Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и значение формы государстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие «форма государства» является одной из важнейших содержательных категорий государствоведения. Его методологическое значение И. Кант рассматривал в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. Научные разработки и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной недооценке данной категории. Однако строгость и четкость формы государства (как и формы права), вытекающие из государственно-правовой природы, могли бы существенно ограничить субъективизм и произвол в проведении провозглашенного политического курса. При этом не всегда обращается внимание на то, что форма и есть способ существования и выражения содержания, что именно форма, а не что-либо другое, содержательна. Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше родственных черт с рабовладельческой монархией, нежели с республикой периода капитализма, поскольку и республика, и монархия при рабовладельческом строе - лишь различные формы проявления экономической и политической власти рабовладельцев, разные инструменты достижения единых задач и целей. Форма государства, как и его сущность, и содержание, никогда не остается раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них. Справедливым является утверждение Л. Гумпловича о том, что «учение о различии государств или государственных формах» является «столь же шатким и не установленным, как и определение понятия государства» Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному - республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры и другие факторы. Небольшие по территории государства являются унитарными. Многонациональный состав населения предъявляет к государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам. События в Югославии, сложная ситуация в бывших республиках СССР - тому свидетельство. Межнациональные распри подтверждают слова И.А. Ильина, который считал, что каждому народу должны быть свойственны «своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным». В настоящее время проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект. Форма государства, то есть устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной власти. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы правления, формы (государственного) устройства и формы государственного, политического режима. Указанное понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время ее считали состоящей из формы правления и формы государственного устройства, к которым впоследствии по итогам научной дискуссии добавился еще один элемент - политический режим. Сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти, заключающейся в единстве трех элементов: формы правления, государственного устройства и политического режима. Данное мнение является преобладающим не только в отечественной, но и в зарубежной литературе. Таким образом, под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима. Форма правления государства Форма правления - это способ организации и формирования верховной государственной власти, она затрагивает вопросы о том, как построена верховная власть в государстве, какие органы и должностные лица наделены этой властью, каким образом она формируется и распределяется между ними и т.д. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле. В свое время Аристотель определял формы правления в зависимости от того, если осуществляется верховная власть единолично - монархия, ограниченным числом лиц - аристократия, всем населением - демократия. Указанный критерий сохранился до настоящего времени: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим выделяют монархические и республиканские формы правления. Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по собственному усмотрению, по праву, которое не делегировано ему никакой другой властью, а власть принадлежит ему по принципу наследования. Двумя основными разновидностями монархии являются абсолютная монархия и представительная. При абсолютной монархии верховная власть монарха (короля, царя, шаха, императора) не ограничена каким-либо представительным (законосовещательным или законодательным) органом. Абсолютными монархами были, например, французские короли (до Французской революции 1789 г.), российские императоры (до формирования государственной думы в начале ХХ в.) и т.д. При представительной монархии власть монарха ограничена властью представительного органа с определенными законосовещательными или законодательными полномочиями. Двумя основными историческими формами представительной монархии являются сословно-представительная монархия и конституционная монархия. При сословно-представительной монархии власть монарха ограничена законосовещательными полномочиями сословно-предварительного органа, то есть собрания представителей различных сословий - духовенства, дворянства и верхушки нарождающегося третьего сословия (купцы, ремесленники и т.д.). Подобные сословно-предварительные собрания, созыв и объем полномочий, которых зависели от ноли самого монарха, характерны для эпохи перехода от феодальной раздробленности к абсолютным монархиям. Конституционная монархия как форма правления исторически приходит на смену абсолютной монархии. При конституционной монархии власть монарха на основе конституции (или определенных правовых актов) ограничивается законодательной властью парламента как органа народного представительства. При этом члены нижней палаты парламента избираются населением, а верхняя палата, как правило, формируется по принципу наследования, по назначению монарха и т.д. На стадии неразвитой конституционной монархии, именуемой дуалистической монархией, вся исполнительная власть, включая право формировать правительство, назначать министров и других должностных лиц, принадлежит монарху. Он обладает также правом абсолютного вето и правом роспуска парламента по своему усмотрению. Полномочия парламента в дуалистической монархии ограничены вопросами законодательства и вотирования бюджета (его одобрения или отклонения). Такая форма правления имела место в ряде стран (Германия, Австрия, Италия и др.) в конце ХIХ - начале ХХ веков. В настоящее время дуалистическими монархиями являются по своей сути Иордания, Марокко, Непал. Современная развитая конституционная монархия (в Великобритании, Бельгии, Испании, Нидерландах, Норвегии, IIIвеции, Японии и т.д.) представляет собой правовое государство. В таком государстве полномочия монарха, являющегося главой государства, во многом носят номинальный характер. Правительство (из представительной партии, получившей большинство мест в парламенте) формируется парламентом и ответственно перед ним. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - правительству, которое, кроме того, в порядке делегированного (парламентом) законодательства издает нормативно-правовые акты и в рамках права законодательной инициативы активно участвует в законодательной деятельности. Республика (от лат. res publica- публичное, общенародное дело) - это форма правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти. Существенное значение в условиях республики имеет избирательное законодательство, от содержания которого зависит социальный характер соответствующего республиканского строя. По своему социальному хаpaктepy республики могут быть аристократическими, олигархическими, демократическими. Республиканская форма правления сложилась в древнем мире (Римская сенатская республика в V-I вв. до н.