Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 31. Правовое государство.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Правовое государство – это государство, функционирование которого основано на праве, и основным направлением деятельности которого является полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство – это не просто демократическое образование, а высший его тип. Оно предполагает демократическое устройство всего его механизма, демократический режим, максимальное развитие и использование демократических институтов. Признаки правового государства: 1) Господство (верховенство) права во всех сферах жизни общества, подчинение государства праву: в правовом государстве все, включая государство и личность, признают, что основополагающим в таком обществе является закон: o правовая организация государственной власти, создание государственных структур строго на основе закона; o законы по своему содержанию должны быть справедливыми, основываться на естественных и неотъемлемых правах и свободах человека; o верховенство Конституции в системе НПА. 2) Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности: государство должно не только признавать (человек, его права и свободы являются высшей ценностью), но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировых сообществом в качестве естественных, принадлежащих личности от рождения и потому неотчуждаемых государственной властью. Государство может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед законом. 3) Единство прав и обязанностей личности, взаимная ответственность личности и государства. В своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. В правовом государстве должны быть законодательно закреплены возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц. 4) Принцип разделения властей, т.е. самостоятельное функционирование трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти. Данный принцип позволяет функционировать государственной власти на правовых основах, регулировать действия каждой их них и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. 5) Независимая, но юридически регулируемая власть СМИ, без которой невозможно существование правового государства. 6) Регулярные демократические выборы, как легальная и легитимная основа формирования народом органов государственной власти всех уровней. Становление правового государства проявляется среди прочего в том, что выборы и референдумы действительно превращаются в институты, означающие высшее непосредственное выражение воли народа. 7) Многопартийность. Если идеология правящей партии становится официальной идеологией государства, партийный аппарат сращивается с государственным, а высшие государственные посты занимают только члены этой партии, то речь уже не может идти о государстве правовом. 8) Высокий уровень правосознания граждан. Государство должно быть заинтересовано в повышении уровня правосознания населения, в распространении юридических знаний, в формировании у граждан убеждений в необходимости исполнения требований права. 9) Наличие развитого гражданского общества. Правовое государство предполагает наличие гражданского общества, которое в самом общем виде представляет собой такую ступень общественного развития, которая характеризуется развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, разнообразием форм собственности, незыблемостью прав и свобод граждан и т.п. И вся эта совокупность развивается относительно независимо от государственной власти. Создание правового государства требует и определенных условий или предпосылок: o наличие развитого гражданского общества (высокая его правовая культура, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей, соблюдение и развитие демократических традиций народа); o эффективная рыночная система экономики; o соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным принципам нормам международного права; o высокая роль суда как независимого органа защиты права и его охраны от нарушений; o формирование прогрессивного законодательства. Формирование идеи правового государства: 1) Этап античной истории: подчеркивалось значение закона, его незыблемость и верховенство, общеобязательность (Платон, Аристотель, Цицерон). В этом просматриваются определенные зачатки правового государства. Античные идеи послужили толчком для дальнейшего развития политико-правовой мысли. 2) Представители естественно-правовой теории (Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Д. Дидро, Г. Гроций): было дано определение понятия правового закона (который нацелен на сохранение и расширение свободы людей), сформулирован принцип разделения властей как гарантии против злоупотребления властью, обоснование необходимости политической свободы в гражданском обществе, свободы воли индивида, идея господства права. Эти идеи оказали серьезное влияние на принятие и развитие конституционного законодательства в условиях буржуазного общества (нашли свое отражение в конституции США, во Французской декларации прав человека и гражданина). 3) Следующий шаг в развитии идеи правового государства был сделан великими немецкими учеными Кантом и Гегелем. Кантом была разработана идея правового общества. Государство он понимал, как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Право тесно связано с моралью (имеют один источник – категорический императив: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»). Человек – субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы, должен руководствоваться в своем поведении велениями нравственного закона. Кант тесно связывает право с нравственными требованиями, моралью. Гегель воспринимал идею правового государства, как практическую действительность. Правовое государство он определял, как царство реализованной свободы. Гегель принудительную силу государства не считал главной, он подчеркивал и признавал социальную и правовую направленность государственной деятельности. Подчеркивал нравственное содержание права, государства. Идея правового государства была направлена против полицейского государства, против абсолютизма (Германия). Для полицейского государства характерна показная забота о гражданах и поданных, недопущение народа к управлению государством (нежелательно отождествлять полицейское государство с тоталитарным государством). Некоторые внешние признаки полицейского государства проявляются и в деятельности современных демократических государств (США). Концепция правового государства развивалась и в трудах русских дореволюционных юристов: Г.Ф. Шершеневича (три критерия правового государства: господство права в управлении государством, ограничение государственного вмешательства только охраной субъективных прав личности, принцип разделения властей), П.И. Новгородцева, В.М. Гессена, С.А. Котляревского, Н.М. Коркунова и т.п. 4) В последующем идеи правового государства были развиты в других работах (Г. Еллинек, Г. Кельзен и пр.). Еллинек подчеркнул роль и значение связанности государства правом: если государство издает новые законы, обязательные для других членов общества, то тем самым государство связывает этими правовыми установлениями и государственные органы. То есть, и государство в своей деятельности должно руководствоваться теми принципами, которые оно провозглашает для других граждан. Что касается отношения к идеям правового государства со стороны Маркса и Энгельса, то оно было негативным, отрицательным, как и отношение марксизма к государству вообще. Автором термина «правовое государство» был представитель немецкого либерализма Велькер (употребил впервые этот термин в 1813г.). А ввел термин в научный оборот и осуществил юридический анализ этого термина его соотечественник фон Моль. В Конституции современной России поставлена задача построения правового государства (ст. 1) и закреплены все основополагающие принципы правовой государственности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.101 (0.008 с.) |