ТОП 10:

V Упражнение «Ласковое солнышко».



Позволяет снять психоэмоциональные зажимы.

«Представьте, что сейчас наши руки и лица греет ласковое солнышко».

Дети имитируют расслабление.

«Солнышко спряталось, стало прохладно, сожмитесь в комочек».

Дети напрягаются.

«Опять засветило солнышко, нам тепло, приятно».

Дети показывают расслабление и удовольствие. Повторяется несколько раз.

Основная часть.

v Мультфильм «Мужик и медведь».

Позволяет сформировать ценностное отношение к труду.

Просмотр видеозаписи с мультфильмом.

Обсуждение.

Рисунок на тему «Землю красит солнце, а человека труд».

Заключительная часть.

v Релаксация «Уборка».

Позволяет формировать навык взаимопомощи в труде.

Ведущий. Мы закрываем глаза ... и видим, как будто ты вместе с детьми выходишь на прогулку. Спускаешься по лестнице, счи­таешь ступеньки: один, два, три ... десять, выходишь из здания детского сада и следуешь на свой участок. Слышишь голос вос­питателя. Он говорит: «Дети, в начале прогулки мы немного по­трудимся, уберем опавшие листья с участка, подметем веранду и дорожки». Мальчики берут грабли и сгребают в кучи опавшие ли­стья, другие дети уносят листья на носилках на хозяйственный двор. Девочки подметают веранду, складывают в порядок игрушки чисто выметают дорожки.

Шумят листьями огромные деревья. Кругом очень тихо и шум листвы долетает отчетливо ясно. Ты видишь себя вместе с детьми. Делаешь то же самое, что делают дети, но стараешься никому не мешать. У тебя быстро получается, a вот друзья не закончили работать, поэтому тебе хочется им помочь. И что же ты делаешь? Да ты подходишь к ним и трудишься вместе с ними. Радостно чувствовать себя помощником. Ра-дост-но. Радостно!

Притянулись, улыбнулись, глубоко вдохнули. На выдохе глаза открыли.

Подведение итогов. Групповое объятие.

ЗАНЯТИЕ 7.

Цель: формирование патриотических чувств.

Стимульный материал: два мячика, аудиозапись (видео) русской народной сказки «Три богатыря».

Ход занятия:

Вводная часть.

v Упражнение «Лис и кролик».

Позволяет настроить детей на игровой лад.

Участники сидят в кругу и передают два мяча, один из которых “Лис, а другой “Кролик”. Задача “Лиса” поймать “Кролика”. “Кролик” может прыгать из рук в руки как угодно, а “Лис” может только передвигаться по кругу. Если мяч оказался в руках у одного человека – “Лис” поймал “Кролика”.

Основная часть.

v Аудиозапись (видео) русской народной сказки «Три богатыря».

Позволяет развить чувство любви к Родине, малой Родине, стремление служить Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

Обсуждение сказки.

Заключительная часть.

v Упражнение «Вот так».

Позволяет примерить на себя роль защитников.

Ведущий рассказывает историю, сопровождая ее действиями (дети повторяют действия ведущего).

«Мы - солдаты». Воспитатель просит ребят представить, что они солдаты, и им нужно четко выполнять команды. По команде «по коням» - громко топать, «в разведку» - шептать тссс, «в атаку» - кричать «Ура!», за пулеметы – хлопать.

Подведение итогов. Групповое объятие.

ЗАНЯТИЕ 8.

Цель: сформировать базовую ценность - единство.

Стимульный материал: корсажная лента.

Ход занятия:

Вводная часть.

v Упражнения «Мир без тебя».

Позволяет каждому ребенку осознать собственную значимость в мире, среди людей.

Дети образуют круг, в центре которого помещается один ребенок – ему и будут предназначаться слова-комплименты. Все дети продолжают фразу, начатую психологом: «Мир был бы без тебя неинтересен, потому что ты...»

Основная часть.

v Упражнение «Волшебный Круг» (Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева).

