У меня мозги не варят, сами сделаете. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

У меня мозги не варят, сами сделаете.



Антимонопольное регулирование в РФ.

Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы-монополии; создает организации, которые проводят антимонопольную политику и поддерживают предпринимательство (помогают созданию новых фирм, противодействующих монополизации рынков и разрушающих ее).

Государственное антимонопольное регулирование экономики включает два связанных между собой направления (аспекта):

1)разработку и принятие специального антимонопольного законодательства;

2)формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.

В экономической юридической литературе по антимонопольному регулированию экономики принятого различать две основные его модели: американскую и европейскую.

Американская модель строится на принципе запрещения монополии как структурной единицы независимо от социально-экономических последствий ее деятельности. Сторонники такого подхода, который получил наименование структуралистского, утверждают, что отрасль, имеющая монополистическую структуру, и вести себя будет как монополист. Следовательно, экономические действия отраслей с монополистической структурой обязательно будет негативными с общественной точки зрения и должны подпадать под действия антимонопольного законодательства. В данной модели антимонопольного регулирования предполагаются в основном форма правоприменительного процесса и судебное преследование нарушителей.

Европейская модель в отличие от американской делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. Такой подход, называемый бихевиористским, акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. В этой модели использует правило разумного подхода. Которого провозглашает незаконной не всякую монополию, а лишь ту, социально-экономические последствия которой имеют для общества негативный характер. Такой подход требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние конкуренции на различных рынках. В случае необходимости эти органы используют корректирующие. Регулирующие и запретительные меры преимущественно административного характера.

В последствие десятилетия различия между этими двумя моделями уменьшаются. При этом их сближение идет в сторону европейской модели, когда антимонопольное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется не столько на основе их относительных и абсолютных размеров, сколько с учета социально-экономических и абсолютных размеров, сколько с учетом социально-экономических последствий их деятельности для общества.

Система антимонопольного регулирования экономики включает следующие элементы:

l понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики;

l виды монополистической деятельности, подлежащей государственному регулированию;

l перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащей запрещению;

l определение системы антимонопольных органов,их задач, функций и полномочий;

l меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования экономики в каждой стране-само понятие монополиста как субъекта, деятельность которого подлежит регулированию. В российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через понятие «доминирующее положение»- центральное в Законе о конкуренции. Согласно этому Закону доминирующее положение - это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращение товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам.

Антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий. Обеспечивая их государственное регулирование. Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать её возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющейся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу.

28. Система национальных счетов.

СНС - основа национального счетоводства. Суть системы национальных счетов сводится к формированию обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или группа счетов. Таким образом, имеется возможность проследить движение стоимости произведенных товаров и услуг, а также добавленной стоимости: от производства - до использования.

Цель национального счетоводства - дать наглядное цифровое отображение состояния экономики страны за определенный период времени. Система национальных счетов с помощью замкнутой системы счетов и ряда дополнительных таблиц показывает характер экономических процессов и основные макроэкономические показатели: ВНП, НД.

Система национальных счетов позволяет решать следующие основные задачи:

- исчисление обобщающих статистических показателей, характеризующих результаты экономической деятельности;

- исследование динамик и макроэкономических показателей;

- анализ макроэкономических пропорций.

 

Основные макроэкономические показатели.

Валовой внутренний продукт (ВВП)

макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

Производственный метод

ВВП основан на концепции добавленной стоимости. Валовая добавленная стоимость представляет собой разность между выпуском и промежуточным потреблением. Валовой внутренний продукт — это сумма валовой добавленной стоимости всех резидентов-производителей в основных ценах плюс часть налогов на продукты (а возможно, весь итог) за вычетом субсидий на продукты, которая не включена в оценку выпуска[4].

Метод конечного потребления

ВВП равен сумме конечного использования товаров и услуг (все виды использования, кроме промежуточного потребления) в ценах покупателей минус стоимость импорта товаров и услуг[5].

Распределительный метод

ВВП равен сумме первичных доходов, выплаченных резидентами-производителями[6].

Чистый внутренний продукт (ЧВП)

ЧВП исчисляется путем исключения из ВВП потребления основного капитала[7].

Валовой национальный доход (ВНД)

это совокупная ценность всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории государства (то есть валовой внутренний продукт,ВВП), плюс доходы, полученные гражданами страны из-за рубежа, минус доходы, вывезенные из страны иностранцами. Один из ключевых показателей экономического развития.

ВНД равен ВВП минус первичные доходы, подлежащие выплате нерезидентским единицам, плюс первичные доходы, подлежащие получению резидентскими единицами от нерезидентских единиц.

Другими словами, ВНД равен ВВП минус налоги на производство и импорт за вычетом субсидий, оплата труда и доходы от собственности, подлежащие выплате остальному миру, плюс корреспондирующие статьи, подлежащие получению из остального мира.

Таким образом, ВНД — это сумма сальдо валовых первичных доходов, подлежащих получению резидентскими институциональными единицами или секторами.

В отличие от ВВП ВНД не является концепцией добавленной стоимости, а является концепцией дохода[8].

Чистый национальный доход (ЧНД)

ЧНД исчисляется путем вычитания из ВНД потребления основного капитала[9].

Прочие агрегаты

Взаимосвязь между показателями объема ВВП и агрегатами реального дохода[10]:

a. Валовой внутренний продукт в ценах базисного периода;

плюс торговые прибыли или убытки вследствие изменений в условиях внешней торговли;

b. равняется реальный валовой внутренний доход;

плюс реальные первичные доходы, подлежащие получению из-за границы;

минус реальные первичные доходы, подлежащие выплате за границу;

c. равняется реальный валовой национальный доход;

плюс реальные текущие трансферты, подлежащие получению из-за границы;

минус реальные текущие трансферты, подлежащие выплате за границу;

d. равняется реальный валовой национальный располагаемый доход;

минус потребление основного капитала в ценах базисного периода;

e. равняется реальный чистый национальный располагаемый доход.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.013 с.)