Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный аппарат Республики Казахстан

Поиск

Тесная взаимосвязь функций государства и его механизма обус­лавливает необходимость структурно-функционального подхода к изучению государственного аппарата. Такой подход - одно из направ­лений общего системного анализа, основу которого составляет иссле­дование категорий структуры и функций в их органической взаимо­связи. В соответствии с этим структура аппарата государства должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятельностью по выпол­нению государственных функций.

Опираясь на Конституцию Республики Казахстан, можно класси­фицировать следующие виды (группы, подсистемы) органов, образу­ющих государственный аппарат современного Казахстана.

Президент Республики Казахстан. Президент как глава государ­ства (подобно тому, как это закреплено, например, в конституциях Франции, Германии, Италии) не относится непосредственно к какой ­либо одной из трех основных ветвей власти (раздел 3, ст. 40-48 Кон­ституции РК).

Президент - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости конституции, прав и свобод человека и граж­данина. Главе государства в структуре государственной власти при­надлежит ведущая системообразующая роль. В соответствии с Кон­ституцией он принимает меры по охране суверенитета Республики Казахстан, ее независимости и государственной целостности; обеспе­чивает согласованное функционирование и взаимодействие всех вет­вей государственной власти; определяет основные направления внут­ренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Казахстан и внутри страны, и в международных отно­шениях. Президент является Верховным Главнокомандующим Во­оруженными Силами Республики Казахстан.

Органы представительной и законодательной власти (раздел 4, ст. 49-63 Конституции РК). Представительным и законодательным органом Республики Казахстан является Парламент, который состо­ит из двух палат - Сената и Мажилиса. Парламент - постоянно действующий орган, благодаря чему законодательная функция осущест­вляется непрерывно, что отвечает модели современной государст­венности и обеспечивает нормальную жизнедеятельность общества и государства. Срок полномочий Мажилиса - 5 лет, Сената - 6 лет.

Компетенция Парламента на совместном заседании палат заключа­eтcя в следующем: он вносит изменения и дополнения в Конституцию; принимает конституционные законы; утверждает республиканский бюджет, отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением бюджета, вносит изменения и дополнения в бюджет; за­cлyшивaeт доклад Премьер-министра о Программе Правительства и др.

К исключительному ведению Сената относятся: избрание и освобож­дение от должности по представлению Президента Республики Казах­стан Председателя Верховного Суда, председателей коллегий и судей Верховного Суда РК, принятие ими присяги; дача согласия на назначе­ние Президентом Республики Генерального прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности; лишение неприкосновенности Генерального прокурора, Председателя Верховного Cyдa и судей Верховного Суда РК; досрочное прекращение полномочии местных представительных органов в соответствии с законодательством Респуб­лики; делегирование двух депутатов в состав Высшего Судебного Сове­та Республики Казахстан; рассмотрение возбужденного Мажилисом вопроса об отрешении от должности Президента Республики и вынесе­но его результатов на рассмотрение совместного заседания палат.

К исключительному ведению Мажилиса относятся: принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов законов; подготовка предло­жений по возражениям Президента на принятые законы; избрание и освобождение от должности по представлению Президента Председа­теля, заместителя Председателя, секретаря и членов Центральной избирательной комиссии Республики; объявление очередных выборов Президента Республики; делегирование двух депутатов в состав Ква­лификационной коллегии юстиции; выдвижение обвинения против Президента Республики в совершении государственной измены.

Органы исполнительной власти (раздел 5, ст. 64-70 Конституции РK). Согласно Конституции исполнительную власть Республики Ка­захстан осуществляет Правительство Республики. Оно состоит из Пре­мьер-министра, заместителей Премьер-министра и министров. По Конституции на Правительство возлагается осуществление одной из трех ветвей государственной власти - исполнительной - в наиболее широ­ком объеме, что не входит в компетенцию ни одного другого государ­ственного органа. В ходе этой деятельности Правительство возглавляют­, всю систему исполнительных органов, то есть на высшем уровне, мыкает ее, является «вышестоящей внутри нее инстанцией».