Позволяет ощутить единство, актуализировать жизненный потенциал.

Сначала ведущий рассказывает сказку.

В некотором городе большом жила-была маленькая девочка. Жила она не в палатах белокаменных; не в тереме высоком, да узорчатом; и не в королевском дворце, что на главной площади стоит. Домом ей служило холодное и сырое подземелье, где по земляному потолку вечно струилась вода, а под ногами был не паркет, а сырая солома. И спала наша крошка не на перинах пуховых и подушках шелковых, а на каменьях жестких, скользких, да влажных. Промозглыми ночами куталась девчушка в старую и рваную ветошь. Любимым ее лакомством был сухарь из черного хлеба и казавшиеся удивительно сладкими слегка подмороженные картофельные очистки. Как вкусен был пустой кипяток, который девчушка пила из протекающей жестяной кружки! Окружали ее не мамки с няньками, не гувернантки с гувернерами, а такие же, как и она — несчастные бездомные люди. Никто и не помнил уже из этих бродяг, как попала девчушка в подземелье. Даже имени всеобщей любимицы никто не знал, и называли ее просто Крошка.

Но и в этом, забытом Богом уголке, иногда происходили удивительные встречи. А случалось это тогда, когда на едва заметный, слабый огонек, мерцающий в ночи, забредал одинокий путник. Он находил себе местечко у небольшого костерка, вокруг которого грелись обитатели подземелья, получал чашку кипятка и сухарь, казавшийся ему самым изысканным лакомством на свете. И сердце путника переполняли тихая радость и благодарность. Благодарность этим неприкаянным и обездоленным людям, которые всегда готовы были поделиться последним куском и предложить место у костра. Ведь вы знаете, дорогие друзья, что ничто не защищает нас так, как окружение милых и приветливых людей, с которыми чувствуешь себя спокойно и защищено, как дома. Вот и сейчас у костерка в подземелье грелся странник. А рядом с ним примостилась наша Крошка.

«Эка невидаль, — скажете вы, — забредший на огонек путник!» Но смею вас заверить, дорогие друзья, что ничто в этом мире не бывает случайно. Каждая встреча, каждый человек вносят в нашу жизнь что-то очень важное и ценное. О, как бы хотелось не пропустить, не пройти мимо этих волшебных даров, впитать в себя новый опыт, оценить талант и щедрость других, а может и постичь горечь разочарования. В любом случае, благодаря этим встречам мы мудреем, растем и взрослеем.

Но вернемся к тому, что происходило в подземелье. А там усталый странник, греющийся у костра, рассказывал удивительные истории своего Пути, полного опасностей и приключений, радостных открытий и побед.

«Ах, дедушка, где ты берешь силы, чтобы преодолевать такие расстояния, побеждать врагов и находить друзей?» — спрашивала Крошка.

«Ты знаешь, милая деточка, в моем пути, действительно, бывали такие моменты, когда меня покидали физические и духовные силы, когда я терял веру в себя, в правильность и важность выбранного пути. В часы горестных раздумий, болезни и страха мне помогал мой Волшебный Круг. Его я ношу всегда с собой».

«Покажи мне, пожалуйста, свой Волшебный Круг!» — робко попросила Крошка.

Улыбнулся странник и вынул из своей старой, потертой котомки Волшебный Круг. На секунду прижал старик к своей груди этот Круг и бережно протянул его девчушке. С трепетом разглядывала она потрепанную ленту. Да, да, это была старая, потрепанная лента, давно потерявшая свой первоначальный цвет. Концы ее были связаны в тугой узел, образуя круг.

«Дедушка, милый, можешь ли ты открыть мне тайну своего Волшебного Круга?» — спросила Крошка.

