Общество как система. Сферы общественной жизни и их взаимосвязь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общество как система. Сферы общественной жизни и их взаимосвязь.



Общество как система. Сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

1. Экономическая сфера жизни общества. Понятие общественного производства. Способ производства.

2. Социальная структура общества. Типы социальных структур: социально-классовая, социально-этническая, социально-демографическая.

3. Политическая сфера жизни общества. Государство как социальный институт. Понятие гражданского общества.

4. Духовная сфера жизни общества. Уровни и формы общественного сознания.

 

Общество – система деятельности и отношений. Общество – это мир культуры.

Общественная жизнь предполагает некую «сверхличную» жизнь – жизнь больших масс людей.

Экономическая сфера жизни общества.

Развитие человека – это процесс разрыва с естественным образом жизни и создание нового, социально-практического, трудового способа существования. С возникновением частной собственности возникает экономическая сфера жизни общества.

Материальное производство выступает в конкретно-исторической форме способа производства, который раскрывается через понятия «производительные силы» и «производственные отношения».

Производственные отношения воплощаются в определенных экономических интересах людей (у людей, социальных групп с разной долей, формой собственности будут разные интересы и т.д.). История – это борьба интересов. Экономические интересы – движущая силаистории.

Производственные отношения объективны, т.е. зависят не от сознания, а от производительных сил. Уровень развития производительных сил создает условия для человеческой деятельности. Так, уровень развития производительных сил в первобытном обществе создавал коллективистский характер производственных отношений и соответствующие (коллективистские) распределение, обмен и потребление.

Именно способом производства определяются исторические типы общества. Маркс назвал их общественно-экономическими формациями. История насчитывает 5 общественно-экономических формаций: 1.первобытная, 2. рабовладельческая, 3. феодальная, 4.капиталистическая и 5. коммунистическая – это как прогноз будущего общества

(Маркс исходил из законов диалектики: общая первобытная собственность отрицается переходом к противоположной, частной собственности в ее различных вариантах – рабовладельческом, феодальном, капиталистическом. Второе отрицание происходит как синтез всех лучших форм собственности, достигнутых на предыдущих стадиях развития. Это переход на новый виток спирали, к общественной собственности на средства производства. У нас общественная собственность была понята как государственная. Однако нельзя отождествлять государство и общество. Понятие общества шире понятия государства. Государство – это лишь управленческое ядро общества. Смысл общественной собственности, видимо в том, что каждый член общества должен обладать той или иной долей общественного богатства, в производстве которого он участвует, не должен быть отчужден от собственности. Должны быть и государственная, и индивидуально-частные, и акционерные, и кооперативные и др. формы собственности).

Материальное производство – это только часть общественного производства.

Общественное производство включает в себя:

· Сферу производства средств жизни (материальное производство),

· Сферу производства самого человека (это семья и вся система воспитания и образования),

· Духовное производство,

· Функционирование общественных отношений.

От материального производства зависят:

· Социальная структура общества,

· Тип политической организации,

· образ жизни,

· тип личности,

· содержание форм общественного сознания,

· отношение общества к природе.

Способ производства имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения.

А). Производительные силы – это система вещественных факторов:

1. средств производства, включающих орудия и средства труда (имеются в виду техника, технологии, инфраструктура производства…);

2. человеческий личностный фактор (имеется в виду человек, наделенный навыками и знаниями).

Они соединяются вместе и воздействуют на 3. предмет труда (имеется в виду природный ресурс, земля…).

Сегодня отмечают, что производительной силой общества стала наука. Без нее не может быть современного производства. Наука (теории) и практика неразрывно взаимосвязаны.

В процессе функционирования производительных сил осуществляется обмен веществ между обществом и природой. Формируются социально-экологические отношения.

 

Б). Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства по поводу вещей: орудий труда, предмета труда, средств труда. То есть они характеризуют способ соединения средств производства с работником (владеет они ими, не владеет…).

Производственные отношения бывают:

1. отношения собственности на средства производства (например, на акционерном предприятии у кого-то 30% акций, у кого-то - 70%),

2. отношения распределения (продукция распределится в отношении 30:70),

3. отношения обмена (произведенная продукция через рыночные механизмы будет обменена на другие продукты и услуги и опять же в отношении 30:70),

4. потребление (тоже будет осуществлено в соответствии с размерами собственности). Таким образом, отношения собственности являются определяющими. Правда, социальное, демократическое государство через налоги и др. механизмы управления может перераспределять часть общественного богатства, обеспечивая необходимую степень развития разных социальных групп.

 

С развитием первобытного общества совершенствуются орудия труда, появляются излишки, присваиваемые родоплеменной верхушкой – идет расслоение общества на классы. Появляется государство, призванное регулировать межклассовые противоречия.

Как способ организации отношений между людьми в этих условиях возникает частная собственность. Экономические отношения включают не только отношения собственности, но и распределения, обмена, которые тоже зависят от собственности. От собственности зависит и потребление.

