Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сказка рассказывается в песочнице.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Жили-были два муравья Мур и Рум. Они были очень большими друзьями и превыше всего ценили свою дружбу. Однажды встретили Мур и Рум старого Богомола и рассказали ему о своей дружбе. – Так вы думаете, что нет ничего на свете, что смогло бы разрушить вашу дружбу? – Мы уверены – что бы ни случилось, наша дружба не может исчезнуть! – говорили муравьи. – Можешь как угодно испытать нас, дружба останется несокрушимой. – Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытанию? – спросил Богомол. – Стоит ли? Если вы потеряете вашу дружбу, восстановить ее будет очень сложно. – Мы не боимся испытаний. Проверь нас! – настаивали муравьи. – А если наша дружба не выдержит, значит, она не нужна нам. – Ну что же, хорошо. Но потом пеняйте только на себя, – сказал Богомол. – Пойдемте к Пчеле-Колдунье, и пусть она с помощью своего волшебства подвергнет вас испытаниям. Посмотрим, устоит ли ваша дружба. Отправились Мур и Рум к Пчеле и рассказали ей о своем желании доказать Богомолу, что нет вещи, способной уничтожить их дружбу. Подумала Пчела-Колдунья и сказала: – Хорошо, я устрою вам семь испытаний. Проверим крепость вашей дружбы. Вот первое испытание. – и зажужжала заклинанья: Елики-горелики, Лики-рели-ка! Она тихонько коснулась муравьев своим жалом и – они забыли язык, на котором общались. Но ничуть не повредило это дружбе муравьев. Они сумели прекрасно обойтись без слов и быстро научились понимать друг друга. Тогда Пчела-Колдунья вернула муравьям способность общаться на своем языке и прожжужала новые заклинания, наводя чары для второго испытания: Елики-горелики, Лики-рели-ка-тож! Стали муравьи оскорблять друг друга и обвинять в том, чего никогда не было. Более того: даже обычные слова казались им оскорблением, потому что стали они очень обидчивыми, и уже, казалось, приходит конец их дружбе. Но друзьям удалось остановиться, потому что поняли они, что нет за их словами злобы. Они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их устояла. На третий раз Пчела разбудила в их душах злобу. «Теперь-то точно поссорятся!» – подумала она. Но Мур и Рум излили свою ярость, переломав сухие травинки и палочки, и, освободившись от нее, обнялись снова. Растерялась было Пчела-Колдунья. Однако сняв заклятье грубости и обмана с муравьиных речей, попыталась в четвертый раз: вызвала она у муравьев сильнейший страх перед миром. Долго Мур и Рум не решались вылезти из-под листочков, где прятались от всех окружающих опасностей и друг от друга. И все же вылезли они – и объединились: вдвоем не так страшно. И дружба победила страх. Ничего не смогли поделать с муравьиной дружбой и жажда власти («кто главнее?»), вызванная в их сердцах Колдуньей, и переживания горя. Перед седьмым испытанием всерьез задумалась Пчела-Колдунья: какие же еще навести чары? Тогда старый Богомол сказал ей: – Одно только уничтожит их дружбу... – Мои чары пробуждают только то, что есть в них самих, – оговорилась Пчела. – Это я помню. И беспокоюсь: сможешь ли ты потом вернуть все, как было? Пошептались они о чем-то с Пчелой и высказали муравьям свои сомнения в необходимости последнего колдовства. Однако Мур и Рум, как никогда уверенные в силе своей дружбы, настаивали на последнем, седьмом, испытании. Делать нечего. В последний раз взялась ворожить Пчела: Елики-горелики. Лики-рели-ка-иста-ми! И Пчела произнесла самое важное слово заклятия (догадайтесь – какое?). И сама подивилась результату: отвернулись бывшие друзья друг от друга и уползли в разные стороны. Как ни старалась Пчела, не удалось ей расколдовать Мура и Рума и восстановить дружбу. Почему? Потому что разбуженное ею в сердцах бывших друзей качество разрушает все – даже самые добрые отношения. Потому что как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и доброму общению. Никакая дружба не устоит, если просыпается в душе.... Заключительная часть. v Упражнение «Дорожка к другу». Позволяет создать