Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурно-личностной идентификации человека в социумеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Культура (материальная и духовная) — результат исторического соединения и перерождения опыта предыдущих поколений. Исходя из того, что понятие «личность» в исследованиях культуры используется для характеристики человека, способного творчески преображать мир и самого себя, именно деятельность человека как всеобщий способ самореализации его личности является источником культуры. Личность развивается только тогда, когда, взаимодействуя с культурой и другими представителями этой культуры, усваивает ее, функционирует в культурной среде как носитель ценностей и создает культуру как субъект культурного творчества (Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, Ф.М. Достоевский, А.Н. Леонтьев, М. Мид, Н.К. Рерих, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, Л.С. Сысоева, Д.И. Фельдштейн и др.). На сегодняшний день отечественная психологическая наука объясняет развитие психики человека, основываясь на закономерностях его вхождения и функционирования в культуре, описанных Л.С. Выготским в его культурно-исторической теории развития человека. Эти же представления были развиты его коллегами и последователями: Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, В.Н. Мясищевым, Л.Ф. Обуховой, Д.И. Фельдштейн, Д.Б.Элькониным и др. В соответствии с теорией культурно-исторического развития, у человека нет врожденных ценностных и смысловых категорий, которые определяют его поведение в среде. Их формирование происходит путем присвоения исторически выработанных категорий культуры. Эти категории Э. Фромм определил как константные доминанты культуральной матрицы. Их постоянное воздействие на человека не только формирует определенные психические реакции, но и определяет совокупность устойчивых психических свойств, т.е. формирует определенный тип личности. Культуральная матрица включает следующие константные доминанты [59]: ¾ совокупность форм непосредственного воздействия на наше тело: от дисциплинарных механизмов телесной фиксации и контроля над процедурами удовлетворения физиологических потребностей (например, в организации образовательной среды) до использования искусственных ритмических вибраций для формирования наведенных эмоциональных состояний (например, средствами музыкального искусства); ¾ совокупность культуральных запретов и предписаний; ¾ социальные стандарты организации микросреды первичной коммуникации, т.е. семейной среды и стереотипов общения родителей с ребенком на ранних стадиях его развития; ¾ родной язык как смысловая и символическая основа организации психики; ¾ установочные коды, заложенные в детской сказке, и формы их ритуального закрепления в детской игре; ¾ особым образом организованное воздействие на ребенка специально отобранными элементами культурного наследия и самой образовательной средой; ¾ стереотипы историко-культурной традиции (в диапазоне от исторических мифов коллективной идентичности до явного или неявного воздействия традиционной для данной культуры религиозной конфессии); ¾ социальная мифология, организующая процессы массообразования, запускающая и поддерживающая механизмы политической (роевой) психической активности; ¾ символика относительно константных и надындивидуальных элементов бытовой культуры (от внешнего вида денежных знаков и атрибутов власти до стереотипов обыденной коммуникации и внешнего вида людей); ¾ кумулятивное установочное воздействие культовых произведений художественной культуры (в основном - кинофильмов и телесериалов); ¾ символические доминанты среды обитания, так называемого «гения места» («genius loci») - природного ландшафта, городской архитектуры, стандартных элементов квартирной обстановки. «Константное основание культурной среды, — считает В. Медведев, — и есть то самое Божество, по образу и подобию которого мы формируемся, которое устанавливает и поддерживает неписанные законы нашего человеческого существования, следование воле которого, его запретам и предписаниям, есть непременное условие социального мира и согласия»[59]. Помимо константных доминант в культурной матрице также существуют базовые переменные факторы, так или иначе корректирующие воздействие доминант, наиболее значимые из них: ¾ реклама, кодирующая индивида универсальными образами, кодовыми словами и словосочетаниями, искусственными символами, коллективными целями и ценностями; ¾ стержневые компоненты телевизионной культуры (телесериалы, новостные и аналитические программы, популярные шоу и пр.), формирующие некую постоянно возобновляемую квазиреальность, подключенность к которой формирует у отдельных индивидов надындивидуальные смыслы и содержания психики; ¾ компьютерная культура, фиксирующая в относительно устойчивом фантазийном виде нереализованные желания людей; ¾ ведущие тенденции моды и дизайна, создающие непосредственное культуральное окружение индивида, постоянно пребывая внутри которого индивид неявно испытывает и отыгрывает сиюминутные запросы культурной среды; ¾ формы масс-культа (песенные шлягеры, культовые кинофильмы, книжные бестселлеры), при помощи которых осуществляется виртуальное воспроизведение первичной культуральной матрицы. Анализ психологической литературы позволил посмотреть динамику культурно-личностной идентификации человека в онтогенезе. В начале жизни человек приобретает два базисных компонента, обеспечивающие безопасное существование в обществе:стремление к целостности, отличие от других. Идентификация начинается с ощущения своего тела [31, 33]. Ребенок отделяет себя от внешнего мира, узнает свое тело в ходе практического вовлечения в субъект-объектные отношения, научается его контролировать. Д.И. Дубровский отмечает, что отношение к себе как собственному телу - первый момент смыкания с самим собой [32]. При этом ощущение своего тела – это не просто обретение собственной целостности, но и приобретение способности практического овладения различными ситуациями, а также способность к преобразовательной деятельности. Ребенок изначально рождается внутри общества и культуры, в семье. Именно в процессе взаимодействия внутри своего микросоциума ребенок усваивает культуральные константы через знак – искусственно созданный человеком стимул, несущий на себе отпечаток определенной культуры (жесты, ноты, живопись, слово, как устная и письменная речь) [22, 23]. Уже в первые недели жизни ребенок научается подражать некоторым мимическим действиям, которые ему демонстрируют, тем самым формируя свою паралингвистическую знаковую систему (мимика, улыбка, жесты, восклицание и т.