«Давным-давно, когда я еще был совсем юн и неопытен, решил я в одиночку отправиться в Путь. В Путь по дороге жизни. Мне было очень важно понять, в чем моя сила, а в чем слабость, что я уже знаю, а что предстоит еще узнать, чем я могу помочь нуждающимся, а в чем нуждаюсь сам. Нелегкий предстоял мне путь. Тогда мои друзья, с которыми я делил радости и утехи молодецкой жизни, снарядили меня в дорогу. Один из них поднес мне перо и чернила, чтобы я смог посылать весточки о себе; другой принес холщовый мешочек с горстью родной земли, чтобы я не забывал о Родине; третий — десяток пшеничных зерен, чтоб я не погиб с голоду; а самый близкий и верный друг подал мне голубую ленту... Подал и попросил связать концы этой трех-метровой ленты в тугой узел. Таким образом, в моих руках оказался круг. И в этот круг, взявшись за ленту молодыми, крепкими, надежными руками, встали мои друзья. И Круг в их руках ожил. Он был и бескрайним морем, и плотом, и пропастью, и переправой, и колодцем с живой водой, и палящим солнцем, и спасительным шатром. Круг в руках моих верных друзей стал Волшебным. Ведь он показал мне трудности, препятствия, ожидающие меня на Пути и способы их преодоления. Как зеницу ока берегу я его. Если бы ты знала, милая моя девочка, из каких только передряг не вытягивал меня этот Волшебный Круг. Я силен благодаря бесценному дару моих друзей!»

«Какой ты счастливый, дедушка! Как это важно в жизни — иметь таких друзей и заслужить их бесценный дар!» — промолвила Крошка и пригорюнилась.

«Я пришел сегодня к вашему огню для того, чтобы преподнести тебе эту голубую ленту. Она цвета твоих глаз, мечты, бескрайних морей, бездонного неба и самых нежных на земле цветов — незабудок. Возьми ее, она твоя. Придет время, и ты, своими нежными и сильными руками, свяжешь концы ленты в тугой узел. И лента станет Волшебным кругом, в который встанут друзья. Встанут для того, чтобы одарить тебя силой добра и любви, придать смелости твоим мечтам и поступкам, отправить тебя по Великому Пути Познания и побед. Я знаю, что это время не за горами!» Не успела Крошка поблагодарить старика, как тот исчез. А в руках девчушки осталась голубая лента, очень похожая на ту, которая сейчас в моих руках.

Удивительные подарки преподносит нам жизнь! Еще вчера Крошка не помышляла о счастье, а сегодня, держа в руках подарок странного старика, ощущала прилив неведомых ранее чувств. И понеслись быстрокрылые мечты, прокладывая дорогу Жизни...

Много с тех пор прошло времени, Крошка выросла, превратилась в красивую девушку. Судьба ее сложилась благополучно. Хотя имя ее и не мелькало в заголовках газет, благодарные уста не раз произносили его. Ибо обладала она удивительным даром Доброты, который согревал души тех, кому это было нужно. А подарок странного старика, таким чудесным образом изменивший ее жизнь, она хранила, как талисман, рассказывая умеющим слушать его историю.

Вы спросите, не тот ли Волшебный Круг у меня в руках сейчас. Кто знает, дорогие друзья... Но, похоже, нам сегодня предстоит познать его волшебную силу.

Заключительная часть.

Ведущий протягивает ленту одному из игроков группы. И просит его связать концы ленты в тугой узел.

Ведущий: «Дорогие друзья, в ваших сильных, крепких, трепетных и мужественных руках — круг. И в вашей воле и власти сотворить чудо и волшебство, насытив круг своей энергией, передав ему тепло и уверенность, чуткость и надежность ваших сердец и рук. Для этого необходимо сначала «познакомиться, подружиться» с кругом, обследовав, ощупав его. Можно попытаться круг растянуть, раскачать. Что вы чувствуете при этом?»

Участники игры, держась за ленту обеими руками, слегка откидываются назад, при этом растягивая круг. Затем так же, на счет «раз, два, три» возвращаются обратно.

«Здорово! Такое впечатление, что Круг нас всех объединил и удерживает вместе! Мы все вместе благодаря этому кругу! Давайте еще разок повторим это действие. Это было чудесно! Только в единстве наша сила!»