Ведущий предлагает детям сесть вокруг листа ватмана и нарисовать фломастером дорожки друг к другу (кто к кому захочет), затем провести дорожки и к остальным детям. Подведение итогов. Групповое объятие. ЗАНЯТИЕ 8. Цель: проконтролировать и закрепить полученный результат. Стимульный материал: камень, один лист ватмана, набор цветной бумаги, клей, ножницы, карандаши и ручки по количеству играющих. Ход занятия: Вводная часть. v «Обыкновенное чудо». Позволяет развивать коммуникативные навыки, тренирует в распознании своих ощущений, снимает телесные зажимы, развивает позитивное видение мира и окружающих. Для этой игры понадобится обыкновенный камень. Желательно, чтобы он был не очень приятный на ощупь. Разместитесь на ковре поудобнее. Так, чтобы все игроки видели друг друга. Ведущий берет в руку камень, ощупывает его. Говорит: «У меня в руке камень. Он холодный, неприятный на ощупь (ваша мимика должна соответствовать вашим ощущениям, которыми вы сейчас делитесь), шершавый, у него острые края. Не очень приятно держать его в руке. Но я постараюсь согреть этот камень, прежде чем передать его тебе (назовите имя сидящего рядом с вами игрока). Вы берете камень в ладони, сжимаете их и произносите: "Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь к людям, мою преданность. Передай, камень, мои чувства другу". С этими словами Вы передаете камень игроку, сидящему слева от Вас». Камень находится в руках ребенка. Спросите его: «Ты держишь в руках холодный камень? Конечно же, камень теплый. Как ты думаешь, почему? Помнишь, что я делала, о чем просила камень? Сейчас мы сделаем с тобой то же самое — совершим обыкновенное чудо — согреем камень твоим теплом! Скажем вместе: "Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность людям. Передай, камень, мои чувства другу". Далее камень передается другому игроку. Игра продолжается. Наступает момент, когда камень возвращается к Вам. Вы говорите игрокам: «Я держу в своих руках камень. Он тяжелый, шероховатый, у него острые грани, но его очень приятно держать в руках, потому что он теплый, почти горячий, ведь он передает теплоту наших рук, жар наших сердец, нашу любовь и преданность людям! Оказывается, наши руки могут творить чудеса! Они согревают даже камень!» Основная часть. v «Цветик-семицветик» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева). Позволяет научить детей созидательно использовать свои возможности, развить способность понимать желания другого. — Сказка рассказала нам, дорогие друзья, о чудесном цветке, исполняющем желания. Цветик-семицветик был подарен волшебницей. Но мы с вами находимся в сказочной стране, и сами можем быть волшебниками. Тем более, что это нам не раз удавалось! Давайте вырастим свой Цветик-семицветик. — Вы спрашиваете, как это сделать? Вот большой лист бумаги. Давайте его сделаем волшебным. Вы уже знаете, что для этого нужно передать листу частичку своего тепла. Положите, пожалуйста, руки на лист бумаги, поводите по нему руками. Чувствуете, он постепенно становится волшебным? Теперь возьмите простые карандаши. — Давайте договоримся между собой: кто рисует стебель, кто — листочки, кто серединку, а кто лепестки Цветка. — Прекрасно, дорогие волшебники! Эскиз нашего Цветка готов. Теперь нужно сделать его волшебным, в особенности его лепестки. Но знаете ли вы, что нужно для этого сделать? — Чтобы лепесток был волшебным, в него необходимо заключить доброе пожелание близкому человеку. — Возьмите цветную бумагу, ножницы. Вырежьте по одному лепестку. На обороте лепестка напишите или нарисуйте доброе пожелание кому-то. Не торопитесь, хорошо подумайте. Ведь все может сбыться! — Дорогие волшебники, вы создали чудесные лепестки с добрыми пожеланиями. Теперь приклейте, пожалуйста, кончик лепестков в серединке Цветка. — Вот мы и создали Волшебный Цветок, исполняющий желания. Давайте вспомним сказку. Девочка с небольшой пользой истратила шесть лепестков. Почему? Да, она думала только о своих желаниях. Вы, дорогие волшебники, подумали о тех, кто рядом с вами, ваших близких. — Наш цветок создан для того, чтобы нести радость. Мы можем оторвать по лепесточку для наших близких, и отнести им добрые пожелания. Заключительная часть. v Игра «Подарки друг другу» (З.