Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные закономерности происхождения государства и права

Поиск

Особенностью социальной власти и норм в догосударственный период являлось то, что они по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью, Отсюда необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства.

Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и норм первобытного общества.

Признаки социальной власти, существовавшей в до государственный период:

- распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

- была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т.е субъект и объект власти здесь совпадали);

- органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т.п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Признаки норм, существовавших в до государственный период:

- отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями (т.е. исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

- существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

- обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

- ведущим в них способом регулирования выступал запрет (система табу), отсутствие собственно прав и обязанностей;

- выражали интересы всех членов рода и племени.

Государство и право как социально-полити­ческие явления возникли в процессе расслоения общества на раз­личные по отношению к производству, результатам труда и уп­равлению социальные слои, классы.

Определяющими факторами формирования государства и права являлись природные, экономические явления и их трансформация, человек, общество и их эволюция. Все они взаимосвязаны между собой в определенных временных и территориальных отношениях.

Влияние природных явлений (космических, сейсмических, географических, климатических) на формирование государства и права можно считать первоначальным объективным факто­ром, не зависящим от человека и даже непредсказуемым по тем временам. Оно могло выражаться:

во-первых, непосредственно через различного рода природ­ные катаклизмы;

в о-вторых, значительное позитивное влияние на становле­ние и особенности государств, в частности, Ближнего Востока, Африки, Америки, оказали географические и климатические условия, предопределившие возможность развития земледелия, необходимость сооружения и эксплуатации мощных ирригаци­онных и культовых сооружений, создание измерительных «инструментов» (лунных и солнечных календарей);

в-третьих, природные явления косвенно влияли на форми­рование государственно-правовых институтов через мифы, ри­туалы, сознание людей и стереотипы их поведения. Люди вынуждены были объединяться перед сти­хийными силами природы.

Среди экономических факторов, влияющих на возникновение государства и права, главным является (1) развитие произ­водства, переход от присваивающей к производящей экономи­ке. Именно он послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда(2) отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфе­ре торговли-обмена. В ходе специализации труда (3) повы­шалась его производительность, и как ее следствие появился избыточный продукт. Он обусловил появление возможности то­варообмена и присвоения результатов чужого труда, (4) возникно­вения частной собственности наряду с коллективной, группо­вой.

Человеческий (антропологический) фактор происхожде­ния государства и права не требует доказательств, ибо (1) человек по мере своего развития и в силу объективной необходимости создает различные объеди­нения, союзы и устанавливает для себя и других определенные правила поведения. С известной долей условности можно обозначить признаки «политического» человека, «готового» жить при государстве и праве.

(2) В духовно-психологическом плане он достиг определенного консенсуса между религией, окружающей природой и обществом. У него уже есть некие варианты выбора и поведения.

(3) С точки зрения интеллектуального развития он дошел до понимания необходимости уступки части своей ин­дивидуальной свободы в пользу политической консолидации.

(4) Экономическое развитие выводит человека на новый уровень объединения, теперь уже не для выживания, а для того, чтобы увеличить свои экономические возможности через государство и право в составе господствующего слоя, класса.

Общественный (социальный) фактор является определя­ющим среди вышеназванных. Государство и право по своей сути есть не что иное, как результаты развития конкретного человечес­кого сообщества, формы его организации, управления и регу­лирования. В социальном плане зарождение государства нача­лось со (1) смены полигамных отношений моногамными, с (2) утраты родовой общиной социальной однородности, основанной на кровном родстве, её дробления на патриархальные семьи (появление семьи), отдельные из которых становились все более экономически самостоятельными, и их интересы уже не совпадали с интере­сами общины. (3) Происходит усложнение структуры социальной организации сообщества, связанной преобразованием родов в племена. С развитием трудовых и производственных от­ношений, с появлением прибавочного продукта, частной соб­ственности постепенно начинается (4) расслоение общества на со­циально обособленные слои, группы, сословия, касты, классы. Возникает раннеклассовое государство. (5) Раскол общества на классы (имущие и неимущие, эксплуататоров и эксплуатируемых) вызывает в последующем антагонизм между ними.