Подведение итогов. Групповое объятие.

III блок программы – поведенческий.

Цель: формирование иерархии мотивов поведения и структуры общения у дошкольников.

Задачи:

1. Выявить уровень сформированности иерархии мотивов поведения, структуры общения дошкольников;

2. Создать условия для успешного дальнейшего складывания иерархии мотивов поведения и структуры общения;

3. Проконтролировать и закрепить полученный результат.

Данный блок предполагает создание проблемных для ребенка ситуаций, решение которых позволит проявить моральные качества в процессе общения, а в старшем дошкольном возрасте выявить иерархию мотивов.

Поведенческий блок построен на использовании механизмов обратной связи и отражения. Механизм обратной связи направлен на то, что дети, использующие деструктивные способы решения проблемных ситуаций, получают информацию о том, как их эмоции и поведение воспринимаются сверстниками и, что им, необходимо, сделать, чтобы исправиться. Механизм отражения способствует осознанию испытуемым неадекватности своего поведения, стимуляцию потребности в поиске нового, более адекватного.

Содержание занятий

ЗАНЯТИЕ 1.

Цель: проконтролировать и закрепить эмоциональную чувствительность и эмпатийные способности.

Стимульный материал: карточки с изображением чувств, карандаши, бумага.

Ход занятия:

Вводная часть.

v «Выражение чувств».

Позволяет отследить связь чувств детей с их телесным выражением.

Участники по очереди вытягивают бумажки с изображением чувств и молча выражают это чувство с помощью мимики. Передвигаясь произвольно, находят себе партнеров, выражающих аналогичное чувство, собираются в группы. По знаку ведущего выясняют, насколько однородные группы образовались.

Основная часть.

v Упражнение «Это - я, когда...».

Позволяет отследить способность детей символически выражать эмоции.

Детям предлагается вспомнить, как они чувствовали себя, когдау них было хорошее настроение, рассказать об этом, нарисовать себя в хорошем настроении.

Ведущий. А вспомните ли вы себя грустными? Что вас тогда расстроило? Нарисуйте себя грустными.

Далее проводится совместный анализ рисунков.

Заключительная часть.

v Упражнение «Листочек падает».

Позволяет снять психоэмоциональное напряжение.

Ведущий поднимает в метре от стола лист бумаги, затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно тот спускается вниз и ложится на стол. Затем просит детей превратить свои руки в листы бумаги – дети поднимают руки вверх. Воспитатель опускает лист, он опускается на стол. Детям нужно отпустить руки на стол плавно, в одно время с листом бумаги. Повторить несколько раз.

Подведение итогов. Групповое объятие.

ЗАНЯТИЕ 2.

Цель: выявление иерархии мотивов поведения.

Стимульный материал: камень, бельевая веревка, кадры из сказки «Лиса и тетерев».

Ход занятия:

Вводная часть.

v Упражнение «Зайки и слоники» (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)

Позволяет детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствует повышению самооценки.

Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т.д. Дети показывают. "Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?" Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т.д. "А что делают зайки, если видят волка?... " Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. "А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра... " Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

Основная часть.

v Проблемная ситуация «Лиса и тетерев» (по одноименной русской народной сказке).

Позволяет отследить мотивы, которыми пользуются дети в принятии решений, развивать вариативность мышления.

Бежит лиса, видит — тетерев на березе сидит. Подбежала к дереву, думает, как бы ей тетерева на землю сманить и съесть. Начала лиса такие речи:

— Сойди, тетеревочек, на землю, поговорим, погуляем. Нын­че ведь указ вышел, чтобы никому из зверей друг друга не тро­гать, а жить в мире и согласии.

Как же ему проверить, правду ли говорит лиса? Хочет тете­рев вниз слететь, но боится: вдруг лиса обманет?

Заключительная часть.

v Упражнение «Камень и веревка».

