Основные концепции сущности права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные концепции сущности права



В правовой науке исторически сложилось несколько направлений учения о сущности права, которые оказали заметное влияние на раз­витие правовой мысли, способствовали пониманию права как особого феномена социальной и духовной жизни общества. Среди них такие известные теории, как нормативистская, естественно-правовая, историческая, психологическая, социологиче­ская и марксистская. Нормативистская теория права, ее еще называют абстрактно-нор­мативной, и которая вначале развивалась под воздействием филосо­фии И. Канта, берет начало от «категорического императива* как об­щеобязательного требования «чистой» воли, независимо от каких-либо внешних воздействий. В XIX веке нормативистская теория выступа­ла как либерально-нормативная теория, использующая идеи естествен­ного права, она содержала идею правового государства в смысле са­моограничения власти законом. Сторонники этой теории (П.Н. Ново-городцев, Б.Н. Трубецкой) выводили право из нравственности и счи­тали, что такой подход способствует упрочению законности и ограни­чению судейского произвола. Но к концу XIX и началу XX веков дан­ная правовая школа претерпела существенные изменения и главным содержанием стало «чистое» учение о праве, видным представителем которого был Г. Кельзен. Он и его сторонники рассматривали право в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества, достигнутого уровня цивилизации. Исходили они из того, что юриди­ческие нормы обязаны своим появлением не реальным общественным отношениям, а формальным установлениям государства. Никакого права, кроме опирающегося на государственный авторитет, не суще­ствует, утверждали они, возражая тем самым против теории естествен­ного права. Темсамым Г. Кельзен отождествлял право и государство, а право определял как «совокупность абстрактного долженствования». Наиболее популярной тем не менее оставалась естественно-право­вая теория права, которая возникла еще в Древней Греции и Древнем Риме. Ее возникновение связывают с именами таких мыслителей, как Сократ, Аристотель, Цицерон, Ульпиан и другие римские юристы. Позже, в эпоху средневековья, она получила развитие в трудах Фомы Аквинского, а как самостоятельная научная школа естественно-пра­вовая доктрина сложилась в период разложения феодализма, подго­товки и свершения буржуазных революций в XVII-XVIII веках. Бедными представителями были Гуго Гроций, Джон Локк, Вольтер, Монтескье. В России ее ярким сторонником был А.Н. Радищев и др. 33 соответствии с их воззрениями в любом обществе существуют язе системы права - естественно-правовая и позитивная. Естественными они считали право, которое проистекает из природы и разума самого человека, всеобщих нравственных принципов. Следовательно, это право наиболее разумно и справедливо, не связано с границами государства, распространяется на все времена и народы, то есть явля­ется всеобщим. Основные постулаты этой теории: права человека не­отчуждаемы, как неотчуждаемы права человека на свободу, равен­ство, семью, частную собственность, безопасность, сопротивление гне­ту, которые должны защищаться и охраняться государством. Позитивное право - это официально признаваемые в том или ином государстве нормы, которые получают закрепление в законах и иных обязательных актах государства. Критикуя феодальное право своего времени, представители естественно-правовой школы указывали на ограниченность, несправедливость законов, издаваемых властью, поскольку они закрепляли произвол и тиранию государства. Надо отметить, что нравственные и правовые идеи этой школы сыграли определенную роль в формировании современного правопонимания, а главное - стали фундаментом всеобщей борьбы за права человека, хотя сами по себе идеи естественного права, не будучи зак­репленными и гарантированными государством, не могут быть юри­дическим правом. Выражением реакции на идеи естественного права явилась исто­рическая школа права, которая сложилась в первой трети XIX века в Германии. Наиболее крупными ее представителями являются Густав Гуго, Савиньи, Пухта. Главной идеей этой теории было создание сво­его национального права каждым государством, при этом его содер­жание должно определяться «народным духом каждого народа», вы­ражать «общее сознание, «общие убеждения». Право рассматривает­ся здесь как результат исторического процесса, оно складывается по­степенно, подобно тому же языку и нравам. Сторонники данной теории, таким образом, отрицали возможность создания права сверху, только по воле государства. На первое место среди источников права выдвигался обычай, поскольку многие про­сто не знают законов, но при этом не нарушают установленных порядков. Историческая школа оказала известное влияние на последу­ющее развитие правовой мысли, особенно на психологическую и социологическую теории.

Психологическая теория права получила наибольшее распростра­нение в начале XX века в Германии благодаря Кнаппу и Бирлингу, во Франции ее сторонником стал Тард, а в дореволюционной России - Л.Л. Петражицкий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.004 с.)