Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственный аппарат Республики КазахстанСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тесная взаимосвязь функций государства и его механизма обуславливает необходимость структурно-функционального подхода к изучению государственного аппарата. Такой подход - одно из направлений общего системного анализа, основу которого составляет исследование категорий структуры и функций в их органической взаимосвязи. В соответствии с этим структура аппарата государства должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятельностью по выполнению государственных функций. Опираясь на Конституцию Республики Казахстан, можно классифицировать следующие виды (группы, подсистемы) органов, образующих государственный аппарат современного Казахстана. Президент Республики Казахстан. Президент как глава государства (подобно тому, как это закреплено, например, в конституциях Франции, Германии, Италии) не относится непосредственно к какой либо одной из трех основных ветвей власти (раздел 3, ст. 40-48 Конституции РК). Президент - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости конституции, прав и свобод человека и гражданина. Главе государства в структуре государственной власти принадлежит ведущая системообразующая роль. В соответствии с Конституцией он принимает меры по охране суверенитета Республики Казахстан, ее независимости и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Казахстан и внутри страны, и в международных отношениях. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан. Органы представительной и законодательной власти (раздел 4, ст. 49-63 Конституции РК). Представительным и законодательным органом Республики Казахстан является Парламент, который состоит из двух палат - Сената и Мажилиса. Парламент - постоянно действующий орган, благодаря чему законодательная функция осуществляется непрерывно, что отвечает модели современной государственности и обеспечивает нормальную жизнедеятельность общества и государства. Срок полномочий Мажилиса - 5 лет, Сената - 6 лет. Компетенция Парламента на совместном заседании палат заключаeтcя в следующем: он вносит изменения и дополнения в Конституцию; принимает конституционные законы; утверждает республиканский бюджет, отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением бюджета, вносит изменения и дополнения в бюджет; заcлyшивaeт доклад Премьер-министра о Программе Правительства и др. К исключительному ведению Сената относятся: избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан Председателя Верховного Суда, председателей коллегий и судей Верховного Суда РК, принятие ими присяги; дача согласия на назначение Президентом Республики Генерального прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности; лишение неприкосновенности Генерального прокурора, Председателя Верховного Cyдa и судей Верховного Суда РК; досрочное прекращение полномочии местных представительных органов в соответствии с законодательством Республики; делегирование двух депутатов в состав Высшего Судебного Совета Республики Казахстан; рассмотрение возбужденного Мажилисом вопроса об отрешении от должности Президента Республики и вынесено его результатов на рассмотрение совместного заседания палат. К исключительному ведению Мажилиса относятся: принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов законов; подготовка предложений по возражениям Президента на принятые законы; избрание и освобождение от должности по представлению Президента Председателя, заместителя Председателя, секретаря и членов Центральной избирательной комиссии Республики; объявление очередных выборов Президента Республики; делегирование двух депутатов в состав Квалификационной коллегии юстиции; выдвижение обвинения против Президента Республики в совершении государственной измены. Органы исполнительной власти (раздел 5, ст. 64-70 Конституции РK). Согласно Конституции исполнительную власть Республики Казахстан осуществляет Правительство Республики. Оно состоит из Премьер-министра, заместителей Премьер-министра и министров. По Конституции на Правительство возлагается осуществление одной из трех ветвей государственной власти - исполнительной - в наиболее широком объеме, что не входит в компетенцию ни одного другого государственного органа. В ходе этой деятельности Правительство возглавляют, всю систему исполнительных органов, то есть на высшем уровне, мыкает ее, является «вышестоящей внутри нее инстанцией». Правительство РК разрабатывает и представляет в Парламент республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета; разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление вносит в Мажилис проекты законов и обеспечивает исполнение законов; вырабатывает меры по проведению внешней политики и Республики; руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов и т.д. Конституционный Совет является одним из важнейших демократических институтов государства и осуществляет конституционный надзор (контроль) с целью обеспечения верховенства и прямого действия Конституции, защиту на высшем уровне прав и свобод граждан, функционирование принципа разделения властей, а в федеральных государствах - также и разрешение споров по разграничению компетенции между федерациями и их субъектами. В современном мире существуют три варианта организации института конституционного надзора (контроля). В одних странах его осуществление возложено на суды общей юрисдикции (США, Япония и ДР.), в других - на специально созданные конституционные суды (ФРГ, Австрия, Италия и др.), в третьих - на органы несудебного характера (Государственный Совет во Франции, Конституционный Совет в РК). Политико-правовой статус, компетенция органов