Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Апробация развивающей программы и анализ результатовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Контрольного эксперимента
Второй этап экспериментального исследования предполагал проведение развивающего эксперимента. Работа была направлена на реализацию ранее разработанной нами психолого-педагогической программы, направленной на создание условий для развития культурно-личностной идентификации детей. Ценности, являясь компонентом психологической структуры личности и важнейшей обобщенной формой фиксации личностного опыта, выражаются в единстве определенной внешней направленности личности (выделенности для нее определенной стороны действительности) и ее представлений о себе [64]. Таким образом, все содержание программы по развитию культурно-личностной идентификации ребенка посредством сказки представлено в двух направлениях, определяющихся культурно-ценностной ориентацией психолого-педагогического сопровождения личности: ¾ развитие самосознания путем расширения и углубления спектра представлений о себе, развития рефлексивных способностей; ¾ развитие личностно-ценностной сферы, а именно ее эмоционально-чувственного, ценностно-ориентационного, мотивационно-потребностного компонентов, выражающихся во внешней направленности личности и ее предметном воплощении в поведении. Общая цель программы: развитие культурно-личностной идентификации детей старшего дошкольного возраста. Частная цель программы: создание условий для катализации и актуализации культурно-личностной идентификации ребенка-дошкольника в образовательном пространстве детского сада, опосредованно через сказку. Задачи программы: 1. Обеспечить личностно-смысловое развитие детей, опираясь на их способность понимать и различать не только свои собственные переживания, но и состояния, чувства окружающих их людей. 2. Способствовать осознанию детьми чувства принадлежности к национальной культуре, интериоризировать, принять в качестве своих, ее ценности. 3. Формировать у дошкольников ценностные ориентации. Развивающая программа (Приложение 7) предполагает психолого-педагогическую работу с группами детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), состав которых гетерогенен по полу и уровню культурно-личностной идентификации (средний и низкий). Программа состоит из четырех крупных блоков: когнитивного, эмоционального, поведенческого, нацеленных на непосредственную работу с дошкольниками, и блока совместной работы с родителями. Вслед за В.В. Столиным [91], предположившим, что собственно идентификация – это когнитивное и эмоциональное уподобление другому лицу, а формирование соответствующего поведения, является уже следствием идентификации, мы будем делать акцент именно на эмоциональном и когнитивном блоках. В течение полугода три раза в неделю в форме групповых занятий реализовывалось интенсивное погружение детей в специально организованное в соответствии с матрицей культурно-личностной идентификации социокультурное пространство с использованием элементов культуры (в особенности, сказки). Учитывая психологические особенности контингента, вторым по значению развивающим средством была игра, направленная на развитие культурно-личностной идентификации: ¾ образно-отобразительные, способствующие овладению способами адекватной передачи разнообразных чувств, состояний, настроения в разных видах художественной деятельности (рисунке, сценическом действии); ¾ образно-ролевые, основанные на собственных действиях ребенка в образе персонажа, где через идентификацию с героем он овладевает новыми моделями поведения и отношений; ¾ режиссерские, помогающие проявиться ребенку как субъекту определенного художественного действия (на «сцене», в рисунке и т.д.), отражающего различные реальные социальные межличностные отношения и фантазии, творческие модели их выражения в сюжетной форме. Развивающие занятия программы предполагали выделение одной ценности (чувства, социального явления) или диады (например, верность-предательство, добро-зло), с которой дети знакомились и учились видеть ее проявления в сказочных и реальных ситуациях, отражать в общении, художественной деятельности (рисовании, театральной роли и т.