Показатели антимонопольной власти и антимонопольное законодательство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели антимонопольной власти и антимонопольное законодательство



Рыночная монопольная власть – способность фирмы воздействовать на цену товара, изменяя продаваемое его количество в собственных интересах.

Причины монопольной власти разнообразны:

· наличие в некоторых отраслях естественной монополии;

· монопольные права на ресурсных рынках;

· ПЭМ ;

· юридические ограничения, связанные с патентами, лицензиями;

· недобросовестная конкуренция.

К основным показателям рыночной власти относятся:

· коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли);

· коэффициент Лернера;

· коэффициент Тобина;

· коэффициент Папандреу;

· индекс Херфиндаля-Хиршмана;

· коэффициент концентрации.

1. Коэффициент Бэйна.

KБ = . (6.1)

 

Суть: при совершенной конкуренции норма экономической прибыли равна 0, а если КБ > 0, то рынок не является конкурентным.

2. Коэффициент Лернера.

KЛ = , (6.2)

где P цена продукции;

MC – предельные издержки.

Коэффициент меняется в диапазоне от 0 до 1. Нулевой коэффициент характерен для совершенной конкуренции, а ближе к 1 – для рынков с несовершенной конкуренцией.

 

KЛ = = , (6.3)

где эластичность спроса по цене;

П – экономическая прибыль;

TR – совокупная выручка.

Размеры экономической прибыли на рынке – важнейшее проявление монопольной власти.

3. Коэффициент Тобина.

KT = , (6.4)

 

где P рыночная стоимость фирмы, измеряемая рыночной ценой её акций;

C – восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.

Чем ближе КТ к 1, тем больше экономической прибыли и тем более выраженной является рыночная власть фирмы.

4. Коэффициент Папандреу позволяет учитывать:

1. Наличие товаров-заменителей на рынке с учётом перекрёстной эластичности спроса. Чем ниже коэффициент перекрёстной эластичности, тем большей монопольной властью обладает фирма.

2. Ограничение производственных мощностей конкурентов, есть ли у них возможность проникновения в отрасль.

Чем ниже возможность проникновения, тем более выраженной является монопольная власть на рынке.

5. Индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех фирм отрасли и показывает степень её концентрации:

, (6.5)

где HHI значение этого индекса;

Si доля фирмы в общем объёме выпуска отрасли в процентах;

n – количество фирм в отрасли.

6. Коэффициент концентрации.

Рассчитывается как процентное отношение объёма продаж определённого числа крупнейших фирм (3, 4, 6, 8, 20, 50) к общему объёму продаж отрасли и показывает степень её концентрации, то есть преобладания в ней одной или нескольких фирм. Аналогичный показатель может рассчитываться по доле крупных фирм отрасли в численности занятых, добавленной стоимости, стоимости основных фондов, объёма выпуска. Чем больше коэффициент для крупнейших фирм, тем больше их монопольная власть. Минимальное значение, равное 0 %, характерно для чистой конкуренции, максимальное, равное 100 %, для монополии.

(6.6)

Разница в методике подсчёта заключается только в одном. Например, в США и Франции коэффициент рассчитывается для 4, 8, 20, 50 и 100 ведущих фирм рынка, в Германии, Англии и Канаде для 3, 6 и 10 фирм, а в России и Беларуси для 3, 4, 6 и 8 фирм.

Главный недостаток этого коэффициента его нечувствительность к распределению рыночных долей между конкурентами.

Под антимонопольным регулированием понимается целенаправленная деятельность государственных органов управления по ослаблению рыночной власти, её ограничению, предотвращению её приобретения и злоупотребления ею экономическими субъектами, которая реализуется через систему соответствующих экономических, административных и законодательных мер. Основой антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство – совокупность законов и правовых норм, устанавливающих права, обязанности и ответственность экономических субъектов, возникающие в связи с их деятельностью по поводу ослабления конкуренции и злоупотребления рыночной властью.

1890 г. – первый антимонопольный закон (закон Шермана) в США.

В Республике Беларусь первый антимонопольный закон появился в 1992 году под названием “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции”. Новая редакция закона появилась в 2002 году и дополнилась законом “О естественных монополиях”.

Согласно белорусскому законодательству, деятельность хозяйствующего субъекта считается неправомерной, если:

1. Создаются препятствия для проникновения на рынок других фирм.

2. Ограничивается производство, что способствует возникновению дефицита.

3. Необоснованно завышаются (занижаются) цены.

4. Навязываются условия сделок партнёрам.

5. Осуществляется неправомерная дискриминация партнёров.

 

5. Оценка эффективности олигополии

Рисунок 6.4 – Объём производства и цена в условиях олигополии и совершенной конкуренции  

Недостатки:

1. На рынке отсутствует производственная эффективность, так как Ро ≠ min ATC, что свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов в отрасли.

2. Ро ≠ MC, то есть не достигается социальная эффективность, отсюда следует, что неэффективно распределяются ресурсы в отрасли.

3. Наличие сговоров, как правило, тайных, сдерживает применение антимонопольного законодательства к рынкам олигополии.

Достоинства:

1. Наличие экономической власти позволяет олигополистам финансировать дорогостоящие НИОКР и содействует НТП.

2. Широкий диапазон потребительского выбора при производстве дифференцированной продукции.

3. Относительная стабильность олигополистических цен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.011 с.)