Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины и пути появления государствСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права. Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права, главным образом, с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике, то есть с неолитической революцией. Неолитическая революция началась 10-12 тысяч лет тому назад и растянулась на несколько тысячелетий. В результате перехода к производящей экономике, развития общества, накопления общественного богатства и роста численности населения произошла более глубокая дифференциация общества, усложнились социальные связи между людьми. Такое усложнение социальной жизни объективно потребовало реорганизации управления обществом. Появились специальные должностные лица, органы, которые осуществляли только управленческие функции - руководство определенной сферой общественной жизни (сбор налогов, строительство общественных сооружений и т.д.), карательную и военную политику. Постепенно сформировался государственный аппарат, и стало возможным говорить об особой публичной власти, выделившейся из общества и управляющей обществом. Таким образом, государство и право возникли как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое обусловливает и эволюцию, преобразование других сфер жизни общества. Тем не менее, существуют другие точки зрения на причины происхождения государства и права. Согласно марксистской теории коренной причиной возникновения государства и права явился раскол общества на противоположные классы с непримиримыми противоречиями. «Государство, - писал В.И. Ленин, - есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий». И только там, где такие противоречия существуют как устойчивое, повторяющееся явление, марксистская теория готова признать возникновение и существование государства. По этой причине официальная советская историография долгое время не признавала государства Месоамерики и скифов. Второе ошибочное следствие заключалось в том, что все государства древнего мира должны были безоговорочно считаться рабовладельческими. Ф. Энгельс назвал деление на господ и рабов первым крупным разделением общества на два класса. По этой причине возникновение кастовой и иной стратификации советскими теоретиками необоснованно отождествлялось с рабовладением. Это требовалось для того, чтобы подтвердить марксистский тезис о непримиримости классовых противоречий как основе государства и признании государства только орудием господствующего класса для подавления одного класса другим. Однако Ф. Энгельс писал, что к господству «стихийно сложившиеся группы одноплеменных общин в результате своего развития пришли сначала в целях удовлетворения общих интересов (например, на востоке - орошение) и для защиты от внешних врагов». Значит, он допускал некоторые «общечеловеческие» функции государства. Отсюда следует, что возникновение государства все же было связано - в разные эпохи по-разному - с необходимостью осуществления общих интересов населения. И несмотря на то, что представители разных классов или каст не получали равного удовлетворения своих интересов, все же некоторые общие интересы (например, защита от внешних нападений, обеспечение общественных работ, санитарных условий) государством удовлетворялись. Таким образом, основные закономерности возникновения государства и права являются общими для любого региона, для любой исторической эпохи. Это развитие и совершенствование экономики, повышение производительности труда и появление избыточного продукта. Параллельно с этим идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства. Вместе с тем однозначно, что государственный аппарат сформировался из аппарата управления первобытного общества. Власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, в некоторых случаях осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества. Но это, как уже отмечалось, применительно не ко всем случаям возникновения государства и права. Господствующая в обществе форма собственности на основные средства производства самым существенным образом влияет на характер и содержание появляющихся государственно-правовых систем. Государство и право могут возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат. Из вышесказанного следует, что непосредственными причинами появления государства и права в различных регионах были следующие: - необходимость совершенствования управления обществом, связывая с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п.; - необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей, особенно в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабoчем состоянии; - необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Борьба между богатыми и бедными - это объективный процесс. Параллельно с этим государством осуществляются общесоциальные, общечеловеческие интересы; - необходимость укрепления обороноспособности страны, или ведение захватнических войн. По этой причине появление какого-либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи порабощались или, в свою очередь, организовывались как государства. В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться те или другие из указанных причин. Однако сам процесс формирования государства в различных странах происходил по-разному. Таким образом, в ходе исторического развития на смену первобытному обществу приходит новая организационная форма общества _ государственность. Материалистический взгляд на государство и право выделяет те особые, исторически присущие этой форме общественной организации свойства, которые позволяют им выполнять функции власти в обществе, не связанном естественными узами родства, общностью собственности и коренных интересов. Охарактеризуем эти особенности. 1. Общим признаком всех догосударственных форм общественного устройства была неопределенность территориальной организации: люди объединялись по кровнородственному признаку. Что же касается государства, то его отличает наличие четко определенных внешних границ и внутреннего административно-территориального деления. 2. При родовом строе власть осуществлялась самими общинниками, участвовавшими вместе со всеми в трудовой деятельности, ведении добывающего хозяйства. Управление делами общины не было закреплено за особым слоем людей, не составляло чьей-либо профессии. В отличие от этого устройства, для государства характерно возникновение и наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Иначе говоря, государство обладает особым аппаратом управления и принуждения. 3. Для содержания публичной власти были необходимы средства, которые государство собирало с граждан в виде обязательных налогов и податей. Такие сборы средств на нужды управления не были известны родовому строю. Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства, процесс этот имеет исторические параллели. Разумеется, у разных народов и в разные эпохи возникновение права связано с «национальными», или индивидуальными особенностями каждого народа, однако общие закономерности в значительной мере совпадают в истории большинства народов мира. Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности и организации деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношениях, а также в управлении обществом. Такая урегулированность достигается с помощью правил поведения, или социальных норм, одна из разновидностей которых - правовые нормы. Следовательно, право также является обязательным признаком государственно-организованного общества. Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу и особенности государства и права; дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития; позволяет более четко определить все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. Таким образом, акцентируя внимание на изучении проблем возникновения и развития государства и права в настоящем, мы тем самым перебрасываем мост в их прошлое и создаем предпосылки для понимания основных тенденций их развития в будущем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.85.184 (0.006 с.) |