Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и признаки государстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопрос о сущности и признаках государства является столь же сложным, как и само государство. К нему постоянно обращались философы и юристы всех времен. Главным является вопрос о политической власти. Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она характерна как для классового, так и для бесклассового общества, как для общества в целом, так и для различных составных его образований. Соответственно принята, различать виды власти: власть рода, племени, общины, власть общественных объединений, родительская, церковная, политическая, экономическая и т.д. Каждая из разновидностей общественной власти имеет известное своеобразие, отличается специфическими особенностями. Вместе с тем всем им присущи общие черты, синтез которых позволяет дать характеристику власти как общей социальной категории. Власть есть средство функционирования любой социaльной общности, проявляющееся как отношение пoдчинения входящих в это сообщество лиц единой руководящей в нем воле. Отсюда неотъемлемым элементом содержания любой власти является принуждение. Общественная власть немыслима без принуждения, которое в соответствии с исторической обстановкой и характером власти приобретает различные содержание и форму. Государство представляет собой особую публичную власть, отделенную от общества. Государственная власть осуществляется органами, которые занимаются только управлением. Противоположность этой власти - власть общественная, реализация которой характеризуется отсутствием социальных публичных учреждений. Проблема сущности государства - это проблема определения самой важной его характеристики, совокупности наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих самые необходимые, глубинные связи и отношения предмета, явления, от которых зависят остальные их свойства и признаки. В соответствии с современными философскими представлениями сущность, главная, определяющая характеристика любого предмета (явления, процесса), созданного или используемого человеком, обычно связывается с его назначением, со способностью удовлетворять те или иные потребности человека. С этих позиций сущность государства состоит в его социальном назначении, а именно: регулировать общественные отношения, управлять обществом. Для продолжения существования человеческого общества необходимо обеспечивать постоянное производство и воспроизводство общественной жизни, что достигается наличием социального управления. Назначение государства как особой организации власти заключается в управлении процессами реализации стоящих перед обществом задач. Государственное управление - это целенаправленное воздействие государства на систему общественных отношений с целью их упорядочения и планомерного развития. Практически все проблемы теории государства прямым или косвенно связаны с категорией «сущность государства». С точки зрения отражения в управленческой деятельности определенных интересов в современной теории государства и права принято различать две стороны сущности государства, поскольку управление обществом может осуществляться государством, как в интересах всего общества, так и в интересах отдельных классов или социальных групп единной стороны, государство есть особая организация власти, которая выступает в качестве инструмента организации жизни общества, средства управления им с учетом, прежде всего, общественных интересов. С другой стороны, государство может служить орудием насилия в руках меньшинства для подавления большинства населения (например, эксплуатируемых классов), является средством реализации интересов относительно немногочисленных социальных групп, которым принадлежит экономическая или политическая власть. Эти две стороны сущности различных сочетаниях присутствуют во всех государствах. В последние десятилетия, начиная с так называемой «перестройки. 1985 года, на первый план в официальной идеологии и политике стали выступать «общечеловеческие ценности». Классовая тональность определениях государства и права стала постепенно вытесняться общесоциальной. Государство пытаются определять как организацию или институт «всех и для всех». Довольно типичным при этом является определение понятия государства, данное в учебнике «Общая теория права» под редакцией доктора юридических наук, профессора А. Пиголкина, где государство рассматривается как «соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Как считает доктор юридических наук, профессор М.