д.). Эмоциональный блок был нацелен на развитие эмоционально-чувственного компонента личностно-ценностной сферы. Занятия первого блока предполагали: развитие эмоциональной чувствительности, осознание своих переживаний и преодоление сложностей их проявления; формирование позитивного восприятия мира и окружающих; понимание чувств, состояний и настроения другого; активное проявление эмоциональной отзывчивости, способность к сочувствию и сопереживанию; признание интересов сверстника; сдерживание ребенком своих негативных побуждений; формирование устойчивого, эмоционально-окрашенного, положительного отношения к ценностям и культуре. Данный блок является фундаментальным, поскольку, дети старшего дошкольного возраста, имея представления о том, что такое хорошо и плохо и требуя от других гуманных поступков по отношению к себе, зачастую оказываются не способными на них сами. «Постоянный положительный пример и наказания только укрепляют конкурентное отношение к другим детям, формируя комплекс неполноценности. С этим чувством трудно любить других и совершать добрые дела. Поэтому так важно обучать добру не на словах, а в реальной жизни ребенка,» – утверждает Л.Н. Галигузова [24]. Эту позицию подтверждает Ш.А. Амонашвили: «Любовь воспитывается любовью», «Доброта воспитывается добротой», «Благородство созидается благородством» [7]. Способность к децентрации – первый шаг к осознанию себя. Дети начинают понимать, что поступки людей – не случайные действия, что существуют причины и следствия, связанные в единую цепочку. К тому же, человек, не разбирающийся в своих чувствах и не умеющий встать на позицию другого, сопереживать ему, не сможет погрузиться в свою культуру и признать разнообразие культур, находящихся вокруг [85]. Вторым базовым для развития культурно-личностной идентификации блоком программы является когнитивный блок, т.к. осознание личностью ценностей культуры начинается с восприятия, осмысления разумом и чувствами социальных явлений и связей между ними. Занятия в данном блоке предполагали: осознание необходимости познания культурных традиций, норм, правил поведения; формирование потребности приобретения новых культурных знаний; знание и понимание традиционной культуры своей страны; формирование чувства принадлежности к культуре своей страны; дифференцированность ценностных ориентаций; появление устойчивости, аргументированности представлений о добре и зле, осознанности их проявлений во взаимоотношениях; расширение общего кругозора. Завершающим в развивающей работе является поведенческий блок программы, закрепляющий и демонстрирующий эффективность всей работы. Результативность внедрения программы измеряется, прежде всего, появлением у детей внутренней позиции, позволяющей самостоятельно проявлять себя в любой деятельности как субъекта культуры. Занятия данного блока предполагали: сформированность собственной позиции по отношению к миру добра и зла и соответствующее проявление их в реальной жизни; умение самостоятельно устанавливать партнерские взаимоотношения со сверстниками, оказывать помощь и поддержку; осознание и демонстрирование своей культурной принадлежности; проявление инициативы и культуротворчества в применении культурных знаний в различных аспектах жизнедеятельности. Развивающая программа в соответствии с матрицей культурно-личностной идентификации, предполагала работу с родителями. Этому был посвящен IV, сквозной блок программы. Занятия данного блока предполагали совместную работу детей и родителей и были нацелены на: формирование более адекватного способа взаимодействия внутри семьи; осознание необходимости познания культурных традиций, норм, правил поведения; формирование потребности приобретения новых культурных знаний; знание и понимание традиционной культуры своей страны; формирование чувства принадлежности к культуре своей страны; формирование системы традиционных семейных ценностей. Завершающий этап исследования предполагал проведение контрольного эксперимента, нацеленного на проверку эффективности развивающей программы. Для этого была использована батарея диагностических методик, проведенная в констатирующем эксперименте: проективные психодиагностические методики «Близнец издалека», «Золотая рыбка», «Сюжетные картинки», «Как поступать», «Изучение осознания мотивационных предпочтений», «Что такое хорошо и что такое плохо»; тест «Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда (модификация Т.В.Румянцевой). Диагностическое исследование проводилось на экспериментальной группе, включающей 19 человек, изначально имеющих средний и низкий уровни развития культурно-личностной идентификации и прошедших курс развивающих занятий, а также на контрольной группе в 20 человек с высоким уровнем развития культурно-личностной идентификации. Результаты повторной диагностики по методике «Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда (модификация Т.