Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и признаки государства

Поиск

Вопрос о сущности и признаках государства является столь же слож­ным, как и само государство. К нему постоянно обращались философы и юристы всех времен. Главным является вопрос о политической влас­ти. Власть присуща любой организованной, более или менее устойчи­вой и целенаправленной общности людей. Она характерна как для клас­сового, так и для бесклассового общества, как для общества в целом, так и для различных составных его образований. Соответственно принята, различать виды власти: власть рода, племени, общины, власть об­щественных объединений, родительская, церковная, политическая, экономическая и т.д. Каждая из разновидностей общественной власти имеет известное своеобразие, отличается специфическими особеннос­тями. Вместе с тем всем им присущи общие черты, синтез которых по­зволяет дать характеристику власти как общей социальной категории. Власть есть средство функционирования любой социaльной общности, проявляющееся как отношение пoдчинения входящих в это сообщество лиц единой руководящей в нем воле. Отсюда неотъемлемым элементом содержания любой власти является принуждение. Общественная власть немыслима без принуждения, которое в соответствии с исторической обстановкой и характером власти приобретает различные содержание и форму. Государство представляет собой особую публичную власть, отделенную от общества. Государственная власть осуществляется орга­нами, которые занимаются только управлением. Противоположность этой власти - власть общественная, реализация которой характеризу­ется отсутствием социальных публичных учреждений.

Проблема сущности государства - это проблема определения са­мой важной его характеристики, совокупности наиболее важных, ус­тойчивых свойств, определяющих самые необходимые, глубинные свя­зи и отношения предмета, явления, от которых зависят остальные их свойства и признаки.

В соответствии с современными философскими представлениями сущность, главная, определяющая характеристика любого предмета (явления, процесса), созданного или используемого человеком, обыч­но связывается с его назначением, со способностью удовлетворять те или иные потребности человека. С этих позиций сущность государст­ва состоит в его социальном назначении, а именно: регулировать общественные отношения, управлять обществом. Для продолжения существования человеческого общества необходимо обеспечивать по­стоянное производство и воспроизводство общественной жизни, что достигается наличием социального управления. Назначение государ­ства как особой организации власти заключается в управлении процессами реализации стоящих перед обществом задач. Государствен­ное управление - это целенаправленное воздействие государства на систему общественных отношений с целью их упорядочения и планомерного развития. Практически все проблемы теории государства прямым или косвенно связаны с категорией «сущность государства».

С точки зрения отражения в управленческой деятельности опреде­ленных интересов в современной теории государства и права принято различать две стороны сущности государства, поскольку управление обществом может осуществляться государством, как в интересах всего общества, так и в интересах отдельных классов или социальных групп единной стороны, государство есть особая организация власти, которая выступает в качестве инструмента организации жизни общества, сред­ства управления им с учетом, прежде всего, общественных интересов. С другой стороны, государство может служить орудием насилия в ру­ках меньшинства для подавления большинства населения (например, эксплуатируемых классов), является средством реализации интересов относительно немногочисленных социальных групп, которым принад­лежит экономическая или политическая власть. Эти две стороны сущ­ности различных сочетаниях присутствуют во всех государствах.

В последние десятилетия, начиная с так называемой «перестрой­ки. 1985 года, на первый план в официальной идеологии и политике стали выступать «общечеловеческие ценности». Классовая тональность определениях государства и права стала постепенно вытесняться общесоциальной. Государство пытаются определять как организацию или институт «всех и для всех». Довольно типичным при этом является определение понятия государства, данное в учебнике «Общая тео­рия права» под редакцией доктора юридических наук, профессора А. Пиголкина, где государство рассматривается как «соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество».

Как считает доктор юридических наук, профессор М.Н. Марчен­ко, в реальной жизни нет ни чисто классовых, ни чисто общечелове­ческих государственных институтов, а следовательно, - и соответству­ющих им определений понятия «государство»). Из этого следует, что при определении понятия государства важно учитывать не только его классовые элементы и соответствующие признаки, но и внеклассовые «общечеловеческие» признаки и черты.

Основные типы государства

Нашей юридической наукой достаточно долго рассматривались в основном четыре типа государства: рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. Между тем первые два типа существовали только в Европе, в остальном мире - в Азии, Африке и Америке - государства были иными, относились к восточному типу.

Восточный тип государства. Именно этот тип государства был пер­вым в истории человеческой цивилизации. Древневосточные государ­ства (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.) возникли около 5 тысяч лет до н. э. В зонах поливного земледелия. Географическое положе­ние, особые климатические и почвенные условия в этих странах вы­зывали необходимость организации крупных и сложных оросительных систем. Такой характер сельскохозяйственного производства требовал, во-первых, сохранения родовой общины, ибо отдельные семьи не могли проводить сложные ирригационные работы; во-вторых, ­наличия сильной публичной власти.

