Общественное производство и его роль в жизни общества. Элементы воспроизводственного процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественное производство и его роль в жизни общества. Элементы воспроизводственного процесса.



Общественное производство и его роль в жизни общества. Элементы воспроизводственного процесса.

 

Первоначальную основу жизни составляет общественное производство. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и любовью, люди должны иметь минимум средств к жизни: крышу над головой, одежду, пищу. И поэтому, если мы хотим прикоснуться к сложному клубку общественных отношений, раскрыть хозяйственные связи, социальные процессы и определить направленность, тенденции в их движении, нам прежде всего необходимо рассмотреть общественное производство, как источник всякого благополучия. Производство не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие земли, накопленные людьми знания и опыт, чис-ленность народонаселения и другие факторы. Однако определенный результат общество может получить лишь в том случае, если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе производства. Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда. Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и которые реализуются в ходе трудового процесса. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание рабочей силы.

 

На ранних этапах развития общества главную роль играли физические способности человека к труду. По мере развития производства, особенно в условиях современной научно-технической революции, все более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, научно-техническому образованию, квалификации и другим качествам. Рабочая сила выступает личным фактором производства, а человек - как ее носитель, трудящийся - как главная производительная сила. Предмет труда - это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта. Если на заре цивилизации предметом труда исключительно было вещество природы, то по мере развития производства, науки и техники среди предметов труда все большее место занимают продукты производства, которые называются сырьем. Средства труда - это вещи или комплексы вещей, с помощью которых человек обрабатывает предметы труда, воздействует на них. К ним относятся разнообразные орудия труда, механизмы, средства связи, пути сообщения, земля и др. По мере развития производства средств труда развиваются, совершенствуются, усложняются. Предметы труда и средства труда в совокупности выступают как вещественный фактор производства, как средства производства. Производство нельзя представлять как механическое соединение его элементов. Это сложная система взаимодействия рабочей силы со средствами производства, т.

е. с его материальной основой. Способы соединения факторов производства определяют систему господствующих в обществе производственных отношений. Содержание производственных отношений определяется уровнем развития производительных сил, а характер их проявления - способом соединения работника со средствами производства, т.е. отношениями собственности на средства производства. В обществе всегда господствуют определенные типы, виды собственности: частная, коллективная, мелкая трудовая, государственная, смешанная и т.д. При этом они изменяются, развиваются под воздействием изменений в материальных условиях производства и находятся в разных сочетаниях, в постоянных связях. Если отношения собственности перестают изменяться, то производительные силы сковываются в своем развитии, тормозится технический и социальный прогресс. Отношениями собственности определяется принадлежность произведенного продукта, форма его распределения, характер обмена и уровень потребления разных групп людей. Часто понятие собственности сводится к владению определенным имуществом, капиталом (заводом, фабрикой, домом, счетом в банке и т.д.). Это не совсем верно. Объем собственности мэра города определяется не его счетом в банке и личным имуществом, а теми возможностями, которые фактически дает ему занимаемая должность.

Воспроизводство.

Понятие воспроизводства. Процесс производства должен быть непрерывным. Он не заканчивается выпуском индивидуального и общественного продукта, поступающего в потребление. Потребности безграничны и поэтому для их удовлетворения процесс производства должен постоянно повторяться. При потреблении интенсивность потребности уменьшается, но через определенный период потребность необходимо удовлетворять новыми благами и услугами. Причем производство не только удовлетворяет существующие потребности, но и порождает новые, которые в свою очередь являются стимулом дальнейшего развития производства. Непрерывность производства предполагает возобновление изношенных факторов производства, своевременное снабжение предприятий сырьем и материалами, реализацию готовой продукции, управление и организацию производства и др. Для обозначения непрерывности производства, его возобновления используют термин воспроизводство.

Различают индивидуальное и общественное, простое и расширенное воспроизводство.