Н. Марченко, в реальной жизни нет ни чисто классовых, ни чисто общечеловеческих государственных институтов, а следовательно, - и соответствующих им определений понятия «государство»). Из этого следует, что при определении понятия государства важно учитывать не только его классовые элементы и соответствующие признаки, но и внеклассовые «общечеловеческие» признаки и черты. Основные типы государства Нашей юридической наукой достаточно долго рассматривались в основном четыре типа государства: рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. Между тем первые два типа существовали только в Европе, в остальном мире - в Азии, Африке и Америке - государства были иными, относились к восточному типу. Восточный тип государства. Именно этот тип государства был первым в истории человеческой цивилизации. Древневосточные государства (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.) возникли около 5 тысяч лет до н. э. В зонах поливного земледелия. Географическое положение, особые климатические и почвенные условия в этих странах вызывали необходимость организации крупных и сложных оросительных систем. Такой характер сельскохозяйственного производства требовал, во-первых, сохранения родовой общины, ибо отдельные семьи не могли проводить сложные ирригационные работы; во-вторых, наличия сильной публичной власти. Экономической основой государств восточного типа являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. В связи с этим не появилась частная собственность на землю, не возникли классы - собственники средств производства. Такой характер собственности во многом определял специфическую «пирамидальную» структуру общества: на верху пирамиды - монарх, ниже его - приближенные (визири, министры), еще ниже - чиновники более низкого ранга. В основании пирамиды - общинники и рабы, составляющие главный объект эксплуатации государства. Восточные государства во многом отличались друг от друга. В некоторых из них огромный вклад в экономику внесли государственные и храмовые рабы (Египет, Вавилон), в других (Китай) рабство носило исключительно семейный, домашний характер. Однако все восточные государства имеют много общего: - они были основаны на государственной и общественной собственности на основные средства производства, что определяло разделение общества по иным, чем в Европе, критериям; - эти государства обладали мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом, который фактически являлся собственником средств производства; - государственный аппарат был строго централизован, во главе его находился абсолютный монарх, олицетворяющий само государство и одновременно являющийся воплощением бога на земле или верховным жрецом; - правовые системы таких государств в большинстве были не развиты, как и государственная власть, имели «божественную основу» и нередко поддерживались традициями, культом предков) и т.п.; - подобные государства, как и восточное общество в целом, имели застойный характер, очень медленно изменялись в ходе исторического развития. Все вышесказанное позволяет выделить особый восточный (азиатский) тип государства. В отличие от восточных, западные государства хотя и возникли значительно позже, но развивались гораздо быстрее. Именно в условиях Европы произошла достаточно быстрая смена общественно-экономических формаций (и типов государства): рабовладельческая сменилась феодальной, а та, в свою очередь, - капиталистической. Рaбoвладельческое государство. Государства рабовладельческого типа возникли в IX - VIII вв. до Н.э., то есть на 20 и более веков позднее Египта. К этому времени в условиях Северного Средиземноморья сельскохозяйственные общины распались и возникла семейная, то есть частная, собственность на землю. Это привело к распаду общества на антагонистические классы. Наиболее классические рабовладeльчecкиe государства были созданы в Греции (VIII - VI вв. до н.э.) И Риме (VI в. до н.э.). Экономический базис государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников-рабов. Основные классы - рабовладельцы и рабы, социальные прослойки - ремесленники и мелкие земледельцы. Формой организации государственной власти были унитарныe монархии и республики. Демократическая республика - в Афинах, аристократическая республика - в Спарте. В императорский период (I в. до Н.э. - начало н.э.) рабовладельческое право Рима достигло наивысшего развития. В это время расширялись торговые связи Рима, развивалось и совершенствовалось товарное производство. Для регулирования соответствующих отношений римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собственности, вещного, обязательственного, семейного, на следственного права и др. Римское право стало классическим видом правa, основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху и даже сейчас оказывает влияние на развитие современного частного права. По сравнению с восточным обществом рабовладельческое общество было значительно более гибким, в нем были заложены предпосылки дальнейшего развития. На его базе впоследствии зародилось феодальное общество и соответствующее ему государство. Феодaльное государство. На основе феодальныx производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах и др. Экономической базой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Существовали социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др. Классы делились на сословия - группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. Феодальное общество в своем развитии прошло ряд стадий: а) децентрализованной феодальной раздробленности; б) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов. Республиканская форма правления существовала лишь в государствах-городах (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.). На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные производственныe отношения. По этой причине между молодой буржуазией и