Правительство РК разрабатывает и представляет в Парламент рес­публиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает испол­нение бюджета; разрабатывает основные направления социально-эко­номической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуще­ствление вносит в Мажилис проекты законов и обеспечивает испол­нение законов; вырабатывает меры по проведению внешней полити­ки и Республики; руководит деятельностью министерств, государствен­ных комитетов, иных центральных и местных исполнительных орга­нов и т.д.

Конституционный Совет является одним из важнейших демократических институтов государства и осуществляет конституционный надзор (контроль) с целью обеспечения верховенства и прямого дей­ствия Конституции, защиту на высшем уровне прав и свобод граж­дан, функционирование принципа разделения властей, а в федераль­ных государствах - также и разрешение споров по разграничению компетенции между федерациями и их субъектами.

В современном мире существуют три варианта организации инсти­тута конституционного надзора (контроля). В одних странах его осу­ществление возложено на суды общей юрисдикции (США, Япония и ДР.), в других - на специально созданные конституционные суды (ФРГ, Австрия, Италия и др.), в третьих - на органы несудебного характера (Государственный Совет во Франции, Конституционный Совет в РК). Политико-правовой статус, компетенция органов конституционного надзора (контроля), организация их деятельности, последствия прини­маемых решений различны, зависят от многих обстоятельств.

Конституционный Совет РК является государственным органом, обес­печивающим верховенство Конституции на всей территории Казахстана. Конституционный Совет при осуществлении своих полномочий не­зависим от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, подчиняется только Конституции и не может исходить из по­литических и иных моментов. В процессе своей деятельности Конститу­ционный Совет обязан воздерживаться от установления и исследования иных вопросов во всех случаях, когда это входит в компетенцию судов и других государственных органов. Конституционный Совет не интегри­рован ни в одну из ветвей власти, хотя по полномочиям, организации деятельности и гарантиям несколько приближается к судам.

В соответствии с пунктом 6 статьи 71 Конституции РК организа­ция и деятельность Конституционного Совета регулируются консти­туционным законом. В настоящее время специальным комплексным актом, закрепляющим статус Конституционного Совета в развитие норм Конституции, является Закон «О Конституционном Совете Рес­публики Казахстан» от 25 декабря 1995 года.

Судебная власть - одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти. Соглас­но Конституции РК (раздел 7, ст. 75-82), правосудие в Казахстане осуществляется только судом посредством гражданского, админист­ративного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и под­чиняются только Конституции Республики Казахстан и закону.

Судебная власть в первую очередь призвана осуществлять защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина и распро­страняется на все дела и споры, возникающие на основе Конститу­ции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики.

К судебным органам Республики Казахстан относятся Верховный Суд, а также местные суды. Они осуществляют правосудие посредством рассмотрения гражданских, уголовных, административных дел и хозяйственных споров. Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным су­дам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом и процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает изъяснения по вопросам судебной практики. В системе судов Рес­публики Казахстан есть также военные и экономические суды.

Прокуратура Республики Казахстан - единая централизован­ная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоя­щим и Генеральному прокурору Республики Казахстан. Принятый и в соответствии с Конституцией Закон «О прокуратуре Республики Казахстан от 25 декабря 1995 года подтвердил статус прокурату­ры как важнейшего независимого органа демократического госу­дарства. Согласно этому, в целях обеспечения верховенства зако­н, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод чело­века и гражданина, а также охраняемых законом интересов обще­й: глава и государства, прокуратура Республики Казахстан осуществ­ляет разносторонний надзор за исполнением действующих на тер­ритории Казахстана законов и иные функции, среди которых и уго­ловное преследование в соответствии с полномочиями органов про­куратуры, установленными уголовно-процессуальным законодательством Казахстана. Действующий закон усиливает такой аспект Деятельности прокуратуры, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Органы обороны страны. Согласно Конституции РК и Закону «Об обороне» Вооруженные Силы Республики Казахстан являются госу­дарственной военной организацией, составляющей основу обороны страны. Другой новый орган в системе государственной власти - Со­вет Безопасности (под председательством Президента Республики) ­является высшим специальным государственным органом, который координирует все вопросы безопасности страны.