Индивидуальное воспроизводство — это постоянное повторение, восстановление производства на микроуровне экономики. Так как основным хозяйствующим субъектом современной экономики является предприятие (фирма), то индивидуальное воспроизводство — это прежде всего воспроизводство в рамках предприятия. Капитал (или фонды) предприятия экономически обособлены и совершают свой автономный, индивидуальный оборот. Перед владельцами индивидуальных капиталов (занятых в производстве) и управляющими предприятий периодически возникают проблемы воспроизводства капитала (фондов) предприятия. В условиях частной собственности эти проолемы решаются индивидуально, в рамках конкурентной стратегии фирмы. В то же время все индивидуальные капиталы взаимозависимы. Индивидуальное воспроизводство зависит от предприятий-поставщиков, предприятий-посредников, кредиторов и потребителей. Взаимозависимость индивидуальных капиталов означает, что их совокупность образует общественный капитал, который воспроизводится в рамках всей национальной экономики.

Общественное воспроизводство — это воспроизводство на макроуровне экономики, отличающееся от индивидуального своими проблемами. Например, в рыночной экономике предприятиям, терпящим банкротство, приходят на смену новые. Проблема банкротства часто является проблемой только индивидуального воспроизводства, но не общественного. В то же время угроза банкротства отдельных предприятий может превратиться в проблему общественного воспроизводства. Например, в 70-е гг. на грани банкротства оказались такие известные фирмы-гиганты, как "Крайслер" (США), "Бритиш лейланд мотор корпорейшн" (Великобритания), "АЭГ-Телефункен" (Германия), что создало угрозу существованию целых производственных комплексов в разных отраслях, связанных с этими фирмами, обострило проблему занятости. Так как эти проблемы стали и проблемами общественного вос-производства, государство разными способами (государственные суб-сидии, разукрупнение, продажи) вмешивалось в их решение, способ-ствовало улучшению воспроизводственных процессов. Некоторые проблемы воспроизводства являются проблемами только обществен-ного, а не индивидуального воспроизводства. Так, например, в процессе возобновления и развития современного общественного капитала важную роль играют научные разработки. Прикладные научные исследования проводят ся в фирмах или с помощью фирменного финансирования, а их основа — фундаментальные научные исследования — являются общественной экономической проблемой, так как могут осуществляться только при государственной поддержке. Некоторые проблемы индивидуального воспроизводства могут решаться таким образом, что вступают в противоречие с решением проблем общественного воспроизводства. Например, предприятия в процессе воспроизводства, заботясь об уменьшении расходов, могут загрязнять воздух, реки, вызывать эрозию почвы и т.п., что в последующие периоды будет затруднять общественное воспроизводство.

Сфера обращения (рынок) по отношению к индивидуальному воспроизводству выступает как внешняя сила, дополняющая и обусловливающая процесс производства. Для общественного же капитала производство и обращение являются единым целым, его внутренними сферами, в рамках которых происходит воспроизводство.

Типы экономических систем.

Принято выделять следующие основные типы экономических систем: традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.

Традиционная — практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.

Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения. Богатство в обществе в таком случае распределяется крайне неравномерно, а основными экономическими субъектами являются автономные производители и потребители материальных и нематериальных благ. Роль государства в экономических отношениях очень низка. Здесь нет единого центра экономической власти, но регулятором подобной формы организации экономических отношений выступает система рынков, в которой каждый из субъектов стремиться извлечь собственную, индивидуальную выгоду, но не коллективную. Производство осуществляется лишь по наиболее выгодным, максимально рентабельным направлениям, а потому некоторые категории благ (их еще называют общественными) могут оставаться невостребованными у производителя, в силу своей малой прибыльности и иных факторов, несмотря на наличие спроса со стороны общества.

Таким образом, достоинствами данной формы организации хозяйственной жизни являются:

-Наиболее эффективное распределение ресурсов в соответствии с рыночными механизмами (так называемая «невидимая рука рынка»)

-Свобода в выборе направления для предпринимательской деятельности

-Непременное повышение качества товаров и услуг в условия конкурентной борьбы

-Появление новых продуктов на рынке и одновременно стимулирование научно-технического прогресса.

