Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативный правовой акт: понятие, видыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Нормативно-правовые акты - основной источник права практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовал правовой обычай и прецедент. Нормативный правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Нормативный правовой акт - это официальный властный документ компетентного правотворческого органа, направленный на установление, изменение, отмену правовых норм. Они издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации. Основные характеристики нормативно-правовых актов. 1. Государственный характер. Государство наделяет органы, должностных лиц правом принимать нормативные правовые акты, т.е. правотворческой компетенцией. Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативных правовых актов, в т.ч. и через принуждение. 2. Нормативно-правовые акты принимаются с соблюдением определенной процедуры (особенно это относится к законам), а также требований к содержанию и форме и представляют собой акт-документ. 3. Нормативно-правовые акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия. 4. Нормативно-правовые акты всегда содержат правовые нормы. Наличие норм и делает их нормативными, общеобязательными. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен на издание указа или постановления. Государственным характером нормативные правовые акты отличаются от нормативных актов общественных организаций (уставы партий, общественно-политических движений). Нормативно-правовые акты следует отличать от других правовых актов, например, индивидуальных и интерпретационных актов, которые не являются источниками права в рамках российской правовой доктрины. Правовой акт - это документ, в котором содержится официальное властное предписание, и реализация которого ведет к юридически значимым последствиям. Индивидуальные правовые акты - это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руководителя предприятия и др.). Индивидуальные акты - это акты применения права (правоприменительные акты). Они адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими. В отличие от индивидуальных, нормативные правовые акты имеют общеобязательный характер, т.е. обязательны для всех субъектов, на которых они распространяются. Действуют нормативные правовые акты относительно долгое время и применяться они могут множество раз при наличии необходимых для этого предпосылок. Интерпретационные акты - акты разъяснения (толкования) норм п рава. От нормативно-правовых они отличаются тем, что не содержат новых норм, а лишь разъясняют существующие. Нормативно-правовой акт понятие собирательное и охватывает самые разнообразные нормативные государственные предписания. Нормативно-правовые акты целесообразно классифицировать по четырем основаниям. 1. По юридической силе различают законы и подзаконные акты. Применительно к Российской Федерации юридическую силу основных видов законов и подзаконных актов можно установить, проанализировав следующие статьи Конституции - п. 2 ст. 4; п.п. 1 и 4 ст. 15; ст. 76; ст. 90; ст. 115 - п. 2 Раздела второго. 2. По сфере действия выделяются акты внешнего действия и акты внутреннего действия. Акты внешнего действия обращены ко всем субъектам правовых отношений всего государства, указанным в акте ( например, в федеральном законе). Акты внутреннего действия касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства), организации или населения, проживающего на той или иной территории ( например, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил). Кроме этого по сфере действия выделяют общефедеральные акты, акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты. 3. По субъектам, издающим (принимающим) нормативные правовые акты, они подразделяются на акты: - государственных органов; - иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.); - совместного характера (государственных органов и иных социальных структур, совместные приказы нескольких министерств и др.); - принятые на референдуме. 4. В зависимости от срока действия существуют нормативные акты: неопределенно-длительного действия - большинство и временные (например, Временное положение о военных комендатурах, дислоцированных на территории Чеченской Республики (утв. Указом Президента РФ от 04.10.2002 № 1120) (с изм. от 10.12.2003)). Вопрос №43 Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Пределы действия нормативных актов по предмету определяются кругом общественных отношений, которые урегулированы данным актом, отраслью законодательства, к которой он относится, и разновидностью (общие или специальные) содержащихся в нем правовых норм. Нормы Конституции РФ имеют неограниченное действие по предмету — они прямо распространяются на все правовые отношения, возникающие в государстве. Действие отраслевых кодексов и законов ограничено рамками предмета данной отрасли законодательства. Так, в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса нормы гражданского законодательства применяются к имущественным и личным неимущественным отношениям между равноправными субъектами и не распространяются на имущественные отношения, основанные на властном подчинении, — налоговые, финансовые, административные. Из этого правила есть исключения, когда закон предусматривает возможность применения положений одной отрасли законодательства для отношений, урегулированных другой отраслью. Например, согласно ст. 11 Налогового кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в настоящем Кодексе, если им не дано определение в самом Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. В границах одной и той же отрасли законодательства действует приоритет специальных норм перед общими. Суть этого правила в следующем. Нормативный акт может содержать общие положения по определенному кругу общественных отношений (например, по отношениям, связанным с заключением и исполнением договора купли-продажи) и одновременно предусматривать особые, специально установленные для конкретных случаев правила (например, по купле-продаже недвижимости). В ситуациях, касающихся этой конкретной разновидности отношений, в первую очередь будут применяться специальные нормы. Так, согласно ст. 454 Гражданского кодекса к договору купли-продажи недвижимости как к разновидности договоров купли-продажи общие положения о купле-продаже применяются, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этом виде договора. Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы. Нормативно–правовые акты могут вступать в силу. а) с момента принятия; б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования); в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования. Законы РФ, другие н.п.а. высших представительных органов вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, еслив тексте акта не указано иное. Н.п.а. Президента и Правительства вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования. Акты министерств вступают в силу по истечение 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции. Утрата юридической силы происходит вследствие: а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте; б) прямой официальной отмены действующего нормативно–правового акта; в) замены одного нормативно–правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы. По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно–правовой акт обретает обратную силу: а) если указание на это имеется в самом акте; б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность. Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно–правового акта во времени – «переживание закона», когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов. Таким образом, нормальным, типичным принципом действия закона во времени является принцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует только «вперед»: ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он не производит. В пространстве (суша, вода, недра, воздушное пространство) нормативно–правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом: а) распространяться на всю территорию государства (акты федеральных органов) б) действовать лишь на какой–то точно определенной части страны (акты субъектов федерации; акты муниципальных органов) в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории. При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе. Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерриториальности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства. Действие нормативно–правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения: а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России); б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству; в) некоторые нормативно–правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс). Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно–правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.
Вопрос № 43. Действие нормативно – правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц.
Каждый нормативный акт действует во времени, в пространстве и касается определенного круга лиц. Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. В соответствии с ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ актов палат Федерального Собрания». Данные нормативно – правовые акты вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования в официальном источнике (Собрание законодательства, Российская газета, Парламентская газета), если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Например: УК РФ принят в мае 1996 году, вступил в силу с 1 января 1997 года. Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер вступает в силу по истечении 7 дней после их первого официального опубликования. Акты Министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве Юстиции. Начало действия некоторых актов определяется моментом их приятия или официального опубликования. Например: акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не предусмотрено самим актом. Нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан срок введения их в действие. Прекращение нормативно – правового акта, связывается со следующими обстоятельствами: - истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт; - в связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом; - в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений (КЗоТ в ТК). Вопрос о действии нормативно – правового акта во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектах. Во – первых, нормативно – правовой акт не имеет обратной силы. Нормативный документ действует в отношении них обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие, за исключением: - когда в самом нормативном акте указано, что его предписание распространяется на общественные отношения, возникшие до его принятия; - когда нормативный акт смягчает или вовсе отменяет уголовную ответственность. Во – вторых, нормативно – правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы, могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия (регулирование длящихся правоотношений). Действие нормативно – правового акта в пространстве – это территориальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Например: - акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом; - акты субъектов – на территории субъектов; - акты органов местного самоуправления действуют в пределах границ муниципальных образований. Действие нормативного акта по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. Существует общее правило в соответствии, с которым нормативно – правовые акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан государства, так и на иностранцев). Однако из этого правила есть исключение: - действующее законодательство РФ распространяется не только на лиц, находящихся на территории РФ, но и на ее граждан за границей; - адресность нормативного акта производна от их содержания и назначения. Так, некоторые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории – юрисдикции правотворческого органа. Другие нормативно – правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресовываться лишь конкретной категории лиц; - свои особенности имеет действие нормативно – правовой акт, в отношении иностранцев и лиц без гражданства: 1) им не предоставляются некоторые права, и не возлагаются определенные обязанности (право избирать, и быть избранными в государственные органы, обязанность службы в Вооруженных силах РФ); 2) представители иностранных государств (главы государств, правительств, дипломатический персонал, посольств) наделяются правом дипломатического иммунитета. Несмотря на эти изъятия, в России признается, и гарантируется Конституцией весь комплекс основополагающих прав и свобод человека, согласно общепризнанным нормам и принципам международного права.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.216.15 (0.014 с.) |