В. Румянцевой), показали, что наиболее интересующий нас компонент самосознания личности, а именно этническо-региональный показатель Социального «Я», значительно возрос по сравнению с результатами констатирующего эксперимента (16,0%) и составил 53,0% в экспериментальной группе (j = 1,79) и 40,0% – в контрольной. При этом важно отметить, что изменился и характер данного показателя: если изначально он был представлен лишь локальными характеристиками (домашний адрес, населенный пункт), то теперь для всех отмеченных случаев характерна этническая идентичность или гражданство (Диаграмма 1, Приложение 1). Изменились и результаты количественной обработки данных методики на основе сопоставления двух шкал дифференцированности идентичности (количество идентификационных характеристик и количество компонентов-показателей идентичности, отраженных ребенком при самоидентификации). Значимые различия по шкале компонентов-показателей идентичности (p = 0,0087). Расширился диапазон сочетаний шкал. Помимо ранее отмеченных, появляется сочетание «высокий – высокий», отмеченное именно в экспериментальной группе в 15,0% случаев. В контрольной группе преобладает сочетание «средний – средний» (53,0%), что незначительно отличается от результатов констатирующего эксперимента («средний – низкий», «высокий – средний» - по 32,0%), однако не было выявлено ни одного случая проблемной идентичности, изначально отмеченной у четверти исследуемых (Диаграмма 2, Приложение 2). Таким образом, повторное диагностирование особенностей самосознания личности ребенка-дошкольника, выделенного нами в качестве одного из трех компонентов диалогического пространства, подтвердило наличие общего развивающего эффекта разработанной психолого-педагогической программы. Об эффективности подобранных упражнений и их соответствии целям, поставленным перед отдельными блоками программы, свидетельствуют результаты методик «Как поступать» и «Сюжетные картинки», отражающие эмоциональное отношение детей к нормам. В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что подавляющее большинство исследуемых, имея ценностные ориентиры, соответствующие нравственным нормам, далеко не всегда стремятся соответствовать им в своих действиях, имея неустойчивое, пассивное отношение к нормам. Эмоциональная включенность при этом неадекватна ситуации или неустойчива. Повторное проведение данной группы методик показало значимое повышение степени эмоциональной включенности в ситуацию нравственного выбора (p = 0,0367). 42,0% детей имеют адекватные эмоциональные реакции, ярко проявляющиеся в мимике, интонации и жестах (Диаграмма 10, Приложение 6), о чем еще раз свидетельствуют результаты методики «Как поступить» (Диаграмма 9, Приложение 5). В то время, как результаты в контрольной группе значительно ухудшились: 60,0% детей имеют низкий уровень эмоциональной включенности (Диаграмма 10, Приложение 6). Результативность внедрения программы измеряется, прежде всего, появлением у дошкольников умения проявлять и осуществлять свои замыслы, выстраивая их в соответствии с моральными требованиями, о чем свидетельствует значимое (p = 0,0341) повышение степень осознанности своих действий с точки зрения имеющихся ценностных ориентаций с 10,0% до 58,0% (Диаграмма 9, Приложение 5). Эффективность программы также подтверждает стабильность результатов контрольной группы (20,0%). Эти данные могут являться результатом того, что нравственные ценности, выраженные в понятиях «Добро» и «Зло», получили большую дифференцированность в сознании детей экспериментальной группы, тогда как в контрольной группе опять наблюдается регресс по данному показателю (с 60,0% до 20,0%). По окончании развивающей программы 68,0% детей имеют более четкие представления о базовых нравственных категориях, что значимо больше, чем при констатирующем исследовании – 10,0% (p = 0,0208) (Диаграмма 8, Приложение 5). Повторное исследование мотивационных предпочтений показало, что процентное соотношение по категории направленности предпочтений в общем осталось прежним, однако в экспериментальной группе несколько повысился процент общечеловеческих мотивационных предпочтений (16,0%) и предпочтений, направленных на благо других конкретных людей в рамках желаний для себя (32,0%) и для других (84,0%) (Диаграмма 4, Приложение 3). Этот факт свидетельствует о повышении способности детей понять состояние и потребности другого человека и руководствоваться этим в своем поведении. Об этом же свидетельствуют данные, представленные на Диаграммах 6 и 7 (Приложение 4), которые, в свою очередь, еще и говорят о повышении осознанности мотивационных предпочтений детей. Некоторые изменения претерпели