Предмет экономики общественного сектора. Общественный сектор в современных экономических системах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет экономики общественного сектора. Общественный сектор в современных экономических системах



Предмет экономики общественного сектора. Общественный сектор в современных экономических системах

Экономика общественного сектора изучает закономерности и практические проблемы, связанные с производством общественных и коллективных благ, экономические механизмы достижения социальных целей и внерыночные взаимодействия интересов.

дисциплина рассматривает участие государства в экономической деятельности сквозь призму рынка. Предполагается, что:

· государство, подобно предприятиям и некоммерческим организациям, функционирует в рыночной среде, а потребность его участия в экономической жизни возникает только в тех случаях, когда свободное действие рыночных сил не обеспечивает оптимального размещения и использования ресурсов;

· цели государственных органов, способы их достижения, а также стратегии предприятий и некоммерческих организаций в конечном итоге определяются интересами индивидов и формируются в ходе их взаимодействия;

· государство использует финансовые инструменты реализации своих целей (налоги, общественные расходы).

Общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства. Ресурсы, которыми распоряжается государство, - это не только организации, находящиеся в его собственности, но и доходы, и расходы бюджета. Общественный сектор функционирует также в формах налогообложения и программ общественных расходов.

Общественный сектор представляет собой такую область экономики или ту часть экономического пространства, где:

· рынок не действует или действует только частично

· производятся и потребляются не частные, а общественные блага;

· экономическое равновесие между потребителями общественных благ поддерживается государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов (в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики).

Главное отличие организаций частного и общественного секторов состоит в том, что в общественном секторе организации являются некоммерческими (то есть, не ставят перед собой главную задачу в получении прибыли), а доминирующую роль в общественном секторе играет государство.

 

Направления влияния государства на экономику: перераспределение через бюджет, государственная собственность, регулирование частного сектора.

Правовая форма регулирования благосостояния состоит в создании государством правил и норм, направленных на обеспечение эффективного функционирования рыночной системы, создающей положительные социальные эффекты.

Финансовая форма регулирования благосостояния состоит в полном или частичном финансировании государством за счет расходной части госбюджета социальных программ образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и др. Одним из инструментов государственного финансирования является ценовое субсидирование (льготирование, компенсирование), когда, например, определенные категории граждан оплачивают коммунальные услуги по более низкой цене, чем рыночная (частичная субсидия), или когда государство полностью оплачивает определенные виды услуг (бесплатное среднее образование, бесплатные лекарства).

Общественное производство используется государством как инструмент для направления развития экономики в соответствии с социальными целями и задачами правительства.

А) Производство и обеспечение частных товаров. Частные фирмы, преследующие свои узкие интересы максимизации прибыли, не могут воспринимать общественные интересы как собственные. Государству не обязательно самому заниматься производством частных товаров и услуг. Оно может заключать контракты с частными фирмами на производство и доставку частных товаров и услуг государственным органам.

Государственная услуга - государственный орган выступает как организатор и производитель услуги. Например, городская администрация задействует государственные унитарные предприятия для ремонта фасадов зданий города. Однако государство может выступать не только организатором производства частных товаров и услуг, но и непосредственным производителем. Эти предприятия могли быть изначально созданы как государственные или находиться сначала в частной собственности, а потом быть национализированными.

Б) Производство общественных товаров. Государственное предпринимательство обычно связывают с производством общественных товаров. Механизмы организации государством производства общественных благ аналогичны механизмам производства государством частных благ: это контракты с поставщиками, государственные услуги, продажа услуг государственным учреждением. Могут использоваться и другие механизмы, например, привилегии, дотации, гарантии.

Привилегия - форма организации производства общественных благ, когда орган власти предоставляет частным фирмам исключительное право на производство общественных товаров.

Дотация - субсидирование государством производства определенных общественных товаров частными производителями, которое может осуществляться в денежной форме, в форме налоговых льгот, низких процентов по займам.

Гарантия - субсидирование государством не частных производителей, а потребителей. В данном случае потребитель сам определяет, какой частной фирме, производящей общественный товар, отдать предпочтение.

Государство имеет три канала влияния на бизнес:

− непосредственное регулирование через законодательные, административные и перераспределительные виды деятельности;

− управление государственной собственностью и в том числе госсектором;

влияние на бизнес посредством механизма частно-государственного партнерства.

 

Формы общественных расходов. Перемещение выгод и искажающее действие общественных расходов. Общественные расходы и производство в государственном секторе. Оценка эффективности государственных расходов в современной России

 

Общественные расходы - це­левое использование ресурсов, аккумулируемых в общественном секторе и направленных на удовлетворение соответствующих потребностей в общественных благах, а также в реализации оправдан­ной с полиции социальной справедливости перераспределительной политики.

Основные формы:

финансирование производства и приобретение определенного набора благ (товаров и услуг), ответственность за удовлетворение потребностей которых берет на себя общественный сектор и в том числе государство. Подобные блага обычно относятся либо к общественным или социально значимым благам, либо к ключевым факторам формирования этих благ.

