Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модель взаимодействия политиков и избирателей. Модель бюрократии. Поиск политической ренты↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Существуют различные типы политических систем. 1. Абсолютная монархия – форма правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха и передаётся по наследству. Общественный выбор осуществляется по усмотрению монарха. 2. Прямая (абсолютная) демократия – политическая система, при которой каждый гражданин имеет право лично голосовать за политический курс или программу. Принципы прямой демократии используются в работе клубов, собраний трудовых коллективов, в ходе референдумов, выбора депутатов, президентов. Между монархией и демократией существует множество политических систем: · президентские (США, Венесуэла, Республика Беларусь); · парламентские (Австрия, Великобритания, Германия); · смешанные (Франция, Польша, Финляндия). Прямая демократия имеет недостаток: по каждому решению необходимо голосовать, увеличиваются затраты для населения. Поэтому необходима представительная демократия – политическая система, в условиях которой граждане избирают только политических руководителей государства. Руководители представляют интересы населения. Выборы при представительной демократии проходят в 2 этапа: 1. Население выбирает руководителей государства – главу исполнительной власти, президента или премьер-министра, и членов парламента. Их называют политиками. 2. Выбранные руководители назначают государственный аппарат. Все назначаемые называются чиновниками. Таким образом, должности государственного аппарата: - выборные (политики); - назначаемые (чиновники). Совершенная политическая система – система, при которой политики действуют в интересах большинства. Несовершенная политическая система – система, при которой политики злоупотребляют своим положением. Взаимодействие политиков и избирателей при прямой демократии может иметь несколько следствий: 1. Когда затраты на общественное благо распределяются равномерно, а выгоды от них – неравномерно, имеет место недопроизводство общественного блага. 2. Если выгоды распределяются равномерно, а издержки – неравномерно, то имеет место перепроизводство общественного блага. 3. Все принимаемые решения соответствуют интересам избирателя-центриста, находящегося в середине интересов данного сообщества (модель медианного избирателя). Главный недостаток представительной демократии – возможность принятия решения, выгодного отдельным группам, преследующим свои узкие интересы. Избиратель вынужден голосовать не за свою позицию непосредственно, а за пакет программ. Теория общественного выбора показывает, что нельзя полностью полагаться на результаты голосования, кроме того, сама демократическая процедура голосования в законодательных органах не препятствует принятию неэффективных экономических решений. Ситуация, в которой устойчивый коллективный выбор неосуществим, описывается, в частности, парадоксом голосования. Это противоречие, возникающее из-за того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных общественных предпочтений. В результате: 1. Происходит “зацикливание голосования” – бесконечно долгое голосование, не дающее однозначного результата. 2. Принимаются политические решения, которые не соответствуют интересам большинства населения. 3. Возникает возможность манипулирования результатами голосования. В условиях представительной демократии расширяется количество участников выработки политических решений: - избиратели; - политики; - группы давления; - чиновники. Лоббизм – это влияние групп избирателей с особыми интересами на представителей власти (законодательной или исполнительной) с целью принятия выгодного для данных групп решения. Логроллинг – практика взаимной поддержки законодательных инициатив депутатов путём обмена голосами (ты – мне, я – тебе). Работники государственного аппарата управления, чиновники могут принимать часть политических решений. Это право им делегируют политики. В ТОВ государственный аппарат и его служащие обозначаются термином “бюрократия”. Характерные черты бюрократии: 1. Бюрократия – необходимый атрибут государственного управления. 2. Бюрократии присуща тенденция к собственно расширенному вмешательству. 3. Издержки роста бюрократии – разбухание бюрократического аппарата, многократное дублирование информации, противоречащие друг другу документы. 4. Политики не имеют возможностей для контроля деятельности бюрократии. Цель участия в политической деятельности – получение дополнительных преимуществ в виде рентных (превышающих конкуренцию) уровней доходов – так называемой политической ренты. Деятельность, направленная на их получение, – это поиск политической ренты. Примеры: 1. Борьба за получение монопольных прав, квот, тарифов. 2. Ограничение конкуренции на рынке. 3. Фиксированная цена. Чтобы всё это получилось, необходимы дополнительные издержки – на лоббирование, взятки, подкуп. Рисунок 14.1 – Модель поиска ренты
Выделяют 3 уровня поиска политической ренты: 1 уровень – борьба за получение доступа к специфическим привилегиям. 2 уровень – конкуренция за занятие должностей. 3 уровень – государственная политика по отношению к отдельным отраслям.
Политико-экономический цикл
Рисунок 14.2 – Экономический цикл Процесс принятия политических решений может быть причиной политико-экономического цикла. Различают 2 его модели: 1. Модель Нордхауза. 2. Модель Гиббса. Нордхауз в качестве причины политико-экономических колебаний называл политику правящей партии накануне и после выборов. Накануне выборов партия-лидер стимулирует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, что вызывает ускорение экономического роста (подъём в экономике). После выборов принимаются меры по снижению инфляции и бюджетного дефицита, по перестройке аппарата управления, в результате чего снижаются темпы экономического развития. Политико-экономический цикл – ускорение темпов экономического развития перед выборами, сменяющееся снижением темпов развития после выборов. Гиббс ставит направленность экономической политики в зависимость от характера партии, находящейся у власти. Принято различать правые и левые партии. Правые пользуются поддержкой представителей крупного бизнеса – банкиров, финансистов. Левые партии пользуются поддержкой наёмных работников. Если у власти правые партии, то основное внимание они уделяют мерам борьбы с инфляцией. Левые же партии основное внимание уделяют безработице. По Гиббсу, цикличность в экономике определяется сменой левых и правых правительств.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.51.75 (0.008 с.) |