Обмен результатами деятельности предполагает рынок, регулирующий отношения между товаровладельцами. Экономические отношения характеризуются: а) сотрудничеством и б) конкуренцией.

Поляризация общества, возникающая как следствие игры рыночных сил, опасна для экономики, чревата социальными взрывами. Не стимулирует развитие экономики и уравниловка. Поэтому важно найти меру неравенства, которая бы стимулировала активность граждан в экономической сфере. Т.е. возникает необходимость регуляции рыночных отношений. Эту роль выполняет государство. Современное государство характеризуется как социальное, правовое, демократическое. А экономика характеризуется как социально-рыночная, которая ставит своей целью улучшение условий жизни различных социальных групп, а не только прибыль ради прибыли.

 

Лишенные собственности «белые воротнички», технические специалисты и интеллигенция.

Администраторы и менеджеры.

Собственники, которые также стремятся через образование к тем преимуществам, которыми владеют интеллектуалы.

Другие группы общества

Выделяют группы по природным различиям – расы, половые, возрастные группы.

Расы исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанных единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующихся в определенных пределах (негроидная, европеоидная, монголоидная и малые расы – их более 20).

Микрогруппы – семья, трудовой коллектив.

Семья – ее члены связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной ответственностью; ее социальная необходимость обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. На нее влияет материально-производственная жизнь общества (на роль женщин и мужчин, на механизмы наследования, на роль бытового труда и т.д.).

Трудовые коллективы – как и в семье большую роль играют не только экономические, н6о и субъективно-сознательные факторы (социально-психологический климат коллектива, общность устремлений и т.д.

Можно выделять и другие группы, например, среди такой возрастной группы как молодежь.

Макрогруппы – народ, человечество.

Народ как социальная общность – это часть населения, которая характеризуется совместной трудовой деятельностью и участием в прогрессивном преобразовании общества. Можно добавить наличие общей территории, но это не специфический признак. То же можно сказать о языке. Итак, народ – это союз людей, занятых в общественном производстве, осуществляющих решающий вклад в общественный прогресс. Ему свойственны общность определенных устремлений, интересов, некоторые общие черты духовного облика (гордость, достоинство человека, ненависть к паразитизму, к косному, отжившему, вера в прогресс, определенные нравственные ценности).

Человечество это единая не только биологическая, но и социальная общность, так как у всех людей есть общие интересы: в выживании и сохранении совместной жизни на Земле; общий интерес в развитии цивилизации, мировой культуры; общая заинтересованность в прогрессе во всех областях – в развитии природы, материальной и духовной сферы; общая заинтересованность в развитии одинаковых для всех людей интимно0личностных черт – любовь к детям, здоровье, интересное общение, достойный уровень жизни и т.п.

Итак, общество есть система многообразных групп. Между которыми существуют связи и отношения. Человек может входить одновременно в разные социальные группы (мужчина, молодежь, рабочий, белорус и т.д.). Исследование объективно существующих групп позволяет изучить их интересы, потребности и эффективно управлять обществом. Изучением социальной сферы общества занимается социология.

В зависимости от того или иного интереса, цели можно по-разному структурировать общество, выделяя разные группы. Так, теория элит исходит из того, что в обществе главные – политические отношения. Основатели теории В.Парето (1848-1923) и Моска (итал.), делили общество на управляющих и управляемых, т.е. элиту и массу. Элита – это незаурядные личности, гении. М асса – остальные люди, подверженные верованиям, чувствам.

Два главных качества управляющей элиты: 1. умение убеждать, манипулировать человеческими эмоциями (это «лисы»); 2. умение применять силу (это «львы»). Массы разрознены, неорганизованны и не способны к коллективным действиям без руководства организованного меньшинства.

Вся история – история смены элит – это история насилия, афёр, дворцовых переворотов и т.п. Эти взгляды – оправдание тоталитаризма. (В них можно найти связь с взглядами мыслителя эпохи Возрождения Н.Макиавелли и философа 19 в. Ф.Ницше).

Немецкий социолог К.Мангейм (1893-1947) (осмысливая фашизм), считал, что препятствием тоталитаризму может быть конкуренция относительно открытых элит за позиции власти, считал, что необходимо сохранять оптимальные отношения между элитой и массой. Это важные черты демократии.

Выделяют следующие типы элит:

1. политическая;2. экономическая;3. военная;4. научная и техническая;5. культурная и духовная;…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важно обратить внимание на взаимозависимость элементов социальной сферы, ее целостность.

На каждом конкретном этапе развития общества ведущей становится та или другая общность. Сегодня особенно велика роль такой общности как народ страны. Народ как социальная общность складывается под воздействием прежде всего единого совместного труда, который вырабатывает общее отношение к жизни, к созиданию, общие ценности, традиции и т. д. Народ - это такая общность, которая и объективно заинтересована в этих преобразованиях, и реально вносит наибольший вклад в их проведение в жизнь, преодолевая сопротивление реакционных сил.