М. Богуславская). Побуждает внимательно относиться к сверстникам, замечать их переживания, сочувствовать, децентрироваться. Взрослый вызывает каждого ребенка поочереди к ватману с Цветиком-семицветиком. Ребенок сам выбирает что и кому именно он хочет подарить, выбирает именно то, что, по его мнению, больше всего понравится не только ему, но и другому. Взрослый при этом подчеркивает привлекательность каждого подарка. Дарить можно только тем, кому еще ничего не дарили. Подведение итогов. Групповое объятие. II блок программы – когнитивный. Цель: осознание ценностно-смысловых ориентаций и развитие самосознания групповой принадлежности у дошкольников. Задачи: 1. Определить сложившуюся систему ценностно-смысловых ориентаций детей; 2. Продиагностировать актуальный уровень самосознания групповой принадлежности; 3. Создать условия для формирования и развития системы ценностно-смысловых ориентаций и самосознания групповой принадлежности у дошкольников; 4. Проконтролировать и закрепить полученный результат. Данный блок нацелен на: осознание дошкольниками чувства принадлежности к национальной культуре, утверждение их индивидуальности в пространстве культуры; понимание ценностей общества и других людей. В когнитивном блоке применяются механизмы идентификации, сличения, интериоризации, которые позволяют понять и интерпретировать архетип, образец, например, “человек культуры”, путем отождествления себя с ним, а также перенести во внутренний план нечто ценное, значимое. В этом блоке занятия ориентированы на групповую форму работы, сотрудничество, разнообразие проблемных заданий, планирование проектов. Содержание занятий ЗАНЯТИЕ 1. Цель: определение сложившейся системы ценностно-смысловых ориентаций у дошкольников. Стимульный материал: аудиозапись сказки «Крошечка-Ховрошечка». Ход занятия: Вводная часть. v Этюд «Встану я утром» (Хухлаева). Позволяет настроить детей на дальнейшую работу. Учитель читает текст, а дети показывают к нему действия: "Встану я утром, глазки протру, бочок почешу, сильно потянусь, надену ботинки, шнурки завяжу, открою я дверку, выйду из дома и пойду… Куда я пойду?" Дети отвечают: "В детский сад, на занятия, в гости и т.д.". Учитель выбирает популярный ответ (в детский сад, например) и продолжает: "В детском саду я позанимаюсь, потом поиграю, потом поем, хорошо посплю, приду домой и к маме на ручки, поглажу ее". Все вместе дети кричат: "Ой, как хорошо!". Основная часть. v Проблемная ситуация «Крошечка-Ховрошечка» (по одноименной русской народной сказке). Позволяет отследить, какими ценностями руководствуются дети в принятии решений. При прослушивании аудиозаписи с текстом сказки, учитель делает паузы на проблемных моментах сюжета и предлагает детям предположить, что будет дальше. Заключительная часть. v Упражнение «Утро - вечер». Позволяет детям ощутить особенности расслабления мышц, сложить позитивное восприятие себя. Дети "превращаются" в цветы. Когда учитель говорит: "Пришел вечер, цветочки закрылись и заснули", - дети кладут руки на колени и опускают головы. А когда учитель говорит: "Но вот пришло утро, цветочки проснулись и потянулись к солнышку, погладили свои ножки, ручки, щечки, пальчики", - дети поднимают голову и тянут руки вверх. Так повторяется несколько раз. Подведение итогов. Групповое объятие. ЗАНЯТИЕ 2. Цель: формирование позитивного отношения к традициям народа. Стимульный материал: платки для завязывания глаз, трость, комплект врача, веревочки. Ход занятия: Вводная часть. v Упражнение «Замри». Позволяет снять мышечные зажимы. Детям предлагается «заснуть» в разных позах. Ведущий ходит между фигурами, говоря На дворе встречает он Тьму людей, и каждый спит: Тот, как вкопанный, сидит, Тот, не двигаясь, идет, Тот стоит, раскрывши рот (В. Жуковский) Ведущий подходит к фигурам детей, застывшим в различных по: пытается их разбудить, беря за руки: поднимает чью-нибудь руку, не опускается. Основная часть. v «Сказка об имени» (И.