Хотя органы Вооруженных Сил и другие органы, привлекаемые к выполнению задач обороны, структурно отнесены Конституцией Рес­публики Казахстан к исполнительным органам государственной вла­сти, их функциональное назначение и специфика позволяют выде­лить их в отдельную подсистему органов в структуре государствен­ного аппарата.

Местные органы государственного управления (раздел 8, ст. 85-­89 Конституции РК и Закон РК «О местных представительных и ис­полнительных органах» от 10.12.1993 г., с изменениями и дополне­ниями от 22.05.1995 г.). Местное государственное управление осуществляется местными представительными (маслихаты) и исполнитель­ными органами, которые ответственны за состояние дел на соответ­ствующей территории.

Местные представительные органы - маслихаты (областные, го­родские, районные) выражают волю, населения соответствующих ад­министративно-территориальных единиц и с учетом общегосудар­ственных интересов определяют меры, необходимые для реализации этой воли, контролируют их осуществление. Основные вопросы, ко­торые относятся к ведению маслихатов: утверждение планов, эконо­мических и социальных программ развития территории, местного бюд­жета и отчетов об их исполнении; рассмотрение отчетов руководите­лей местных исполнительных органов по вопросам, отнесенным зако­ном к компетенции маслихата и др.

Местные исполнительные органы, возглавляемые акимами соот­ветствующей административно-территориальной единицы, входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обес­печивают проведение общегосударственной политики в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории. К ведению местных исполнительных органов относится: разработка планов, экономических и социальных программ развития террито­рии, местного бюджета и обеспечение их исполнения; управление ком­мунальной собственностью и др.

Маслихаты принимают по вопросам своей компетенции решения, а акимы - решения и распоряжения, обязательные для исполнения на территории соответствующей административно-территориальной единицы. Решения маслихата, не соответствующие Конституции и законодательству Республики Казахстан, могут быть отменены в су­дебном порядке. Решения и распоряжения акимов могут быть отме­нены, соответственно, Президентом, Правительством Республики Ка­захстан либо вышестоящим акимом, а также в судебном порядке.

4. Принципы организации и деятельности аппарата государства

Под принципами организации и деятельности государственного аппарата следует понимать наиболее важные, ключевые идеи и по­ложения, лежащие в основе его построения и функционирования. Они раскрывают социально-классовую сущность, социальное содер­жание и назначение, основные цели и задачи государства. Принци­пы организации и деятельности государственного аппарата разра­батывались, обосновывались и претворялись в жизнь в процессе всей многовековой деятельности государственного механизма. Одни из них, касающиеся в основном деятельности госаппаратов многих стран, приживались и развивались, а другие по мере происходящих изменений отпадали.

Несмотря на особенности отдельных государств и происходящие в них изменения, в организации и деятельности госаппаратов разных стран имеются общие принципы, относящиеся к механизму государства. В целом, и частные принципы, действие которых распространя­ется лишь на некоторые звенья государственного аппарата, отдель­ные органы или группы органов. Рассмотрим содержание каждого принципа.

Гуманизм означает признание ценности человека как личности, утверждение приоритета его интересов в деятельности государства. Гуманизм предполагает, прежде всего, учет и уважение элементарных прав человека в деятельности государственных органов - права на жизнь, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на собственность и др. (п. 2 ст. 12 Конституции РК).

Демократизм. В переводе с греческого демократия означает народовластие. Содержание принципа демократизма заключается в признании народа источником государственной власти, признании его права на участие в принятии политических решений, провозглаше­нии широкого круга гражданских прав и свобод. Различают непо­средственную и представительную демократию. Непосредственная де­мократия предполагает участие каждого в принятии политических решений. Согласно пункту 2 статьи 33 Конституции РК «граждане Республики имеют право избирать и быть избранный в государствен­ныe органы... участвовать в республиканском референдуме». Пред­ставительная демократия выражается в деятельности выборных представительный органов государства. Часть 1 статьи 3 Конституции РК гласит: «Единственным источником государственной власти является народ. Народ осуществляет власть непосредственно через республи­канский референдум и свободные выборы, а также делегирует осу­ществление своей власти государственным органам».

