Нравственный (естественно-правовой, ценностный) подход. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нравственный (естественно-правовой, ценностный) подход.



“Критика нормативного понимания права с позиций нравственной школы основывается на рассмотрении права как формы общественного сознания.” Доказательством правильности данной теории, ее сторонники считают, что нормы закона, не вошедшие в сознание и не усвоенные людьми, так и остаются на бумаге, так как нельзя считать принятый или измененный закон правом пока он не вошел в массовое сознание. Они объясняют это тем, что воздействие закона на общество идет через сознание (массовое, официальное правосознание).

“Поэтому право - не тексты законов, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты.”

При этом, они приводят в пример существование целые эпох и государств, где существование права обходились без законов и без текстов; при системе прецедентов источником права было профессиональное правосознание, обычное право опиралось на массовое правовое сознание.

В современном обществе отдельные слова вообще не воспринимаются практикой либо меняются по смыслу. Все противоречия между условными терминами законодательства и их реальным значением снимаются в процессе общественной практики, вырабатывающей единообразное понимание терминов. Важно и то, что в общественном сознании реальным содержанием наполняются те термины, которые непонятны и практически неосуществимы, без учета норм и критериев общественной морали. Такие термины (клевета, хулиганство, исключительный цинизм) конкретизируются и делаются общезначимыми при помощи так называемых «оценочных понятий». При этом тексты закона не только оцениваются общественным сознанием с позиций здравого смысла, но и сопоставляются с понятиями справедливости и гуманизма. Именно в общественном сознании содержаться не всегда зафиксированные в текстах законов ценности, представления о правах и свободах человека. Правосознание играет роль фильтра, усваивая и воспринимая лишь то, что является собственно правом. Право носит нормативный, оценочный характер. “Оно содержится в общественном сознании и является одной из его форм: выраженной в нормативных, оценочных понятиях системой представлений о правах и обязанностях, о правомерном и неправомерном, о дозволенном и запрещенном, о санкциях и привилегиях.“ В отечественной науке данный подход в понимании права получил распространение с конца 80х годов. Современная отечественная теория государства и права исповедует преимущественно нравственный подход в понимании права.

Социологический (функциональный) подход.

Социологический подход представлен социологической теорией. Данный подход аргументируется и характеризуется следующим: ”… коль скоро правопорядок все же является фактом, значит - существует и право, но не в виде слов закона и не только как правовые знания и представления (они слишком разнообразны и недостаточно действенны), а как порядок общественных отношений в действиях и поведениях людей.” На таком понимании основаны социологические концепции.

Наиболее точную характеристику социологического подхода дают В.Н. Кудрявцев и А.М. Васильев: “Право в действии дает представление о смысле правового регулирования, его конечных целях. Государственная воля, воплощенная в правовых нормах, на этой ступени материализуется в общественных отношениях, придавая им правовую форму. Право в действии есть его реализация, проявляющаяся в правовом поведении. Урегулированность, законность, правопорядок обеспечиваемые в обществе, - необходимые элементы правопонимания. Они образуют тот срез общественных отношений, где правовые предписания соединены с фактическим поведением. Именно на основе изучения действия права возникли идеи о расширении предмета правопонимания, о том, что следует принимать во внимание не одни лишь правовые нормы, а весь механизм правового регулирования, всю правовую систему. В самом деле: действие права осуществляется путем исполнения (соблюдения, использования, применения) правовых норм. При этом в указанную деятельность вовлекаются правоприменительные органы, образуются правоотношения, на нее оказывает свое влияние правосознание людей. Иными словами, функционирует сложный механизм правовой системы, отнюдь не сводящийся к юридическим нормам. А это в свою очередь означает, что говоря о праве и его понимании, мы не можем игнорировать тех составных частей механизма, которые нормами права не являются, но без которых нормы действовать не в состоянии.”

Либертарный подход.

Сторонником либертарного подхода выступает ВС Нерсесянц. Вот что он пишет в отношении социологического подхода: “Ведь право как форму отношений не следует смешивать с фактическим содержанием этих отношений”. Свою точку зрения он имеет и на естественно-правовой подход. “С точки зрения общей теории правопонимания, естественно-правовой подход и либертарный формально-юридический подход - различные формы юридического правопонимания, представляют собой этапы и ступени возникновения, углубления и развития теоретического подхода к праву, исторического прогресса области теоретико-правовой мысли.” Там же. Более того, далее он жестко критикует естественно правовой подход за смешивание права с неправовыми явлениями- моралью, нравственностью, религией и тд.