В истории человечества периоды прогрессивного развития сменяют­ся регрессом, распадом. Но и тогда народ, народные массы выполняют свою роль. В странах могут быть кризисы, антинародные режимы, захватнические войны. При этом наблюдается падение нравов, снижение качества труда, безответственность, пессимизм, утрата ценностных ориентиров в жизни. Но и в этих условиях находятся люди ведущие честную трудовую жизнь, сохраняющие исторический оптимизм. Социальные общности таких людей и выступают субъектами последующего развития общества. Если говорить про мир в целом, то возрастает роль такой общности как человечество. Все общности должны развивать себя через приоритет человечества.

Очень важно это понимать, осознавать, так как в отличие от материально-производственной сферы, в социальной сфере сознание выступает как один из важных факторов, конституирующих (объединяющих) социальные общности. Граждане – это не подданные. Граждане – это люди, которые принимают личные решения и, следовательно, являются личностями. В таком случае они составляют гражданское общество. Гражданское общество соотносится с демократическим правовым государством, которое и дает людям возможность свободно решать их частные проблемы.

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА

Ядром политической системы является государство. Это орган управления. Для управления нужна власть. Власть – это способность осуществлять свою волю в социальной жизни. Ресурсы власти – экономические, военные, авторитет руководителей и др.

 

Система государственной власти включает:

Дополнение (не обязательно)

Реклама. Реклама все чаще аппелирует к коллективному бессознательному, актуализируя образное мышление и дискредитируя логику вербального мышления. Оперирование не понятиями, а образами ведет к господству стереотипов. Опора на эмоциональные связи между явлениями рождает, так называемое, «автоматическое мышление» (Московичи С. Век толпы.М.,1996.С.114). Одно из сильнейших средств воздействия на подсознание – суггестия, предполагающая снижение критичности восприятия и потому наиболее действующая на людей (известная формула рекламного воздействия: внимание, интерес, желание, действие, мотив). Реклама не только учитывает мировоззренческие, ценностные ориентации людей, но и формирует их, выстраивая определенную потребительскую идеологию.

Потребление становится не только «конечной целью бытия», но и критерием социальной стратификации. Положение человека в обществе оценивается не только не его заслугами перед обществом, но даже не тем, чем он владеет, а исключительно тем, что и в сколько он потребляет. Действуют мотивы престижа и уподобления. Исходя из надуманной моды многие товары становятся не настоящими, а «виртуальными». Возникает система виртуальных, неподлинных ценностей, не имеющая никакого отношения к реальному бытию. Денежно-рыночный порядок стал насильничать над жизнью. Он отлучает человека от духовного бытия, но организует толпу в общество. Наиболее легкий и естественный способ самоутверждения в обществе потребления – потреблять. Появляется тенденция не видеть разницы между реальным и ирреальным, жить иллюзиями. Подавляется личностное начало.

В рекламной продукции взаимоотношения между мужчиной и женщиной, взрослыми и детьми упрощаются до уровня «ритуальных идиом», представляются как универсальное распределение ролей в данной ситуации. Реклама обращается к устоявшимся, но неосознаваемым на рациональном уровне шаблонам нашего восприятия, своего рода «социальным архетипам» человека общественного.

Интересно, что в искусстве, не входящем в шоу-бизнес, обычная реклама не работает, ее по-прежнему заменяет общественное мнение.

 

Сегодня возникло понятие консциентальной войны. Суть ее в борьбе различных форм организации сознания. Предметом поражения и уничтожения являются определенные типы сознаний. Носители сознаний остаются, а типы сознаний вытесняются за рамки цивилизационно допустимых. Уничтожение определенных типов сознания предполагает разрушение общностей, групп, которые являются носителями данного типа сознания. Пять способов поражения: 1.поражение нейро-мозгового субстрата радиацией, химическими веществами, отравляющими воздух, пищу и т.д.; 2. понижение уровня организации информационно-коммуникативной среды, в которой живет сознание; 3. оккультное воздействие на организацию сознания на основе направленной передачи мыслеформ субъекту поражения; 4. специальная организация и распространение по каналам коммуникации образов и текстов, которые разрушают работу сознания (психотропное оружие); 5. разрушение способов и форм идентификации личности по отношению к фиксированным общностям, приводящее к смене форм самоопределения и к деперсонализации. При этом широко используются средства массовой коммуникации, кино и т.п.

 

Общество как система. Сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

1. Экономическая сфера жизни общества. Понятие общественного производства. Способ производства.

2. Социальная структура общества. Типы социальных структур: социально-классовая, социально-этническая, социально-демографическая.

3. Политическая сфера жизни общества. Государство как социальный институт. Понятие гражданского общества.

4. Духовная сфера жизни общества. Уровни и формы общественного сознания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.028 с.)