Гласность. В содержание данного принципа входят: достаточная информированность общества о деятельности государственных орга­нов, поскольку только на основе гласности возможно реальное наро­довластие, а также право каждого на получение информации, затра­гивающей его права и законныe интересы. В Казахстане принцип гласности развивается в более широком плане - путем формирования об­щественного мнения о деятельности государственного аппарата. В п.2 ст.20 Конституции РК предусмотрено: «Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запре­щенным законом способом».

3аконность. Обладая не только юридическим, но и политическим характером, принцип законности выступает как основной метод функционирования различных государственных органов и организаций. И применительно к деятельности государственного аппарата разных стpaн законность означает осуществление всех свойственных государ­ственным органам и должностным лицам функций в строгом соответ­ствии с действующей конституцией, законами и подзаконными акта­ми, согласно установленной в законодательном порядке компетенции. В Республике Казахстан государственный аппарат, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых. В соответствии с ней актов законодательства. Вся деятельность госу­дарственных органов урегулирована нормами права, строгая и неук­лонная их реализация составляет содержание принципа законности.

Централизм. Государственный аппарат имеет иерархическую структуру: нижестоящие органы государства должны выполнять ре­шения вышестоящих органов, регулярно отчитываться перед ними. Органы государства могут иметь подчинение только по вертикали или так называемое «двойное подчинение» - по вертикали и горизонтали. Так, например, в Республике Казахстан, в областях отраслевой госу­дарственный департамент подчиняется вышестоящему отраслевому органу и местной администрации.

Национальное равноправие. В тех или иных странах острота поста­новки национального вопроса различна, в прямой зависимости от этого находится и актуальность данного принципа. Здесь в более широком плане речь может идти о равноправии вообще - не только о расовом или национальном, но и о равенстве права на замещение должностей в государственном аппарате независимо от возраста, пола, религиоз­ных верований и т.д. В Конституции РК особо подчеркнуто: «Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам про­исхождения, социального, должностного и имущественного положе­ния, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеж­дений, месте жительства или по любым иным обстоятельствам» (п. 2 ст. 14); «Граждане Республики имеют равное право на доступ к госу­дарственной службе...» (п. 4 ст. 33).

Профессионализм и этика. В числе важнейших принципов орга­низaции и деятельности госаппаратов разных стран огромное значе­ние имеют принципы, касающиеся высокого профессионализма госу­дарственных служащих разных рангов, а также соблюдения ими со­ответствующих этических норм.

Подбор и расстановка в структуре госаппарата безупречных в про­фессиональном и этическом плане государственных служащих с не­избежностью предполагает выработку и применение в процессе отбо­ра соответствующих способов, как-то: анкетирование, собеседование, прохождение определенных тестов и сдача экзаменов, проверка на лояльность правящему режиму, а также определение и соблюдение разнообразных (политических, идеологических, медицинских/состо­яние здоровья/ и иных) требований-критериев, соответствие которым является обязательным для занятия той или иной государственной должности.

Разделение властей. Это фундаментальный принцип организации и деятельности государственного аппарата в современных конститу­ционных государствах. Его теоретическое обоснование связано прежнего с учеными Нового времени Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье (хотя сама идея имеет очень давнюю историю), а практическое осу­ществление - с периодом буржуазных революций.

Принцип разделения властей не абсолютен, государственно-пра­вовые формы его реализации зависят от национальных традиций в широком смысле, от конкретной социально-экономической и поли­тической ситуации. Подведя итог рассмотрению государственного аппарата, построенного на основе принципа разделения властей, можно сформулировать его организационно-правовые черты:

- единая суверенная власть принадлежит народу;

- отсутствует орган, в котором концентрировалась бы вся полнота государственной власти;

- независимость каждой из трех ветвей государственной власти и реализующих ее государственных органов относительна;

- система «сдержек и противовесов» ограничивает власть каждого органа государства и препятствует сосредоточению власти в рамках какой-либо одной ветви власти в ущерб двум другим.

Политическая и государственная власть. Государственная власть ­политическая власть, декларирующая, что она действует от имени все­го общества. Тем не менее, как считает В.Е. Чиркин, ее следует отли­чать от государственной, поскольку не всякая политическая власть является государственной. Однако всякая государственная власть является политической, регулируя отношения социальных групп.