Позволяет произвольно чередовать напряжение и расслабление мышц тела, тем самым способствует снятию чрез­мерного напряжения, учит основам самоконтроля и саморегу­ляции.

Игроки и ведущий размещаются удобно на ковре или расса­живаются на стулья в круг.

Вы, как ведущий, показываете игрокам камень и спрашивае­те: «Что у меня в руках?» Даете каждому игроку подержать его в руках, акцентируя внимание не только на его вес, форму, вид поверхности, но и на твердость.

«Камень очень твердый», — говорите вы. «Сейчас мы все попробуем сжать свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Посмотрите как это делаю я!

(Сожмите сильно кулаки, предложите игрокам ощупать Ваши руки, чтобы они смогли почувствовать их напряжение и твердость). А теперь вы сожмите свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Я буду прове­рять, насколько тверды ваши кулаки!»

Обойдите всех участников игры, проверьте напряжение их рук, похвалите удачно выполнивших задание, еще раз покажите это упражнение тем, у кого не получилось. Очень важно добить­ся, чтобы все участники, по мере своих возможностей, успешно выполняли это задание.

«Молодцы, ребята! Разожмите свои кулаки! Посмотрите, у меня в руках веревка. Возьмите ее, пощупайте, покрутите ее, сверни­те, сожмите...

Какая она? Правильно, мягкая, гибкая, податливая. А теперь — посмотрите, мои руки станут точно такими, как веревка!» Рас­слабьте свои руки так, чтобы они напоминали плети, стали мяг­кими, гибкими, податливыми. Позвольте каждому игроку ощу­пать Ваши руки, покачать их, «поиграть с ними».

«А теперь каждый из вас попробует расслабить свои руки так, чтобы они стали "веревкой"».

Обойдите всех участников игры, проверьте выполнение зада­ния. «Молодцы! А теперь, по моей команде, вы будете превра­щать свои руки то в камень, то в веревку!

Итак, слушайте команду:

— Камень!

— Веревка!

— Камень!

— Веревка!

Молодцы! А теперь попробуем не только руки, но и все мышцы своего тела напрячь так, чтобы тело стало "каменным". Молодцы!

Сейчас попробуем расслабить все мышцы своего тела так, чтобы тело стало похожим на веревку. Молодцы!

Слушайте команду:

— Камень!

— Веревка!

— Камень!

— Веревка! Молодцы!»

Заметим, что ведущий выполняет свои команды наравне с ребятами.

Подведение итогов. Групповое объятие.

ЗАНЯТИЕ 3.

Цель: проконтролировать и закрепить способности в общении.

Стимульный материал: платки для завязывания глаз, аудиозапись для релаксации.

Ход занятия:

Вводная часть.

v Упражнение «Пожелание».

Позволяет отследить способность детей понимать желания другого.

Все играющие садятся в круг.

Инструкция: «Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Кто-нибудь встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодня. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь, подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день».

Основная часть.

v Упражнение «Ведущий и ведомый».

Позволяет отследить умение самостоятельно устанавливать партнерские взаимоотношения со сверстниками, оказывать помощь и поддержку.

Участники разбиваются на пары. Один участник завязывает глаза, он будет исполнять роль ведомого. Его партнер, ведущий, осторожно водит по комнате, следя за тем, чтобы они никуда не врезались.

После некоторого времени, ведущий занятие просит пары поменяться ролями. В конце участники обсуждают, что они чувствовали, когда им пришлось доверять кому-то, чтобы быть в безопасности.

Заключительная часть.

v Упражнение «Снежная баба».

Позволяет создать снять психоэмоциональное напряжение.

Из этого упражнения можно сделать небольшую игру, катая при этом по полу воображаемые комья снега. Затем вместе с ребёнком вы лепите снежную бабу.

