Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные концепции сущности праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В правовой науке исторически сложилось несколько направлений учения о сущности права, которые оказали заметное влияние на развитие правовой мысли, способствовали пониманию права как особого феномена социальной и духовной жизни общества. Среди них такие известные теории, как нормативистская, естественно-правовая, историческая, психологическая, социологическая и марксистская. Нормативистская теория права, ее еще называют абстрактно-нормативной, и которая вначале развивалась под воздействием философии И. Канта, берет начало от «категорического императива* как общеобязательного требования «чистой» воли, независимо от каких-либо внешних воздействий. В XIX веке нормативистская теория выступала как либерально-нормативная теория, использующая идеи естественного права, она содержала идею правового государства в смысле самоограничения власти законом. Сторонники этой теории (П.Н. Ново-городцев, Б.Н. Трубецкой) выводили право из нравственности и считали, что такой подход способствует упрочению законности и ограничению судейского произвола. Но к концу XIX и началу XX веков данная правовая школа претерпела существенные изменения и главным содержанием стало «чистое» учение о праве, видным представителем которого был Г. Кельзен. Он и его сторонники рассматривали право в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества, достигнутого уровня цивилизации. Исходили они из того, что юридические нормы обязаны своим появлением не реальным общественным отношениям, а формальным установлениям государства. Никакого права, кроме опирающегося на государственный авторитет, не существует, утверждали они, возражая тем самым против теории естественного права. Темсамым Г. Кельзен отождествлял право и государство, а право определял как «совокупность абстрактного долженствования». Наиболее популярной тем не менее оставалась естественно-правовая теория права, которая возникла еще в Древней Греции и Древнем Риме. Ее возникновение связывают с именами таких мыслителей, как Сократ, Аристотель, Цицерон, Ульпиан и другие римские юристы. Позже, в эпоху средневековья, она получила развитие в трудах Фомы Аквинского, а как самостоятельная научная школа естественно-правовая доктрина сложилась в период разложения феодализма, подготовки и свершения буржуазных революций в XVII-XVIII веках. Бедными представителями были Гуго Гроций, Джон Локк, Вольтер, Монтескье. В России ее ярким сторонником был А.Н. Радищев и др. 33 соответствии с их воззрениями в любом обществе существуют язе системы права - естественно-правовая и позитивная. Естественными они считали право, которое проистекает из природы и разума самого человека, всеобщих нравственных принципов. Следовательно, это право наиболее разумно и справедливо, не связано с границами государства, распространяется на все времена и народы, то есть является всеобщим. Основные постулаты этой теории: права человека неотчуждаемы, как неотчуждаемы права человека на свободу, равенство, семью, частную собственность, безопасность, сопротивление гнету, которые должны защищаться и охраняться государством. Позитивное право - это официально признаваемые в том или ином государстве нормы, которые получают закрепление в законах и иных обязательных актах государства. Критикуя феодальное право своего времени, представители естественно-правовой школы указывали на ограниченность, несправедливость законов, издаваемых властью, поскольку они закрепляли произвол и тиранию государства. Надо отметить, что нравственные и правовые идеи этой школы сыграли определенную роль в формировании современного правопонимания, а главное - стали фундаментом всеобщей борьбы за права человека, хотя сами по себе идеи естественного права, не будучи закрепленными и гарантированными государством, не могут быть юридическим правом. Выражением реакции на идеи естественного права явилась историческая школа права, которая сложилась в первой трети XIX века в Германии. Наиболее крупными ее представителями являются Густав Гуго, Савиньи, Пухта. Главной идеей этой теории было создание своего национального права каждым государством, при этом его содержание должно определяться «народным духом каждого народа», выражать «общее сознание, «общие убеждения». Право рассматривается здесь как результат исторического процесса, оно складывается постепенно, подобно тому же языку и нравам. Сторонники данной теории, таким образом, отрицали возможность создания права сверху, только по воле государства. На первое место среди источников права выдвигался обычай, поскольку многие просто не знают законов, но при этом не нарушают установленных порядков. Историческая школа оказала известное влияние на последующее развитие правовой мысли, особенно на психологическую и социологическую теории. Психологическая теория права получила наибольшее распространение в начале XX века в Германии благодаря Кнаппу и Бирлингу, во Франции ее сторонником стал Тард, а в дореволюционной России - Л.Л. Петражицкий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.10.200 (0.009 с.) |