Понятие правотворчества, основные подходы к определению правотворчества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие правотворчества, основные подходы к определению правотворчества



Укрепление правовой основы государственной и общественной жизни является основным направлением развития нашего общества. Этого невозможно достичь, если не сделать эффективной правотвор­ческую деятельность, результатом которой является законодатель­ство, от степени адекватности которого общественным отношениям зависят остальные элементы правовой реальности: правовая культу­ра, законность и правопорядок. Правотворчество в правовой сфере общества занимает особое место. Правотворчество - сложная, многосторонняя деятельность, ана­лиз которой возможен в разных аспектах, этим и объясняется широ­та охвата многих вопросов правотворчества, состояние дискуссионности, иногда противоречивости при их разрешении, существование множества неоднозначных подходов в интерпретации сущности, со­держания и форм ее осуществления. Традиционно правотворчество рассматривается как правовая Форма осуществления функций государства. В теории государства и права выделяют правовые формы осуществления функций государства: правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную, правотворчество - деятельность по созданию и развитию права пу­тем формирования правовых норм, а также их изменению и отмене. Правотворчество относится к интенсивной массовой деятельнос­ти связанной с политическим и социальным управлением обществом. Правотворческая деятельность государства, аккумулируя зрелые об­щественные потребности, более полно отражая задачи, стоящие пе­ред обществом, выступает как мощное средство динамического раз­вития общества.

Правотворчество - форма социального управления обществом.

Правотворчество - разновидность социальной деятельности по под­готовке и принятию решений. Определить его место в управлении обществом - значит установить роль и значение этой функции, ее ясность и необходимость для становления, функционирования и со­вершенствования процесса управления.

Роль функции выработки и принятия решений в процессе управ­ления обществом очень велика, так как управление системой любого уровня организации следует рассматривать как непрерывный во вре­мени процесс подготовки, принятия и реализации решений, от каче­ства которых в значительной степени зависит эффективность функ­ционирования и развития общественной системы. Принятие решений является первой, исходной функцией управ­ленческого процесса. Это строго рассчитанная программа управлен­ческого действия, имеющая обязательный характер. Весь управлен­ческий процесс как бы подчиняется общему замыслу решения, в ко­тором максимально проявляется управленческое воздействие и содер­жится его наибольший «концентрат». К нему как бы тяготеют для своего завершающего выражения другие функции, ибо именно реше­ние имеет директивно-властную форму. Решение - это социальный акт, который отражает потребности общественного развития, содержит постановку целей и указание средств для их выполнения и принимается в целях воздействия на общественную систему в соответствии с ее закономерностями и объек­тивными тенденциями. В системе социального управления выделяется государственное Давление, которое с помощью правового регулирования достигает нормативной определенности всей системы организаций всей системы, т.е. в обеспечении устойчивости повторяют, отношений, в установлении определенных правил или норм, который бы их закрепляли. Правотворчество, будучи формой социального правления, имеет свою специфику. Субъект правотворчества, подвергаясь структурному анализу, выглядит схематично следующим образом: субъект правотворчества субъекты, принимающие участие в правотворчестве. Субъект право творчества всю деятельность по разработке и принятию нормативно правового акта осуществляет сам, а субъект, принимающий участие л ней, включен в эту деятельность только на какой-то стадии, выпол­няя в ней специфические функции. По Конституции РК, субъектом правотворчества может быть на­род Казахстана. Однако чаще всего субъектами правотворчества выступают госу­дарственные органы. Для них характерно следующее: чем выше на иерархической лестнице государственного аппарата государственный орган, тем сложнее и ответственнее принимаемые и решаемые им за­дачи. Субъект управления, находящийся на вершине иерархии, дол­жен своей правотворческой деятельностью обеспечить целостность, структурно-функциональное и эволюционное единство большого ко­личества компонентов, а задачи, которые решает субъект правотвор­чества на нижестоящем уровне, конкретнее, они должны быть скоор­динированы с задачами вышестоящих органов, а также отражать их самостоятельность и инициативность. Социальное управление регулирует и направляет к единой цели все компоненты общественной системы (люди, вещи и отношения). Но со­отношение этих компонентов неодинаково на различных иерархичес­ких уровнях, и, следовательно, субъект управления на отдельных эта­жах имеет специфические обязанности. На высшем национальном уров­не решается задача управления людьми и отношениями между ними. Чем ниже расположен на лестнице управления государственный орган, тем больше значение задач управления вещным миром, прежде всего -техникой и технологией. Для субъектов правотворчества характер­ны определенные тенденции развития: уточнение правотворческих пол­номочий и сфер ведения; гибкое сочетание единоначалия и коллеги­альности; сочетание профессионализма, научности и демократизма, дальнейшее расширение и совершенствование форм привлечения на­рода к правотворчеству. Объект правотворчества - общественные от­ношения, которые нуждаются в правовой регламентации. С расшире­нием демократии и переходом к правовому государству, в условиях формирования гражданского общества происходит сближение субъекта и объекта управления, расширяются социальные основы включения в процесс управления, в том числе в процесс правотворчества.

Цель правотворческой деятельности - создание и постоянное под­аяние целостной, непротиворечивой, согласованной системы нормативно-правовых актов, которые являются нормативной основой Финального управления. Правотворчество - активно преобразующая деятельность, в результате которой создаются правовые нормы как отражение определенных объективных предпосылок, призванных моделировать поведе­ние участников общественных отношений. Законодатель, опираясь на глубокое, всестороннее познание объективного мира путем создания правовых норм, способствует преобразованию объективной действи­тельности, приведению ее в соответствие с объективными закономер­ностями. Правотворчество институционализирует эти отношения.

Правотворчество - государственная деятельность, то есть созда­ние права в материальном смысле - это результат государственной деятельности. И. Фарбер тонко заметил, что экономические отноше­ния создают лишь возможность для появления права, формирования государственной воли. Но эта возможность превращается в действи­тельность только при помощи политической силы - государства, со­здающего и охраняющего от нарушений юридические нормы.

Виды правотворчества

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

2) правотворчество государственных органов;

3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления;

5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 843; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.211.148.68 (0.005 с.)