Итак, «слепили мы во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (нужно попросить ребёнка изобразить снежную бабу). Есть у неё голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках… Ночью подул ветер холодный-холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у неё замерзла голова (попросить ребёнка напрячь голову и шею), потом плечи (напрячь плечи), потом туловище (ребёнок напрягает туловище). А ветер дует всё сильнее, хочет разрушить сн. бабу. Уперлась сн. баба своими ножками (сильно напрягает ноги), и не удалось ветру разрушить сн. бабу. Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снежную бабу, решило её отогреть. Стало солнышко припекать, и начала наша баба таять. Сначала начала таять голова (ребёнок свободно опускает голову), потом плечи (расслабляет и опускает плечи), потом руки (мягко опускает руки), потом туловище (ребёнок, как бы оседая, наклоняется вперёд), а потом и ноги (ноги мягко сгибаются в коленях). Ребёнок сначала садится, потом ложится на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекается по земле».

Подведение итогов. Групповое объятие.

ЗАНЯТИЕ 4.

Цель: подкрепление чувства принадлежности к группе.

Стимульный материал: магнитофон, мелодия для карнавала, обруч, веревочное кольцо.

Ход занятия:

Вводная часть.

v Упражнение «Водный карнавал».

Позволяет снять напряжение, повысить настроение, настроить детей на работу.

Ведущий предлагает побывать на празднике у морского царя. Все превращаются в рыбок, морских звезд, руса­лочек, ракушек, крабов, морских коньков и т. д. Под звуки музыки морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал. Морской царь (психолог) хвалит танцоров.

Основная часть.

v Упражнение «Лабиринт».

Позволяет проявить эмпатию и чуткость, групповое сплочение.

«Мы отправляемся в подземелье Фантазии. Нам придется пройти через лабиринт. Будьте внимательны друг к другу».

Дети встают в круг и берутся за руки. Через плечо ведущего продет обруч. Не разнимая рук, необходимо пропустить это кольцо по всему кругу. Чтобы усложнить задание, можно использовать веревочное кольцо. Если кто-то отпустил руку соседа, путь начинается сначала.

Во время этой игры можно включить ритмичную музыку.

Заключительная часть.

v Психодинамическая медитация «Заколдованная фигура».

Позволяет быстро расслабиться детям в тех случаях, когда они сильно напряжены.

Пожалуйста, все расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место.

Представьте себе, что мы оказались на поляне в волшеб­ном лесу. Эта поляна заколдована злой волшебницей, и кто попадает на нее — застывает, как каменная фигура. Застынь­те, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно так (можно показать детям на собственном примере).

И тут мимо пролетала добрая фея. Она взмахнула волшеб­ной палочкой — и все мы расколдовались. Наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Покажите, что вы уже не «деревянные». Станьте мягкими и подвижными.

Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости стано­вятся мягкими, суставы очень подвижными.

Только фея обрадовалась, увидев двигающихся по поляне детей, как злая волшебница налетела тучей и опять заколдовала всех. Все стали негнущимися, застыли, как дерево и камень (10 секунд).

(Можно просить детей быть попеременно то в одном, то в другом состоянии, до полного расслабления.)

Но фея не привыкла отступать, она снова взмахнула вол­шебной палочкой и «разморозила» детей. Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины. Теперь стряхните воду с волос. А сейчас— с верхней части ног и ступней. Давайте по­благодарим фею за спасение.

Потянитесь, выпрямитесь. Мы бодрые и свежие.

Подведение итогов. Групповое объятие.

ЗАНЯТИЕ 5.

Цель: накопление эмоционально-положительного опыта взаимодействия с миром.

Стимульный материал: костюмы или маски для театра.

Ход занятия:

Вводная часть.

v Упражнение «Ревущий мотор».

Позволяет снять напряжение, тревожность.

Вы видели настоящие автомобильные гонки? Сейчас мы организуем нечто вроде автогонок по кругу. Представьте себе рев гоночного автомобиля – «Рррмм!» Один из вас начинает, произнося «Рррмм!» и быстро поворачивает голову налево или направо. Его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же «вступает в гонку» и быстро произносит свое «Рррмм!», повернувшись к следующему соседу. Таким образом, «рев мотора» быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать?