Государственная власть сформирована и закреплена в правовой форме, она реализуется специальным государственным аппаратом. Политическая негосударственная власть, которой могут обладать по­литические партии и иные объединения граждан, борющиеся за об­ладание государственной властью, имеет разные механизмы для своего осуществления.

Четвертой властью нередко называют средства массовой инфор­мации, поскольку они оказывают огромное влияние на принятие по­литических решений, с ними вынуждены считаться и властные струк­туры государства, и политические партии. Именно поэтому ведется борьба и за обладание печатными и электронными СМИ.

Научная теория разделения властей имеет смысл только примени­тельно к государственному аппарату демократического государства и прежде всего - к его высшим органам. Конституция Республики Казахстан гласит: «Государственная власть в Республике едина, осу­ществляется на основе Конституции и законов в соответствии с прин­ципом ее разделения·на законодательную, исполнительную и судеб­ную ветви и взаимодействия их между собой с использованием систе­мы сдержек и противовесов» (п. 4 ст. 3).

Легитимность государственной власти. Принцип легитимности ­сущностное свойство государственной власти. Термин «легитимность» исторически возник в начале XIX века во Франции для характерис­тики государственной власти как власти законной (при этом власть Наполеона рассматривалась как власть, самочинно узурпированная и, значит, нелегитимная). С течением времени объем содержания это­го термина расширился. Легитимность стала означать не только за­конность происхождения и способа установления власти, но и такое состояние власти, когда граждане государства признают право дан­ной власти предписывать им тот или иной способ поведения.

Большой вклад в теоретическую разработку понятия легитимности внес немецкий ученый (историк-юрист) Макс Вебер. Согласно разрабо­танной им и ставшей классической теории легитимность характеризу­ют два фундаменальных признака: признание власти, реализуемой су­ществующими институтами государства, и обязанность индивидов ей подчиняться. Макс Вебер выделил три основных типа легитимности:

- легитимность, базирующаяся на традиции «традиционная», на­пример, монархическая, власть);

- легитимность, основанная на харизме (священном даре), кото­рой обладает лидер, вождь;

- легитимность, основанная на демократическом (рациональном) устройстве и процедурах государственной власти.

В традиционном обществе, говоря о легитимности власти, обычно выделяют власть старейшин, власть вождя племени, власть монарха и другие разновидности.

В чистом виде ни один из указанных типов легитимности не суще­ствует. Каждому государству соответствует то или иное сочетание типов легитимности. Сегодня веберовская типология имеет истори­ко-познавательную ценность и не является в полной мере актуаль­ным инструментарием современных исследований государства и по­литической системы.

Также и современная рациональная (демократическая) легитим­ность оказывается далеко не однозначным, многогранным и много­плановым явлением. Обычно выделяют четыре разновидности:

- плюралистические демократии, которые признаются большин­ством граждан как легитимные;

- авторитарно-бюрократические режимы, где основные права и свободы соблюдаются частично;

- тоталитарные режимы, не поддерживаемые большинством граж­дан государства;

- режимы, относительно которых не существует ни признания, ни неприятия тех, кому принадлежит власть. Это беднейшие страны Азии и Африки, где бессмысленно даже ставить вопрос о легитимности вла­сти, поскольку эта проблема отсутствует в сознании людей.

Наряду с типологией обычно выделяются основания (источники) и легитимности власти. К ним относятся: идеологические принципы и убеждения граждан; доверие к традиционной и устоявшейся системе власти; преданность власти, благодаря положительной оценке лич­ных качеств субъектов власти (президент, премьер-министр); поли­тические (или государственные) методы принуждения.

С понятием легитимности тесно связаны проблемы делегитимации государственной власти, особенно актуальные для сегодняшнего Ка­захстана. Политико-правовой фон, на котором обостряются проблемы делегитимации - это нарастающая бюрократизация, коррумпированность чиновничества, криминализация общества в целом. Вви­ду неразвитости институтов гражданского общества в стране практи­чески, не действует контроль «снизу» за исполнительной властью.

 

Лекция 9.

Тема: Функции государства.

План



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 961; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.253 (0.016 с.)