Тема1. Предмет экономики общественного сектора. Изъяны рынка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема1. Предмет экономики общественного сектора. Изъяны рынка.



Тема1. Предмет экономики общественного сектора. Изъяны рынка.

Предмет и понятие

Сущность гос-ва в экон теории.

Экон роль гос-ва. Смешанная экономика.

Эффективное гос-во

Масштабы, формы организаций обществ. сектора. Тенденции его развития.

Изъяны рынка и необходимость гос.вмешательства.

 

  1. Предмет и понятие.

Индустр.эпоха: кон 18 - нач 19го вв.

Положила начало длительному историч. процессу, кот хар-ся приоритетом частн.интереса над обществом.

Через невидим.руку рынка.

Это эпоха господства микроэкон. парадигмы, а так же подхода к человеку как к экономическому человеку.

Господство идеоло -

марко... находит отражение во взаим-е рынка и гос-ва.

Микроэкономическая трактовка провалов рынка д.б. дополнена макроэкон.причинами несовершенства рынка.

Экономика общественного сектора рассматр. экон. поведение гос-ва как одного из субъектов рын.экономики.

Анализ осуществляется не только с позиции микро, но и макроэкономики.

Экономика общественного сектора основывается на макроэкон.

Задачи:

1) необходимость

2)

3) ознакомление с теорией обществ. выбора, атак же выяснение недостатков, сбоев рынка и сопоставления... как правило понимают гос. сектор, кот обслуживает интересы всего населения.

Т.е. гос-во яв-ся основным институтом...

Осн.направления деятельности общ. сектора экономики:

1) предоставление общественных благ

2) перераспределение доходов и богатства

3) оказание соц помощи населению

4) производство и реализация товаров и услуг на коммерческой основе предприятий, принадлежащие или контролирующие гос-вом.

5) воздействие гос-ва на экон поведение субъектов хоз-ния с помощью закон-ва, нал.обл-я, субсидий и др мер.

Гос-во понимается как осн. институт политич. системы общества, кот организует, направляет, контролирует совместную деятельность людей и отношение между общественными группами, классами.

Поэтому выделяются ф-ии гос-ва:

- организационная

- управляющая

- преследующие общие цели сохранения жизнедеятельности единства, устанавливается порядок.

- специфическая функция

- создание правовой системы, регулирование гос аппарата.

В экон теории акцент делается на особенностях гос-ва как обществ.организаци, отличающиеся от рыночного механизма координации общественной деятельности.

Гос-во – это система институтов, с помощью кот, обеспечивается координация действий членов общества, преслед-х общие цели.

Гос-во - это совместно хоз-щие люди, совместно хоз-щее общество.

Черты демокр. гос-ва:

- принуждение

- ответственность и подотчетность

- особая мотивация работ. в гос органах

Принуждение - это осуществляемое гос-вом ограничение доступа к некот.эконом. возможностям, способным приносить выгоды некот. индивидам.

 

Экономическая роль государства. Смешанная экономика.

1) Смешанная экономика – это экономика, где наряду с частным сектором функционирует гос-ый

2) является смешанной и по форме собственности и по организации предпринимательской деятельности.

3) механизм хозяйствования является не чисто рыночным, а смешанным, т.е. рыночный механизм дополняется механизмом гос. регулирования.

4) в смешанной экономике существуют разные механизмы ценообразования:

а) свободное (когда цены определяются спросом и предложением), (периферийн.сферы эк-ки: с/х и доб.отрасли)

б) корпоративные (они определяются в основном издержками производства и необходимостью обеспечения необходимой рентабельности корпорации диктуют цены)

в) гос-ное

 

В смешанной экономике присутствуют трудоразрешим.проблемы:

1) необходимо определить оптимум соответствие между рын.механизмом регулирования и гос-ным.

2) нужно определить наиболее эффективные формы гос вмешательства в экономику.

