Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закон конкуренции. Типы, виды и методы конкурентной борьбы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Конкуренция (от лат. concurrentia – столкновение, состязание) – соперничество между субъектами рынка за лучшие условия производства, продажи и покупки товара. Конкуренция является неотъемлемым элементом рыночного механизма, однако ее характер может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям. По субъектам конкурентной борьбы можно выделить следующие типы: 1) Среди продавцов – взаимоотношения между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. 2) Среди покупателей – экономическое взаимодействие по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. 3) Среди продавцов и покупателей По масштабам развития выделяют следующие виды: 1) Внутриотраслевая конкуренция – соперничество за лучшие условия производства и сбыта между продавцами, выпускающими однородную продукцию. 2) Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных сферах экономики за более выгодное вложение капитала. По способу поведения фирм на рынке выделяют методы: 1) Ценовая конкуренция основана на стремлении продавцов получить дополнительную прибыль, привлечь покупателей посредством уменьшения издержек производства и, соответственно, снижения цен на продукты, аналогичные по качеству товарам конкурентов. Различают прямую (фирмы широко оповещают о снижении цен) и скрытую (на рынок выпускается новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену увеличивают незначительно) ценовую конкуренцию. 2) Неценовая конкуренция характеризуется соперничеством на основе технического превосходства, высокого качества и надежности товаров, более эффективных методов сбыта, расширения гарантий послепродажных услуг и т.д. 3) Недобросовестная конкуренция, участники которой нарушают принятые на рынке правила и нормы. К ней относятся: распространение искаженных сведений о конкурентах; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; ложная реклама своей продукции; продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и др. В зависимости от доли власти субъекта над рынком выделяют две формы конкуренции: 1) Совершенная конкуренция предполагает свободное соперничество множества субъектов рынка. 2) Несовершенная конкуренция характеризуется наличием власти хозяйствующих субъектов на рынке. К подобной модели относят олигополию, монополистическую конкуренцию. Модели рыночных структур: монополия, олигополия. Монополия. 1) Отрасль представлена одним продавцом. Так как единственной фирме противостоит большое число покупателей, следовательно, кривая спроса на продукт монополиста совпадает с кривой отраслевого спроса и имеет отрицательный наклон. Ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель, называется монопсония. Если в отрасли единственной фирме противостоит единственный покупатель, то такой рынок называют двухсторонней монополией. 2) Уникальность продукта – предприятие может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, но в любом случае она не имеет совершенных заменителей. Следовательно, покупатели лишены возможности выбора, а монополист может оказывать влияние на цену, контролируя выпуск товаров. Возможность фирмы воздействовать на цену товара называется монопольной властью. Чистая монополия – ситуация, когда фирма, обладая полной монопольной властью, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении. 3) Вход на данный рынок заблокирован. Монополия существует лишь только в том случае, когда вступление в отрасль представляется другим предприятиям невыгодным или невозможным. Поэтому наличие входных барьеров является обязательным условием и возникновения, и существования монополии. Входные барьеры – это препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения на рынок новых фирм. Их можно разделить на 2 вида: -искусственные, создаваемые институциональным путем, например, вследствие действий правительства (патенты, лицензии, квоты или высокие пошлины на импорт товаров); -естественные, возникающие по экономическим причинам, например, экономия от масштаба производства, допускающая присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль. Такого типа монополию называют естественной, так как входные барьеры создаются особенностями технологий, а не наличием прав собственности или правительственных лицензий. Рынками естественных монополий выступают электрические сети, трубопроводный транспорт, городская канализация, централизованное теплоснабжение, т.е. там, где конкуренция нецелесообразна, так как приведет к росту затрат. Например, две водопроводные компании, проложив параллельно друг другу две системы труб, могут добиться того, что рядом стоящие дома или квартиры по выбору жильцов могут быть подключены к любой их этих водоснабжающих организаций. Конкуренция стала возможной, но ценою значительного удорожания литра воды, доставленного потребителю. Очевидно, что намного дешевле иметь одну водопроводную систему. 