Основная часть.

v Театр «Сказка по-новому».

Позволяет проявить инициативу и культуротворчество в применении культурных знаний, подкреть уверенность в себе.

Главные герои сказки «Колобок» попадают в совершенно другие обстоятельства. Например, в условия мегаполиса. Детям предлагается проиграть сказку, с учетом новых обстоятельств.

Заключительная часть.

v Упражнение «Поздравление».

Позволяет почувствовать удовлетворение от проделанной работы.

Детям предлагается поаплодировать друг другу и себе.

Подведение итогов. Групповое объятие.

IV блок программы –совместная работа с родителями.

Цель: привлечение родителей к совместной работе с детьми, выстраивание более адекватных моделей общения.

Задачи:

1. Продиагностировать модель взаимодействия в диаде «родитель – ребенок»;

2. Создать условия для формирования более адекватного способа взаимодействия и формирования базовых семейных ценностей;

3. Проконтролировать и закрепить полученный результат.

Данные занятия помогают корректировать внутрисемейные отношения. Урегулирование семейных конфликтов осуществлялось за счет механизмов сублимации, отреагирования.

Содержание занятий

ЗАНЯТИЕ 1.

Цель: создание психологически комфортных условий в группе для эмоционального принятия педагога и раскрепощения родителей, выявление модели взаимодействия в диаде «ребенок – родитель».

Стимульный материал: релаксационная музыка.

Ход занятия:

Вводная часть.

v Упражнение «Сказочное имя».

Позволяет настроиться на работу, снять тревогу.

Сегодня наше занятие я хочу начать с того, что каждый участник по кругу назовет свое имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени.

Основная часть.

v Упражнение «Первое знакомство со Сказочной Страной».

Позволяет получить эмоционально-положительный опыт взаимодействия с людьми, развивать эмпатию.

Сейчас я предлагаю вам вспомнить ту сказ­ку, которая вам очень нравилась в детстве, и по очереди пред­ставить свою сказку. Почему вы ее полюбили (или за что вы ее полюбили), что вам в ней запомнилось больше всего?

(Участники по кругу в течение 2-3 минут каждый представ­ляют свои любимые сказки.)

Какая сказочная галерея у нас получилась! В ней ваши любовь и тепло. А сейчас сядьте поудобнее, можете закрыть глаза, и в нашу сказочную галерею войдет еще одна сказка. Называется она «Озеро».

Включается спокойная музыка, и ведущий начинает читать сказку.

Однажды после сильного дождя умытое озеро замерло в ожидании чуда. Никого из людей не было вокруг. Казалось, время остановилось. Но вдруг из полураскрытых цветов, рас­тущих на берегу, вылетели маленькие крылатые существа. Они стряхивали с себя дождевые капельки и перемигивались друг с другом. Конечно, это были лесные эльфы. Они взялись за руки и со смехом полетели к озеру.

От глади воды поднимался пар. И эльфы принялись играть в прятки, то теряя, то находя друг друга в тумане.

Их звонкий смех разбудил русалок, дремавших под шум дождя на дне озера. Они выглянули из воды и зажмурились. Дело в том, что смешинки эльфов превращались в радужные искорки, которых стало так много, что воздух вокруг светился.

Выглянули из норы гномы, чтобы вдохнуть последождевую свежесть. Их тоже поразили искорки-смешинки. Гномы подума­ли, что их драгоценные камни начали летать, и обеспокоились этим. Еще бы! Все их сокровища могли разом разлететься! Гно­мы принялись ловить искорки и складывать в мешки.

Это так развеселило эльфов, что искрящихся смешинок становилось больше и больше. Вскоре часть их осела на бере­гу и превратилась в маленький огонек.

Огонек поселился в корнях старого дерева и своим теплом отогрел их.

Так после дождя ожил чудесный мир, и случайно попавший в это место странник мог бы сказать: «Я знаю, что такое вол­шебство!»