Возникающие внутри общества противоречия не могут быть примирены в рамках догосударственной организации. Возникает протогосударство - такая организация древнего общества, которая характерна для этапа перехода от доклассового к раннеклассовому. В научной литературе иногда его именуют как военная демократия. (1) В руках ограниченного круга лиц, в частности военноначальников, постепенно сосредотачиваются властные структуры. Объективная потребность в решении общих дел, в том числе в регулировании отношений между социально неоднородными группами способствовали (2) появлению некоторых элементов публичной власти. Такая власть располагала (3) аппаратом управления (бюрократия) и принуждения (дружина, стража и др.), создаваемых в целях обеспечения интересов и безопасности образующейся властной элиты. Изложенное в совокупности составляют политические причины возникновения государства.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во мно­гом аналогичны причинам, породившим государство.

Вместе с тем между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между орга­нами родового самоуправления и органами государства. Веко­вые, проверенные многими поколениями обычаи расценива­лись как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

Цари (правители) ранних государств, понимая значение обычного права, для осуществления своей власти в законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справед­ливые цены и т. д. Это нашло отражение в древнейших право­вых актах - законах Хаммурапи, XII таблиц, реформах Соломона. Однако право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций иг­рало важную роль нормативно-классового регулятора, т. е. рег­ламентировало общественные отношения в интересах экономи­чески господствующего класса.

Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регулято­рах общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в пись­менных источниках, содержат четко сформулированные правомочия, дозво­ления, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются проце­дура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появ­ляются новые средства и способы контроля за их выполнением: если раньше таким «контролером» были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства - это чиновни­чество, полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нор­мы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесто­чаются меры наказания за преступления против собственности и личности, наказания дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего: свободного или раба, мужчины или женщины.

Процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возни­кает и развивается под воздействием религии и нравственнос­ти, а основными его источниками становятся религиозные по­ложения (поучения) - Законы Ману в Индии, Коран в мусуль­манских странах и т. д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и опреде­ленности законодательство и прецедентное право.

 

Вопрос № 5.

Понятие и свойства государственной власти.

Любая государственная власть реализуется в тех или иных организационных формах, совокупность которых составляет механизм государственной власти. Центральное место в государственной власти занимает государственный аппарат, включающий в себя органы государственной власти и государственных чиновников которые осуществляют профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Государственная власть так же включает в себя формы реализации государственной власти непосредственно населением.

Механизм государственной власти представляет собой материальное непосредственное существование самого государства, это реальная организационно-материальная сила, располагая которой государство властвует.

Решающую роль в государственной власти играют государственные органы. Именно они образуются для осуществления государственной власти. Особенностью государственных органов является то, что они обладают такими средствами и возможностями, которых не имеет ни какая другая организация.

Для эффективного выполнения государством своих функций, государство возлагает на свои органы, определенные обязанности и соответствующие права. У государственного органа не существует права в чистом виде, это не какие то его привилегии, они возникают лишь с необходимостью для данного органа выполнять возложенные на него обязанности.

Помимо наличия у государственного органа государственно-властных полномочий к его основным чертам можно отнести следующие: орган образуется в установленном государством порядке; он уполномочен государством, осуществлять задачи и функции государства; он действует в установленном для него государственном порядке; органы государства являются частями единого государственного аппарата.

Каждый орган государства характеризуется наличием определенной компетенции (кругом вопросов его ведения и совокупностью его полномочий, взятых вместе), структуры, кадрового состава.

Одним из основополагающих принципов демократической организации государства является принцип разделения властей.

В своем классическом виде теория разделения властей была сформулирована философом Локком философом просветителем Монтескье. Ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти – законодательная, исполнительная, судебная должны осуществляться различными органами, независимо друг от друга, и сдерживающими друг друга.

В результате различные ветви не подчинены друг другу, однако находятся в тесной взаимосвязи между собой и во взаимодействие.

Разделение властей один из принципов действия Конституции РФ. В ее ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы, которых не в праве выходить за пределы своих полномочий, установленных для них Конституции РФ.

Законодательная власть – устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, следовательно, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной власти. Главенствующее положение законодательных органов обуславливает высшую юридическую силу принимаемых им законов, придает общеобязательный характер нормам права выраженных в них. Но верховенство законодательной власти не носит определенный абсолютный характер. Пределы его действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных контрольных органов.

Исполнительная власть – занимается реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основа и осуществляться в рамках закона. Исполнительный орган и должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые не предусмотренные Конституцией РФ, законом права, или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер, если является подзаконной, действует на началах законности. Сдержанность ее достигается и посредством ее подотчетности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать все незаконные действия исполнительных органов, должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть – призвана охранять права, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершил. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной и исполнительной власти. Независимость и законность правосудия, является важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.118.7 (0.012 с.)