вооруженными силами;

6) особая процедура принятия власти монархом и сопровождающий его деятельность, церемониал.

Виды монархии: неограниченные (абсолютная) – Саудовская Аравия ограниченные – Великобритания, Швеция.

Неограниченные монархии характеризуются абсолютной монополизацией власти правителем, в руках которой сосредотачивается неограниченная власть, он выполняет функции главы государства, законодательные и исполнительные функции, наделен полномочиями вершения правосудия и рядом контрольных функций.

Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств (Ближний Восток).

Ограниченная монархия. Здесь носителем полномочий наряду с монархом выступают иные органы государственной власти, ограничивающие власть монарха. При такой форме правления власть в государстве рассредоточена, как правило, между монархом и выборным представительным органом (парламентом, правительством).

Разновидности ограниченной монархии:

1. Дуалистическая – промежуточная от абсолютной к парламентской, где власть монарха ограничена, но незначительно. Признаки:

- наличие с монархом и парламента и правительства;

- назначение членов парламента монархом;

- назначение членов правительства монархом и ответственность правительства лично перед ним;

- монарх выполняет функции реального главы государства (Кувейт, Непал).

2. Парламентская – власть монарха значительно ограничена парламентом. Это ограничение определяется Конституцией, утверждаемой парламентом, монарх же не вправе ее изменить. Признаки:

- с монархом имеется парламент, правительство;

- парламент избирается народом;

- правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом;

- есть разделение властей;

- монарх принимает участие в политической жизни, однако его властные функции минимальны, и носят церемониальный характер;

- лишь в некоторых парламентских монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством, но на практике многие реальные рычаги власти практически не применяются.

Европа: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия, Япония.

Особой разновидностью монархии являются нетрадиционные монархии:

а) Арабские Эмираты – состоят из нескольких монархий – эмиратов, возглавляемых эмирами, каждый из которых по очереди становится верховным эмиром ОАЭ.

б) Малайзия – состоит одновременно из республик и монархий. Главы монархий из своего числа избирают общегосударственного монарха сроком на 9 лет.

 

Вопрос № 16. Республика как форма государственного правления: понятие, признаки, виды.

Республика – («общенародное дело») – это форма правления, при которой государственная власть принадлежит выборным государственным органам, избираемым населением на определенный срок. Республикам присущ демократий способ образования верховных органов государства; в развитых странах взаимоотношения между высшими органами власти строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями, и ответственны перед ними.

Признаки:

- существование единоличного и коллегиального главы государства;

- осуществление государственной власти по поручению народа, деятельность органов ограничена сроком;

- разделение властей;

- в предусмотренных случаях юридическая ответственность главы государства;

- обязательность решений верховенства: государственная власть для всех других органов;

- преимущественная защита интересов граждан государства;

- взаимная ответственность личности и государства.

Республики делятся на:

- президентскую

- парламентскую

- смешанную

- нетрадиционную.

1. Президентская республика. Сущность в том, что среди высших органов власти ключевое положение занимает президент, который является главой государства и главой правительства:

- президент избирается народом, либо выборщиков, следовательно, независим от парламента;

- президент назначает, и смещает членов правительства;

- президент возглавляет правительство, которое ответственно перед ним;

- является верховным главнокомандующим;

- имеет право вето на законы, принятые парламентом;

- имеет право распускать парламент;

- президент выполняет функции главы исполнительной власти, одновременно является арбитром между ветвями власти, символом единства нации.

США.

2. Парламентская республика. Суть ее в том, что среди высших органов государственной власти ключевую роль играет парламент, который оказывает решающее воздействие на формирование Правительства. Правительство ответственно перед парламентом. Признаки:

- парламент является важным органом;

- правительство формирует партии, завоевавшие большинство мест в парламенте на выборах;

- правительство ответственно перед парламентом;

- фактическим руководителем государства является глава правительства – премьер министр;

- предусмотрена должность президента, однако, он номинальное лицо.

Италия, Германия.

3. Смешанные республики – здесь баланс полномочий между президентом и парламентом. Признаки:

- имеются одновременно сильный парламент и президент;

- президент избирается в результате всенародного голосования, имеет широкие полномочия, однако не является главой правительства;

- наряду с президентом имеется должность премьер – министра, наделенного широкими полномочиями;

- президент и парламент участвуют в формировании правительства;

- правительство ответственно и перед парламентом.

Франция, Украина.

5. Нетрадиционные республики (советские):

- наличие особого органа – советов (законодательные, распорядительные и контрольные функции);

- наличие единой соподчиненной иерархии советов во главе с Верховным Советом;

- советы не являлись представительными, и являлись волей масс;

- императивный мандат (наказы депутатам), отсутствие четкого разделения властей;

- пост президента отсутствовал или был номинальным;

- главой политической силой общества являлась правящая партия.

 

Вопрос № 17. Форма государственного (государственно-территориального) устройства: понятие, признаки, классификация.