Экономической основой государств восточного типа являлась го­сударственная собственность на землю и ирригационные сооружения. В связи с этим не появилась частная собственность на землю, не воз­никли классы - собственники средств производства. Такой характер собственности во многом определял специфическую «пирамидальную» структуру общества: на верху пирамиды - монарх, ниже его - при­ближенные (визири, министры), еще ниже - чиновники более низко­го ранга. В основании пирамиды - общинники и рабы, составляющие главный объект эксплуатации государства.

Восточные государства во многом отличались друг от друга. В не­которых из них огромный вклад в экономику внесли государствен­ные и храмовые рабы (Египет, Вавилон), в других (Китай) рабство носило исключительно семейный, домашний характер. Однако все во­сточные государства имеют много общего:

- они были основаны на государственной и общественной собствен­ности на основные средства производства, что определяло разделение общества по иным, чем в Европе, критериям;

- эти государства обладали мощным чиновничьим бюрократичес­ким аппаратом, который фактически являлся собственником средств производства;

- государственный аппарат был строго централизован, во главе его находился абсолютный монарх, олицетворяющий само государ­ство и одновременно являющийся воплощением бога на земле или верховным жрецом;

- правовые системы таких государств в большинстве были не раз­виты, как и государственная власть, имели «божественную основу» и нередко поддерживались традициями, культом предков) и т.п.;

- подобные государства, как и восточное общество в целом, имели застойный характер, очень медленно изменялись в ходе историческо­го развития.

Все вышесказанное позволяет выделить особый восточный (азиат­ский) тип государства. В отличие от восточных, западные государ­ства хотя и возникли значительно позже, но развивались гораздо бы­стрее. Именно в условиях Европы произошла достаточно быстрая смена общественно-экономических формаций (и типов государства): рабовладельческая сменилась феодальной, а та, в свою очередь, - ка­питалистической.

Рaбoвладельческое государство. Государства рабовладельческого типа возникли в IX - VIII вв. до Н.э., то есть на 20 и более веков по­зднее Египта. К этому времени в условиях Северного Средиземномо­рья сельскохозяйственные общины распались и возникла семейная, то есть частная, собственность на землю. Это привело к распаду обще­ства на антагонистические классы. Наиболее классические рабовла­дeльчecкиe государства были созданы в Греции (VIII - VI вв. до н.э.) И Риме (VI в. до н.э.).

Экономический базис государства составляла собственность рабо­владельцев не только на орудия и средства производства, но и на ра­ботников-рабов. Основные классы - рабовладельцы и рабы, соци­альные прослойки - ремесленники и мелкие земледельцы. Формой организации государственной власти были унитарныe монархии и рес­публики. Демократическая республика - в Афинах, аристократичес­кая республика - в Спарте.

В императорский период (I в. до Н.э. - начало н.э.) рабовладельчес­кое право Рима достигло наивысшего развития. В это время расши­рялись торговые связи Рима, развивалось и совершенствовалось то­варное производство. Для регулирования соответствующих отноше­ний римскими юристами были разработаны многие правовые инсти­туты: собственности, вещного, обязательственного, семейного, на след­ственного права и др. Римское право стало классическим видом пра­вa, основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладель­ческую эпоху и даже сейчас оказывает влияние на развитие совре­менного частного права.

По сравнению с восточным обществом рабовладельческое обще­ство было значительно более гибким, в нем были заложены предпосылки дальнейшего развития. На его базе впоследствии зародилось феодальное общество и соответствующее ему государство.

Феодaльное государство. На основе феодальныx производственных отношений возникло много государств, не известных предшествую­щей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах и др.

Экономической базой феодального государства выступала собствен­ность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Основными классами общества были феодалы и крепост­ные крестьяне. Существовали социальные группы: городские ремес­ленники, торговые люди и др. Классы делились на сословия - группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей.

Феодальное общество в своем развитии прошло ряд стадий: а) де­централизованной феодальной раздробленности; б) усиления центра­лизации и установления сословно-представительной монархии; в) цен­трализованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов. Республиканская форма правления существовала лишь в государствах-городах (Венеция, Генуя, Новго­род, Псков и др.).

На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарож­даться буржуазные производственныe отношения. По этой причине между молодой буржуазией и феодалами наметились острые противо­речия, которые разрешались путем буржуазно-демократических ре­волюций. В результате последних зародился новый тип государства.