В. Вачков). Позволяет осознать важность и силу принадлежности к роду. У каждого человека есть что-то очень особое, которое ему дарят родители при рождении, и которое отличает его от всех других людей. Это наше имя! У всех у нас есть фамилия и отчество, они рассказывают нам о наших предках: бабушках и дедушках, и их бабушках и дедушках… Они говорят, как их звали и кем они были. Но еще наши имена говорят о той стране, где мы живем. В каждой стране есть свои имена: в Англии – Джек и Мери, в Германии – Фриц и Гретхен, а какие имена в России? А вы знаете, что наши с вами имена имеют огромную силу? Сейчас я расскажу вам историю… В давние времена в одном царстве жил-был маленький мальчик. Был он круглым сиротой и бродил по дорогам своей страны, прося милостыню и перебиваясь случайными заработками. Он совсем не помнил своих родителей и даже имени своего не знал. Закрепилась за ним кличка Оборвыш. Однажды ночевал он в лесу у костерка. Только собирался съесть краюху хлеба, поданную ему днем сердобольным землепашцем, как вышел из темного леса высокий седой старик с большим посохом. – Нельзя ли передохнуть у твоего костра? – спросил старик. – Пожалуйста, дедушка! У меня и хлебушко есть. Угощайтесь! Поел старик хлеба и взглянул на мальчика темными глазами, да так, что стало тому жутковато. – Спасибо тебе, Оборвыш. Доброе у тебя сердце. И еще многое есть в тебе, чего ты сам не ведаешь. – Откуда вы знаете мое имя? – удивился мальчик. – Это не имя твое, а прозвище. Но мне и настоящее твое имя известно, – сказал старик. – Но не пришло еще время назвать его. – Кто вы? – со страхом спросил мальчик. – Я волшебник. А имя мое пока не скажу. Я знаю, что течет и в тебе кровь колдунов и волшебников. Если хочешь, я возьму тебя в ученики. Так стал Оборвыш учеником старого волшебника. Главное искусство, которому обучал его волшебник – это умение раскрывать Тайну Имени. Много на земле народов и языков, и на каждом языке одна и та же вещь называется иначе. Мальчику открылось, что все вещи в мире, и все люди, и все животные на земле имеют настоящие – тайные – имена. Тот, кто сумеет узнать подлинное имя предмета или человека, получает полную власть над ним. – Любым человеком сможет управлять волшебник, знающий его настоящее имя, – рассказывал мальчику старик. – Но только тогда, когда тот сам находится в неведении о подлинном своем имени, принимая за него кличку или прозвище. Нельзя в таком случае волшебнику произносить вслух его подлинное имя. – А что тогда будет? – Если оно становится известно его носителю, то он обретает власть над самим собой и познает самого себя. И тогда уже никто не сможет управлять им, как игрушкой. – Как же узнать человеку свое настоящее имя? Все это могут? – Могут-то все, да не все хотят. Потому что совсем не просто – стать хозяином самому себе. Да и путь постижения своего имени бывает долгим и трудным. – А я? Смогу ли я узнать свое подлинное имя? – Ты узнаешь его, когда придет время. Но прежде я научу тебя определять настоящие имена других людей, животных и вещей. – Разве это легче, чем узнать свое имя? – Иногда легче. Старый колдун десять лет развивал в мальчике умение определять подлинные имена вещей и людей. Оборвыш оказался очень способным учеником. Он мог, например, мысленно обратиться по имени к яблоне, и она протягивала к нему ветки, увешенные плодами. Он произносил в уме настоящее название топора, и тот, подчиняясь приказу, начинал колоть дрова. Однажды спросил его старый волшебник: – Скажи, каково мое настоящее имя? Сначала пожал плечами Оборвыш, но потом понял вдруг и прошептал имя волшебника. При этом тихом звуке произошел обвал в горах и вышла река из берегов. – Ну, вот теперь и закончилось твое учение, – сказал старик. – Ты можешь все то, что умею я сам. Иди в мир. Используй свое искусство, но делай это только во благо людям. А мне осталось жить совсем немного... – А как же мое подлинное имя, учитель? – воскликнул юноша. – Ты