Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Духовная ситуация современности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С развитием капитализма появляется массовое машинное производство и, соответственно, развиваются массовая культура и массовое сознание (Х.Ортега-и-Гассет). Ранее была сословная, иерархическая структура общества. Сословье имело свои привилегии и ответственность. Капитализм разрушает эту структуру. Человек выпадает из разрушающейся общины и становится «атомарным», может перемещаться по социальным группам (профессиональным, территориальным и т.п., что связано с понятием «открытого» общества. Развиваются индивидуализм и демократическая форма правления, необходимые для рыночной конкурентной экономики. Данные процессы ведут к определенной «уравненности» людей. Еще в 18 веке возникло понятие «общественное мнение». Сегодня это важный элемент общественно-политической жизни, хотя оно неопределенно и неоднородно, как и сама «общественность». Далее развиваются СМИ, для них нет социальных границ. Формируются духовные стандарты, большую роль начинает играть реклама, мода. Возник и был осознан феномен массового сознания. Понятие «масса» связано с 1. большим числом людей и 2. с определенным уравнением в ней индивидов. Появляется возможность манипулирования массовым сознанием. Правда, многие процессы в массовом сознании идут стихийно, не все контролируется элитой. Популярным становится понятие «менталитет ». Его определяют по-разному, в частности, как не сформулированные четко и не вполне осознаваемые манеры мыслить, ценности, которые присущи эпохе, группе и т.д. Менталитет – это своего рода автоматизмы мысли, которыми люди пользуются, не замечая их. Это внеличные установки сознания. Они имеют тем более принудительный характер, что не осознаются. Идеи – это лишь видимая часть «айсберга» нашего сознания. Менталитет восходит к латинскому «mens» и обозначает способ мышления, образ мыслей, умонастроение, характер. Метод изучения ментальности – ее сопоставление с другой ментальностью. Ментальность всегда есть некая целостность («мировидение»), единство противоположных начал – природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного. Ментальность – глубинный пласт коллективного сознания, по сути то, что Э.Дюркгейм называл «коллективным бессознательным». Ментальность необходимо включает в себя ценности, но не исчерпывается ими.
Как отмечал еще Ортега-и-Гассет, массовому сознанию характерны неуважение к компетентности и духовности, неоправданность претензий на высокое положение, относительность ценностей. «Массовый человек» чувствует себя «как все», не критичен к себе, не стремится к самосовершенствованию, нет дисциплины духа, для него нет духовных авторитетов, зато успешно решает материальные проблемы, энергичен и уверен в себе. Такой человек с готовностью откликается на призывы тех, кто сформулирует простой лозунг, не интересуется серьезными рассуждениями (т.е. у него поверхностный стиль мышления). В 20-ом веке сложился новый тип культуры. Его характеризуют как постмодернистский. Это век культурного многообразия. Возникают массовая и элитарная культура. Но у них есть общие черты. Образцы классического искусства ясны, определенны, в них отчетливо выражен эстетический и нравственный идеал. Классика стремилась пробудить в человеке лучшие черты. Современное неклассическое искусство характеризуется размытостью идеала. Подчеркивается безобразное, состояние тревоги. Характерно обращение к области подсознательного (агрессивность, страхи). Проблема века – размышления о природе человеческой агрессивности, соотношения рационального и иррационального, вопросы сексуальности, жизни и смерти (проблема эвтаназии). Сегодня искусство не стремится к пониманию и выражению внутренней сущности, но отражает то, что есть, важен не продукт, но упаковка. Особое внимание уделяется теме свободы, но в 19-ом веке волновали вопросы политических и гражданских свобод, сегодня – проблема внутренней свободы человека. Культура рассматривается исключительно как способ развлечения и потребительского наслаждения. Абсолютным феноменом современной культуры и единственной актуальной ее формой стало шоу. Объект искусства выступает как товар, субъект, его воспринимающий, - как потребитель. Доминируют потребительские ценности, которые начинают вступать резкое противоречие с ценностями природы. Главное – доход, прибыль, темпы роста, не является ценностью стремление к экологической сбалансированности развития. Современная цивилизация – это цивилизация «силы». Ценности ненасилия, взаимодействия в ней недостаточно укоренены. Западные социологи характеризуют современного человека как гедониста-индивидуалиста Сегодня часто используется ит термин «клиповое сознание» для характеристики сознания современного массового человека…
Дополнение (не обязательно) Реклама. Реклама все чаще аппелирует к коллективному бессознательному, актуализируя образное мышление и дискредитируя логику вербального мышления. Оперирование не понятиями, а образами ведет к господству стереотипов. Опора на эмоциональные связи между явлениями рождает, так называемое, «автоматическое мышление» (Московичи С. Век толпы.М.,1996.С.114). Одно из сильнейших средств воздействия на подсознание – суггестия, предполагающая снижение критичности восприятия и потому наиболее действующая на людей (известная формула рекламного воздействия: внимание, интерес, желание, действие, мотив). Реклама не только учитывает мировоззренческие, ценностные ориентации людей, но и формирует их, выстраивая определенную потребительскую идеологию. Потребление становится не только «конечной целью бытия», но и критерием социальной стратификации. Положение человека в обществе оценивается не только не его заслугами перед обществом, но даже не тем, чем он владеет, а исключительно тем, что и в сколько он потребляет. Действуют мотивы престижа и уподобления. Исходя из надуманной моды многие товары становятся не настоящими, а «виртуальными». Возникает система виртуальных, неподлинных ценностей, не имеющая никакого отношения к реальному бытию. Денежно-рыночный порядок стал насильничать над жизнью. Он отлучает человека от духовного бытия, но организует толпу в общество. Наиболее легкий и естественный способ самоутверждения в обществе потребления – потреблять. Появляется тенденция не видеть разницы между реальным и ирреальным, жить иллюзиями. Подавляется личностное начало. В рекламной продукции взаимоотношения между мужчиной и женщиной, взрослыми и детьми упрощаются до уровня «ритуальных идиом», представляются как универсальное распределение ролей в данной ситуации. Реклама обращается к устоявшимся, но неосознаваемым на рациональном уровне шаблонам нашего восприятия, своего рода «социальным архетипам» человека общественного. Интересно, что в искусстве, не входящем в шоу-бизнес, обычная реклама не работает, ее по-прежнему заменяет общественное мнение.
Сегодня возникло понятие консциентальной войны. Суть ее в борьбе различных форм организации сознания. Предметом поражения и уничтожения являются определенные типы сознаний. Носители сознаний остаются, а типы сознаний вытесняются за рамки цивилизационно допустимых. Уничтожение определенных типов сознания предполагает разрушение общностей, групп, которые являются носителями данного типа сознания. Пять способов поражения: 1.поражение нейро-мозгового субстрата радиацией, химическими веществами, отравляющими воздух, пищу и т.д.; 2. понижение уровня организации информационно-коммуникативной среды, в которой живет сознание; 3. оккультное воздействие на организацию сознания на основе направленной передачи мыслеформ субъекту поражения; 4. специальная организация и распространение по каналам коммуникации образов и текстов, которые разрушают работу сознания (психотропное оружие); 5. разрушение способов и форм идентификации личности по отношению к фиксированным общностям, приводящее к смене форм самоопределения и к деперсонализации. При этом широко используются средства массовой коммуникации, кино и т.п.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.217.1 (0.007 с.) |