Недостатками же являются:

-Крайне неравномерное распределение доходов в обществе

-Ориентированность производителя на платежеспособного клиента

-Инфляция и безработица, нестабильность развития экономики (возможность дефолта, девальвации и т.д.), как следствие – социальная нестабильность

-Недостаток в финансировании сферы образования

-Возможное снижение конкуренции вследствие создания монополий

-Отрицательное влияние производства на экологию, значительное потребление природных ресурсов.

-Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

 

 

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

-Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях

-Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

-Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей

-Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)

-Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

«Смешанная экономика»

Но на самом деле, представленные выше 2 модели экономических систем «идеальны», то есть не встречаются в условиях реальных экономических отношениях, сложившихся в разных странах мира. Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.

Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.

Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:

-Поддержка предприятий, принадлежащих государству (государственный сектор экономики)

-Инвестирование в сферы образования, науки, культуры и т.д.

-Воздействие государственных органов на перераспределение ресурсов, необходимое для стимулирования экономики и предотвращения безработицы и кризисов

-Создание финансовой системы, занимающейся перераспределением доходов при помощи налоговой системы и фондов централизованных средств.

Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:

-Как правило, модель характеризуется экономическим ростом или стабильностью (отсюда и политическая стабильность)

-Государство обеспечивает защиту конкуренции и ограничивает создание монополий

-Государство предоставляет гарантии социальной защиты населения

-Поощрение инноваций

-Инвестирование в сферы образования, культуры, науки

Минусы в данном случае таковы:

-Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, -отсутствие универсальных моделей.

Переходная экономика

Не лишним было бы упомянуть так называемую переходную экономику – ту, что предполагает наличие определенных изменений как в рамках как текущей системы, так и перемен, возникающих при переходе от одной модели к другой. В большинстве случаев стране с переходной экономикой присущи как черты существовавшей ранее командной экономики, так и формы организации, характерные для рыночной экономики. В процессе перехода командной экономики к рыночной, государству необходимо уделить внимание на следующие моменты:

-Реформирование государственного сектора экономики путем приватизации, сдачи в аренду

-Создание рыночной инфраструктуры, которая бы удовлетворяла всем особенностям производства для наибольшей эффективности имеющихся ресурсов

-Создание частного сектора экономики (в первую очередь малый и средний бизнес) и поощрение к занятию предпринимательством

-Стимулирование экономической обособленности товаропроизводителей с разными формами собственности (частной и государственной)

-Формирование имеющейся системы ценообразования с использованием рыночных механизмов.

Примеры разных типов экономических систем

Плановая (административно-командная) – бывшие социалистические страны (СССР, страны Восточной Европы до 90-х г.г.). В настоящее время – Северная Корея, Куба, Вьетнам.

Виды товаров

Все товары можно подразделить на две большие группы:

§ материально-вещественные (физические товары);

§ невещественные (неосязаемые) — различные услуги, консультации.

Виды товаров схематично показаны на рис. 3.1.

Товары в невещественной (нематериальной, неосязаемой) форме достаточно разнообразны и очень специфичны. Среди них выделяются: наличные и безналичные деньги, валюта и ценные бумаги, информация, права, услуги.

Рис. 3.1. Виды товаров

Наличные и безналичные деньги, валюта и ценные бумаги (акции, облигации, векселя, государственные казначейские обязательства), являющиеся объектом сделок в финансовом предпринимательстве. Главная особенность этих товаров заключается в подверженности быстрому изменению курса в зависимости от многих условий (как связанных, так и не связанных с деятельностью предпринимателя).

Информация (сведения о чем-то), которая нередко становится самым востребованным и дорогим товаром, оцениваемым в зависимости от ее содержания, новизны, достоверности и своевременности. Предприниматель сталкивается с первичной и вторичной информацией. Первичную он добывает сам в результате каких-либо исследований, пользуется ею и может выступать се продавцом; вторичную получает от других лиц и организаций (научно-исследовательских, аналитических, статистических и др.) на платной основе.