конституционного надзора (контроля), организация их деятельности, последствия принимаемых решений различны, зависят от многих обстоятельств. Конституционный Совет РК является государственным органом, обеспечивающим верховенство Конституции на всей территории Казахстана. Конституционный Совет при осуществлении своих полномочий независим от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, подчиняется только Конституции и не может исходить из политических и иных моментов. В процессе своей деятельности Конституционный Совет обязан воздерживаться от установления и исследования иных вопросов во всех случаях, когда это входит в компетенцию судов и других государственных органов. Конституционный Совет не интегрирован ни в одну из ветвей власти, хотя по полномочиям, организации деятельности и гарантиям несколько приближается к судам. В соответствии с пунктом 6 статьи 71 Конституции РК организация и деятельность Конституционного Совета регулируются конституционным законом. В настоящее время специальным комплексным актом, закрепляющим статус Конституционного Совета в развитие норм Конституции, является Закон «О Конституционном Совете Республики Казахстан» от 25 декабря 1995 года. Судебная власть - одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти. Согласно Конституции РК (раздел 7, ст. 75-82), правосудие в Казахстане осуществляется только судом посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Республики Казахстан и закону. Судебная власть в первую очередь призвана осуществлять защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина и распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики. К судебным органам Республики Казахстан относятся Верховный Суд, а также местные суды. Они осуществляют правосудие посредством рассмотрения гражданских, уголовных, административных дел и хозяйственных споров. Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом и процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает изъяснения по вопросам судебной практики. В системе судов Республики Казахстан есть также военные и экономические суды. Прокуратура Республики Казахстан - единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Казахстан. Принятый и в соответствии с Конституцией Закон «О прокуратуре Республики Казахстан от 25 декабря 1995 года подтвердил статус прокуратуры как важнейшего независимого органа демократического государства. Согласно этому, в целях обеспечения верховенства закон, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общей: глава и государства, прокуратура Республики Казахстан осуществляет разносторонний надзор за исполнением действующих на территории Казахстана законов и иные функции, среди которых и уголовное преследование в соответствии с полномочиями органов прокуратуры, установленными уголовно-процессуальным законодательством Казахстана. Действующий закон усиливает такой аспект Деятельности прокуратуры, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Органы обороны страны. Согласно Конституции РК и Закону «Об обороне» Вооруженные Силы Республики Казахстан являются государственной военной организацией, составляющей основу обороны страны. Другой новый орган в системе государственной власти - Совет Безопасности (под председательством Президента Республики) является высшим специальным государственным органом, который координирует все вопросы безопасности страны. Хотя органы Вооруженных Сил и другие органы, привлекаемые к выполнению задач обороны, структурно отнесены Конституцией Республики Казахстан к исполнительным органам государственной власти, их функциональное назначение и специфика позволяют выделить их в отдельную подсистему органов в структуре государственного аппарата. Местные органы государственного управления (раздел 8, ст. 85-89 Конституции РК и Закон РК «О местных представительных и исполнительных органах» от 10.12.1993 г., с изменениями и дополнениями от 22.05.1995 г.). Местное государственное управление осуществляется местными представительными (маслихаты) и исполнительными органами, которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории. Местные представительные органы - маслихаты (областные, городские, районные) выражают волю, населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для реализации этой воли, контролируют их осуществление. Основные вопросы, которые относятся к ведению маслихатов: утверждение планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и отчетов об их исполнении; рассмотрение отчетов руководителей местных исполнительных органов по вопросам, отнесенным законом к компетенции маслихата и др. Местные исполнительные органы, возглавляемые акимами соответствующей административно-территориальной единицы, входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведение общегосударственной политики в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории. К ведению местных исполнительных органов относится: разработка планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и обеспечение их исполнения; управление коммунальной собственностью и др. Маслихаты принимают по вопросам своей компетенции решения, а акимы - решения и распоряжения, обязательные для исполнения на территории соответствующей административно-территориальной единицы. Решения маслихата, не соответствующие Конституции и законодательству Республики Казахстан, могут быть отменены в судебном порядке. Решения и распоряжения акимов могут быть отменены, соответственно, Президентом, Правительством Республики Казахстан либо вышестоящим акимом, а также в судебном порядке. 