финансирование и организация различных программ социальной помощи тем членам общества, которые и ней нуждаются в соответствии с действующим законо­дательством.

финансирование и обеспечение раз­личных программ обязательного социального страхования в случае потери трудоспособности. Подобный вид деятельности предполагает с учетом различных рисков предварительное аккумулирование средств застрахованных, а при наступлении страхового случая — проведение соответствующих выплат.

Перемещение выгод. Если в результате осуществления общественных расходов создаются чистые общественные блага и потребителями становятся все члены общества. В остальных случаях, когда результатом является создание или перераспределение частных благ (это связано с положительным внешним эффектом), это можно признать реальным результатом деятельности общественного сектора. Напр. от повышения уровня образования выигрывают не только отдельные индивиды, но и общество в целом.

Перемещение выгод – основная причина того, что сфера действия программы не всегда отвечает первоначальному замыслу.

Искажающее действие: общественные расходы могут вызвать эффект замещения (когда в наборе из двух потребляемых экономическим субъектом товаров один из товаров становится дешевле и это сопровождается сверхпропорциональным ростом спроса на этот товар) и эффект дохода(падение в цене одного из продуктов влечёт за собой увеличение потребления обоих продуктов).

Оценка эффективности: В целях рационального использования общественных средств необходимо точно определить их отдачу, сопоставив с затратами и проведя сравнительный анализ различных вариантов: необходимо определить компоненты затрат и круг возможных последствий (с позиции всего общества). Критерии оценки:

- экономический (ресурсная сторона эффективности);

- производительность (отношение кол-ва продукции к величине затрат);

- результативность (соответствие между расходами и достигнутыми целями).

 

Содержание и принципы бюджетного федерализма. Теорема о децентрализации. Особенности российского бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм - устройство бюджетной системы государства, при котором каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий.

Основными принципами бюджетного федерализма являются:

-равноправие всех субъектов федерации в их финансовых отношениях с центром;

-разграничение сфер финансовой деятельности и ответственности между центром и субъектами федерации;

-самостоятельность бюджетов различных уровней.

Для Российской Федерации с ее огромной территорией, географической протяженностью, федеративным характером государственного устройства, исторической и национальной спецификой отдельных регионов совершенствование модели бюджетного федерализма имеет исключительно важное значение.

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой целостную совокупность бюджетов всех уровней, основанную на принципах построения бюджетной системы федеративного государства

Для построения системы бюджетного федерализма необходимо наличие не менее трех уровней бюджетной системы.

Наиболее распространенна является модель фискального федерализма. Она напрямую зависит от типа налоговой системы и порядка распределения налогов по уровням бюджетной системы страны. Подобная система существует и в России.

Мера децентрализации в общественном секторе определяется степенью эффективности выполнения возложенных функций, т.е. в удовлетворении потребности общества в благах и перераспределению благ.

Условия эффективности федерализма:

-Децентрализация уместна, если решения по производству общественных благ принимаются на местном уровне и потребляются, главным образом, на местном уровне.

-Потребление и производство общественного блага осуществляется на местном уровне.

-Население определенной территории более однородно, чем население всей страны.

Теорема (о децентрализации) Если децентрализация не влияет на уровень издержек, то децентрализованное решение и поставке и финансировании производства общественного блага не является менее эффективным централизованного решения.

Следует отметить, что организация децентрализованного решения обходится бюджету дороже – требуется финансирование дополнительного бюрократического аппарата. Но если выигрыш в полезности перекрывает административные издержки, то оно оправдано.

Предмет экономики общественного сектора. Общественный сектор в современных экономических системах

Экономика общественного сектора изучает закономерности и практические проблемы, связанные с производством общественных и коллективных благ, экономические механизмы достижения социальных целей и внерыночные взаимодействия интересов.

дисциплина рассматривает участие государства в экономической деятельности сквозь призму рынка. Предполагается, что:

· государство, подобно предприятиям и некоммерческим организациям, функционирует в рыночной среде, а потребность его участия в экономической жизни возникает только в тех случаях, когда свободное действие рыночных сил не обеспечивает оптимального размещения и использования ресурсов;

· цели государственных органов, способы их достижения, а также стратегии предприятий и некоммерческих организаций в конечном итоге определяются интересами индивидов и формируются в ходе их взаимодействия;

· государство использует финансовые инструменты реализации своих целей (налоги, общественные расходы).

Общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства. Ресурсы, которыми распоряжается государство, - это не только организации, находящиеся в его собственности, но и доходы, и расходы бюджета. Общественный сектор функционирует также в формах налогообложения и программ общественных расходов.

Общественный сектор представляет собой такую область экономики или ту часть экономического пространства, где:

· рынок не действует или действует только частично

· производятся и потребляются не частные, а общественные блага;

· экономическое равновесие между потребителями общественных благ поддерживается государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов (в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики).

Главное отличие организаций частного и общественного секторов состоит в том, что в общественном секторе организации являются некоммерческими (то есть, не ставят перед собой главную задачу в получении прибыли), а доминирующую роль в общественном секторе играет государство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.022 с.)