не скажешь его мне? – Уже очень скоро ты сам узнаешь его. Прислушайся к себе. И действительно, с недавних пор юный волшебник испытывал ощущение, будто внутри него горит маленький огонек, освещающий его собственные мысли и переживания. Этот огонек позволял ему как бы насквозь видеть предметы, окружающие его, и чувствовать удивительную, странную связь между ними и собой. Простился Оборвыш со своим учителем и отправился странствовать по свету. Однажды в пустыне встретился ему разъяренный лев, готовый разорвать человека на части. Но посмотрел на него ласково молодой волшебник, мысленно назвал его по имени (а звучало оно приблизительно так – Гр-р-ау-рр), и сразу успокоился зверь, стал ластиться, как кошка. Вместе пришли они в большой город, где правил злобный властитель. Этот царь творил несправедливость и беззаконие, притеснял и обижал своих подданных. Была у него дочь, которая давно и тяжело болела. Никто из врачей не мог ее исцелить, потому что не удавалось определить ее болезнь. Узнав об этом, явился Оборвыш во дворец и попросил встречи с царем, обещая излечить принцессу. – Если не сумеешь помочь дочери – встретишься с палачом! – грозно предупредил его властитель. Пришел юноша в спальню принцессы, заговорил с нею, сказал ей о ее чувствах и переживаниях, точно определив их, а затем и назвал болезнь, приковавшую ее к постели. И болезнь сжалась в комочек, струсила и была с позором изгнана юным волшебником. Но даже радость от исцеления дочери не растопила злобное сердце царя. Тогда Оборвыш сказал ему несколько слов и произнес имя – то самое ласковое имя, которым когда-то давным-давно, в детстве называла правителя мать. Словно заклятие снялось: царь расплакался, смягчился и больше никогда уже не допускал злобы и несправедливости по отношению к своим подданным. Так и жил Оборвыш со своим другом львом в этом городе, лечил больных, разговаривал с животными, раскрывал тайны, содержащиеся в древних книгах. Но как-то раз стряслась беда: многоголовый змей напал на город, сжег много домов и утащил несколько девушек. Пришли жители к Оборвышу и умоляли спасти их от этой напасти с помощью его волшебного искусства. Когда в следующий раз прилетел многоголовый змей, вышел Оборвыш на площадь и, взмахнув магическим посохом, мысленно произнес подлинное имя чудовища. Присмиревший змей опустился неподалеку. Был он так огромен и страшен, что даже лев, дрожа, спрятался за спиной Оборвыша. Поговорив со змеем, понял молодой волшебник, что тот – всего лишь игрушка в руках какого-то злого колдуна, также владеющего Тайной Имени. Тогда Оборвыш потребовал от змея показать дорогу к жилищу злодея. Долго ли, коротко летел змей, но доставил он Оборвыша и его льва к подножию скалистых гор, где в пещере жил колдун. Только сделал Оборвыш шаг по направлению к пещере, как раздался ужасный грохот, земля зашаталась под ногами и между ним и пещерой образовалась трещина. Лев, прижав уши, перепрыгнул через пропасть и устремился к черной дыре в скале. Оттуда вышел человек в черном плаще с накинутым на голову капюшоном. Лицо, мелькнувшее под капюшоном, показалось Оборвышу знакомым. Человек махнул рукой, и Оборвыш уловил его мысленный приказ льву, сопровождаемый именем животного «Гр-р-ау-рр!». Лев остановился, заскулил и пополз на брюхе к ногам колдуна. А тот откинул капюшон, и Оборвыш увидел... себя! – Да. Ты не ожидал встретить здесь свою копию? – усмехнулся колдун. – Все просто. Мы братья-близнецы, рожденные в семье волшебников. Нас разлучили с рождения, и мы пошли в жизни разными путями: ты – белой, а я – черной магии. Я знаю твое подлинное имя, а ты – теперь, наверное, ты уже знаешь мое. И тебе, и мне понятно, какая мощь заложена в Настоящем Имени. Но обоим нам неизвестны наши собственные имена. – И если кто-то из нас воспользуется сейчас своим знанием и произнесет в уме имя другого.., – начал догадываться Оборвыш. –...