Экон.роль гос-ва в самом общем виде проявляется в том,что гос-во выполняет определенные экон.функции.:

- обеспечение правовой основы хозяйственной деятельности.

- устранение и компенсация недостатков, сбоев, провалов рыноч. хоз-го механизма.

- осуществление гос экон политики

К 1 относится судебн система, система стандартов.

Функции государства:

1) стабилизация экон развития

2) распределение ресурсов

3) распределение доходов

4) повышение эффективности и конкурентоспособности нац экономики.

5) воздействие на поведение др экон субъектов путем регулирования цен, з/пл, вал курса и др. фин инструментов.

6) осуществление непосредственной хоз деятельности с целью производства обществ. благ или извлечения прибыли.

(- осуществление закупки товаров и услуг

- размещать гос запасы

- производство обществ благ

- управление гос сектором

- управление гос акционерн. капиталом)

7) перераспределение финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, субсидий, дотаций.

8) финансирование соц сферы фундаментальной науки, охраны окружающей среды.

Экономическая роль гос-ва в динамике.

Этапы в развитии гос сектора в развитых странах:

1) после 2 мировой войны

этап максималистского гос-ва, пик развития гос сектора. Кейнсианская теория.

2) сер 70х гг. - конец 90х гг.

минималистское гос-во наимен этап развития. Неоклассич.теория, монетаризм (Фридман)

3) начало 21века.

Этап эффективного государства.

 

Эффективное государство.

Концепция эф.государства включает след. идеи:

1. гос-во нах-ся в центре экон развития, но не как непосредственный источник экон развития, а как партнер (частное гос.партнерство), как катализатор, как помощник.

Гос-во по-тихоньку уходит из сферы матер.производства.

2. В деятельности государства акцент смещается с колич. аспекта экон деятельности гос-ва к кач. аспекту.

Двуступенчат. стратегия эф-го гос-ва предполагает:

- соизмерение и приведение функций гос-ва в соответствии с его потенциалом, концепция усилий на осн. деятельности, обеспечивающей развитие.

- укрепление потенциала гос-ва путем активизации гос инструментов, а так же создание эф-х институтов.

Экон результаты определяются не столько проводимой экон политикой, сколько качеством институциональной структуры:

а) эф-ые нормы и ограничения

б) усиление конкуренции деятельности гос-ва.

в) приближение гос-ва к людям, учет мнений граждан

 

Способы повышения эффективности государства:

Перспективным,но мало исследованным способом является использование государством рын. принципов и механизмов деятельности.

Для достижения этого гос-во должно действовать в нескольких направлениях:

1) гос-во должно прибегать к аукционам, как при закупках товаров и услуг, так и при распределении ресурсов.

2) гос-во должно заключать контракты с частным сектором на осуществление части функций, потому раньше выпускались гос-м.

3) необходимо использовать методы оплаты выполнен. работы так же в зависимости от достигнутых результатов.

4) гос-во должно ориентироваться на рын информацию при осуществлении гос закупок.

5) необходимо развитие рыночных институтов и создание конкурентоспособной среды.

6) необходимо повысить роль государства в рын. реформах и трансформировать само гос-во.

 

Трансформация государства:

Государство не должно находиться над обществом, а должно являться частью граж.общества.

Гражданское общество - система экон. и соц.отношений, кот существует автономно от гос-ва и опирается на местное самоуправление, на гражд.инициативу.

Гос-во должно стать частью общества, а не его антогонистом.

Гос-во подлежит контролю со стороны гражд.общества.

Условия трансформации российского гос-ва в современ.цивилизационную власть:

1. формируются гражд.общества

2. разделение собственности и власти (прирощение обгатства д.б.результатом предприн.деятельности или выгодн.вложения капитала, не доступа индивида к рычагам власти).

3. укрепление рыночного механизма гос регулирования.

Поскольку именно правила игры задают повеление экон субъектов, поставку институц.информация первична по отношению к др направлениям реформ.

 

ТЕМА: Институциональные основы экономики общественного сектора.

