Идентификации старших дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идентификации старших дошкольников



 

На первом этапе (диагностический) экспериментальной части исследования определялся актуальный уровень развития культурно-личностной идентификации старших дошкольников.

Диагностическая работа началась с проведения модифицированной методики «Кто я?» (М. Кун и Т. Макпартленд), позволившей исследовать особенности самосознания личности ребенка, выделенного нами в качестве одного из трех составляющих диалогического пространства матрицы культурно-личностной идентификации, а именно его представлений о своем «Я» (рефлексивный компонент).

Качественный анализ показал, что для старших дошкольников наиболее важными идентификационными характеристиками являются объективные показатели, отражающие Социальное «Я», которое так или иначе обозначили все дети: половая принадлежность – 74,0%, учебно-профессиональная ролевая позиция (в данном случае – «ребенок») – 53,0%, имя – 42,0% и базовая характеристика Рефлексивного «Я» («человек», «живое существо») – 58,0%. Наиболее интересующий же нас этническо-региональный показатель Социального «Я» был отмечен лишь у 16,0% исследуемых в экспериментальной и 20,0% - в контрольной группе (Диаграмма 1, Приложение 1).

Количественный анализ результатов исследования проводился на основе сопоставления двух шкал дифференцированности идентичности (количество идентификационных характеристик и количество компонентов-показателей идентичности, отраженных ребенком при самоидентификации). Обе шкалы были условно разделены на уровни выраженности: низкий, средний, высокий.

Анализ полученных данных показал, что дифференцированность идентичности представлена лишь следующими сочетаниями двух шкал: «средний – низкий», «высокий – средний» - по 32,0%, «средний – средний» - 10,0% и «низкий – низкий» (проблемная идентичность) наблюдается у 26,0% детей (Диаграмма 2, Приложение 2).

Как выяснилось, рефлексивный компонент самосознания личности старшего дошкольника характеризуется недифференцированностью и поверхностностью представлений о своем «Я», слабостью рефлексии, доминированием в представлении о себе только внешних признаков, размытостью в оценке своих качеств личности, характера, поведения.

Таким образом, проведенная методика показала, что выраженность культурной идентификации в сознании старших дошкольников крайне мала. Более того, у подавляющей части детей диагностирован средний уровень развития идентификации, а у четверти исследуемых выявлена проблемная идентичность.

Для более глубокого изучения диалогического пространства культурно-личностной идентификации ребенка мы использовали методики, отражающие внешнюю личностную направленность старших дошкольников, а именно личностные ценности как воплощение общественных идеалов, мотивационные структуры и предметное воплощение ценностей (деяния).

Первая группа методик была направлена на изучение ценностно-ориентационного компонента личностно-ценностной сферы, отражающего абстрактные социальные ценности, заполняющие общественное и индивидуальное социокультурное пространство ребенка, которые, в свою очередь, являются еще двумя компонента нашей теоретической матрицы культурно-личностной идентификации. Для изучения этого пространства мы использовали методики «Близнец издалека» и «Что такое хорошо и что такое плохо».

Полученные результаты показали, что ведущими ценностными ориентациями в жизни старших дошкольников являются «мелкие» материальные блага (сладости, игрушки, красивая одежда) – их отмечают 74,0% детей, и благоприятные взаимоотношения с окружающими (любовь мамы, отношения в семье и группе сверстников и тд) – это отмечают 26,0% детей; для 5,0% – важна возможность преобразовывать себя и окружающий мир (Диаграмма 3, Приложение 2).

При этом анализ базовых для ценностных ориентаций категорий «Добро» и «Зло» показал, что у подавляющего большинства детей (64,0% – экспериментальная группа, 20,0% - контрольная) представления об этих понятиях сформированы неверно. Дети часто путают «добрые поступки» с «правильными», т.е. отвечающими установленным дисциплинарным требованиям (послушание). Тем не менее, 26,0% дошкольников (в обеих группах) способны четко разграничить все понятия, имея о них достаточно полное представление (Диаграмма 8, Приложение 5).

Следующая группа диагностических методик была направлена на исследование мотивационно-потребностного компонента в структуре личности. Для этого мы использовали методики: «Цветик-семицветик» и «Изучение осознания мотивационных предпочтений».

В результате, мы смогли определить ведущие сферы мотивационных предпочтений старших дошкольников. Наиболее часто упоминаемыми сферами являются: способность преобразовывать себя («не болеть», «вырасти», «быть счастливой» и т.д.) – 53,0%, «крупные» материальные блага (квартира, работа для мамы, деньги и тд.) – 42,0%, «мелкие» материальные блага – 32,0%, затем идут благоприятные взаимоотношения и способность преобразовывать окружающий мир – по 26,0% (Диаграмма 5, Приложение 3).

В отношении осознания мотивационных предпочтений, выражающихся в способности понять желания близких людей, старшие дошкольники в большинстве своем, все-таки, относятся к среднему и низкому уровню осознанности (58,0%), ставя на первое место «мелкие» материальные блага, либо ориентируясь в выборе на свои желания (подарки, игрушки), либо вообще не могут понять желания других.

Однако, у 42,0% детей (80,0% - контрольная группа) уровень осознанности мотивационных предпочтений можно охарактеризовать как высокий, учитывая то, что при выборе они ориентировались на реальные актуальные потребности, ставя на второе и третье место материальные потребности (32,0%) и благоприятные взаимоотношения (26,0%) (Диаграмма 7, Приложение 4).

Последняя группа методик была направлена на диагностику предметно-воплощенных ценностей личности, проявляющихся в конкретных действиях. Для этого мы использовали методики «Как поступать» и «Сюжетные картинки», отражающие отношение детей к нормам.

Обе методики имеют количественную обработку результатов, дифференцирующую степень осознанности действий с точки зрения имеющихся ценностных ориентаций и степень эмоциональной включенности на низкий, средний и высокий уровни.

Полученные с помощью предыдущих методик данные о наличии у старших дошкольников представлений о базовых нравственных категориях имели свое подтверждение и при анализе результатов этой группы методик.

У 74,0% детей экспериментальной группы (80,0% - контрольной группы) диагностированы низкий и средний уровни, характеризующиеся тем, что дети, имея ценностные ориентиры, соответствующие нравственным нормам, далеко не всегда стремятся соответствовать им в своих действиях, имея неустойчивое, пассивное отношение к нормам. Эмоциональная включенность при этом неадекватна ситуации или неустойчива (Диаграммы 9 и 10, Приложения 5, 6).

Результаты констатирующей части нашего исследования позволили определить особенности пространства самосознания личности старшего дошкольника, а именно ее личностно-ценностной сферы. Все выделенные нами компоненты (ценностно-ориентационный, мотивационно-потребностный, эмоционально-чувственный) имеют низкие показатели выраженности в экспериментальной группе. У детей слабо дифференцированы базовые нравственные категории «Добро» и «Зло», отсутствует способность и стремление руководствоваться в своем поведении, имеющимися ценностными ориентирами, слабая способность к децентрации.

В результате, по окончании первого этапа экспериментального исследования, старшие дошкольники были распределены по трем группам, соответствующим низкому, среднему и высокому уровням развития культурно-личностной идентификации. В дальнейшей работе, дети с низким и средним уровнями идентификации составили экспериментальную группу, тогда как дети с высоким уровнем развития культурно-личностной идентификации – контрольную. Развивающая работа проводилась с группой детей, имеющих средний уровень развития идентификации и группой детей с проблемной идентичностью.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.220.131.93 (0.024 с.)