Информация выступает в качестве специфического товара. Эта специфичность определяется неделимостью информации и ее относительностью (не всегда приносит прибыль своему владельцу). При передаче информации ее владелец не лишается права собственности. Экономически эффективна л ишь достоверная, полная и оперативная информация.

Таким образом, как товар информация обладает рядом специфических свойств:

§ в процессе потребления она не уничтожается и обладает возможностью многократного потребления многими пользователями. В процессе передачи потребителю она не теряется дня производителя;

§ производителю заранее неизвестен потребитель;

§ невозможна однозначная стоимостная оценка произведенного объема информации;

§ неопределенность и субъективность полезности информации;

§ особый механизм старения информации. Она не изнашивается, но со временем (за исключением специальных случаев) ее полезность уменьшается. Следовательно, важна ее актуальность;

§ информация характеризуется достоверностью, надежностью и доступностью.

При этом ее доступность различна для разных экономических агентов, т.е. эти агенты располагают неполной, ограниченной информацией. «Информация тем ценнее, чем малочислен нее ее обладатели».

Услуги различного рода - любое мероприятие или выгода, которые оказывает одна сторона (поставщик) другой стороне (клиенту). Полезность делает услугу предметом торговли, т.е. товаром.

Производство услуг может быть связано с товаром в его материальном виде, а может и не связываться с ним.

Материальные товары — товары, имеющие вещественную форму:

§ твердые материалы — сталь, древесина, уголь;

§ жидкие материалы — лак, нефть, бензин;

§ газообразные материалы — водород, углекислый газ, гелий.

Характеристики товара

Товар как объект коммерческой деятельности имеет четыре основополагающие характеристики:

§ ассортиментную;

§ качественную;

§ количественную;

§ стоимостную.

Первые три характеристики удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические, социальные, психологические и др.). Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных групп потребителей и становится товаром.

Основными составляющими товара являются:

§ набор физических и потребительских свойств;

§ сопутствующие товары (шнурки, дискеты);

§ марочное название (торговая марка);

§ качественная упаковка;

§ сопутствующие услуги;

§ гарантии.

Товар обладает двумя принципиальными свойствами — потребительной стоимостью и стоимостью.

Рис. 3.2. Составляющие товара

Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность, т.е. быть общественно полезным благом.

Отличительная особенность потребительной стоимости состоит в том, что она выступает носителем меновой стоимости, т.е. способности товара обмениваться в известной пропорции на другие товары. Меновая стоимость является формой стоимости, внешним проявлением се в акте обмена.

У продавца и покупателя интересы на рынке разные. Для покупателя ценность товара заключается в его полезности. Продавец же стремится при реализации товара получить максимальную выгоду в виде дохода. Коммерческая деятельность должна обеспечить соединение этих интересов, т.е. в процессе купли-продажи товара должны быть усреднены потери и выгоды продавца и покупателя.

Набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные индивидуальные потребности, представляет собой ассортимент. Многообразие ассортимента товаров подвергается классификации, которая включает в себя деление на группы, подгруппы, на виды и разновидности.

Классификация товаров

Среди всех признаков классификации основным признаком является назначение.

По назначению товары подразделяются на роды:

§ товары индивидуального (конечного) потребления (потребительские). Эти товары приобретаются для удовлетворения своих личных потребностей, семейного или домашнего потребления;

§ товары промежуточного потребления;

§ товары промышленного (производственного) назначения — товары, предназначенные для производства других товаров, для хозяйственной деятельности предприятия. Они создают его сырьевое и технологическое обеспечение.

Потребительские товары с учетом характера потребления (от степени долговечности):

§ товары длительного пользования, т.е. используемые в течение длительного времени (авто, холодильники, сотовые телефоны, мебель, телевизоры);

§ товары краткосрочного пользования, т.е. те, которые потребляются сразу (хлеб, сигареты, напитки) или в несколько приемов (мыло, зубная паста, стиральные порошки):

§ товары одноразовые — потребляются один раз;

§ услуги — объект продажи в виде действий, выгод или удовлетворения.

