Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идентификации старших дошкольниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На первом этапе (диагностический) экспериментальной части исследования определялся актуальный уровень развития культурно-личностной идентификации старших дошкольников. Диагностическая работа началась с проведения модифицированной методики «Кто я?» (М. Кун и Т. Макпартленд), позволившей исследовать особенности самосознания личности ребенка, выделенного нами в качестве одного из трех составляющих диалогического пространства матрицы культурно-личностной идентификации, а именно его представлений о своем «Я» (рефлексивный компонент). Качественный анализ показал, что для старших дошкольников наиболее важными идентификационными характеристиками являются объективные показатели, отражающие Социальное «Я», которое так или иначе обозначили все дети: половая принадлежность – 74,0%, учебно-профессиональная ролевая позиция (в данном случае – «ребенок») – 53,0%, имя – 42,0% и базовая характеристика Рефлексивного «Я» («человек», «живое существо») – 58,0%. Наиболее интересующий же нас этническо-региональный показатель Социального «Я» был отмечен лишь у 16,0% исследуемых в экспериментальной и 20,0% - в контрольной группе (Диаграмма 1, Приложение 1). Количественный анализ результатов исследования проводился на основе сопоставления двух шкал дифференцированности идентичности (количество идентификационных характеристик и количество компонентов-показателей идентичности, отраженных ребенком при самоидентификации). Обе шкалы были условно разделены на уровни выраженности: низкий, средний, высокий. Анализ полученных данных показал, что дифференцированность идентичности представлена лишь следующими сочетаниями двух шкал: «средний – низкий», «высокий – средний» - по 32,0%, «средний – средний» - 10,0% и «низкий – низкий» (проблемная идентичность) наблюдается у 26,0% детей (Диаграмма 2, Приложение 2). Как выяснилось, рефлексивный компонент самосознания личности старшего дошкольника характеризуется недифференцированностью и поверхностностью представлений о своем «Я», слабостью рефлексии, доминированием в представлении о себе только внешних признаков, размытостью в оценке своих качеств личности, характера, поведения. Таким образом, проведенная методика показала, что выраженность культурной идентификации в сознании старших дошкольников крайне мала. Более того, у подавляющей части детей диагностирован средний уровень развития идентификации, а у четверти исследуемых выявлена проблемная идентичность. Для более глубокого изучения диалогического пространства культурно-личностной идентификации ребенка мы использовали методики, отражающие внешнюю личностную направленность старших дошкольников, а именно личностные ценности как воплощение общественных идеалов, мотивационные структуры и предметное воплощение ценностей (деяния). Первая группа методик была направлена на изучение ценностно-ориентационного компонента личностно-ценностной сферы, отражающего абстрактные социальные ценности, заполняющие общественное и индивидуальное социокультурное пространство ребенка, которые, в свою очередь, являются еще двумя компонента нашей теоретической матрицы культурно-личностной идентификации. Для изучения этого пространства мы использовали методики «Близнец издалека» и «Что такое хорошо и что такое плохо». Полученные результаты показали, что ведущими ценностными ориентациями в жизни старших дошкольников являются «мелкие» материальные блага (сладости, игрушки, красивая одежда) – их отмечают 74,0% детей, и благоприятные взаимоотношения с окружающими (любовь мамы, отношения в семье и группе сверстников и тд) – это отмечают 26,0% детей; для 5,0% – важна возможность преобразовывать себя и окружающий мир (Диаграмма 3, Приложение 2). При этом анализ базовых для ценностных ориентаций категорий «Добро» и «Зло» показал, что у подавляющего большинства детей (64,0% – экспериментальная группа, 20,0% - контрольная) представления об этих понятиях сформированы неверно. Дети часто путают «добрые поступки» с «правильными», т.е. отвечающими установленным дисциплинарным требованиям (послушание). Тем не менее, 26,0% дошкольников (в обеих группах) способны четко разграничить все понятия, имея о них достаточно полное представление (Диаграмма 8, Приложение 5). Следующая группа диагностических методик была направлена на исследование мотивационно-потребностного компонента в структуре личности. Для этого мы использовали методики: «Цветик-семицветик» и «Изучение осознания мотивационных предпочтений». В результате, мы смогли определить ведущие сферы мотивационных предпочтений старших дошкольников. Наиболее часто упоминаемыми сферами являются: способность преобразовывать себя («не болеть», «вырасти», «быть счастливой» и т.д.) – 53,0%, «крупные» материальные блага (квартира, работа для мамы, деньги и тд.) – 42,0%, «мелкие» материальные блага – 32,0%, затем идут благоприятные взаимоотношения и способность преобразовывать окружающий мир – по 26,0% (Диаграмма 5, Приложение 3). В отношении осознания мотивационных предпочтений, выражающихся в способности понять желания близких людей, старшие дошкольники в большинстве своем, все-таки, относятся к среднему и низкому уровню осознанности (58,0%), ставя на первое место «мелкие» материальные блага, либо ориентируясь в выборе на свои желания (подарки, игрушки), либо вообще не могут понять желания других. Однако, у 42,0% детей (80,0% - контрольная группа) уровень осознанности мотивационных предпочтений можно охарактеризовать как высокий, учитывая то, что при выборе они ориентировались на реальные актуальные потребности, ставя на второе и третье место материальные потребности (32,0%) и благоприятные взаимоотношения (26,0%) (Диаграмма 7, Приложение 4). Последняя группа методик была направлена на диагностику предметно-воплощенных ценностей личности, проявляющихся в конкретных действиях. Для этого мы использовали методики «Как поступать» и «Сюжетные картинки», отражающие отношение детей к нормам. Обе методики имеют количественную обработку результатов, дифференцирующую степень осознанности действий с точки зрения имеющихся ценностных ориентаций и степень эмоциональной включенности на низкий, средний и высокий уровни. Полученные с помощью предыдущих методик данные о наличии у старших дошкольников представлений о базовых нравственных категориях имели свое подтверждение и при анализе результатов этой группы методик. У 74,0% детей экспериментальной группы (80,0% - контрольной группы) диагностированы низкий и средний уровни, характеризующиеся тем, что дети, имея ценностные ориентиры, соответствующие нравственным нормам, далеко не всегда стремятся соответствовать им в своих действиях, имея неустойчивое, пассивное отношение к нормам. Эмоциональная включенность при этом неадекватна ситуации или неустойчива (Диаграммы 9 и 10, Приложения 5, 6). Результаты констатирующей части нашего исследования позволили определить особенности пространства самосознания личности старшего дошкольника, а именно ее личностно-ценностной сферы. Все выделенные нами компоненты (ценностно-ориентационный, мотивационно-потребностный, эмоционально-чувственный) имеют низкие показатели выраженности в экспериментальной группе. У детей слабо дифференцированы базовые нравственные категории «Добро» и «Зло», отсутствует способность и стремление руководствоваться в своем поведении, имеющимися ценностными ориентирами, слабая способность к децентрации. В результате, по окончании первого этапа экспериментального исследования, старшие дошкольники были распределены по трем группам, соответствующим низкому, среднему и высокому уровням развития культурно-личностной идентификации. В дальнейшей работе, дети с низким и средним уровнями идентификации составили экспериментальную группу, тогда как дети с высоким уровнем развития культурно-личностной идентификации – контрольную. Развивающая работа проводилась с группой детей, имеющих средний уровень развития идентификации и группой детей с проблемной идентичностью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.137.244 (0.008 с.) |