то навсегда лишит его волшебного искусства и может превратить его в своего раба, – жестко сказал его двойник. – И что же ты предлагаешь? – спросил Оборвыш. – Давай объединимся. Два таких сильных колдуна, как мы, способны поработить весь мир. Ведь стоит нам произнести вслух имена друг друга, и мы многократно усилим нашу колдовскую мощь. На земле остались только мы двое, умеющие раскрывать подлинные имена. Владение миром или потеря этого великого дара. Выбирай! – Объединиться с тобой – значит стать таким же, как ты, злодеем. Оставить тебе возможность творить зло было бы преступлением, – медленно проговорил Оборвыш (пылавший в нем огонек разгорался все ярче). – Значит, ты готов стать моим слугой? – насмешливо спросил колдун. Оборвыш отчетливо почувствовал его страх, тщательно спрятанный за усмешкой. И он понял причину этого страха: его противник знал, что никогда ему самому не удастся узнать своего подлинного имени, а Оборвыш, единственный, кто мог назвать его – отказывался сделать это. И вдруг юному волшебнику стало совершенно ясно, чего больше всего боится злой колдун: того, что его противник окажется способен сам познать свое имя. – Нет, никогда я не стану твоим слугой, – уверенно сказал Оборвыш и взглянул в глаза двойнику. Словно скрестились два невидимых меча, когда одновременно произнесены были в умах два имени, очень похожих – и очень разных. Оборвыш вплотную приблизился к своему противнику. Нескрываемый ужас отразился на лице его брата, и фигура его вдруг расплылась, потеряла форму. Словно легкое облачко окутало Оборвыша, питая его перетекающей силой. И растаяло. Он стоял и улыбался. Он уже не был Оборвышем. Он чувствовал себя настоящим хозяином – самому себе. Потому что он сам осознал свое подлинное имя, опередив своего противника всего на несколько мгновений. Заключительная часть. v Игра «Эхо». Позволяет почувствовать силу своего имени и силу рода. Дети по очереди называют свое имя, хлопая в такт, а остальные повторяют за ним. Подведение итогов. Групповое объятие. ЗАНЯТИЕ 3. Цель: укрепление чувства принадлежности к национальной культуре, утверждение индивидуальности ребенка в пространстве культуры. Стимульный материал: заготовки для масок, краски, кисточки, карандаши, фломастеры, ножницы, бумага. Ход занятия: Вводная часть. v Упражнение «Танец мира». Позволяет детям почувствовать групповую общность, снять эмоциональное напряжение. Дети становятся в круг и берутся друг за друга мизинчиками. Затем начинают двигаться по кругу сначала медленно, потом быстрее и быстрее, стараясь, чтобы круг не разорвался. v Упражнение «Танец радости». Дети становятся в круг, берутся за руки. Затем все вместе скачут, как радостные воробушки в солнечную погоду, подставляют бока солнышку, как радостные котята, а потом прыгают, как радостные ребята на солнечной прогулке. Основная часть. v Упражнение «Создай маску». Позволяет детям творчески выразить себя, почувствовать себя частью одной культуры. Детям предлагается сделать маску какого-либо сказочного героя. Важно, чтобы маска отражала характер этого героя. На листе бумаги рисуется овал по размеру лица ребенка, определяется место для глаз и рта и затем с использованием красок, карандашей и других материалов маска наполняется содержанием. В своей творческой работе дети остаются свободными от каких-либо правил. После завершения изображения маску необходимо вырезать, надеть себе на лицо. Заключительная часть. v Упражнение «За маской». Позволяет детям почувствовать собственную значимость в рамках культуры. Маски всех участников «оживают». Детям предлагается придумать свою сказку с участием всех героев. Подведение итогов. Групповое объятие. ЗАНЯТИЕ 4. Цель: знакомство с диадой «Добро – Зло». Стимульный материал: Ход занятия: Вводная часть. v Упражнение «Кто медленнее». Позволяет активизировать внимание, настроить детей на лад предстоящего занятия. Дети "превращаются" в черепах и делятся на две группы. Проводится соревнование, какая группа черепах доползет до противоположной стены медленнее. v Упражнение «Меняющаяся комната». Позволяет снизить напряженность, повысить настроение. Давайте сейчас будем медленно ходить по комнате… А теперь представьте, что