Виды товаров по сырьевому признаку (в зависимости от сырья, из которого изготовлены):

§ продовольственные (рыбные, молочные, бакалейные);

§ непродовольственные (трикотаж, обувь, хозяйственные товары, галантерея).

Эта группировка затем детализируется. Такая классификация необходима для того, чтобы можно было обеспечить необходимые условия хранения товаров, их реализацию и эксплуатацию. Иногда сырьевой признак служит характеристикой качества и безопасности товара (китайские игрушки).

По производственному признаку товар рассматривают с точки зрения сложности изготовления и эксплуатации:

§ сложнотехнические (для реализации и эксплуатации нужны специальные знания — телевизор, сплит-системы);

§ не сложнотехнические (электрический утюг, чайник) — для продажи и эксплуатации определенная подготовка не нужна.

В зависимости от режимов и сроков хранения:

§ скоропортящиеся;

§ длительного хранения (нескоропортящиеся).

При транспортировке, хранении и реализации для скоропортящихся товаров предусмотрены особые условия температуры и влажности. Кроме того, различают товары:

§ гигроскопичные (соль, сахар);

§ с высоким содержанием воды (мясо, рыба).

Такие товары хранятся отдельно друг от друга и реализуются в разных точках (расстояние не менее 10 м).

Виды товаров по частоте спроса и стабильности:

§ товары повседневного спроса (массовые) — это товары, наиболее часто покупаемые потребителями (продтовары, хозяйственные товары) с минимальными усилиями на их сравнение между собой из-за сложившихся привычек и предпочтений. Коммерческие операции по этим товарам осуществляются на постоянной основе по долгосрочным договорам;

§ товары периодического спроса — когда спрос населения формируется при отсутствии товара в потреблении (электрические лампочки);

§ товары предварительного выбора — обычно товары длительного пользования, когда возникает необходимость замены товара (электротовары, мебель). Покупатели в процессе выбора сравнивают товары между собой по качеству, ценам, внешнему оформлению. Коммерческие операции по этим товарам осуществляются по долгосрочным договорам с предоплатой и с нестабильной периодичностью;

§ товары редкого спроса (выборочного или особого спроса) — изделия из драгоценных металлов, антиквариат, электронная техника, меха). Такие товары практически не сравнивают, поскольку они характеризуются особыми уникальными свойствами. Ради приобретения таких товаров часть покупателей готова затратить дополнительные усилия.

§ товары сезонного спроса — одежда, обувь, спортивный инвентарь. Коммерческие операции по этим товарам осуществляются также по сезону.

Виды товаров по взаимозаменяемости:

§ взаимозаменяемые, имеющие одно и то же целевое назначение и пригодные для использования или потребления одного товара вместо другого (мороженое, безалкогольные напитки). Они могут быть как одной товарной группы (телевизоры, холодильники), так и разных (крупы и овощи). При отсутствии одного товара покупателю предлагают заменяющие виды товаров;

§ совместимые — товары, одновременное хранение, потребление или использование которых не вызывает нежелательных взаимодействий (чай и пирожное, рыба и овощи), несовместимы, например. чай и кофе, рыба и молочные товары;

§ взаимодополняющие — товары, применение одного из которых требует одновременного использования и другого товара (зубная щетка и паста, обувь и шнурки, компьютер и программа, автомобили и шины).

Виды товаров по характеру вторичного использования товара:

§ утилизируемые, т.е. подлежащие переработке после использования;

§ не утилизируемые — подлежат уничтожению, захоронению.

Виды товаров по характеру взаимодействия между собой:

§ товары-заменители, которые удовлетворяют одну потребность, но отличаются по составу;

§ товары-близнецы, удовлетворяющую одну потребность;

§ товары-производные — схожие на базе основного предшественника, более эффективно удовлетворяющие потребности.