Итак, либертарный подход дает следующее определение праву: ”…право - это форма отношений равенства, свободы и справедливости, определяемая принципом формального равенства участников данной формы отношений. Везде, где есть (действует) принцип формального равенства (и конкретизирующие его нормы), есть (действует) право, правовая форма отношений. Формальное равенство как принцип права и есть правовое начало, отличительное свойство и специфический признак права. В праве нет ничего, кроме принципа формального равенства (и конкретизация этого принципа). Всё, выходящее за рамки этого принципа и противоречащее ему, является не правовым, а антиправовым.”

 

Вопрос 40. Сущность права.

В философии под сущностью любого явления понимается сово­купность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, выражающих внутренние глубинные, необходимые связи и отноше­ния, которыми определяются все другие свойства и признаки данного явления.

Сущность права – это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. А поскольку праву свойствен волевой характер, то важно, чью волю выражает право, чьи интересы оно воплощает.

Единого представления о сущности права, присущего всем време­нам, народам, различным обществам, не существует, поскольку на право и его сущность большое влияние оказывают состояние эконо­мики, национальный состав населения страны, исторические факто­ры, уровень правовой и политической культуры общества и др. Поэ­тому представления о сущности права не оставались неизменными во все времена и эпохи.

В юридической науке сложилось два главных подхода к определе­нию сущности права:

1) Классово-волевой подход (характерен для марксистской науки) к сущности права заключается в том, что право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления (при таком подходе классовые интересы превалируют над общена­родными, а национальные интересы – над общечеловеческими).

2) Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом – механизм управления делами общества. При этом Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса. Принуждение же необходимо в случае невы­полнения правовых предписаний.

Таким образом, в юридической науке сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны, право выражает волю господствующего класса на государственном уровне. Оно инструмент не только политического господства, но одновременно и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общества, его интересам. Это не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает на­силия, хотя не исключает юридической ответственности.

Право – это динамическая, развивающаяся система, что ее свойства подвержены изменениям в процессе развития человеческого общества, точно так же как изменяется культура, язык.

Сущность права связывается с его интеллектуально-волевым характером, т.к. с ней в целом связано социальное регулирование. Право является выражением не всякой воли, а только той, которая воплощена в официальных актах государства. Поэтому, целесообразнее говорить о государственно-волевом характере права.

Вопрос 41. Воля в праве.

Право – это динамическая, развивающаяся система, что ее свойства подвержены изменениям в процессе развития человеческого общества, точно так же как изменяется культура, язык.

Сущность права связывается с его интеллектуально-волевым характером, т.к. с ней в целом связано социальное регулирование. Право является выражением не всякой воли, а только той, которая воплощена в официальных актах государства. Поэтому, целесообразнее говорить о государственно-волевом характере права.

Воля в психологическом смысле – это способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления; это принятие решений, борьба мотивов (акт выбора и его реализация). Воля в социологическом смысле – это веление, желание, превращенное в повеление. В этом смысле воля является компонентом власти, под которой понимается способность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – авторитета, насилия и т.д. Т.о. под волей, понимается сознательная целеустремленность человека, его активность, которая проявляется в действиях.

Право – проявление воли и сознания людей.

Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования (в праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций).

Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах:

o в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля;

o государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, т. е. формирование права опосредуется волей общества и государства;

o регулирующее действие права возможно лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.

В целом правовое регулирование нацелено на осознанное поведение:

1) Поведение составляет содержание общественных отношений, с которыми связано правовое регулирование: воздействуя на поведение людей, которое также носит осознанный волевой характер, тем самым, воздействуем на развитие общественных отношений, и право, в данном случае, выступает наиболее мощным социальным регулятором общественных отношений, поскольку регулирует наиболее важные общественные отношения (другие социальные регуляторы – нравственность, религия, эстетика) и обеспечено возможностью государственного принуждения.

2) Правовое регулирование предполагает осознанный характер как на уровне выявления потребностей правового регулирования (интеллектуальная деятельность), так и в процессе правотворчества (возведение воли в закон), и в практике реализации и применения права.

В литературе существуют споры, чью же волю выражает право: с т.з. марксистской концепции – это воля экономически господствующего класса, с т.з. современных позиций – воля всего общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.017 с.)