комната наполнена жвачкой и вы продираетесь сквозь нее… А теперь комната стала оранжевой – оранжевые стены. Пол и потолок, вы чувствуете себя наполненными энергией, веселыми и легкими как пузырьки в «Фанте»… Основная часть. v Сказка «Добро и зло». Позволяет получить положительный опыт действия через сказочный образ, сформировать понятие о добре и милосердии. Детям предлагается сесть поудобнее и прослушать сказку. Прощаясь с учениками, учитель всегда говорил им: «Идите и ищете добро». Ученики разъезжались, и больше учитель их не видел. Однажды к учителю пришел странник и сказал: – Учитель, когда-то я был вашим учеником и теперь хочу снова стать им. – Я научил тебя всему, что знал, – ответил учитель. – Вы велели мне искать добро, но люди всюду творят зло, в их сердцах нет благодарности, – возразил ученик. – Я долго искал, но не нашел добра. Сейчас я вернулся, чтобы вы научили меня искать. – Хорошо, – согласился учитель, – я тебя научу, но сначала иди в лес, который начинается сразу за моим домом. Там найди избитого человека. Спаси его, не спрашивая ни о чем и не обращаясь за помощью к другим. Даже не упоминай в селении имя этого человека. Странник ушел в лес и вскоре по стонам нашел несчастного. Тогда странник построил шалаш и стал лечить бедняка травами. Когда неизвестный поправился, он долго благодарил своего спасителя, а потом ушел прочь. Странник вернулся к учителю и воскликнул: – Учитель, спасибо вам. Теперь я узнал, что благодарность существует. От этого бедного человека я услышал наконец добрые слова! – Этот человек – вор. Жители селения избили его, а он проклял их. Он сказал тебе добрые слова, потому что на самом деле и добро и зло живут в твоем сердце, – произнес учитель. Обсуждение сказки: ¾ Как вы думаете, почему ученик всюду видел только зло? ¾ Что объяснил ему учитель? ¾ Как бы вы объяснили человеку, что мир вокруг ¾ него зависит в первую очередь от его мыслей и поступков? ¾ Расскажите о каком-либо случае из своей жизни, когда чья-то доброта помогла вам справиться с проблемой. v «Сердце». Позволяет развить рефлексивные способности. Нарисуйте контур своего сердца и раскрасьте его разными красками, которые соответствуют вашим чувствам. Заключительная часть. v Упражнение «Самолет летит, самолет отдыхает». Позволяет расслабить мышцы, снять эмоциональное напряжение. Дети поднимают руки, как крылья самолета, напрягают их (потому что нужны очень сильные крылья, чтобы самолет летел). Затем опускают их вниз расслабленными - самолет прилетел, крылья устали и хотят отдохнуть. v Упражнение «Возвращение в самолете». Позволяет повысить настроение и активизировать детей. Учитель говорит, что теперь пора возвращаться в класс. Детям предлагается превратиться в "самолетики" и показать, как они летят в класс. ЗАНЯТИЕ 5. Цель: формирование базовой ценности – справедливость, честность. Стимульный материал: куклы (коза, дед, баба, внучка, волк, медведь, петух). Ход занятия: Вводная часть. v Русская народная игра «Семь сыновей». Позволяет снять психоэмоциональный зажим, настроить на работу. Один ребенок изображает старушку. Вокруг него, взявшись за руки, проходят играющие и поют: У одной бедной старушки Жили в маленькой избушке Семь сыновей, Все без бровей, С большими носами, С длинными ушами; Ничего не ели, А все только пели, Скакали да играли! Как? (останавливаются и опускают руки) Делали все вместе так. (отвечает, быстро делает какое-нибудь движение, жест, позу). Основная часть. v Кукольный театр «Коза Дереза». Позволяет определить суть справедливости и честности. Жили были дед да баба да внученька Маша. Не было у них ни коровки, ни свинки, никакой скотинки - одна коза. Коза, черные глаза, кривая нога, острые рога. Дед эту козу очень любил. Вот раз дед послал бабку козу пасти. Она пасла, пасла и домой погнала. А дед сел у ворот да и спрашивает: - Коза моя, коза, чёрные глаза, кривая нога, острые рога, что ты ела, что пила? - Я не ела, не пила, меня бабка не пасла. Как бежала через мосточек ухватила кленовый листочек, - вот и вся моя