4) Совершенная информированность – и единственный продавец, и покупатели обладают совершенным знанием о ценах, физических характеристиках товара, других параметрах рынка. Данное допущение имеет для монополии едва ли не большее значение, чем для рынка совершенной конкуренции. Для конкурентной фирмы, как известно, рыночная цена является экзогенным параметром, поэтому, чтобы максимизировать прибыль, ей достаточно лишь знать свою функцию затрат. В модели монополии понятие фирма и отрасль совпадают, следовательно, манипулируя в целях максимизации прибыли объемом выпуска или уровнем цены, монополист должен знать кривую спроса на свою продукцию, т.е. все возможные соотношения между ценами спроса и его объемами. Более того, в некоторых ситуациях, например при осуществлении монополистом ценовой дискриминации, ему нужно знать и функции спроса отдельных потребителей или сегментов рынка. Ценовая дискриминация – практика установления разных цены на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или разным покупателям. При этом отличия в ценах не отражают различий в расходах, необходимых для поставки товара или обслуживания покупателей. Для осуществления ценовой дискриминации необходимо выполнение следующих условий: - невозможность перепродажи продукта, продаваемого монополистом. Действительно, невозможно перепродать полученное лечение или сделанную прическу по сходной цене. - возможность сегментации всех потребителей данного товара в соответствии с их готовностью заплатить. Фирма увеличит прибыль, если разделит рынок: более состоятельным покупателям предложит продукцию выше цены монопольного равновесия, а более бедным – ниже этой цены. Очевидно, самые благоприятные условия для осуществления ценовой дискриминации имеются на рынке услуг. Установка различных тарифов наэлектроэнергию, продажа проездных билетов для пенсионеров, студентов, школьников, входная плата для музеев, кинотеатров также являются примерами ценовой дискриминации. Если фирма знает, какую максимальную цену готов заплатить за товар каждый покупатель, в результате чего весь потребительский излишек присваивается монополистом, то имеет место совершенная ценовая дискриминация (или идеальная). Объем выпуска (Qm), максимизирующий прибыль монополиста, определяется правилом: MR = MС. Олигополия. Данная рыночная структура характеризуется следующими признаками. 1) Немногочисленность крупных фирм. Число продавцов, доминирующих на рынке – от двух до десяти. Олигополии обладают крупными рыночными долями, и каждая из них понимает, что его поведение оказывает ощутимое влияние на цены. Кривая спроса любой такой фирмы имеет отрицательный наклон. 2) Продукт может быть как однородным, так и неоднородным. В первом случае говорят о классической, или однородной олигополии, продающей такие товары как сталь, нефть, алюминий, свинец, вискоза. Во втором – дифференцированной, или неоднородной. К подобному типу можно отнести фармацевтику, автомобильную промышленность, рынки безалкогольных напитков, пива, сигарет и т.д. 3) Вход на данный рынок затруднен. Необходимо различать уже сложившиеся медленно растущие рынки и рынки молодые, динамично развивающиеся. Для медленно растущих отраслей характерны очень высокие барьеры. В результате использования сложных технологий, крупного оборудования, осуществления значительных расходов на маркетинговые мероприятия для этих отраслей характерен положительный эффект масштаба, благодаря которому минимальные средние издержки достигаются лишь при очень большом объеме производства. Поэтому вступить в данную отрасль смогут лишь крупные конкурентоспособные 71 фирмы. Для молодых, динамично развивающихся рынков значительных входных барьеров не существует, так как спрос расширяется достаточно быстро и рост предложения не оказывает понижающего давления на цены. В отличие от других рыночных структур, не существует универсальной теории олигополии. Такая неопределенность порождает множественность моделей олигополии, которые делятся на модели кооперированного и некооперированного поведения. В случае некооперированного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска. Кооперированное поведение означает, что фирмы согласуют взаимное поведение. Среди примеров некооперированного поведения можно выделить модели Курно и ломаной кривой спроса. Примерами моделей кооперированного поведения являются картель, модель ценового лидерства и т.д 26. Сравнительная характеристика рынков совершенной и монополистической конкуренции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.108.233 (0.008 с.) |