Провалы» государства. Бюрократия и политическая рента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Провалы» государства. Бюрократия и политическая рента.



Ситуации, в которых свободное действие рыночных механизмов не обеспечивает Парсто-оптимального использования ресурсов, называются провалами рынка.

К провалам рынка можно отнести ограниченность конкуренции, внешние эффекты и неполноту информации.

Внешниеэффекты — это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах.

Провалы государства - это неспособность обеспечить эффек­тивное распределение ресурсов и доходов в соответствии с приня­тыми в данном обществе представлениями о справедливости.

К «провалам» государства относят: бюрократизм в принятии экономических решений; недостаток контроля над бюрократией; несовершенство политического процесса и др.

Концепция провалов государства менее развита, чем теория провалов рынка. Однако специалисты выделяют четыре группы факторов, негативно сказывающихся на подготовке, принятии и реализации решений, основанных на общественном выборе:

1. Ограниченность доступной информации

2. Неспособность го­сударства полностью контролировать деятельность контрагентов (Контрагент - одна из сторон договора.)

3. Несовершен­ства политического процесса, к числу которых можно отнести: рациональное поведение избирателей, принятие произвольных и манипулируемых решений и др.

4. Ограниченностью контроля над гос-ым аппаратом.

Для реальной экономики характерны ситуации, когда одновре­менно имеют место как провалы рынка, так и провалы государства, причем ослабить влияние одних зачастую удастся лишь за счет усиления влияния других факторов. Принимая политическое ре­шение, следует сопоставлять различные варианты экономических последствий. Это позволит определить оптимальную форму и меру общественного (государственного) вмешательства.

Поиск политической ренты – это стремление экономических агентов получить экономическую ренту с помощью политического процесса.

Экономика бюрократии – это система организаций, удовлетворяющая как минимум двум критериям: 1, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, и, 2, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности.

 

Доходы общественного сектора и оптимальное налогообложение

Источниками государственных доходов являются:

1) налоги;

2)неналоговые поступления, их важнейший источник – государственное предпринимательство, т.е. прибыльное использование ранее накопленных ресурсов.

В России, как и в других странах с рыночной экономикой, доходы государства формируются преимущественно за счет налогообложения. Налоговая система России содержит три уровня налогов: федеральные, республиканские и местные налоги. Основную роль в формировании федерального бюджета играют косвенные налоги, а в формировании бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов – прямые. Важнейшими источниками средств для функционирования общественного сектора в РФ являются НДС и отчисления в фонды соц. страхования.

Все денежные фонды, находящие в распоряжении государства объединяются понятием бюджет. На практике различают бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды, которые имеют целевой характер.

Классификация налогов:

1) различают прямые и косвенные налоги. Первыми облагаются непосредственно физ. и юр. лица, их доходы или имущество, вторыми – ресурсы, деятельность, товары и услуги;

2) по целям взимания: целевые и нецелевые. Целевые налоги предназначены для финансирования конкретных программ общественных расходов. Если средства, аккумулируемые с помощью налога, могут расходоваться для решения разнообразных задач то такой налог называется немаркированным;

3) как исчисляются: специфические и стоимостные. Если налог исчисляется путем умножения ставки, выраженной в денежных единицах, на количество облагаемых товаров, выраженное в натуральных единицах, такой налог называется специфическим. Если налог исчисляется путем умножения ставки(%) на величину стоимости товаров, услуг, работ, ресурсов, то налог называется стоимостным;

4) как изменяется удельный вес в доходе: прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги. Прогрессивный налог растет быстрее дохода, регрессивный – медленнее его, а доля пропорционального налога в доходе остается неизменной независимо от того, насколько велик доход.

При определении оптимальной структуры налогов перераспределительные требования могут учитываться по-разному. Эффективность и чистые потери оцениваются с позиций общественного благосостояния.

Задача оптимизации налогообложения состоит в минимизации избыточного бремени имеющихся в распоряжении государства налогов при заданной величине налоговых поступлений и некоторых ограничениях на распределение доходов.

Избыточное налоговое бремя может быть определено как разность между денежным эквивалентом происходящего под влиянием налога уменьшения излишка потребителя и производителя, с одной стороны, и доходом, получаемым государством от данного налога, с другой. В качестве синонимов этого термина используются термины "чистые потери от налогообложения" или "потери благосостояния от налогообложения".

 

Формы общественных расходов. Перемещение выгод и искажающее действие общественных расходов. Общественные расходы и производство в государственном секторе. Оценка эффективности государственных расходов в современной России

 

Общественные расходы - це­левое использование ресурсов, аккумулируемых в общественном секторе и направленных на удовлетворение соответствующих потребностей в общественных благах, а также в реализации оправдан­ной с полиции социальной справедливости перераспределительной политики.

Основные формы:

финансирование производства и приобретение определенного набора благ (товаров и услуг), ответственность за удовлетворение потребностей которых берет на себя общественный сектор и в том числе государство. Подобные блага обычно относятся либо к общественным или социально значимым благам, либо к ключевым факторам формирования этих благ.

финансирование и организация различных программ социальной помощи тем членам общества, которые и ней нуждаются в соответствии с действующим законо­дательством.

финансирование и обеспечение раз­личных программ обязательного социального страхования в случае потери трудоспособности. Подобный вид деятельности предполагает с учетом различных рисков предварительное аккумулирование средств застрахованных, а при наступлении страхового случая — проведение соответствующих выплат.

Перемещение выгод. Если в результате осуществления общественных расходов создаются чистые общественные блага и потребителями становятся все члены общества. В остальных случаях, когда результатом является создание или перераспределение частных благ (это связано с положительным внешним эффектом), это можно признать реальным результатом деятельности общественного сектора. Напр. от повышения уровня образования выигрывают не только отдельные индивиды, но и общество в целом.

Перемещение выгод – основная причина того, что сфера действия программы не всегда отвечает первоначальному замыслу.

Искажающее действие: общественные расходы могут вызвать эффект замещения (когда в наборе из двух потребляемых экономическим субъектом товаров один из товаров становится дешевле и это сопровождается сверхпропорциональным ростом спроса на этот товар) и эффект дохода(падение в цене одного из продуктов влечёт за собой увеличение потребления обоих продуктов).

Оценка эффективности: В целях рационального использования общественных средств необходимо точно определить их отдачу, сопоставив с затратами и проведя сравнительный анализ различных вариантов: необходимо определить компоненты затрат и круг возможных последствий (с позиции всего общества). Критерии оценки:

- экономический (ресурсная сторона эффективности);

- производительность (отношение кол-ва продукции к величине затрат);

- результативность (соответствие между расходами и достигнутыми целями).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 867; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.006 с.)