Государственно-частное предпринимательство (ГЧП)

Организационно-правовые формы государственного предприятия.

а) казенное предприятие

б) акционерное общество с гос капиталом

в) гос корпорации

Гос корпорации.

Государственной называется корпорация которой владеет государство.

Т.е. 100% акций принадлежит государству.

Гос корпорации отличаются от частных.

Отличия:

1. Гос корпорации пользуются финансовой поддержкой государства. Т.е. эти корпорации имеют налоговые льготы, гос гарантии, субсидии.

2. Российские корпорации создаются с целью решения общественно значимых проблем.

В большинстве случаев является бесприбыльными.

Это означает, что доход не распределяется в форме дивидендов между собственными, а реинвестируются.

Привелегии, которыми наделяются гос корпорации.

Ставят гос корпорации на рынке капитала в преимущественное положение.

Это преимущество выражается в повышенном кредитном рейтинге.

Он позволяет государственным корпорациям занимать деньги на большой срок и под более низкие проценты.

Правительство оказывает непосредственное влияние на деятельность гос корпораций:

1. формирование совета директоров

2. финансовый контроль

3. обеспечение прозрачности деятельности гос корпорации

В РФ деятельность гос корпорации регулируется ФЗ от 12.02.1996г. «О некоммерческих организациях».

1. гос корпорацией признается некоммерч. организация, учрежденная на основе имущественного взноса и создана для осуществления соц управленческих и др общественно полезных функций.

2. гос корпорация создается на основе ФЗ.

3. Не отвечает по обязательствам РФ, а РФ не отвечает по обязательствам гос корпорации.

4. Гос корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь по стольку, по скольку это служит достижению цели, ради которых она создана.

5. Гос корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты по использованию имущества.

6. Имущество и денежные средства переданные гос корпорации и ее учредителям перестают быть объектом гос собственности.

Т.е. государство не имеет ни вещного права на имущество гос корпорации, ни каких-то обязательственных прав в отношении самой гос корпорации.

Закон о создании гос корпорации содержит прямой запрет вмешиваться органам гос власти в деятельность гос корпораций.

В отношении гос корпораций закон о банкротстве не действует.

Российская корпорация нанотехнологий (Роснано).

Российская корпорация по разработке, производству и экспорту, высокотехнологической продукции (Рос технологии).

Российская корпорация по атомной энергии (Рос Атом).

По строительству олимпийских объектов и развитию городов Сочи.

Фонд содействия реформированию ЖКХ.

Кривые издержек

 

 

До тех пор пока предельные издержки будут равны 0, чистое общественное благо в оптимальном случае должно поставляться по нулевой цене, но это не означает, что совокупные издержки на такое благо не должны покрываться, поэтому частное предприятие не сможет производить чистое общественное благо.

Чистое общественное благо характеризуется двумя важными свойствами:

1) предоставление блага с нулевыми предельными издержками.

2) неделимое потребление.

Реже выполняются условия делимого потребления.

Могут оставаться чистым общественным благом в том смысле, что условия нулевых предельных издержек остается выполненным.

Делимость потребления имеет 2 важных следствия:

1) количество блага, потребленного одним индивидом же не обязательно равняется количеству, потребленному вторым индивидом.

2) теоретически могут выяснять, кто употреблял благо, требовать оплаты после потребления.

Выбор между бесплатным и платным предоставлением блага будет зависеть от уровня издержек на взимание этой платы от издержек на исключение тех, кто не платит.

Ряд общественных благ делимого потребления может поставляться на рынок в том случае, если издержки на взимание платы не слишком велики.

Это позволит делать исключение рентабельным.

Если же напротив издержки на исключение чересчур велики, то предпочтительнее передать или оставить соответствующим институтам заботу о предоставлении этого общественного блага по нулевой цене.

Это решение продиктовано не техническими, а экономическими соображениями.

Смешанное общественное благо является исключаемым общественным благом, т.е. благом совместного потребления, но с избирательностью, с убыванием его потребления.