Может, кто-нибудь хочет поделиться чувствами, которые возникли во время прослушивания? (Желающие рассказывают о своих чувствах и переживаниях.)

Заключительная часть.

v Упражнение «Сказочный дождик».

Позволяет сныть мышечное напряжение.

А теперь встаньте все в круг друг за другом. В Сказочной Стране пошел дождик, но не простой, а волшебный. Он стучит по шее, по плечам, по спине...

Все участники двигаются по кругу и в соответствии со сло­вами ведущего с помощью легких постукиваний пальцами де­лают впереди идущему участнику массаж. Затем все повора­чиваются в другую сторону и производят аналогичные действия.

Подведение итогов. Групповое объятие.

ЗАНЯТИЕ 2.

Цель: налаживание контакта в диаде «ребенок – родитель».

Стимульный материал: воздушные шары по числу участ­ников; маркеры, фломастеры, ручки, листы бу­маги на всех участников, релаксационная музыка.

Ход занятия:

Вводная часть.

v Упражнение «Сказочные существа».

Позволяет стимулировать творческое самовыражение, создает мотивацию на совместную работу.

Когда-то давным-давно одну страну населяли сказочные существа. Но налетел ураган и унес их. Только глубоко в пеще­ре остались яйца этих существ. Сейчас я дам вам всем по од­ному такому яйцу, согрейте их своим теплом, и из них вылупят­ся сказочные существа.

Участники берут воздушные шарики, молча прижимают их к себе, что-нибудь рисуют на них. Через 2-3 минуты каждый участник рассказывает о том, кто же появился из его «яйца», как его зовут и т. п.

Основная часть.

v Сочинение сказки.

Позволяет стимулировать творческое самовыражение, получить опыт позитивного взаимодействия.

Какие замечательные существа появились в нашей Ска­зочной Стране! У каждого какие-то свои, не похожие ни на кого, качества, свой характер. Но мы еще очень мало знаем о них. Где живут наши герои, что с ними происходит? Я предлагаю вам сейчас разбиться на четыре подгруппы и сочинить четыре истории о тех персонажах, которые есть в каждой подгруппе.

Каждая подгруппа образовывает свой маленький круг и в течение 10 минут сочиняет сказку с обязательным участием всех сказочных существ, которые есть в данной подгруппе. Затем все снова садятся в общий круг, и представители от каждой подгруппы зачитывают получившиеся сказки.

Обсуждение:

• Как быстро вам удалось придумать общий сюжет сказки?

• Довольны ли вы получившейся сказкой?

Заключительная часть.

v Медитация «Путешествие».

Позволяет расслабиться, гармонизировать внутреннее состояние, стимулировать внутренний потенциал.

Перед началом чтения сказки включается запись спокой­ной музыки.

А теперь закройте глаза... Представьте, что вы отправи­лись в путешествие. Вы объездили множество стран, познако­мились с разными людьми.

И вот однажды вы ехали через поле. Вокруг летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы — они собирали мед. Пели птицы — они радовались, что вы едете через их поле. Пахло цветами и свежей земляникой. И вот на холме вы увидели Прекрасный Дво­рец. Что-то внутри подсказало, что для вас очень важно поехать именно туда. И вы направились по дороге, ведущей ко Дворцу.

Когда вы вошли во Дворец, вы были поражены его красо­той. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для вас. И вы поняли, что в этом Двор­це вы найдете что-то очень важное для себя. Вы пошли по Дворцу своей легкой и уверенной походкой.

Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите...

Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете воз­вращаться. А сейчас вы делаете глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И поти­хоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.

Подведение итогов. Групповое объятие.

 

ЗАНЯТИЕ 3.

Цель: развитие чувства принадлежности к роду.

Стимульный материал: семейный фотоальбом, пуговицы, ручки или карандаши, бумага.

Ход занятия:

Вводная часть.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.215 (0.035 с.)