еда. Рассердился дед на бабку, раскричался и послал внучку козу пасти. Та пасла, пасла и домой пригнала. А дед у ворот сидит и спрашивает: - Коза моя, коза, чёрные глаза, кривая нога? острые рога, что ты ела, что пила? А коза в ответ: - Я не ела, я не пила, меня внучка не пасла, как бежала через мосточек, ухватила кленовый листочек, - вот и вся моя еда. Рассердился дед на внучку, раскричался, пошёл сам козу пасти. Пас, пас, досыта накормил и домой погнал. А сам вперёд побежал, сел у ворот да спрашивает: - Коза моя, коза, чёрные глаза, кривая нога, острые рога, хорошо ли ела, хорошо ли пила? А коза говорит: - Я не пила, я не ела, а как бежала через мосточек ухватила кленовый листочек,- вот и вся моя еда! Рассердился тут дед на обманщицу, схватил ремень, давай её по бокам лупить. Еле-еле коза вырвалась и побежала в лес. В лес прибежала да и забралась в зайкину избушку, двери заперла, на печку залезла. А зайка в огороде капусту ел. Пришёл зайка домой - дверь заперта. Постучал зайка да и говорит: - Кто мою избушку занимает, кто меня в дом не пускает? А коза ему отвечает: - Я коза-дереза пол бока луплена, за три гроша куплена, я как топну - топну ногами, заколю тебя рогами, хвостом замету. Испугался зайчик, бросился бежать. Спрятался под кустик и плачет, лапкой слёзы вытирает. Идет мимо серый волк, зубами щёлк. -О чём ты заинька плачешь, о чём слёзы льёшь? - Как мне, заиньке, не плакать, как мне серому, не горевать: построил я себе избушку на лесной опушке, а забралась в неё коза-дереза, меня домой не пускает. - Не горюй, заинька, не горюй серенький, пойдём я её выгоню. Подошёл серый волк к избушке да как закричит: - Ступай, коза, с печи, освобождай зайкину избушку! А коза ему и отвечает: - Я коза-дереза, пол бока луплена, за три гроша куплена, как выпрыгну, как выскочу, забью ногами, заколю рогами - пойдут клочки по закоулочкам! Испугался волк и убежал! Сидит заинька под кустом, плачет, слезы лапкой утирает. Идёт медведь, толстая нога. Кругом деревья, кусты трещат. - О чём, заинька, плачешь, о чём слёзы льёшь? - Как мне, заиньке, не плакать, как мне серому, не горевать: построил я избушку на лесной опушке, а забралась ко мне коза-дереза, меня домой не пускает. - Не горюй, заинька, я её выгоню. Пошёл к избушке медведь да давай реветь: - Пошла, коза, с печи, освобождай зайкину избушку! Кога ему в ответ: - Как выскочу, да как выпрыгну, как забью ногами, заколю рогами, - пойдут клочки по закоулочкам! Испугался медведь и убежал. Сидит зайка под кустом, пуще прежнего плачет, слёзки лапкой утирает. Кто мне зайчику серенькому поможет? Как мне козу-дерезу выгнать? Идёт петушёк, красный гребешёк, в красных сапогах, на ногах шпоры, на плече коса. - Что ты, заинька, так горько плачешь, что ты серенький, слёзы льёшь? - Как мне не плакать, как не горевать, построил я избушку, на лесной опушке, забралась туда коза-дереза меня домой не пускает. - Не горюй, заинька, я её выгоню. - Я гнал - не выгнал, волк гнал - не выгнал, медведь гнал - не выгнал, где тебе, Петя, выгнать! - Пойдём посмотрим, может и выгонем! Пришёл Петя к избушке да как закричит: - Иду, иду скоро, на ногах шпоры, несу острую косу, козе голову снесу! Ку-ка-ре-ку! Испугалась коза да как хлопнется с печи! С печи на стол, со стола на пол, да в дверь, да в лес бегом! Только её и видели. А заинька снова стал жить в своей избушке, на лесной опушке. Морковку жуёт, вам поклон шлёт. Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец. Заключительная часть. v Упражнение «Карандашик - кисточка». Позволяет снять психоэмоциональное напряжение. Карандашик – напряженная, вытянутая вперед рука, а кисточка – мягкая изогнутая рука. По сигналу «Карандашик!» - дети напрягаются, «Кисточка!» - расслабляются. Через некоторое время можно включить вторую руку. Подведение итогов. Групповое объятие. ЗАНЯТИЕ 6. Цель: формирование базовой ценности – трудолюбие и бережливость. Стимульный материал: релаксационная музыка. Ход занятия: Вводная часть.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.124 (0.014 с.) |