Смешанное благо может быть объектом купли-продажи, т.е. быть платным.

Разновидностью исключаемого смешанного блага является перегружаемое общественное благо.

Оно является неисключаемым до некоторого порогового уровня, за которым наступает нехватка этого блага для всех, т.е. перегрузка (отсюда название - перегружаемое).

Использование блага за пороговым уровнем одним человеком исключает возможность его использования другим человеком, или исключает из потребления.

Типичным примером перегружаемого общественного блага является шассийные дороги, мосты.

До определенного уровня полезность остается одинаковой и дополнительные потребители не ухудшают положение других потребителей.

Начиная с некоторого момента в часы пик появление дополнительных потребностей ведет к образованию дорожных пробок, а также к уменьшению скорости, возрастанию опасности движения.

С помощью платы за перегружаемое общественное благо регулируется спрос и предложение этого блага.

Обеспечивается рациональное использование материально-технической базы и поддерживается их высокое качество.

Индивиды могут конкурировать между собой за потребление общественного блага.

Если мы обозначим через альфа меру общественности поставляемого общественного блага.

Альфа – мера его делимости.

Если альфа=1, то данное благо является чистым общественным благом.

Если альфа=0, то перед нами чистое частное благо и в среднем на каждого приходится 1/n.

Между ними двумя крайними значениями возможны любые промежуточные случае.

Потребители будут конкурировать за право потреблять благо.

Степень общественности может изменяться в зависимости от числа последних.

В этом случае говорят о явлении перенасыщения или переполненности.

После того как достигнут определенный порог предельные издержки на предоставление блага уже не являются 0-ми.

Графики.

 

Причины повышения совокупных издержек при увеличении числа людей:

1. прямые предельные издержки, например, степень износа дороги.

2. качество предоставленных услуг до точки Е это качество было постоянным, затем после точки Е снижение качества предоставляемых услуг. Оно соответствует косвенным издержкам (объем ресурсов, которые понадобились бы, чтоб устранить снижение качества услуги). Снижение качества услуги можно интерпретировать как издержки.

Другой разновидностью смешанного блага является благо совместного потребления с ограниченным доступом.

Такое благо принято называть клубным благом. Принцип исключаемости применяется не к отдельному человеку, а к группе людей.

Доступ ограничен размером членских взносов и уставными требованиями.

Типичный пример: теннисный клуб; добровольная ассоциация домовладельцев и другие самоуправляемые компании.

НЕ ХВАТАЕТ СТРАНИЦЫ

 

Отрицательные издержки учитываются в цене с помощью налогов, это так называемые налоги Пегу.

К таким налогам относятся:

- экологический налог

- акцизы на алкоголь, на табачные изделия, на роскошь.

Внешне положительных эффект он вызван общественной выгодой, получаемой третьими лицами непосредственно не участвующими в хозяйственной сделке, он учитывается в цене с помощью субсидий. Это выгоды, получаемые обязательством в целом от роста уровня образования населения, от укрепления их здоровья, от расширения культурного кругозора.

Особое место в ценообразовании на общественные блага занимает назначение цен на перегружаемое и исключаемое общественное благо, блага клубного типа (с ограниченным доступом).

В этом случае цена играет роль нормирования доступа.

До определенной точки (границы) такое благо можно использовать бесплатно.

После критической точки наступает перегрузка и каждый новый потребитель общественного блага уменьшает выгоды. Это вызывает рост издержек.

Поэтому необходимо установить новую цену в целях нормирования числа потребителей.

Это не тольконормирует использование, но и это дает доход необходимый для текущего содержания и ремонта.

Цены на общественные блага не клубного типа (бассейны) …

 

Размер платежей рассчитывается так, чтобы ….

Финансирование и содержание таких сооружений производится на организации добровольных товарищеских обществ потребительского типа.

Механизм неценового регулирования рассматривается по аналогии с ценовой моделью равновесия.