феодалами наметились острые противоречия, которые разрешались путем буржуазно-демократических революций. В результате последних зародился новый тип государства. Буржуазное (капиталистическое) государство. Этот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Первые буржуазные государства возникли лее трех столетий назад, а после Великой Французской революции буржуазная система быстро завоевала мир. В отличие от предшествующих общественно-экономических формаций, основанных на официальном закреплении классового неравенства и сословных привилегий, капиталистический способ производства требовал работника, свободно продающего свой труд. Народные массы шли на революцию с лозунгом «Свобода, равенство и братство!». Во французской Декларации прав человека и гражданина, в Декларации независимости США и других подобныx документах провозглашалось, что все люди рождаются равными и наделены равными правами. В то же время сословное неравенство заменяется неравенством социальным, поскольку одни владели средствами производствa, а другие, лишенные их, должны были продавать свою рабочую силу. В своем развитии буржуазное общество проходит ряд стадий, 1 месте с ним меняется и государство. Первый этап можно назвать периодом становления и развития капиталистического государства. В экономическом плане это период свободной конкуренции большого числа собственников. Демократия в этот период носит ярко выраженный классовый характер: запрещаются различные объединения рабочих, в том числе в профсоюзы, вводятся специальные средства, ограничивающие участие трудящихся в управлении государством, отстраняющие их от власти в виде различных цензов. Таким образом, хотя и декларировалось всеобщее равенство, но тут, же законодательно утверждалось политическое неравенство. Второй этап развития буржуазного государства совпал с периодом монополистического капитализма (кон. ХIХ-нач. ХХ вв.). Его можно назвать этапом начала и углубления кризиса буржуазной государственности. В экономике на данном этапе происходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкурентоспособности объединяются, монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения - тресты, синдикаты, корпорации, усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособность населения отстает от производства товаров. В 30-е годы ХХ столетия буржуазное государство вступило в третий этап своего развития, который, по всей вероятности, является переходным к более высокому типу государства. Причины происшедших изменений, с одной стороны, были связаны с мощным ростом революционного рабочего движения (в том числе под воздействием процессов, имевших место в России), а с другой - с началом научно-технической революции, приведшей к необходимости повышения квалификации большинства работников. И то, и другое повлекло за собой повышение оплаты труда и уровня жизни большинства населения. А это, в свою очередь, вызвало значительный рост производительности труда, общественного продукта. По существу, исчезает класс пролетариата - все меньше становится неимущих, все больше - акционеров. Большинство рабочих образуют вместе с другими слоями общества «средний» класс, который оказывает серьезное влияние на демократизацию и улучшение жизни населения. Социалистическое государство. Марксистское учение о социалистическом государстве и праве, в отличие от других учений и доктрин, не было полностью реализовано ни в одном из ранее существовавших или ныне существующих государств. В СССР и во многих других странах, называвших себя социалистическими, предпринимались попытки реализации идеи социалистического государства и права. Однако в силу многих объективных и субъективных причин они оказались безуспешными. Вместо социалистического государства и права, какими они представлялись в марксистской доктрине, были созданы их суррогаты, псевдомарксистские институты государства и права. Закрепляя теоретически в Конституции СССР 1936 года за советскими гражданами широкий круг прав и свобод, государственная власть на практике действовала совершенно по-иному. Политические репрессии конца 30-х годов, ссылки, незаконное осуждение тысяч невинных людей свидетельствуют о глубоком противоречии социалистической государственно-правовой теории и практики. Социализм, который провозглашался в СССР и других странах, называвших себя социалистическими, оказался на деле псевдосоциализмом. Идея социалистического государства на практике, таким образом, не нашла реального воплощения, осталась утопией, мечтой. В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные большими деформациями, переходные к социалистическому типу. Сегодня те же китайские теоретики более реалистичны, они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. Кроме того, догматизм в теории, волюнтаризм, субъективизм, постоянное забегание вперед стали причинами многочисленных ошибок и деформаций в практической деятельности. Тем не менее опыт по строительству социалистической государственности должен быть глубоко проанализирован и изучен: просчеты, ошибки и достижения, несомненно, будут полезны как ныне живущим, так и грядущим поколениям.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.87.157 (0.011 с.) |