Особая роль государства в политической системе общества предопределяется его особыми признаками, свойствами, которыми другими политическими и неполитическими организации не обладают:

1. Государство обладает наивысшим суверенитетом, независимостью, не подчиненностью никаким другим организациям и потому способно осуществлять верховную власть.

2. Государство распространяет свою власть на всю территорию страны и даже за ее пределами.

3. Является выразителем воли народа и его официальным представителем по международной арене. Не одна другая организация не обладает такими правами и возможностями.

4. Государство, осуществляя правотворческую функцию, устанавливает общие нормативы, общеобязательные правила поведения тем самым устанавливая в обществе правопорядок, в условиях которого могут функционировать все другие организации, обеспечиваются права и свободы человека.

5. Государство обладает специальным аппаратом для управления и принуждения, т.е. подчинения своей воли граждан, граждан других государств, находящихся на его территории. Государство имеет силовые структуры.

6. Государство обладает многими монопольными правами и возможностями. В его компетенции находятся: законодательство, гражданство, установление денежных единиц, охрана границ, принятии бюджета – то, что позволяет ему быть главным звеном в политической системе общества.

Особое место обусловлено следующими факторами:

- государство – единственная полновластная организация в масштабе всей страны;

- государство определяет основные направления развития общества в интересах всех и каждого;

- государство является официальным лицом внутри страны на международной арене.

Роль государства в политической системе общества:

- единая политическая организация, власть которой распространяется на все население страны в пределах государственных границ;

- обладает суверенитетом, верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной власти;

- координирует основные стороны жизни общества.

Форма государственного устройства – это внутренняя структура государства, характеризующая его национально – территориальное деление, которое в свою очередь, раскрывает характер взаимоотношений между высшими государственными органами и органами составных частей государства.

Форма государственного устройства отражает:

- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории государства.

Виды:

1. Унитарное государство.

2. Федерация.

3. Конфедерация.

Один из признаков государства – территория, которая представляет собой пространство, на которой распространяется его власть. В территории более емко ощущается такой признак, как целостность – и выступает непременным условием существования государства.

Территориальное устройство определяется его исторической и культурной эволюцией, становлением и развитием, и существованием экономической системы, политических и правовых институтов. Оно одновременно выступает и как фактор развития и как его результат.

1. Унитарное государство.

Наиболее распространенная форма устройства государств. Унитарное государство – это единое, целостное государство, которое имеет простое административно – территориальное деление и составные части которого не обладают суверенными правами, и не имеют статуса государственных образований.

Признаки:

1. Единство и однородность территории.

2. Отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства.

3. Деление страны осуществляется по административно – территориальному признаку.

4. Административные единицы не обладают политической самостоятельностью, не имеют признаков государства.

5. Наличие только одной общегосударственной Конституции.

6. Наличие единой системы законодательства.

7. Единые для всей страны высших органов государственной власти.

8. Парламент, как правило, имеет однопалатную структуру.

9. Органы власти административно – территориальных образований подчиняются центральной власти.

10. Единое гражданство для всей территории.

11. Единая денежная система.

12. Общая финансово – кредитная и налоговая политика.

Сейчас существует разнообразные унитарные государства:

- централизованные – местное самоуправление в правах ограничено или они вообще отсутствуют;

- -децентрализованные – органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, они функционируют самостоятельно (имеют бюджет, свои решения по вопросам компетенции);

- простые – состоят только из административно – территориальных единиц;

- сложные – имеют в составе административные автономии. Они создаются по разным причинам, но цель одна – учесть национальную, историческую, культурную традиции региона.

Китай (Тибет, Гонконг), Украина (Крымская автономия).

1. Федерация.

Федерация – это сложное государство, где его части представляют собой самостоятельные государственные образования, обладающие суверенитетом, со всеми вытекающими последствиями.

Федерация – это союзное государство, части, входящие в него, имеют элементы государственности, определенную политическую самостоятельность. Характерно сложное деление территории, государственного образования называются субъектами. Компетенции между федерацией и ее субъектами разграничивается общегосударственной Конституцией или договором между центром и субъектами.

Верховная власть в государстве принадлежит высшим органом государственной власти, вместе с этим субъекты вправе иметь свои органы власти и управления.

Субъекты могут иметь свою систему законодательства, гражданство, право выступать в международных отношениях от своего имени.

Наличие двухпалатного парламента, где один из них представляет интересы субъектов.

Территориальное деление федерации проводится с учетом интересов субъектов, т.е. территория федераций – это территория ее субъектов.

Может быть принято двойное гражданство. Два вида субъектов – федеральные и законы субъектов, а также существует двойная система налоговых потоков (федеративному центру и субъектам Федерации).

Федерации могут быть:

1. Территориальные – в основу положен принцип разделения по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления (обычно в больших по территории государствах) – США, Бразилия.

2. Национальные – субъекты создаются на основе проживающих в них наций – Союзная Республика Югославии (Союз Сербии и Черногории). Обычно это непрочные образования.

