Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные закономерности происхождения государства и праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Особенностью социальной власти и норм в догосударственный период являлось то, что они по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью, Отсюда необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства. Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и норм первобытного общества. Признаки социальной власти, существовавшей в до государственный период: - распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях; - была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т.е субъект и объект власти здесь совпадали); - органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т.п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества. Признаки норм, существовавших в до государственный период: - отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями (т.е. исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени); - существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения; - обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода); - ведущим в них способом регулирования выступал запрет (система табу), отсутствие собственно прав и обязанностей; - выражали интересы всех членов рода и племени. Государство и право как социально-политические явления возникли в процессе расслоения общества на различные по отношению к производству, результатам труда и управлению социальные слои, классы. Определяющими факторами формирования государства и права являлись природные, экономические явления и их трансформация, человек, общество и их эволюция. Все они взаимосвязаны между собой в определенных временных и территориальных отношениях. Влияние природных явлений (космических, сейсмических, географических, климатических) на формирование государства и права можно считать первоначальным объективным фактором, не зависящим от человека и даже непредсказуемым по тем временам. Оно могло выражаться: во-первых, непосредственно через различного рода природные катаклизмы; в о-вторых, значительное позитивное влияние на становление и особенности государств, в частности, Ближнего Востока, Африки, Америки, оказали географические и климатические условия, предопределившие возможность развития земледелия, необходимость сооружения и эксплуатации мощных ирригационных и культовых сооружений, создание измерительных «инструментов» (лунных и солнечных календарей); в-третьих, природные явления косвенно влияли на формирование государственно-правовых институтов через мифы, ритуалы, сознание людей и стереотипы их поведения. Люди вынуждены были объединяться перед стихийными силами природы. Среди экономических факторов, влияющих на возникновение государства и права, главным является (1) развитие производства, переход от присваивающей к производящей экономике. Именно он послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда – (2) отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере торговли-обмена. В ходе специализации труда (3) повышалась его производительность, и как ее следствие появился избыточный продукт. Он обусловил появление возможности товарообмена и присвоения результатов чужого труда, (4) возникновения частной собственности наряду с коллективной, групповой. Человеческий (антропологический) фактор происхождения государства и права не требует доказательств, ибо (1) человек по мере своего развития и в силу объективной необходимости создает различные объединения, союзы и устанавливает для себя и других определенные правила поведения. С известной долей условности можно обозначить признаки «политического» человека, «готового» жить при государстве и праве. (2) В духовно-психологическом плане он достиг определенного консенсуса между религией, окружающей природой и обществом. У него уже есть некие варианты выбора и поведения. (3) С точки зрения интеллектуального развития он дошел до понимания необходимости уступки части своей индивидуальной свободы в пользу политической консолидации. (4) Экономическое развитие выводит человека на новый уровень объединения, теперь уже не для выживания, а для того, чтобы увеличить свои экономические возможности через государство и право в составе господствующего слоя, класса. Общественный (социальный) фактор является определяющим среди вышеназванных. Государство и право по своей сути есть не что иное, как результаты развития конкретного человеческого сообщества, формы его организации, управления и регулирования. В социальном плане зарождение государства началось со (1) смены полигамных отношений моногамными, с (2) утраты родовой общиной социальной однородности, основанной на кровном родстве, её дробления на патриархальные семьи (появление семьи), отдельные из которых становились все более экономически самостоятельными, и их интересы уже не совпадали с интересами общины. (3) Происходит усложнение структуры социальной организации сообщества, связанной преобразованием родов в племена. С развитием трудовых и производственных отношений, с появлением прибавочного продукта, частной собственности постепенно начинается (4) расслоение общества на социально обособленные слои, группы, сословия, касты, классы. Возникает раннеклассовое государство. (5) Раскол общества на классы (имущие и неимущие, эксплуататоров и эксплуатируемых) вызывает в последующем антагонизм между ними. Возникающие внутри общества противоречия не могут быть примирены в рамках догосударственной организации. Возникает протогосударство - такая организация древнего общества, которая характерна для этапа перехода от доклассового к раннеклассовому. В научной литературе иногда его именуют как военная демократия. (1) В руках ограниченного круга лиц, в частности военноначальников, постепенно сосредотачиваются властные структуры. Объективная потребность в решении общих дел, в том числе в регулировании отношений между социально неоднородными группами способствовали (2) появлению некоторых элементов публичной власти. Такая власть располагала (3) аппаратом управления (бюрократия) и принуждения (дружина, стража и др.), создаваемых в целях обеспечения интересов и безопасности образующейся властной элиты. Изложенное в совокупности составляют политические причины возникновения государства. Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Вместе с тем между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом). Цари (правители) ранних государств, понимая значение обычного права, для осуществления своей власти в законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т. д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах - законах Хаммурапи, XII таблиц, реформах Соломона. Однако право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т. е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса. Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений. В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные правомочия, дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые средства и способы контроля за их выполнением: если раньше таким «контролером» были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства - это чиновничество, полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за преступления против собственности и личности, наказания дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего: свободного или раба, мужчины или женщины. Процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) - Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т. д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.