Буржуазное (капиталистическое) государство. Этот тип государ­ства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к из­меняющимся условиям. Первые буржуазные государства возникли лее трех столетий назад, а после Великой Французской революции буржуазная система быстро завоевала мир.

В отличие от предшествующих общественно-экономических фор­маций, основанных на официальном закреплении классового нера­венства и сословных привилегий, капиталистический способ произво­дства требовал работника, свободно продающего свой труд. Народ­ные массы шли на революцию с лозунгом «Свобода, равенство и брат­ство!». Во французской Декларации прав человека и гражданина, в Декларации независимости США и других подобныx документах про­возглашалось, что все люди рождаются равными и наделены равны­ми правами. В то же время сословное неравенство заменяется неравенством социальным, поскольку одни владели средствами производ­ствa, а другие, лишенные их, должны были продавать свою рабочую силу. В своем развитии буржуазное общество проходит ряд стадий, 1 месте с ним меняется и государство.

Первый этап можно назвать периодом становления и развития ка­питалистического государства. В экономическом плане это период сво­бодной конкуренции большого числа собственников. Демократия в этот период носит ярко выраженный классовый характер: запрещаются различные объединения рабочих, в том числе в профсоюзы, вводятся специальные средства, ограничивающие участие трудящихся в управ­лении государством, отстраняющие их от власти в виде различных цен­зов. Таким образом, хотя и декларировалось всеобщее равенство, но тут, же законодательно утверждалось политическое неравенство.

Второй этап развития буржуазного государства совпал с перио­дом монополистического капитализма (кон. ХIХ-нач. ХХ вв.). Его можно назвать этапом начала и углубления кризиса буржуазной го­сударственности. В экономике на данном этапе происходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкурен­тоспособности объединяются, монополизируются различные виды про­изводства и распределения, возникают мощные объединения - трес­ты, синдикаты, корпорации, усиливается эксплуатация рабочего клас­са, платежеспособность населения отстает от производства товаров.

В 30-е годы ХХ столетия буржуазное государство вступило в третий этап своего развития, который, по всей вероятности, явля­ется переходным к более высокому типу государства. Причины про­исшедших изменений, с одной стороны, были связаны с мощным рос­том революционного рабочего движения (в том числе под воздействи­ем процессов, имевших место в России), а с другой - с началом науч­но-технической революции, приведшей к необходимости повышения квалификации большинства работников. И то, и другое повлекло за собой повышение оплаты труда и уровня жизни большинства населе­ния. А это, в свою очередь, вызвало значительный рост производи­тельности труда, общественного продукта. По существу, исчезает класс пролетариата - все меньше становится неимущих, все больше - ак­ционеров. Большинство рабочих образуют вместе с другими слоями общества «средний» класс, который оказывает серьезное влияние на демократизацию и улучшение жизни населения.

Социалистическое государство. Марксистское учение о социали­стическом государстве и праве, в отличие от других учений и док­трин, не было полностью реализовано ни в одном из ранее существо­вавших или ныне существующих государств. В СССР и во многих других странах, называвших себя социалистическими, предприни­мались попытки реализации идеи социалистического государства и права. Однако в силу многих объективных и субъективных причин они оказались безуспешными. Вместо социалистического государ­ства и права, какими они представлялись в марксистской доктрине, были созданы их суррогаты, псевдомарксистские институты госу­дарства и права.

Закрепляя теоретически в Конституции СССР 1936 года за совет­скими гражданами широкий круг прав и свобод, государственная власть на практике действовала совершенно по-иному. Политичес­кие репрессии конца 30-х годов, ссылки, незаконное осуждение ты­сяч невинных людей свидетельствуют о глубоком противоречии со­циалистической государственно-правовой теории и практики. Социа­лизм, который провозглашался в СССР и других странах, называв­ших себя социалистическими, оказался на деле псевдосоциализмом.

Идея социалистического государства на практике, таким обра­зом, не нашла реального воплощения, осталась утопией, мечтой. В действительности это были, скорее всего, государства, отягощен­ные большими деформациями, переходные к социалистическому типу. Сегодня те же китайские теоретики более реалистичны, они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не де­сятилетия, а столетия. Кроме того, догматизм в теории, волюнта­ризм, субъективизм, постоянное забегание вперед стали причинами многочисленных ошибок и деформаций в практической деятельнос­ти. Тем не менее опыт по строительству социалистической государ­ственности должен быть глубоко проанализирован и изучен: про­счеты, ошибки и достижения, несомненно, будут полезны как ныне живущим, так и грядущим поколениям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.87.157 (0.011 с.)