3. национально – территориальные. В основу формирования субъектов положен и национальный и территориальный признак. РФ – 328 – национальностей, 57 – территорий.

2. Конфедерация.

Союз государств – это временное объединение суверенных государств, созданное для достижения определенных целей, как правило, на основе договора. Конфедерация в отличии от федерации не образует нового государства.

Конфедерация – союз двух и более государств, при котором союзные органы лишь координируют их деятельность по тем субъектам, которые явились причиной объединения.

Особенности конфедерации:

1. отсутствие общего аппарата управления;

2. нет единого гражданства;

3. нет единой денежной системы;

4. нет единой территории;

5. нет единой Конституции и единого законодательства;

6. нет единой налоговой и финансовой систем.

Субъекты не утрачивают своего суверенитета, и остаются полностью самостоятельными государствами. Для эффективного решения поставленных задач образуются соответствующие органы управления, которые могут принимать нормативно – правовые акты рекомендательного характера. Финансирование ведения общих дел осуществляется государствами – участниками из взносов в размерах, устанавливаемых соглашением сторон.

Конфедерации, как правило, создаются на недолгое время и после достижения целей их создания либо прекращают свое существование, либо объединяются в иную форму государственного устройства, чаще – в федерацию.

Египет и Сирия – объединенная Арабская Республика в период с 1958 по 1961 годы.

В правовой науке под формой государственного устройства понимается способ территориальной организации государства или образующих союз государств, обусловливающий определенные взаимоотношения институтов всего государства с органами его составных частей.

Она отражает территориаль­ную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами, характери­зует объем прав час­тей государства. Данное понятие отвечает на следующие вопросы: как организована территория государства, из каких частей она состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест (регионов).

Для формы государственного устройства большое зна­чение имеют экономическая, политическая и географическая степень территориальной общности, исторические традиции, социокультурный и этнический факторы. Применительно к странам с многонациональным составом населения иногда используется термин «форма нацио­нально-государственного устройства».

Различаются три формы государственного устройства: уни­тарное государство, федерация (федеративное государство), конфедерация.

Государство считается унитарным (целостным, простым, еди­ным), если все или большинство его частей являются обычны­ми административно-территориальными единицами. В его составе нет каких-либо государственных обра­зований, обладающих политической самостоятельностью. Территория может включать отдельные автономные националь­но-государственные образования, в том числе имеющие неко­торые атрибуты собственной государственности ( например, на­личие в составе унитарной Украины Республики Крым).

Признаки унитарного государства:

единая конституция;

еди­ное гражданство;

единая система центральных органов государ­ственной власти;

единая судебная и правовая система.

Важнейшим принципом функционирования унитарной го­сударственности является то, что местные органы управления подчинены центральным институтам го­сударственной власти и им подконтрольны. Составные части унитарного государства имеют статус обычных ад­министративно-территориальных единиц: они управляются на основе законов, принимаемых центральными органами, их тер­ритория может быть изменена простым общенациональным за­коном. Согласия местных (региональных) органов и населения при этом не требуется.

В зависимости от степени и формы контроля центра за мест­ной властью выделяют три разновидности унитарных госу­дарств: децентрализованные, относительно децентрализованные и централизованные.

К числу первых относятся государства, в которых региональ­ные органы формируются независимо от центральных органов, поэтому юридически отношения между ними строятся на нача­лах децентрализации (Новая Зеландия, Япония). Таким государством является Великобритания, отдельные регионы которой (Шотландия и Уэльс) обладают са­мостоятельностью (автономией).

Относительно децентрализо­ванные - государства с развитой административно-территори­альной автономией (Португалия, Испания, Италия).

К централизованным относятся унитарные государства, в которых преобладает централизм в государственном управле­нии: подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из столицы (Дания, Нидерланды, Казахстан, Узбекистан, Нор­вегия).

Федерация (от лат. foederatio - союз, объединение) - это форма государственного устройства, представляющая собой слож­ное (союзное) государство, состоящее из государственных образова­ний, обладающих определенной политической самостоятельностью.

Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции, республики, края, области) являются субъектами (членами) Федерации и имеют свое собственное администра­тивно-территориальное устройство.

В различных странах федеративное устройство неоднородно, его особенности определяются историческими условиями обра­зования конкретного государства, своеобразием культуры и быта народов, национальным составом населения. В этом слу­чае говорят об асимметричности федерации, т. е. о наличии не­которого неравенства в правовом статусе субъектов Федерации (М. В. Баглай, Б. Л. Железнов, В. А. Туманов и др.).

В настоящее время насчитывается более 30 федеративных государств, в которых проживает одна треть населения планеты (Российская Федерация, США, ФРГ, Бельгия, Бразилия, Индия, Исламская Федератив­ная Республика Коморские Острова, Танзания, Папуа - Новая Гвинея и др.).

Современные федерации от унитар­ных государств отличаются более высоким уровнем социальной и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.43 (0.016 с.)