э.). Известны также и феодальные республики (города-республики Венеция, Генуя, Флоренция - в Италии, вольные города - в Германии, Новгород и Псков - в России и т.д.). Двумя основными формами современной республики являются парламентская республика и президентская республика. Они представляют собой различные варианты реализации принципа разделения властей в правовом государстве. На выбор формы правления оказывает влияние ряд факторов, но определяющими здесь должны быть долговременные интересы стабильности государства. Парламентская республика. Здесь сильна законодательная власть, а исполнительная власть подчинена ей. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Таким образом, выборы одновременно решают вопрос о составе и парламента, и правительства. До тех пор, пока правительство располагает поддержкой большинства законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления законопроектов. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку. При всех существующих вариациях в парламентских республиках президент играет незначительную роль; исполнительная власть является по сути продолжением законодательной, и тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму. Обычно президент в парламентской республике всенародно не избирается (одно из немногих исключений - Болгария), чтобы он, пользуясь поддержкой народа, не мог себя противопоставить парламенту; избрание президента осуществляется или парламентом, или специально создаваемой коллегией. Президент представляет государство в сфере внешней политики, но и здесь он вынужден согласовывать свои действия с парламентом. Президент, как правило, не имеет права на проведение референдумов, на введение чрезвычайного положения, на увольнение по собственному усмотрению главы правительства. Парламентских республик в мире не очень много: ФРГ, Финляндия, Индия, Турция, Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария, Эстония, Италия и некоторые другие государства. Президентская республика как форма правления характеризуется в первую очередь тем, что избранный глава государства одновременно является и главой правительства, которое он назначает в ряде стран с согласия парламента и которое он вправе распустить. Достоинство президентской формы правления заключается, прежде всего, в том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма предоставляет полномочия одному лицу, которое может осуществлять руководство в чрезвычайных обстоятельствах. И не случайно, сталкиваясь с теми или иными сложными проблемами, некоторые страны (например, Франция в 50-х гг. ХХ в.) подчеркивают значение поста президента. Президентская система правления в принципе обеспечивает большую степень политической стабильности, чем парламентская так как правительство (президент) избирается на фиксированный срок, определенный конституцией. Президент в пределах своей компетенции (достаточно широкой) самостоятельно издает нормативные акты (указы, декреты и т.п.), которые занимают большое место в, системе законодательства той или иной страны. Президентская республика - достаточно распространенная форма правления. Президентскими республиками являются США, Казахстан, Россия, многие государства Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Мексика и др.), Африки (Зимбабве, Нигерия и др.), Азии (Филиппины и др.). Парламентская и президентская республики - две основные разновидности формы правления - кроме достоинств, имеют и недостатки. Главный недостаток президентской республики, как это часто бывает, является продолжением ее достоинств, а именно: обширные полномочия президента могут привести к чрезмерной централизации власти, к узурпации власти и злоупотреблению ею. Главный недостаток парламентских республик заключается в том, что при многопартийной системе, когда не удается сформировать парламентское большинство, практически невозможно проводить продуманную, целенаправленную политику, часто наступают правительственные кризисы. Последние десятилетия показывают, что классические формы парламентской и президентской республик не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлений создаются смешанные, «гибридные» формы современной государственности. Это выражается в том, что на основе демократизации политических режимов стираются различия между монархией и республикой. К примеру, в настоящее время существуют такие монархии, где глава государства не наследует трон, а переизбирается через определенный период времени (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия). В то же время в некоторых современных республиках при тоталитарных режимах проявляется монархический признак - несменяемый глава государства. Достаточно широкое распространение и признание получила практика государственного строительства, когда на основе снижения роли президента в президентской республике и повышения его роли в парламентской республике создаются полупрезидентские республики. К таким странам можно отнести Австрию, Ирландию, Португалию, Финляндию, Польшу и Францию. Идея демократии и республики как наиболее демократической формы правления приобрела большую популярность в ХХ веке. И распад колониальной системы, за незначительными исключениями, повлек за собой образование именно республик в Азии, Африке и Латинской Америке. Многие страны, однако, и по уровню экономического, и по уровню культурного развития оказались не готовы к восприятию демократических идей и вернулись к авторитаризму. По этой же причине - огромной и практически неограниченной власти президента - многие государства Латинской Америки получили названия «суперпрезидентских» республик. Возникшие после Второй мировой войны так называемые «социалистические» или «народно-демократические» республики фактически являлись формой диктатуры Генерального секретаря и Центрального комитета соответствующей коммунистической партии. Сегодня при анализе формы правления конкретного государства ученых - юристов прежде всего интересует не провозглашение республики или монархии, а то, какая разновидность республики или монархии установлена. По мнению российского ученого В.Е. Чиркина, «конституционно-правовой институт формы правления состоит из следующих слагаемых: 1) нормы и практика, относящиеся к разновидностям, структуре, правовому положению органов законодательной, исполнительной, судебной и контрольной власти; 2) нормы и практика, характеризующие отношения между названными выше органами государства; 3) нормы и практика прямой и обратной связи управляемых с основными органами управления. Постоянное внимание к формам правления государства, стремление эти формы рационализировать, свойственны теоретической мысли и юридической практике с глубокой древности. Однако механический перебор вариантов, волюнтаристское «скрещивание» тех или иных классических государственныx форм, особенно если это делается «подличность» действуюшего должностного лица, едва ли оправдано.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.162.226 (0.008 с.) |