Такие инструменты неценового регулирования в общественном секторе как налоги, финансовые нормы, временные нормы очередности, голоса избирателей налогоплательщиков, их принято считать аналогами рыночных цен.

Включение нерыночной деятельности в экономический оборот вызывает необходимость соизмерения общественных и частных благ.

Для того, чтобы можно было с помощью кривых безразличия и кривых производственных возможностей определять эффективное распределение общественных благ при ограниченности общественных ресурсов и при этом сопоставлять предельные общественные затраты с предельными общественными выгодами.

Большое значение для сведения общественных благ и частных имеет метод денежной оценки альтернативной стоимости общественных благ.

Этот метод предусматривает денежную оценку готовности потребителей оплачивать налогами производство соответствующих общественных благ, т.е. допускается трактовка налога как цены Линдаля.

Но использование налога как квази (как будто) цены в сфере нерыночной деятельности наталкиваются на большие методологические трудности, т.е. трудности связанные с особенностями учета спроса и предложения общественных благ.

Для производства и потребления общественного блага требуется коллективные действия, которые складываются из действий индивидов.

Поэтому каждый индивид при максимизации собственной функции полезности может постараться свести свою долю затрат к минимуму.

Следовательно можно сделать вывод, что заинтересованность в общественных благах совместима с тенденцией уклонения от участия в коллективной деятельности, которая необходима для получения этих благ.

Поэтому в экономике таким образом возникает проблема «зайца», «безбилетника».

Т.е. проблема общественного блага без соответствий платы за это благо.

Проблема безбилетника занимает основное место в теории коллективных действий.

При рассмотрении этой проблемы необходимо учитывать 3 условия:

1) общественное благо, которое производится обладает абсолютной неисключаемостью и при это имеет (примерно) равную полезность для всех потребителей.

2) минимизация затрат во всех случаях равна неучастию в предлагаемых коллективных действиях.

3) принудительное введение обязательств и их реализация не требует существенно дополнительных расходов.

При этих условиях возникает альтернатива положиться на добровольное участие всех индивидов, либо убедиться, что все предпочитают быть безбилетниками, а благо не производится вообще.

Существует возможность возложить поставку данных благ на государство.

Проблема безбилетника – это, например, дилеммы заключенного, смысл которого состоит в том, что поведение, отвечающшее критерию коллективной рациональности.

Каждый потребитель общественных благ стоит перед выбором платить или не платить.

Когда речь идет о смешанном общественном благе, то издержки принудительно привлекаются к оплате могут превысить затраты с помощью которых можно было бы ввести ограничение на доступ.

Вместо проблемы безбилетника можно попытаться решить проблему неисключаемости.

Введение исключений требование не только дополнительных затрат, но и может привести к снижению интенсивности блага.

Добровольное участие в производстве финансирования общественных благ предпочтительно, чем принудительное, потому что принудительно налаженное обязательство при прочих равных условиях снижает уровень благосостояния индивида.

Введение механизма принуждения самой рост издержек.

В …

 

1) основывается на способности общества избирательно вознаграждать ….

 

 

2) основывается на принципе взаимных ожиданий.

Оба подхода отвечают на вопрос: почему эффективнее других группа корпоративных интересов.

 

TB- чистая выгода.

Рассмотрим критерий, который используется для решения вопроса, принимается ли проект государственных расходов

Положительное решение по проекту государственных расходов принимается если общественные выгоды больше общественных издержек (TB>TC)

Общий критерий для реализации проектов государственных расходов состоит в том, что положительное решения по проекту государственных расходов принимается в том случае, если отношение общих выгод к общим издержкам больше 1. (TB/TC>1)

При рассмотрении нескольких вариантов проекта государственных расходов, выбирается тот вариант у которого чистая выгода (TB-TC) является максимальной.

Тема1. Предмет экономики общественного сектора. Изъяны рынка.

Предмет и понятие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.208.72 (0.096 с.)