и ведущие ценностные ориентации старших дошкольников. Подавляющее большинство детей контрольной группы (74,0%) и вся экспериментальная группа отмечают «крупные» материальные блага в противовес «мелким» радостям (сладости, игрушки, красивая одежда и тд.), которые были отмечены 75,0% детей изначально. Одинаково важны благоприятные взаимоотношения с окружающими (любовь мамы, отношения в семье и группе сверстников) и возможность преобразовывать себя, окружающий мир – по 26,0% (Диаграмма 3, Приложение 2). Последнее особенно важно для формирования и развития культурно-личностной идентификации, предполагающей личностную активность человека. Эти данные имеют свое подтверждение в результатах методики «Золотая рыбка» («Цветик-семицветик»), представленные на Диаграмме 5 (Приложение 3). Таким образом, реализация развивающей программы позволила: ¾ создать положительный эмоциональный фон, способствующий сдерживанию ребенком своих негативных побуждений; ¾ обеспечить личностно-смысловое развитие детей, опираясь на их способность понимать и различать не только свои собственные переживания, но и состояния, чувства окружающих их людей через развитие эмпатийных способностей; ¾ расширить спектр представлений детей о себе, поспособствовать осознанию детьми чувства принадлежности к национальной культуре; ¾ прояснить для детей суть таких базовых категорий нравственности, как «Добро» и «Зло»; ¾ повысить степень осознанности действий детей с точки зрения имеющихся ценностных ориентаций; ¾ создать условия для формирования и развития у детей активной преобразующей позиции по отношению к себе и окружающей действительности, руководствуясь традиционными нравственными ориентирами. Выводы по второй главе Эмпирическое исследование было направлено на изучение пространства самосознания личности, являющегося одним из компонентов матрицы культурно-личностной идентификации и косвенно отражающего два других компонента (общественное и индивидуальное социокультурное пространство). При проведении констатирующего эксперимента выявлено, что выраженность культурной идентичности в сознании детей крайне мала и характеризуется лишь регионолокальным компонентом. Изучение личностной направленности показало, что у детей нет четких нравственных ориентиров, что отражается в низкой степени осознанности действий, с точки зрения имеющихся ценностных ориентаций, и эмоциональной включенности. Для развития культурно-личностной идентификации мы использовали разработанную нами программу, в своем развивающем воздействии опирающуюся на психолого-педагогический потенциал сказки. В ходе контрольного эксперимента, сопоставление данных позволило сделать следующий вывод: после проведения развивающего эксперимента у детей нравственные категории приобрели большую четкость, значительно повысилась степень осознанности действий с опорой на имеющиеся ценностные ориентиры и степень эмоциональной включенности в процесс нравственного выбора, а спектр компонентов идентичности у подавляющего большинства детей пополнился культурным компонентом в своем гражданско-этническом проявлении. Следовательно, представленная программа имеет общий развивающий эффект, а разработанная нами матрица культурно-личностной идентификации находит свое экспериментальное подтверждение.
Заключение
На основе проведенного нами экспериментального исследования можно сделать вывод, что нам удалось реализовать все поставленные задачи. В теоретической части были: проанализированы психолого-педагогические источники по проблеме исследования; обобщены знания о процессе культурно-личностной идентификации; дана психологическая характеристика сказки как средства развития культурно-личностной идентификации; разработана матрица культурно-личностной идентификации старших дошкольников. В практической части исследования мы осуществили три этапа работы. На этапе констатирующего эксперимента с помощью стандартизированных психологических методик были выявлены уровни развития культурно-личностной идентификации у детей старшего дошкольного возраста, что позволило сформировать экспериментальную и контрольную группы. Вторым этапом исследования было проведение развивающего эксперимента, предполагающего психолого-педагогическую работу с детьми, имеющими средний и низкий уровни развития культурно-личностной идентификации. На этапе контрольного эксперимента обработка данных позволила: ¾ выявить повышение актуального уровня развития культурно-личностной идентификации старших дошкольников; ¾ экспериментально подтвердить матрицу культурно-личностной идентификации. Гипотеза нашла свое подтверждение.