По поведению различают:

§ товары-лидеры (чаще всего появляются как новинки);

§ товары-локомотивы;

§ товары тактические (товары поддержки или дополнительные);

§ «зазывные» товары — привлекают покупателей, потому что дешевы.

Товары могут подразделяться по комплексности покупки, когда помимо одного вида товара предполагается приобретение еше нескольких видов товаров. Например, при приобретении компьютера — монитор, клавиатура, мышь, принтер.

По стабильности, по покупательскому восприятию (идентичные, новые, схожие, дифференцированные) и т.д.

В соответствии с отмеченными признаками формируется портфель заказов торговых предприятий с предприятиями-поставщиками.

Для товаров производственного, или промышленного, назначения характерно то, что поставщик обязан выполнять сроки поставки. Их приобретают организации (предприниматели) для использования в качестве основных или оборотных средств производства.

Товары промышленного назначения делятся на:

§ капитальное имущество — стационарные сооружения, оборудование (для торговых организаций — автомобили, торговое оборудование, стационарные сооружения; для промышленных — станки, оборудование);

§ материалы и детали (сырье, полуфабрикаты и детали);

§ вспомогательные материалы и услуги (не присутствующие в готовом изделии, но обеспечивающие процесс производства — сетевой шнур, стабилизатор).

Эти товары закупают обычно после предварительной технико- экономической оценки (особенно капитальное имущество) сравнительно крупными партиями (прежде всего сырье и материалы) специально подготовленные люди.

Для удобства поиска нужных товаров в условиях насыщения рынка и расширения ассортимента была разработана их номенклатура и создана международная Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС), которая используется в 50 странах.

Отличительной особенностью этой системы (в отличие от классификации) является то, что в ГС предусмотрено шесть разрядов кодирования товаров: разделы (их 21), группы (их 96), подгруппы (их 33), товарные позиции (их 1241), подпозиции (их 3558) и субпозиции (их 5019).

Для приведения отечественных товаров к единообразию и конкурентоспособности по признаку информационного обеспечения была использована система штрихового кодирования (в мире их существует около 50).

 

Классификация рынков.

По широте охвата различаются локальные, национальные и международные рынки.

По объектам купли-продажи различают рынки потребительских товаров, рынки ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей), финансовые рынки.

Инфраструктура рынка – совокупность институтов, действующих в пределах особых рынков и обеспечивающих их нормальное функционирование. Для рыночной экономики характерно наличие следующей рыночной экономической и социальной инфраструктуры: товарных и фондовых бирж, биржи труда, обслуживающей рынок рабочей силы, рынка акций и других ценных бумаг, рынка капиталов и т.д.

Структура рынка – основные характерные черты рынка, в число которых входит: количество и размеры представленных на рынке фирмы; степень, в которой товары разных фирм сходи между собой; легкость входа и выхода с конкретного рынка; доступность рыночной информации.

Розничные цены.

1. Оптовые цены распространяются на покупки и продажи. Оптовой ценой

считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию

другим предприятиям, сбытовым организациям и обычно реализуется оптом или

крупными партиями. К числу оптовых цен относятся, прежде всего, закупочные

цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою

продукцию. Отличие закупочной цены отличается от других видов цен тем, что

в ее состав не включается НДС и акцизы. К оптовым ценам относятся отпускные

цены на продукцию производственно-технического назначения, товары народного

потребления. В международной практике торговые сделки представляют собой

оптовые операции. К оптовым ценам относятся биржевые цены.

2. Розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому

потребителю и населению включая НДС.

А) Отпускные цены на предприятиях общественного питания.

Б) Цены на услуги населению.

В) Тарифно-грузовые и пассажирские перевозки.

 

II. Цены подразделяются в зависимости от государственного воздействия и

Сезонные и ступенчатые.

А ) Постоянные цены – цена, срок действия которой заранее не определен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 769; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.86.172 (0.143 с.)