4. Принципы организации и деятельности аппарата государства Под принципами организации и деятельности государственного аппарата следует понимать наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования. Они раскрывают социально-классовую сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи государства. Принципы организации и деятельности государственного аппарата разрабатывались, обосновывались и претворялись в жизнь в процессе всей многовековой деятельности государственного механизма. Одни из них, касающиеся в основном деятельности госаппаратов многих стран, приживались и развивались, а другие по мере происходящих изменений отпадали. Несмотря на особенности отдельных государств и происходящие в них изменения, в организации и деятельности госаппаратов разных стран имеются общие принципы, относящиеся к механизму государства. В целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного аппарата, отдельные органы или группы органов. Рассмотрим содержание каждого принципа. Гуманизм означает признание ценности человека как личности, утверждение приоритета его интересов в деятельности государства. Гуманизм предполагает, прежде всего, учет и уважение элементарных прав человека в деятельности государственных органов - права на жизнь, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на собственность и др. (п. 2 ст. 12 Конституции РК). Демократизм. В переводе с греческого демократия означает народовластие. Содержание принципа демократизма заключается в признании народа источником государственной власти, признании его права на участие в принятии политических решений, провозглашении широкого круга гражданских прав и свобод. Различают непосредственную и представительную демократию. Непосредственная демократия предполагает участие каждого в принятии политических решений. Согласно пункту 2 статьи 33 Конституции РК «граждане Республики имеют право избирать и быть избранный в государственныe органы... участвовать в республиканском референдуме». Представительная демократия выражается в деятельности выборных представительный органов государства. Часть 1 статьи 3 Конституции РК гласит: «Единственным источником государственной власти является народ. Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам». Гласность. В содержание данного принципа входят: достаточная информированность общества о деятельности государственных органов, поскольку только на основе гласности возможно реальное народовластие, а также право каждого на получение информации, затрагивающей его права и законныe интересы. В Казахстане принцип гласности развивается в более широком плане - путем формирования общественного мнения о деятельности государственного аппарата. В п.2 ст.20 Конституции РК предусмотрено: «Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом». 3аконность. Обладая не только юридическим, но и политическим характером, принцип законности выступает как основной метод функционирования различных государственных органов и организаций. И применительно к деятельности государственного аппарата разных стpaн законность означает осуществление всех свойственных государственным органам и должностным лицам функций в строгом соответствии с действующей конституцией, законами и подзаконными актами, согласно установленной в законодательном порядке компетенции. В Республике Казахстан государственный аппарат, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых. В соответствии с ней актов законодательства. Вся деятельность государственных органов урегулирована нормами права, строгая и неуклонная их реализация составляет содержание принципа законности. Централизм. Государственный аппарат имеет иерархическую структуру: нижестоящие органы государства должны выполнять решения вышестоящих органов, регулярно отчитываться перед ними. Органы государства могут иметь подчинение только по вертикали или так называемое «двойное подчинение» - по вертикали и горизонтали. Так, например, в Республике Казахстан, в областях отраслевой государственный департамент подчиняется вышестоящему отраслевому органу и местной администрации. Национальное равноправие. В тех или иных странах острота постановки национального вопроса различна, в прямой зависимости от этого находится и актуальность данного принципа. Здесь в более широком плане речь может идти о равноправии вообще - не только о расовом или национальном, но и о равенстве права на замещение должностей в государственном аппарате независимо от возраста, пола, религиозных верований и т.д. В Конституции РК особо подчеркнуто: «Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, месте жительства или по любым иным обстоятельствам» (п. 2 ст. 14); «Граждане Республики имеют равное право на доступ к государственной службе...» (п. 4 ст. 33). Профессионализм и этика. В числе важнейших принципов организaции и деятельности госаппаратов разных стран огромное значение имеют принципы, касающиеся высокого профессионализма государственных служащих разных рангов, а также соблюдения ими соответствующих этических норм. Подбор и расстановка в структуре госаппарата безупречных в профессиональном и этическом плане государственных служащих с неизбежностью предполагает выработку и применение в процессе отбора соответствующих способов, как-то: анкетирование, собеседование, прохождение определенных тестов и сдача экзаменов, проверка на лояльность правящему режиму, а также определение и соблюдение разнообразных (политических, идеологических, медицинских/состояние здоровья/ и иных) требований-критериев, соответствие которым является обязательным для занятия той или иной государственной должности. Разделение властей. Это фундаментальный принцип организации и деятельности государственного аппарата в современных конституционных государствах. Его теоретическое обоснование связано прежнего с учеными Нового времени Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье (хотя сама идея имеет очень давнюю историю), а практическое осуществление - с периодом буржуазных революций. Принцип разделения властей не абсолютен, государственно-правовые формы его реализации зависят от национальных традиций в широком смысле, от конкретной социально-экономической и политической ситуации. Подведя итог рассмотрению государственного аппарата, построенного на основе принципа разделения властей, можно сформулировать его организационно-правовые черты: - единая суверенная власть принадлежит народу; - отсутствует орган, в котором концентрировалась бы вся полнота государственной власти; - независимость каждой из трех ветвей государственной власти и реализующих ее государственных органов относительна; - система «сдержек и противовесов» ограничивает власть каждого органа государства и препятствует сосредоточению власти в рамках какой-либо одной ветви власти в ущерб двум другим. Политическая и государственная власть. Государственная власть политическая власть, декларирующая, что она действует от имени всего общества. Тем не менее, как считает В.Е. Чиркин, ее следует отличать от государственной, поскольку не всякая политическая власть является государственной. Однако всякая государственная власть является политической, регулируя отношения социальных групп. Государственная власть сформирована и закреплена в правовой форме, она реализуется специальным государственным аппаратом. Политическая негосударственная власть, которой могут обладать политические партии и иные объединения граждан, борющиеся за обладание государственной властью, имеет разные механизмы для своего осуществления. Четвертой властью нередко называют средства массовой информации, поскольку они оказывают огромное влияние на принятие политических решений, с ними вынуждены считаться и властные структуры государства, и политические партии. Именно поэтому ведется борьба и за обладание печатными и электронными СМИ. Научная теория разделения властей имеет смысл только применительно к государственному аппарату демократического государства и прежде всего - к его высшим органам. Конституция Республики Казахстан гласит: «Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения·на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов» (п. 4 ст. 3). Легитимность государственной власти. Принцип легитимности сущностное свойство государственной власти. Термин «легитимность» исторически возник в начале XIX века во Франции для характеристики государственной власти как власти законной (при этом власть Наполеона рассматривалась как власть, самочинно узурпированная и, значит, нелегитимная). С течением времени объем содержания этого термина расширился. Легитимность стала означать не только законность происхождения и способа установления власти, но и такое состояние власти, когда граждане государства признают право данной власти предписывать им тот или иной способ поведения. Большой вклад в теоретическую разработку понятия легитимности внес немецкий ученый (историк-юрист) Макс Вебер. Согласно разработанной им и ставшей классической теории легитимность характеризуют два фундаменальных признака: признание власти, реализуемой существующими институтами государства, и обязанность индивидов ей подчиняться. Макс Вебер выделил три основных типа легитимности: - легитимность, базирующаяся на традиции «традиционная», например, монархическая, власть); - легитимность, основанная на харизме (священном даре), которой обладает лидер, вождь; - легитимность, основанная на демократическом (рациональном) устройстве и процедурах государственной власти. В традиционном обществе, говоря о легитимности власти, обычно выделяют власть старейшин, власть вождя племени, власть монарха и другие разновидности. В чистом виде ни один из указанных типов легитимности не существует. Каждому государству соответствует то или иное сочетание типов легитимности. Сегодня веберовская типология имеет историко-познавательную ценность и не является в полной мере актуальным инструментарием современных исследований государства и политической системы. Также и современная рациональная (демократическая) легитимность оказывается далеко не однозначным, многогранным и многоплановым явлением. Обычно выделяют четыре разновидности: - плюралистические демократии, которые признаются большинством граждан как легитимные; - авторитарно-бюрократические режимы, где основные права и свободы соблюдаются частично; - тоталитарные режимы, не поддерживаемые большинством граждан государства; - режимы, относительно которых не существует ни признания, ни неприятия тех, кому принадлежит власть. Это беднейшие страны Азии и Африки, где бессмысленно даже ставить вопрос о легитимности власти, поскольку эта проблема отсутствует в сознании людей. Наряду с типологией обычно выделяются основания (источники) и легитимности власти. К ним относятся: идеологические принципы и убеждения граждан; доверие к традиционной и устоявшейся системе власти; преданность власти, благодаря положительной оценке личных качеств субъектов власти (президент, премьер-министр); политические (или государственные) методы принуждения. С понятием легитимности тесно связаны проблемы делегитимации государственной власти, особенно актуальные для сегодняшнего Казахстана. Политико-правовой фон, на котором обостряются проблемы делегитимации - это нарастающая бюрократизация, коррумпированность чиновничества, криминализация общества в целом. Ввиду неразвитости институтов гражданского общества в стране практически, не действует контроль «снизу» за исполнительной властью.
Лекция 9. Тема: Функции государства. План
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 961; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.253 (0.016 с.) |