Список литературы 1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. / В.В. Абраменкова. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 416 с. 2. Авдеева, Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве. // Вопросы психологии. – 1997. – №4. – С. 3-13. 3. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников / Межвузовский сб. научн. тр. / Под ред. Н.С. Малетина. – Шадринск, 1994. – 150 с. 4. Алексеев, Г.В., Панин, А.В. Философия. – М.: ТЕИС, 1996. – 504 с. 5. Алексеева, Д.А. Концептуализация другого в онтологии: дис. канд. филос. наук: 09.00.01 / Д.А. Алексеева. – М., 2005. – 146 с. 6. Алексеенкова, Е.Г. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки от ее композиции / Е.Г. Алексеенкова, В.Н. Андреева. // Вопросы психологии. – 2006. – № 6. – С. 39-47. 7. Амонашвили, Ш.А. Спешите, дети, будем учиться летать! – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2005. – 174 с. 8. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 378 с. 9. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. // Вопросы психологии. – 1996. – №1. – С. 131-143. 10. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. / А.Г. Асмолов. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. – 768 с. 11. Асмолов, А.Г. Психология личности: учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с. 12. Базовые ценности национальной гражданской идентичности России. Стенограмма. – Режим доступа: [http://kpp-russia.ru/2011/04/bazovye-cennosti-nacionalnoj-grazhdanskoj-identichnosti-rossii/ от 02.05.12]. 13. Бандура, А. Теория социального изучения Текст. /А. Бандура. – СПб.: Евразия, 2000. – 319 с. 14. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. 15. Большой психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: ОЛМА-Пресс, 2004. – 672 с. 16. Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2001. – 143 с. 17. Возрастная психология: учебник / B.C. Мухина. – М.: ИЦ Академия, 2002. – 456 с. 18. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). – Ростов-на-Дону, 1993. – 32 с. 19. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1997 – 224 с. 20. Выготский, Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, Эксмо, 2005. – 1136 с. 21. Выготский, JI.C. Собрание сочинений: В 6томах: Проблемы общей психологии / JI.C. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. 22. Выготский, Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка / Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 6. Научное наследство. – М.: Педагогика, 1984. – 400 с. – Режим доступа: [http://www.koob.ru/vigodsky_v_l/orudie_i_znak_v_razvitii_ Rebenka от 8.05.2011]. 23. Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928) / Л.С. Выготский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1991. – № 4. – С. 5-18. 24. Галигузова, Л.Н. Смирнова Е.О. Ступени общения – от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1996. – 143 с. 25. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с. 26. Глуханюк, Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб. пособие для вузов. изд 4, стер. – М.: Флинта, МПСИ, 2009. – 223 с. 27. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005, 2006 – 2010, 2011 – 1015 годы» // Министерство образования и науки РФ. – Режим доступа: [http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ от 17.02.2012]. 28. Гоффман, Э. Представление себя другим в повседневной жизни / Э. Гофман; Пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. – М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2000. – 656 с. 29. Демченко, О.Н., Мытиль, А.В. Социальная идентификация и адаптация личности. // Социологические исследования. – 1995. – №6. – С.110-119. 30. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб.:, 2002. – 176 с. 31. Драч, Г.В., Заковоротная, М.В., Королев, В.Н., Штомпель, Л.А, Штомпель, О.М. / Теория и история культуры. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет. – 2007. – 384 с. 32. Дубровский, Д.И., Черносвитов, Е.В. К анализу структуры субъективной реальности. // Вопросы философии. – 1979. – № 3. – С. 57 - 59. 33. Заковоротная, М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. – Ростов-на-Дону: СКНЦВШ. – 1999. – 261 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.149 (0.01 с.) |