Вопрос № 5. Понятие и свойства государственной власти. Любая государственная власть реализуется в тех или иных организационных формах, совокупность которых составляет механизм государственной власти. Центральное место в государственной власти занимает государственный аппарат, включающий в себя органы государственной власти и государственных чиновников которые осуществляют профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная власть так же включает в себя формы реализации государственной власти непосредственно населением. Механизм государственной власти представляет собой материальное непосредственное существование самого государства, это реальная организационно-материальная сила, располагая которой государство властвует. Решающую роль в государственной власти играют государственные органы. Именно они образуются для осуществления государственной власти. Особенностью государственных органов является то, что они обладают такими средствами и возможностями, которых не имеет ни какая другая организация. Для эффективного выполнения государством своих функций, государство возлагает на свои органы, определенные обязанности и соответствующие права. У государственного органа не существует права в чистом виде, это не какие то его привилегии, они возникают лишь с необходимостью для данного органа выполнять возложенные на него обязанности. Помимо наличия у государственного органа государственно-властных полномочий к его основным чертам можно отнести следующие: орган образуется в установленном государством порядке; он уполномочен государством, осуществлять задачи и функции государства; он действует в установленном для него государственном порядке; органы государства являются частями единого государственного аппарата. Каждый орган государства характеризуется наличием определенной компетенции (кругом вопросов его ведения и совокупностью его полномочий, взятых вместе), структуры, кадрового состава. Одним из основополагающих принципов демократической организации государства является принцип разделения властей. В своем классическом виде теория разделения властей была сформулирована философом Локком философом просветителем Монтескье. Ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти – законодательная, исполнительная, судебная должны осуществляться различными органами, независимо друг от друга, и сдерживающими друг друга. В результате различные ветви не подчинены друг другу, однако находятся в тесной взаимосвязи между собой и во взаимодействие. Разделение властей один из принципов действия Конституции РФ. В ее ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы, которых не в праве выходить за пределы своих полномочий, установленных для них Конституции РФ. Законодательная власть – устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, следовательно, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной власти. Главенствующее положение законодательных органов обуславливает высшую юридическую силу принимаемых им законов, придает общеобязательный характер нормам права выраженных в них. Но верховенство законодательной власти не носит определенный абсолютный характер. Пределы его действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных контрольных органов. Исполнительная власть – занимается реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основа и осуществляться в рамках закона. Исполнительный орган и должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые не предусмотренные Конституцией РФ, законом права, или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер, если является подзаконной, действует на началах законности. Сдержанность ее достигается и посредством ее подотчетности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать все незаконные действия исполнительных органов, должностных лиц в судебном порядке. Судебная власть – призвана охранять права, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершил. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной и исполнительной власти. Независимость и законность правосудия, является важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.118.7 (0.012 с.) |