д.) на врожденной основе через присвоение ребенком идентифицируемого поведения взрослого. В свою очередь, эта элементарная знаковая система стимулирует определенные реакции матери. Ребенок сам начинает вызывать у матери эмоционально выразительное отождествление с ним. Эти идентификационные отношения со взрослым и взрослого с ребенком на ранних этапах онтогенеза способствуют эмоциональной причастности ребенка к человеческому роду [2]. К двум годам развивается речь, позволяющая ребенку выразить себя во «вне»: рассказывать о своих действиях и мыслях, без чего невозможно самопознание. Выготский считает осознание себя в речи главным компонентом в генезисе самоопределения [20]. К тому же, благодаря речи ребенок начинает активно контактировать за кругом своей семьи, усваивая более широкий круг элементов культуры. В общении со сверстниками ребенок практикуется в действиях присвоенных им от взрослого через уже достаточно сформированную знаковую систему. В этих отношениях дошкольник не только принимает на себя роль другого, но и легко идентифицируется с ним, усваивая тип его поведения, чувств и мотивов или приписывая ему свои – это типичная форма экстрариоризационной идентификации. Благодаря именно ей ребенок дошкольного возраста легко идентифицирует себя с героями сказок, перенося на них свой эмоциональный опыт. В процессе усвоения элементов культуры включаются механизмы идентификации – осознание чувства принадлежности к данной культуре, выстраивание личностного образа «человека культуры» – так называемая культурная идентификация. Ребенок становится полноправным представителем человеческой общности, только овладев в той или иной мере человеческой культурой: ценностями, нормами, способами действования и общения, эталонами и способами оценивания и самооценивания. Однако, ценности культуры воспринимаются личностью индивидуально и избирательно, побуждая ее к культурному саморазвитию, самореализации своих взглядов, интересов, способностей и утверждению своей индивидуальности в пространстве [85]. Развивая свою мыслительную деятельность, человек начинает использовать их для управления своей внутренней психической жизнью, а, следовательно, и поведением. Таким образом, в процессе культурной идентификации «запускаются» механизмы личностной идентификации. Личностная идентификация как процесс и результат рассматривается через содержание и направленность личностных структур – тех проявлений деятельности сознания (функции сознания), которые регулируют, управляют, развивают мыслительную деятельность человека, определяя его поведение на личностном уровне. Присвоение психики идет через посредника (переход от социального к индивидуальному). Становление личностной идентификации заключается в процессе тяжелого выбора между легко приобретаемым Я (скопированным, принудительно приобретенным), и Я, которое получают собственными усилиями, в результате приспособления внутреннего мира к разнообразию внешнего [59]. Благодаря деятельности личностных структур сознания реализуется феномен «быть личностью»: умение проявлять и управлять собственными смыслами, в соответствии с общественными требованиями [85]. Интериоризация касается не только культурного наследия, а также способов и форм самосознания. Вслед за В.С. Мухиной, можно выделить два основных этапа становления самосознания индивида в социокультурном пространстве [63]: Первое рождение личности обусловлено присвоением структуры самосознания, свойственной любому человеческому индивиду, находящемуся в системе любой культуры, через механизм межличностной идентификации. В этот период онтогенеза личности происходит идентификация с именем, полом, притязанием на признание, видением своего «Я» во времени и, наконец, с теми общественными ценностями, которые обеспечивают бытие личности в социокультурном пространстве. Развитие человека в детстве базируется на тех механизмах, которые существовали на начальных периодах развития человеческого рода. Обратимся к истории человечества на этапе родового развития. На этом этапе появляется некий прообраз имени как индивидуального знака родового человека, обеспечивающие принадлежность человека к определенному роду. Поэтому идентификация ребенка с именем является начальной и базовой ступенью его культурной идентификации. Но, как уже было сказано имя – это индивидуальный знак. Это начало социального разрешения на индивидуализацию. Получив имя, человек не только присоединялся к роду, но и неизбежно выделялся, индивидуализировался из него. Теперь вся его деятельность работала на формирование его образа – личности [62]. Еще одним важным моментом для успешной идентификации человека со своим родом является усвоение определенных правил и запретов (табу), нарушение которых вело к сиюминутному наказанию, вплоть до изгнания из рода или полного уничтожения нарушителя. Поэтому подрастающее поколение сызмальства идентифицировали с родом, прививая систему табу через наиболее понятные детям художественные образы в сказках, былинах и мифах, о чем мы писали выше. Так происходило формирование мировоззрения ребенка в рамках идеологии данной культуры. Необходимость развития, заложенная в природе и человечестве, провоцировала человеке на нововведения, изменения устоявшейся системы законов вопреки страху наказания, т.е. на самореализацию своих взглядов, интересов и способностей. Второе рождение личности, по В.С. Мухиной [63], как раз связано с формированием мировоззрения и системы личностных смыслов. Здесь механизмы личностной идентификации действуют на эмоциональном и когнитивном уровнях. Развитая личность, ориентируясь на идеологию и мировоззрение, прогнозирует себя в будущем, формирует идеальный образ своей жизненной позиции, «сохраняет свое лицо» при взаимодействии с другими. Таким образом, процесс присвоения культурного наследия находится в тесной взаимосвязи со становлением личности человека, поскольку только через осознание себя он может действовать как субъект культуры, т.е. запускать культурно-личностную идентификацию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.134 (0.012 с.) |